Анализ результатов деятельности компании
Содержание раздела:
5.1. Цели, задачи, этапы проведения анализа.
5.2. Информационная база анализа.
5.3. Анализ доходов Компании от перевозок.
5.4. Анализ формирования и использования прибыли Компании.
5.5. Анализ финансовых результатов.
Эффективность производственной, финансовой и инвестиционной деятельности предприятия выражается в достигнутых финансовых результатах. Результативность, экономическая целесообразность, рентабельность предприятия измеряются абсолютными и относительными показателями.
Получаемые доходы предназначены для покрытия расходов и образования прибыли, т.е. служат основным источником финансовых ресурсов. Общая сумма доходов рассчитывается следующим образом:
ΣД = Дгр + Дпасс ,
где Дгр – доходы от грузовых перевозок, тыс. руб.
Дпасс – доходы от пассажирских перевозок, тыс. руб.
На величину доходов от грузовых и пассажирских перевозок влияют их объём и уровень средних доходных ставок на единицу перевозок по видам, а также доля видов перевозок в общем объёме перевозочной работы и может быть определена по следующей модели:
,
где – средняя доходная ставка соответственно 10 приведенных т-км, 10 т-км, 10 пасс-км;
— коэффициент, характеризующий долю пассажирских и грузовых перевозок соответственно в общем объеме приведенных т-км.
Однако в практике анализа доходов принято выполнять факторный анализ отдельно по доходам от грузовых перевозок с использованием модели:
,
где ∑PL – грузооборот, т-км.
И по доходам от пассажирских перевозок с использованием модели
,
где ∑АL – пассажирооборот, пасс-км.
Компания подразделяет доходы в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы.
Используя исходные данные, проанализируйте по форме табл. 5.1 выполнение плана доходов от перевозок в целом и по их видам отдельно. Дайте оценку степени выполнения плана.
Таблица 5.1
Оценка состава и структуры доходов
Показатель | Сумма, млн. руб. | Выпол-нение плана, % | ||
Предшествующий год | Отчётный год | |||
План | Факт | |||
Доходы от перевозок грузов, млн. руб. | ||||
Удельный вес в общей сумме доходов, % | ||||
Предоставление услуг локомотивной тяги, млн. руб. | ||||
Удельный вес в общей сумме доходов, % | ||||
Доходы от пассажирских перевозок в дальнем следовании, млн. руб. | ||||
Удельный вес в общей сумме доходов, % | ||||
Доходы от пассажирских перевозок в пригородном сообщении, млн. руб. | ||||
Удельный вес в общей сумме доходов, % | ||||
Предоставление услуг инфраструктуры, млн. руб. | ||||
Удельный вес в общей сумме доходов, % | ||||
Доходы от прочих видов деятельности, млн. руб. | ||||
Удельный вес в общей сумме доходов, % | ||||
Итого доходов, млн. руб. |
Анализ выполнения плана доходов начинают с изучения системы факторов, влияющих на отклонение от плана общей суммы доходов от перевозок. Поэтому следующим этапом, студент, используя плановые и отчётные данные о доходах от грузовых и пассажирских перевозок, а также об объёмах перевозок грузов и пассажиров, должен провести анализ влияния факторов на изменение доходов (табл. 5.2) в отчетный период по сравнению с планом:
а) объема перевозок;
б) средней доходной ставки;
в) структурных сдвигов по видам перевозок.
Таблица 5.2
Расчёт влияния факторов на доходы от перевозок
Показатель | Выполнение плана по объёму работ, % | Доходы, млн. руб. | Изменение доходов, млн. руб. | |||||
План | Скорректированный план | Факт | Всего | В том числе за счёт влияния | ||||
объёма работ | доходной ставки | структуры перевозок | ||||||
Доходы от перевозок грузов | ||||||||
Предоставление услуг локомотивной тяги | ||||||||
Доходы от пассажирских перевозок в дальнем следовании | ||||||||
Доходы от пассажирских перевозок в пригородном сообщении | ||||||||
Предоставление услуг инфраструктуры | ||||||||
Доходы от прочих видов деятельности | ||||||||
Итого доходов |
Формирование конечного финансового результата – бухгалтерской прибыли (убытка) производится на основании бухгалтерского учета всех фактов хозяйственной жизни и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и учетной политикой.
Прибыль как экономическая категория характеризует финансовый результат деятельности. На железнодорожном транспорте, в первую очередь, оценивают объем и структуру прибыли по видам деятельности. Используя данные, приведенные в табл. 5.3, оцените изменение прибыли, её структуру и динамику в разрезе видов перевозок. Оцените влияние каждой составляющей прибыли на конечный результат.
Таблица 5.3
Структура прибыли от перевозок
Показатель | План | Факт | Отклонение |
Прибыль от перевозок, млн. руб. – всего | |||
в том числе : - от грузовых перевозок | |||
удельный вес прибыли от грузовых перевозок, % | |||
- от пассажирских перевозок (убыток) | |||
удельный вес прибыли от пассажирских перевозок, % | |||
-в том числе от пригородных (убыток) |
Для проведения дальнейшего анализа, сгруппируйте имеющиеся данные в табл. 5.4.
Таблица 5.4
Оценка показателей, влияющих на формирование прибыли от перевозок
Показатель | План | Факт | Отклонение | |
абсолютное | относительное | |||
1. В целом по перевозкам | ||||
Объем перевозок – всего, млрд. прив. т-км. | ||||
Доходы от перевозок – всего, млн. руб. | ||||
Расходы по перевозкам – всего, млн. руб. | ||||
Прибыль от перевозок – всего, млн. руб. | ||||
Средняя доходная ставка, руб./ 10 прив т-км | ||||
Себестоимость на 10 прив. т-км | ||||
Удельная прибыль на 10 прив. т-км | ||||
2. По грузовым перевозкам | ||||
Объём грузовых перевозок, млрд. т-км | ||||
Доходы от грузовых перевозок, млн. руб. | ||||
Расходы по грузовым перевозкам, млн. руб. | ||||
Прибыль от грузовых перевозок, млн. руб. | ||||
Средняя доходная ставка, руб./ 10 т-км | ||||
Себестоимость на 10 т-км | ||||
Удельная прибыль на 10 тариф. Т-км | ||||
3. По пассажирским перевозкам | ||||
Объём пассажирских перевозок, млрд. пасс-км | ||||
Доходы от пассажирских перевозок, млн. руб. | ||||
Расходы по пассажирским перевозкам, млн. руб. | ||||
Прибыль (убыток) от пассажирских перевозок, млн. руб. | ||||
Средняя доходная ставка, руб./ 10 пасс-км | ||||
Себестоимость на 10 пасс-км | ||||
Удельная прибыль на 10 пасс-км |
Факторный анализ прибыли в целом от перевозок выполняется на основании данных табл. 5.4 в следующей последовательности:
a) Расчет влияния на прибыль изменения объема перевозок:
,
где П0 – запланированная прибыль от перевозок, тыс. руб.
b) Влияние на прибыль изменения доходной ставки:
c) Влияние на прибыль изменения себестоимости перевозок:
,
где с0 с1 – себестоимость перевозок плановая и фактическая соответственно, коп/10 прив. т-км
По аналогии проведите факторный анализ прибыли от грузовых и пассажирских перевозок отдельно. При необходимости проведения анализа влияния на прибыль сложной системы взаимосвязанных показателей целесообразно использовать корреляционный и регрессивный многофакторный анализ. Использование подобных методик значительно расширяет и углубляет возможности изучения прибыли, однако требует значительных материальных и трудовых затрат, что, в свою очередь, приводит к необходимости оценки эффективности и целесообразности проведения подобных расчетов.
В заключение следует выполнить анализ уровня рентабельности перевозок. Рентабельность — это относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, используемыми для достижения этого эффекта:
,
Существует множество коэффициентов рентабельности в зависимости от того, какой показатель прибыли используется в расчётах. Особенность оценки финансовых результатов предприятий железнодорожного транспорта заключается в том, что нельзя ограничиваться только показателями доходов и прибыли. Получение доходов и прибыли обеспечивается работой различных структурных подразделений железнодорожного транспорта, непосредственно не реализующих свою продукцию, работы и услуги и, следовательно, не получающие доходов, а осуществляющие только расходы по их выполнению. Для оценки работы структурных подразделений используются такие показатели, как экономия эксплуатационных расходов и снижение себестоимости.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Исходные данные приведены в базовом (основном) варианте (табл. А). Для каждого варианта заданы коэффициенты в виде процента прироста (снижения) уровня показателя базового варианта для того, чтобы подготовить исходную информацию для каждого отдельного варианта и привести ее в аналитический вид.
Например, формирование таблицы исходных данных для варианта, оканчивающегося на 41 осуществляется выполнением следующих операций:
- показатели базового варианта (табл. А) корректируются (пересчитываются) на коэффициенты их изменения согласно двум последним цифрам учебного шифра студента: плановое значение (4 столбец табл. А) корректируется по предпоследней цифре на +4%; фактическое (5 столбец табл. А) – по последней цифре на +1%, отчет предшествующего года для всех вариантов соответствует базовому варианту, приведенному в 3 столбце табл. А.;
- рассчитываются величины всех остальных недостающих показателей, необходимых для выполнения анализа по разделам курсовой работы;
- найденные величины показателей приводятся в аналитический вид: пересчитываются по формулам, логически и арифметически проверяются.
Таблица А
Базовый вариант исходных данных
Наименование показателя | Отчёт предшествующего года | План (корректируется на предпоследнюю цифру шифра) | Факт (корректируется на последнюю цифру шифра) | |
1. | Всего перевезено грузов, млн. т., в т.ч. | 1271,9 | 1275,8 | 1236,8 |
2. | Грузооборот, млрд. т-км., в т. ч: | 2782,6 | 2801,6 | 2813,1 |
- без учета пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии | 2222,4 | 2219,8 | 2196,2 | |
- вагонов иных собственников в порожнем состоянии | 560,2 | 581,8 | 616,9 | |
3. | Число перевезенных пассажиров, млн. чел. из них по видам сообщений: | 1058,8 | 1067,2 | 1079,5 |
- пригородное | 942,2 | 954,3 | 968,8 | |
- дальнее | 116,6 | 112,9 | 110,7 | |
- скоростное | ||||
4. | Пассажирооборот, млрд. пасс-км. из них по видам сообщений: | 144,6 | 141,7 | 138,5 |
- пригородное | 31,6 | 32,1 | 32,7 | |
- дальнее | 113,0 | 109,6 | 105,8 | |
- скоростное | 1,8 | 1,8 | 1,9 | |
5. | Объём погрузки, млн. т. – всего, | 1271,9 | 1275,8 | 1296,2 |
в т. ч. по родам грузов: - каменный уголь | 456,6 | 426,5 | 377,4 | |
- железная руда | 68,7 | 63,9 | 88,7 | |
- нефть и нефтепродукты | 367,6 | 346,2 | 363,8 | |
- черные металлы | 103,0 | 128,1 | 85,1 | |
- строительные грузы | 249,3 | 218,7 | 206,0 | |
- прочие | 26,7 | 92,4 | 175,2 | |
6. | Число погруженных вагонов, тыс. ваг. – всего, | |||
в т. ч. по родам грузов: - каменный уголь | ||||
- железная руда | ||||
- нефть и нефтепродукты | ||||
- черные металлы | ||||
- строительные грузы | ||||
- прочие | ||||
7. | Расходы по перевозкам – всего, млн. руб., в т.ч. | |||
- по грузовым перевозкам, млн. руб. | ||||
- предоставление услуг локомотивной тяги, млн. руб. | ||||
- от пассажирских перевозок в дальнем следовании, млн. руб. | ||||
- от пассажирских перевозок в пригородном сообщении, млн. руб. | ||||
- предоставление услуг инфраструктуры, млн. руб. | ||||
8. | Общие затраты, включая перевозочную деятельность, млн. руб. | |||
Материальные затраты, млн. руб. – всего, в т.ч. | ||||
Фонд оплаты труда, млн. руб. | ||||
Отчисления на социальные нужды, млн. руб. | ||||
Амортизационные отчисления, млн. руб. | ||||
Прочие материальные затраты, млн. руб. | ||||
9. | Среднемесячная заработная плата, руб. | |||
10. | Численность персонала, тыс. чел. – всего, в т.ч. | 935,7 | 927,3 | 902,7 |
- основная деятельность | 838,3 | 871,1 | 830,4 | |
в т.ч. рабочие | 610,9 | 608,2 | 595,6 | |
служащие | 31,2 | 30,8 | 29,4 | |
руководители | 66,7 | 67,4 | 68,4 | |
специалисты | 226,9 | 220,9 | 209,3 | |
- не основная деятельность | 97,4 | 56,2 | 72,3 | |
11. | Принято, тыс. чел. | 82,1 | 80,2 | 91,6 |
12. | Выбыло, тыс. чел в т.ч. | 100,8 | 112,6 | 124,6 |
-по собственному желанию, тыс. чел. | 49,6 | × | 47,2 | |
- за прогулы и другие нарушения, тыс. чел. | 7,2 | × | 6,7 | |
- выбыло по прочим причинам, тыс. чел. | 74,5 | × | 70,7 | |
13. | Среднегодовая стоимость основных фондов млн. руб. – всего, в т.ч. | |||
Здания, млн. руб. | × | |||
- поступило, млн. руб. | × | |||
- выбыло, млн. руб. | × | |||
Сооружения и передаточные устройства, млн. руб. | × | |||
- поступило, млн. руб. | × | |||
- выбыло, млн. руб. | × | |||
Машины и оборудование, млн. руб. | × | |||
- поступило, млн. руб. | × | |||
- выбыло, млн. руб. | × | |||
Транспортные средства, млн. руб. | × | |||
- поступило, млн. руб. | × | |||
- выбыло, млн. руб. | × | |||
Хозяйственный инвентарь, млн. руб. | × | |||
- поступило, млн. руб. | × | |||
- выбыло, млн. руб. | × | |||
Прочие основные фонды, млн. руб. | × | |||
- поступило, млн. руб. | × | |||
- выбыло, млн. руб. | × | |||
Итого основных производственных фондов, млн. руб. | ||||
14. | Доходы – всего, млн. руб. | |||
В т.ч. от перевозок, из них | ||||
- доходы от перевозки грузов, млн. руб. | ||||
- предоставление услуг локомотивной тяги, млн. руб. | ||||
- доходы от пассажирских перевозок в дальнем следовании, млн. руб. | ||||
- доходы от пассажирских перевозок в пригородном сообщении, млн. руб. | ||||
- предоставление услуг инфраструктуры, млн. руб. | ||||
Доходы от прочих видов деятельности, млн. руб. | ||||
15. | Чистая прибыль, млн. руб. | |||
16. | Валюта баланса, млрд. руб. | 4330,8 | 4380,2 | 4577,5 |
17. | Капитал и резервы, млрд. руб. | 3481,8 | 3498,7 | 3540,3 |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Иваненко А. Ф. Анализ хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте : учеб. для вузов ж.-д. трансп. – М. : Маршрут, 2004. – 568 с. – (Высшее профессиональное образование). – ISBN 5-89035-130-3
2. Данилин В. Ф. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта : учебник для вузов ж.-д. трансп. / В. Ф. Данилин ; доп. Федер. агентством ж. д. трансп. – М. : УМЦ по образов. на ж.-д. трансп., 2008. – 414 с.
3. Витченко М. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта. М. : Маршрут, 2003. – 240 с.
4. Савицкая Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности : краткий курс для вузов / Г. В. Савицкая. – 2-е изд., испр. – М. : Инфра-М, 2006. – 320 с. – (Высшее образование). – ISBN 5-16-002174-4
5. Экономический анализ. Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации : учебник для вузов / СпбГУЭиФ, рек. УМО по образ. в обл. фин., учета и мир. экономики ; под ред.: Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Высш. образование, 2006. – 513 с. – (Университеты России). – ISBN 5-9692-0081-6
6. Официальный сайт ОАО «РЖД»: http: // rzd.ru