Управление предпринимательскими рисками и основные механизмы их нейтрализации.(билет №22)
Каждая предпринимательская фирма имеет собственные предпочтения деятельности, связанные с риском, и на основе этого выявляет риски, которым может быть подвержена, при этом решает какой уровень риска для нее приемлем, и ищет способы его минимизации. Такие действия называются системой управления риском. Деятельность предпринимателя вэтой области направлена на защиту своей фирмы от действия рисков, угрожающих ее прибыльности, и способствует выбору из альтернативных проектов осуществления предпринимательской деятельности оптимального.
Деятельность предпринимателя по управлению рисками называется политикой риска, под которой понимают совокупность различного рода мероприятий, имеющих целью снизить опасность ошибочного принятия решения в момент самого его принятия и сократить возможные негативные последствия этих предпринимательских решений. Процесс управления предпринимательским риском представлен следующими этапами (рис. 9.4.).
Выяснение риска
Оценка риска
Выбор методов управления риском
Применение выбранного метода
Оценка результатов
Рис. 9.4. Этапы процесса управления риском.
Комплексный подход к управлению риском позволяет предпринимателю более эффективно использовать ресурсы, распределять ответственность, улучшать результаты работы фирмы и обеспечивать ее безопасность от действия риска. Управление предпринимательским риском связано с разработкой мероприятий по минимизации последствии рисков.
Основные методы нейтрализации предпринимательских рисков.
Предпринимательские риски разрешаются с помощью различных средств и способов. При выборе конкретного средства разрешения коммерческого риска предприниматель должен исходить из следующих принципов:
1. Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал.
Реализация этого принципа означает, что прежде чем вкладывать капитал, предприниматель должен:
- определить максимально возможный объем убытка по данному риску;
- сопоставить его с объемом вкладываемого капитала;
- сопоставить его со всеми собственными ресурсами и определить, не приведет ли потеря этого капитала к банкротству.
2. Надо думать о последствиях риска.
Реализация этого принципа требует, чтобы предприниматель, зная максимально возможную величину убытка, определил бы, к чему она может привести, какова вероятность риска, и принял бы решение об отказе от риска (т. е. от мероприятия), о принятии риска на свою ответственность или о передаче риска на ответственность другому лицу.
3. Нельзя рисковать многим ради малого.
Действие третьего принципа означает, что предприниматель должен определить приемлемое для него соотношение между страховым взносом и страховой суммой. Страховой взнос (или страховая премия) - это плата за страховой риск страхователя страховщику, согласно договору страхования. Страховая сумма - это денежная сумма, на которую застрахованы материальные ценности.
Предприниматель не должен принимать на себя риск, если размер убытка относительно велик по сравнению с экономией на страховом взносе.
Хозяйственная практика выработала систему мер, направленных на уменьшение риска до минимально возможного уровня. Наиболее часто применяются следующие группы методов снижения риска:
- технические, например, система противопожарного контроля, банковских электронных расчетов, охранной сигнализации и т.п.;
- правовые методы, к ним относятся страхование, залог, поручительство, неустойка (штраф, пени), задаток.
- организационно-экономические методы включают комплекс распорядительных мер, направленных на предотвращение потерь от риска в случае наступления неблагоприятных обстоятельств, например, запрет на курение в огнеопасных местах, диверсификация деятельности и т.п.
Рассмотрим наиболее распространенные отдельные методы снижения риска.
· Диверсификация – распределение усилий и капиталовложений между разнообразными видами деятельности, непосредственно не связанными между собой, то есть реализация принципа «не класть все яйца в одну корзину». Однако на практике диверсификация может не только не уменьшить, но и увеличить риск. Это происходит в том случае, если средства вкладываются в деятельность, в которой у субъекта предпринимательства ограничены знания и управленческие способности.
· Страхование - система возмещения убытков страховщикам при наступлении страховых случаев. Стразовым случаем признается событие, с наступлением которого связывается выплата страхового возмещения. Страховым возмещением, в свою очередь, называется сумма денежных средств, выплачиваемых в счет возмещения ущерба при наступлении страхового случая. Страхование может осуществляться в двух формах: обязательного и добровольного страхования.
· Поручительство предусматривает, что при недостаточности средств у должника поручитель несет ответственность по его обязательствамперед кредитором. При этом возможна солидарная ответственность поручителя и должника. С помощью такого приема обеспечивается возвратность кредитов, выдаваемых банками. Юридически такая сделка оформляется договором поручительства согласно ГК РФ (ст. 361).
· Залог – способ обеспечения исполнения обязательств, при котором кредитор (залогодержатель) имеет право в случае невыполнения обязательств должником (залогодателем) получить удовлетворение своих требований из стоимости заложенного имущества. Предметом залога может быть любое имущество, которое может быть отчуждено. Законодательство допускает применение одновременно разных видов залога.
· Распределение риска применяется, как правило, в случае исполнения проекта несколькими исполнителями. При этом каждый участник выполняет запланированный объем работ и несет соответствующую долю риска в случае невыполнения проекта. Этот метод может применяться и при транспортировке сырья, материалов или готовой продукции. В этих случаях предметом передачи являются риски, связанные с порчей или потерей имущества в процессе его транспортировки и осуществления погрузочно-разгрузочных работ.
· Резервирование средств связано с созданием резервов на покрытие непредвиденных расходов, возникающих в процессе осуществления какой-либо сделки. При помощи этого методы предпринимательская фирма может компенсировать риск, и тем самым ликвидировать различные «сбои» в работе. Использование этого метода необходимо последовательно выполнить ряд процедур:
- провести прогнозную оценку потенциальных потерь, вызванных непредвиденными обстоятельствами;
- определить структуру резерва на покрытие последствий риска;
- осуществить целевое распределение резерва между различными видами риска;
- провести корректировку плана в связи с формированием резерва.
Принятие решения о применении противорисковых мероприятий нужно проводить на основе сравнения потерь, вызванных наступлением рисковых событий, с затратами на реализацию предложенных противорисковых мер. Такая процедура должна выполняться по каждому виду риска, имеющего наибольшую важность.