Описание проектируемой продукции или предоставляемых услуг

Если Вы хотите привлечь новые источники капитала, информация о Вашем изделии или услугах имеет большое значение.

В данном разделе бизнес-плана Вы должны дать четкое определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Здесь следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства Вашей продукции или услуг. Важно, чтобы эта часть была написана ясным и простым языком, понятным для неспециалиста. Поэтому старайтесь, по возможности, как можно реже использовать профессиональные термины.

Опишите основные характеристики Вашей продукции (услуг), при этом акцент Вы должны поставить на преимуществах, которые Ваша продукция несет потенциальным покупателям.

Очень важно, чтобы Вы подчеркнули уникальность Вашей продукции (услуг). Это может быть выражено в различной форме: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее потребностям покупателей. Также необходимо, чтобы Вы подчеркнули возможность совершенствования данной продукции (услуг) в будущем.

Опишите, как работает Ваше изделие или как используется Ваша услуга. Что экономит для потребителя Ваш товар – время или деньги? Если да – то каким образом? Как конкретно Вы можете это подтвердить? Были ли какие-то испытания Вашей продукции? Обязательно зафиксируйте эту важную информацию в бизнес-плане.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Какие товары (услуги) предлагаются предприятием? Опишите их кратко и выразительно.

2. Наглядное изображение товара (фотография или рисунок).

3. Название товара.

4. Какие потребности (в данный момент времени и в будущем) призваны удовлетворять предлагаемые товары или услуги?

5. Дорогие ли это товары (услуги)?

6. Насколько они доступны для всех желающих?

7. Каковы основные технико-экономические показатели товаров (услуг)?

8. Насколько данные товары (услуги) отвечают требованиям законодательства?

9. На каких рынках и каким образом они продаются?

10. Почему потребители отдают предпочтение данным товарам (услугам) предприятия? Что составляет их основное преимущество? В чем их недостатки?

При ответе на последний вопрос целесообразно составить следующую таблицу на каждый товар или услугу (см. табл.4.1.)

Таблица 4.1. Преимущества и недостатки Ваших товаров по сравнению с конкурентами (пример)

Описание проектируемой продукции или предоставляемых услуг - student2.ru

Необходимо ответить и на такой вопрос: Что может придать Вашему предприятию дополнительную ценность в глазах инвесторов? Ведь инвесторы редко прибегают к сотрудничеству с предприятием, специализирующемся на одном виде продукции, не имея при этом доказательств возможности его совершенствования.

Поэтому опишите имеющиеся у Вас патенты или авторские права на изобретения или приведите другие причины, которые могли бы воспрепятствовать вторжению конкурентов на Ваш рынок. Такими причинами могут быть эксклюзивные права на распространение или торговые марки. Инвесторы предпочитают здоровое отсутствие конкуренции.

Если Вы представляете новое предприятие или уже действующее предприятие, но имеющее новое изделие или технологию, и предполагаете разместить Вашу продукцию на рынке, то необходимо использовать механизм лицензирования, защиты и патентования торговыми знаками. Ваши письменные документы должны быть защищены авторскими правами.

Напомним, что:

· авторское свидетельство удостоверяет признание предложения изобретением, приоритет изобретения и авторство лица на полученное им изобретение;

· патент – это документ, удостоверяющий авторство и предоставляющий его владельцу исключительное право на изобретение – никто не может использовать изобретение без согласия автора;

· лицензия – это разрешение отдельным лицам использовать изобретение, защищенное патентом, технические знания, технологические или конструкторские средства производства и т.п.;

· сертификат – документ, подтверждающий соответствие продукции, услуг и иных объектов деятельности.

Настоятельно рекомендуем Вам либо самим более досконально изучить данную законодательную сферу, либо воспользоваться советами юристов, специализирующихся на патентном праве, защите авторских прав, торговых знаков, сертификатов и лицензировании.

Перечислите и поясните все особенности, которые придают Вашим товарам или услугам дополнительную ценность. Постарайтесь доказать, почему именно эти особенности так важны для потребителей продукции. В этом Вам помогут ответы на следующие вопросы:

1) Какими патентами или авторскими правами защищены особенности предлагаемых Вами товаров (услуг) или технологии их производства и представления?

2) Имеет ли данный товар фирменную марку?

3) Как организовано послепродажное обслуживание данных товаров, если это технические изделия?

4) Кратко коснемся вопроса установления цены на товар или услугу. Приведем основные принципы ценообразования:

· цена товара должна быть выше его себестоимости;

· цена определяется возможностями рынка;

· цена должна обеспечить максимальную прибыль, но не за единицу продукции, а за определенный промежуток времени.

Ценообразование не сводится к простому выяснению вопроса о себестоимости товара, чтобы потом прибавить прибыль. Если калькуляция издержек производства – это нечто само собой разумеющееся, то ценообразование – это вопрос политики. Чтобы привлечь покупателя, совсем не обязательно делать товар или услугу дешевыми. Иногда это, наоборот, может отпугнуть потенциальных клиентов. Если товар стоит дешево, то это может очень отрицательно сказаться на объемах реализации. Цены можно легко сбросить, а поднять их затем будет гораздо труднее. Итак, Вам необходимо определиться с ответами на следующие вопросы:

1. Каковы цены, по которым продаются аналогичные товары (услуги)?

2. Каковы Ваши цены на продукцию?

3. Каковы затраты на производство?

4. Какую прибыль принесет продажа единицы каждого товара предприятию?

И в заключение описания Вашей продукции (услуг) не забудьте указать данные по сроку службы Вашей продукции, договорным и иным видам гарантии для каждого вида товаров или услуг. Распишите жизненный цикл Вашего товара и поясните его инвестору. Можете даже разработать не очень сложный график жизненного цикла и также включить его в бизнес-план. Это придаст наглядность Вашим рассуждениям (см. рис.4.1.). Включите также временные факторы, влияющие на Ваши возможности получать прибыль, и отразите на графике влияние экономических циклов.

· Подготовительная фаза – интенсивные маркетинговые исследования – начало продаж и начало периода роста;

· Фаза высокого уровня развития – насыщение рынка уникальным изделием или услугой – рост конкуренции по мере становления информации о продукте общеизвестной;

· Фаза выравнивания – появление на рынке более новых изделий – у Вас остаются только преданные покупатели, а остальные переключат свое внимание и деловые интересы на новинки.

Рассмотрите свои планы относительно нового поколения продуктов или услуг, которое появится в ближайшем будущем. Приготовьтесь к анализу возможных источников капитала, чтобы выбрать наиболее оптимальный из них.

Рассмотрим пример описания продукции:

Предприятие «Фиеста» выпускает мебель:

· столы;

· стулья;

· табуретки;

· кухонные гарнитуры;

· мебельные гарнитуры;

· подвесные потолки.

Мебель изготавливается только из натурального дуба высшего сорта. Уникальность состоит в том, что каждое изделие делается строго на заказ по индивидуальному плану согласно требованиям заказчика. Например, под заданные размеры кухни на компьютере составляется предварительный проект размещения мебели и встроенной бытовой техники, а затем, если у заказчика нет претензий или дополнительных пожеланий, то проект принимается к реализации. После изготовления основных блоков мебели, мастера выезжают на дом к заказчику и собирают кухню. Проводится полная подгонка блоков на месте. Если необходимы более серьезные изменения, то товар возвращают на предприятие, где окончательно доводится до требуемой конфигурации.

Описание проектируемой продукции или предоставляемых услуг - student2.ru


Рис.4.1. Жизненный цикл продукта

Описание проектируемой продукции или предоставляемых услуг - student2.ru

Описание предприятия

Данный раздел целесообразно начинать с анализа текущего состояния дел отрасли экономики, в которой будет функционировать Ваше предприятие. Покажите тенденции развития отрасли; какое место в отрасли будет занимать Ваше предприятие.

После такого краткого вступления можно перейти непосредственно к описанию самого предприятия. Если Ваше предприятие уже работает, и бизнес-план Вы составляете под новый проект, то обязательно начните описание предприятия с истории его создания. При этом важно показать основные успехи или достижения предприятия за последние годы, выделить его среди конкурентов.

Составляя бизнес-план для вновь созданного предприятия, прежде всего, уделите должное значение названию своего предприятия. Это одно из самых жизненно важных решений для него. Ведь «как Вы судно назовете, так оно и поплывет».

По возможности сделайте название простым и имеющим описательный характер. Постарайтесь, чтобы название отражало суть деятельности Вашего предприятия или же красиво гармонировало с ним. Иначе клиент может не понять, чем же Вы все-таки занимаетесь. Нельзя исключать и такую возможность, что одновременно с Вами в этой же области бизнеса Ваш конкурент уже придумал лучшее описательное название.
Краткие сведения о предприятии обычно включают следующее:

1. Общие сведения:

· Юридический адрес;

· Фактический адрес (если он не совпадает с юридическим);

· Занимаемая площадь;

· Выгодность расположения Вашего предприятия;

· Количество работников.

2. Основные и оборотные фонды предприятия:

· Количество зданий, сооружений, цехов, этажей;

· Тип конструкции здания;

· Площадь земельного участка (если есть);

· Плата за аренду помещения или земли;

· Условия прекращения аренды;

· Срок аренды;

· Оборудование;

· Износ оборудования;

· Оценка стоимости оборудования;

· Стоимость арендованного оборудования (если есть);

· Стоимость неустановленного оборудования;

· Исходные материалы;

· Внешние поставки;

· Оценка капиталовложений.

Данный раздел должен дать потенциальному инвестору информацию о том, как Ваш бизнес работает и почему именно Вашему бизнесу он должен отдать предпочтение.

Рассмотрим пример описания предприятия:

Торговое предприятие – магазин «Лоза»

Организационно-правовая форма – предприниматель без образования юридического лица.

Юридический адрес: г. Рязань, ул. Павлова, д.27

Магазин арендует помещение размером 50 кв.м. Стоимость аренды 1 кв.м. – 600 руб. в месяц.

«Лоза» располагается в центре города Рязани рядом с одной из центральных троллейбусно-автобусных остановок с большим пассажиропотоком.

В магазине два отдела: виноводочный и гастрономический.

Потребность в персонале:

· директор - 1 человек;

· продавцы – 6 человек;

· охранники – 2 человека;

· шофер – 2 человека;

· товаровед – 1 человек;

· уборщица – 1 человек.

Продвижение товара на рынок

Данный раздел рассматривает вопросы, связанные с продвижением товара на рынок (маркетинг или план маркетинга предприятия). В процессе его изучения Вы научитесь:

· предвидеть возможные изменения рыночной ситуации;

· своевременно адаптировать производство и реализацию продукции к изменяющейся конъюнктуре рынка.

Наши рекомендации