По несостоятельности в Англии
(официальных ресиверов и их помощников)
Статус официального ресивера и членов его команды | Почасовая ставка оплаты, £ |
Официальный ресивер | |
Заместитель (помощник) официального ресивера | |
Старший эксперт | |
Эксперт высшей квалификации | |
Старший администратор | |
Эксперт | |
Администратор высшей квалификации | |
Администратор средней квалификации | |
Администратор |
Источники: Official receiver’s scale and Schedule 6 to the Insolvency Rules 1986.– http://www.lawsociety.org.uk/documents/downloads/panelsinsolvencysip9b.pdf;
The Insolvency (Amendment) Regulations 2004. - http://www.opsi.gov.uk/si/si2004/20040472.htm
Размер трудозатрат на осуществление процедуры в неделю не может превышать 40 часов/чел., однако суммарные трудозатраты команды официального ресивера определяются экспертным путем и зависят они от сложности процедуры, размеров активов должника, числа занятых на предприятии и прочих условий. Английский закон устанавливает только, что почасовые тарифы, выплачиваемые частному практику по несостоятельности и членам его команды, не могут быть нижетарифов, установленных для государственных служащих. Верхних пределов тарифов для практиков по несостоятельности нет, здесь многое (но не все) зависит от решения кредиторов, однако закон предусматривает ситуацию, в которой практик по несостоятельности может посчитать тарифы, установленные для него кредиторами, недостаточными, и тогда он может обратиться к судье с возражениями. Судья может оставить тарифы без изменения, а может повысить их вопрекимнению кредиторов. Уменьшить тарифы, предложенные кредиторами, английский судья не может.
Эта вторая системаопределения вознагражденияприменяется, как правило, в процедурах «администрирования», аналогичных российским процедурам, нацеленным на восстановление платежеспособности должника, то есть финансового оздоровления и внешнего управления (от решения кредиторов зависит, позволят ли они самому должнику вести свое оздоровление, или это должно происходить под управлением внешнего управляющего).[14]
Таким образом, в Англии существует принцип: на все процедуры несостоятельности, не сулящие маломальского (по английским меркам) вознаграждения, назначают государственных служащих, на все процедуры «прибыльные» - частных практиков по несостоятельности.
Далее, следует отметить, что в Англии нет никаких ежемесячных выплат лицу, назначенному на процедуру несостоятельности: выплата осуществляется один раз – целиком и полностью - по завершении процедуры. Следовательно, когда практик по несостоятельности получает назначение, он авансирует процедуру, оплачивая из своего кармана все расходы по ее проведению, главными из которых являются оплата членов команды и привлеченных специалистов или фирм (аудиторских, оценочных и пр.). (Закон позволяет лицу, назначенному на процедуру, оплачивать из средств должника такие расходы, как оплату персонала действующего предприятия, оплату текущих платежей, охраны и т.п.).
Профессия практиков по несостоятельности является в Англии лицензируемой. Практик по несостоятельности, назначенный судом на процедуру, является статусной фигурой, которая отвечает своим имуществом за соответствие процедуры требованиям законодательства и за ущерб, который может быть причинен кредиторам, должнику или третьим лицам. Вместе с тем, закон вовсе не требует, чтобы лицо, назначенное на процедуру несостоятельности, дневало и ночевало на предприятии должника: он может вообще там ни разу не появиться. Не требуют этого и кредиторы или государственный орган по банкротству – Служба несостоятельности.
Английский практик по несостоятельности является прежде всего предпринимателем, который имеет свой штат служащих, состоящий из нескольких команд специалистов по кризисному менеджменту или по ликвидации предприятий. У каждой команды есть свой руководитель, и вот эти люди практически и организовывают и осуществляют процедуры несостоятельности.
Формы организации бизнеса английских практиков по несостоятельности весьма разнообразны. Как правило, «молодые» лицензированные практики (их молодость весьма относительна, поскольку для получения лицензии специалист по несостоятельности должен потратить в общей сложности 12 лет на образование и работу в качестве члена команды, ведущей процедуру, и руководителя такой команды) объединяются в товарищества на вере, снимают одно помещение, нанимают одну секретаршу и содержат несколько сотрудников. В таких товариществах на вере бывает до 5-6 членов, доверяющих друг другу и ведущих по сути один бизнес. Дела им дают не очень большие, и количество дел на каждого из них в год редко превышает 8-10.
По мере приобретения опыта и репутации практики по несостоятельности выходят из товариществ и основывают собственные фирмы. Количество дел возрастает до 20-30, и дела становятся крупнее.
Следующая ступень в развитии бизнеса лицензированного практика по несостоятельности – партнер крупной фирмы юридических, финансовых или консалтинговых услуг. На вершине профессии – опытные и немолодые (как правило, лет под 50) партнеры крупнейших консалтинговых компаний мира (КПМГ, ПрайсуотерхаусКуперс, Эрнст энд Янг, Делойтт энд Туш Коматсу). Почасовые ставки оплаты партнеров таких фирм составляют тысячи фунтов стерлингов. Им поручают самые крупные дела о банкротстве, и количество таких дел в год может составлять 150-200. В их распоряжение предоставляются все ресурсы компаний, партнерами которых они являются.
Примером такой процедуры явилось банкротство последней чисто-английской автомобильной компании MG Rover. На процедуру, которая началась в апреле 2005 г., был назначен один из партнеров «ПрайсуотерхаусКуперс». Банкротство было завершено ликвидацией MG Rover и продажей принадлежащих ей заводов китайской автомобильной компании Nanjing в первых числах марта 2006 г., то есть процедура шла меньше года. Гонорар практика по несостоятельности, назначенного на эту процедуру, составил 6,7 млн. фт. ст.[15]
О доходах английским практиков по несостоятельности можно составлять только очень осторожные оценки (вопрос о личных доходах там считается неприличным и на него никогда не отвечают). Однако есть оценки, согласно которым одно дело по несостоятельности приносит практику в среднем около 100 тыс. фт. ст., что при 100 процедурах в год составляет сумму в 10 млн. фт. ст. Правда, нужно иметь в виду, что это – валовой доход, из которого практик осуществляет все операционные расходы и платит налоги. Опять-таки по оценкам, чистая прибыль практика по несостоятельности составляет не более 10% этой суммы. Тем не менее, английские практики по несостоятельности – весьма обеспеченные люди, среди них немало миллионеров, и эта профессия является одной из самых высокооплачиваемых в стране среди субъектов профессиональной деятельности.
Вот почему лицензированные практики по несостоятельности вовсе не заинтересованы в увеличении своего числа: каждый новый лицензированный специалист – новый конкурент. И государство, и саморегулируемые организации практиков по несостоятельности (в Соединенном Королевстве их 7) установили очень высокие стандарты вхождения в профессию, главным образом – по наличию опыта профессиональной деятельности и по уровню образования. Несомненным преимуществом здесь является наличие у претендента на получение лицензии сертификата MBA (MasterofBusinessAdministration – Мастер Делового Администрирования) по специальности «Кризисный менеджмент». В Англии такое обучение можно получить всего в 4-х бизнес-школах при крупнейших университетах.
52. Системы и примерные размеры вознаграждения практиков по несостоятельности в зарубежных странах.
Общие принципы подготовки и обучения арбитражных управляющих (здесь и далее - АУ)[16] в зарубежных странах определяются тем обстоятельством, что там нет ограничений на количество процедур, которые одновременно может вести один АУ. АУ считается за рубежом не "временным директором" предприятия-должника, а статусным лицом, ответственным за осуществление процедур банкротства в соответствии с законом. Как АУ обеспечивает это условие, кого он назначает исполнителем процедуры - никого не касается. Поэтому в зарубежной практике нередки случаи, когда один арбитражный управляющий назначен на 100-200 процедур банкротства, которые фактически осуществляют его наемные служащие. Отсюда - высокие доходы зарубежных арбитражных управляющих (порядка 10 млн. долл. в год), жесткая конкуренция между арбитражными управляющими, стремление саморегулируемых организаций арбитражных управляющих установить высокие барьеры на пути входа в профессию новых лиц.
В одних странах таким барьером является требование прохождения длительного и дорогостоящего обучения (Австралия), в других - требование наличия большого стажа работы в процедурах несостоятельности (Соединенное Королевство), в третьих - и то, и другое сразу (Канада).
Австралия.
Процедуры банкротства юридических лиц в Австралии регламентируются Законом о корпорациях от 2001 г.[17]Согласно этому закону, практиком по несостоятельности(австралийский аналог арбитражного управляющего) может быть лицо, получившие лицензиюи являющееся членом Австралийской Ассоциации Практиков поНесостоятельности (InsolvencyPractitionersAssociationofAustralia - IPAA).
В свою очередь, членом IPAA может быть лицо, которое:
(i) является членом одной из следующих саморегулируемых организаций:
- Австралийского Института Дипломированных Бухгалтеров,
- Австралийского Общества Дипломированных Практикующих Бухгалтеров, или
- Общества Юристов (в каждом штате Австралии есть свое Общество Юристов);
(ii) окончило соответствующие курсы АУ;
(iii) сдало экзамены.
Таким образом, предварительным условием членства в IPAA является наличие высшего финансового или юридического образования.
Содержание курсов и порядок сдачи экзаменов АУ определяет IPAA.
Курсы АУ состоят из двух этапов[18]:
1. Вступительная программа по несостоятельности (IntroductiontoInsolvencyProgram -IIP): двухдневный очный курс, состоящий из собеседований и ролевых игр; место проведения - Университет Южного Квинслэнда, г. Туувуумба; педагоги - утвержденные IPAA преподаватели Университета Южного Квинслэнда; по завершении программы выставляется оценка; в случае получения неудовлетворительной оценки претендент к дальнейшему обучению не допускается; стоимость вступительной программы - 900 австр. долл. (примерно 700 долл. США).
2. Образовательнаяпрограммапонесостоятельности (InsolvencyEducationProgram - IEP): два шестимесячных модуля; каждый модуль состоит из курса дистанционного обучения и 4-х практических занятий; практические занятия длительностью примерно 1 час проводят в вечернее время опытные члены IPAA; Модуль I - законодательство о банкротстве, процедуры банкротства, принудительная ликвидация при банкротстве (конкурсное производство); Модуль II - кризисный менеджмент при банкротстве (реабилитационные процедуры); порядок прохождения модулей - произвольный (можно начать с первого, а можно - со второго); между модулями можно сделать перерыв, но общее время обучения не должно превышать 3 года; стоимость каждого модуля обучения - 1950 австр. долл. (примерно 1500 долл. США).
Самое главное - успешное прохождение курса АУ (вступительной программы и двух модулей) не означаетавтоматического членства в IPAA и автоматического получения лицензии АУ. Вопрос о членстве в Ассоциации решает специальная Комиссия по приему новых членов; критерии членства расплывчаты, и прохождение курса АУ является необходимым, но вовсе не достаточным условием вступления в IPAA.
Что касается лицензий АУ, то их дают два государственных органа Австралии по банкротству: Австралийская Комиссия по Ценным Бумагам и Инвестициям (AustralianSecuritiesandInvestmentCommission - ASIC) и Австралийская Служба Трасти и Банкротства (InsolvencyandTrusteeServiceofAustralia - ITSA). ASIC дает лицензии АУ, которые занимаются банкротствами юридических лиц, ITSA - физических, но ни один из этих органов не дает лицензии автоматически: в каждом отдельном случае заявления о выдаче лицензии рассматривает специальная Комиссия, которая требует рекомендаций от руководства IPAA.
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.
Для того чтобы стать арбитражным управляющим в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландииспециальных курсов подготовки АУ проходить не надо. Здесь есть тот же первый барьер на пути входа в профессию АУ, что и в Австралии - членство в юридической ассоциации или в ассоциации дипломированных бухгалтеров.
Вторым барьером являются очень серьезные условия относительно практического опыта в процедурах несостоятельности, которые были установлены Законом о несостоятельности от 1986 г.(TheInsolvencyAct1986)[19] и Регламентом Практиков по Несостоятельности от 2005 г. (TheInsolvencyPractitionersRegulations 2005)[20] и согласно которым лицо, подающее заявление о выдаче лицензии АУ, должно:
а) в течение 10 лет, предшествовавших дате подачи заявления, руководить осуществлением не менее 30 процедур банкротства,
или
б) иметь стаж оплаченной работы в процедурах банкротства не менее 7000 часов (примерно 3,5 года), в том числе в течение двух лет до подачи заявления - не менее 1400 часов (примерно 9 месяцев), и удовлетворять одному из дополнительных условий:
- в течение 5-ти лет до подачи заявления руководить не менее 5 процедурами банкротства;
- в течение 10 лет до подачи заявления иметь стаж руководства процедурами банкротства не менее 1000 часов.
Если претендент на получение лицензии АУ удовлетворяет этим условиям, он должен сдать экзамен по несостоятельности, который будет принимать Специальный Общий Экзаменационный Совет саморегулируемых организаций юристов и саморегулируемых организаций дипломированных бухгалтеров Соединенного Королевства. Экзамен - письменный, состоит из трех частей, и на сдачу каждой части экзамена отводится один день. Первая часть экзамена - принудительная ликвидация при банкротстве (конкурсное производство); вторая - реабилитационные процедуры банкротства, третья - банкротство физических лиц (в отличие от Австралии, в Соединенном Королевстве каждый АУ должен быть специалистом по банкротствам и юридических, и физических лиц).
Экзаменационное задание представляет собой описание практической ситуации, и лицо, сдающее экзамен, должно подробно описать все свои действия в этой ситуации, привести тексты документов, которые он будет составлять (напр., запросы в суд), план отчета перед кредиторами, методику анализа финансового состояния должника, действия по продаже имущества и др.
Специальный Общий Экзаменационный Совет, состоящий из нескольких самых опытных и авторитетных арбитражных управляющих Соединенного Королевства, оценивает экзаменационные ответы и выносит свое суждение (сдал - не сдал). Решение Совета окончательное, никакому обжалованию или апелляции не подлежит, и никакой государственный орган или суд отменить это решение не может. Экзамен принимают в одном месте Соединенного Королевства 1 раз в год, и лицо, не сдавшее экзамен в этом году, может попытаться сдать экзамен в следующем. По оценкам, с первого раза успешно сдают экзамен не более 50% заявителей.[21]
Канада.
В Канаде Закон о банкротстве и несостоятельности (BankruptcyandInsolvencyAct) устанавливает, что профессия арбитражного управляющего является лицензируемой, а правила лицензирования определяет Суперинтендант по банкротству (Superintendentof
Bankruptcy).[22] Во исполнение данного положения 13 марта 2000 г. Суперинтендант по банкротству издал Директиву № 13, согласно которой лицо, подавшее заявление на выдачу лицензии АУ (заявитель), должно удовлетворять следующим условиям:[23]
а) не быть банкротом на момент подачи заявления и в течение пяти лет до подачи заявления о выдаче лицензии;
б) иметь высшее образование или пятилетний опыт работы в процедурах банкротства;
в) иметь 2400 часов стажа практической работы в области несостоятельности;
г) успешно:
i) завершить Национальную Квалификационную ПрограммупоНесостоятельности (National Insolvency Qualification Program - NIQP);
ii) сдать Национальный Экзамен по Несостоятельности (NationalInsolvencyExamination- NEA);
д) завершить Квалификационный Курс Консультирования по Несостоятельности (InsolvencyCounsellor'sQualificationCourse- ICQC);
е) не быть исключенным ни из одной саморегулируемой профессиональной организации (СРО) и не быть подвергнутым ни в одной СРО дисциплинарному взысканию;
ж) иметь хороший характер и репутацию;
з) убедить Суперинтенданта, что выдача ему лицензии не подорвет общественного доверия к процедурам несостоятельности.
Профессиональная пригодность заявителя должна быть удостоверена Экзаменационным Советом по результатам сдачи Устного Экзамена.
При сдаче Национального Экзамена по Несостоятельности и Устного Экзамена заявитель обязан продемонстрировать знания в области бухгалтерского учета и отчетности, нормативных правовых актов по несостоятельности, делового администрирования, управления и финансов.
По решению Суперинтенданта по банкротству Национальная Квалификационная Программа по Несостоятельности была разработана совместно Службой Суперинтенданта по Банкротству (ССБ) и Канадской Ассоциацией Профессионалов по Несостоятельности и Реструктуризации (CanadianAssociationofInsolvencyandRestructuringProfessionals- CAIRP).[24] Программа представляет собой 3-летний образовательный процесс и включает в себя курс дистанционного обучения, стажировку у опытных арбитражных управляющих, письменные экзамены по отдельным модулям курса, Национальный Экзамен по Несостоятельности и Устный Экзамен передЭкзаменационным Советом.
С момента начала занятий по Национальной Квалификационной Программе по Несостоятельности у каждого заявителя есть 10 лет и 3 попытки для успешного завершения Программы.
В течение всего срока занятий и сдачи экзаменов по Программе у заявителя должен быть спонсор из числа практикующих лицензированных арбитражных управляющих. Спонсор - это человек, который рекомендует заявителя, поручается за него и несет не финансовую, а фактическую ответственность за соблюдение заявителем всех правил и расписаний Программы. Наличие спонсора является обязательным условием допуска к Программе.
Курс дистанционного обучения включает в себя пять модулей:
1) Введение в несостоятельность, в том числе:
- структура программы;
- основы несостоятельности и профессии АУ;
- заинтересованные лица: кредиторы, собственники, регулирующий орган (ССБ) и CAIRP;
- риск-менеджмент;
- предварительные рекомендации;
Оценка прохождения модуля - тест в режиме on-line.
Стоимость модуля - 850 кан. долл. (примерно 720 долл. США).
2) Ключевые концепции несостоятельности, в том числе:
- роль и ответственность участников дел и процедур;
- активы и обязательства;
- работа с заложенными активами;
- банкротство;
- факторы, влияющие на ликвидацию;
- способы реализации имущества.
Оценка прохождения модуля - письменный экзамен.
Стоимость модуля - 1600 кан. долл. (примерно 1350 долл. США).
3) Промежуточные концепции несостоятельности, в том числе:
- обеспечение полноты и достоверности исходной информации;
- факторы, влияющие на выбор между ликвидацией и реструктуризацией;
- процедуры несостоятельности;
- механизм назначения и утверждения АУ.
Оценка прохождения модуля - письменный экзамен.
Стоимость модуля - 1600 кан. долл. (примерно 1350 долл. США).
4) Продвинутые концепции несостоятельности, в том числе:
- усовершенствованные методы оценки состояния должника и его перспектив;
- неформальная реструктуризация;
- реструктуризация по закону о задолженности компаний;
- трансграничная несостоятельность.
Оценка прохождения модуля - письменный экзамен.
Стоимость модуля - 1600 кан. долл. (примерно 1350 долл. США).
5) Деловая практика арбитражного управляющего, в том числе:
- продвинутый курс риск-менеджмента;
- этика и профессионализма арбитражного управления;
- общественные связи в арбитражном управлении;
- организации бизнеса арбитражного управляющего;
Оценка прохождения модуля - нет.
Стоимость модуля - 850 кан. долл. (примерно 720 долл. США).
Стоимость Национального Экзамена по Несостоятельности - 1100 кан. долл. (примерно 930 долл. США).
Перед Национальным Экзаменом по Несостоятельности необходимо пройти стажировку у опытного арбитражного управляющего. Продолжительность стажировки - 6 недель, стоимость - 3000 кан. долл. (примерно 2500 долл. США).
Перед началом занятий по Программе необходимо заплатить регистрационный взнос за подачу заявления в размере 300 кан. долл. (примерно 250 долл. США). Кроме того, необходимо заплатить регистрационный взнос за допуск к Программе в размере 270 кан. долл. (примерно 230 долл. США).
Таким образом, прохождение Национальной Квалификационной Программы по Несостоятельности и подача заявления на получение лицензии арбитражного управляющего требует не менее трех лет обучения, стажировки, тестирования и экзаменов и стоит 11 170 кан. долл. (примерно 9 400 долл. США).
После успешной сдачи Национального Экзамена по Несостоятельности, который принимают, как правило, в конце ноября, заявителя допускают к дистанционному Квалификационному Курсу Консультирования по Несостоятельности. Объем Курса - примерно 100 часов.
Национальный Экзамен по Несостоятельности является заключительным письменным экзаменом и его принимает Совместная Комиссия в составе представителей Службы Суперинтенданта по Банкротству и Ассоциации CAIRP. Назначение экзамена - определить технические знания заявителя. Экзамен состоит из двух частей, на каждую из которых выделено по три часа.
Заявитель, который сдал Национальный Экзамен по Несостоятельности, получает приглашение на Устный Экзамен передЭкзаменационным Советом.
После сдачи Устного Экзамена Суперинтендант по банкротству решает вопрос о выдаче лицензии АУ. Для этой цели Суперинтендант может запросить у заявителя любую информацию в дополнение к той, которую содержит стандартная форма заявления. Кроме того, Суперинтендант может запросить сведения о заявителе в полиции, банках, местах работы и т.д.[25]
Самое главное, что, несмотря на успешное прохождение Национальной Квалификационной Программы по Несостоятельности и сдачу всех экзаменов Суперинтендант по банкротству может отказать заявителю в выдаче лицензии на том основании, что заявитель не удовлетворяет условиям (ж) (иметь хороший характер и репутацию) или (з) (Суперинтендант убежден в том, что выдача заявителю лицензии не подорвет общественного доверия к процедурам несостоятельности) Директивы № 13.
53. Саморегулирование зарубежных практиков по несостоятельности.
54. Трансграничная несостоятельность: сущность и содержательные критерии.
Нормы международного частного права, конвенции, договоры являются процедурными инструментами решения международных проблем несостоятельности. Но прежде, чем рассматривать эти инструменты и проблемы, которые они призваны решать, необходимо внести понятийную ясность: к настоящему времени общепризнанным термином, получившим официальный международный статус в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, является «Трансграничная несостоятельность» (“Cross-BorderInsolvency” .
Все подходы к определению критериев трансграничной несостоятельности можно свести в две категории: формально-правовую и содержательную. Формально-правовой подход применен в Типовом законе ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности (подробнее об этом документе и используемых в нем критериях будет сказано ниже).что касается содержательных подходов к критериям трансграничной несостоятельности, то следует упомянуть два из них. Более узкий подход состоит в том, что «несостоятельность приобретает международный характер, когда активы несостоятельного должника находятся в пределах нескольких национальных юрисдикций.
Более широкий содержательный подход использует в качестве критериальных показателей трансграничной несостоятельности три ключевых элемента дел о несостоятельности, – активы должника, кредиторов должника и самого должника, – а также их распределение по разным юрисдикциям. В самом общем виде этот подход предусматривает четыре ситуации (критерия), когда несостоятельность приобретает международный характер (то есть становится трансграничной):
1. Активы несостоятельного должника находятся в пределах нескольких национальных юрисдикций (этот критерий совпадает с приведенным выше).
2. Кредиторы несостоятельного должника принадлежат к нескольким национальным юрисдикциям.
3. Акционеры/участники должника принадлежат к нескольким национальным юрисдикциям.
4. Хотя бы два из трех ключевых элемента дела о несостоятельности, – либо активы должника, либо его кредиторы, либо должник (каждый из них – в совокупности), – находятся в пределах разных национальных юрисдикций
55. 3 системы трансграничной несостоятельности.
Каждый из этих случаев требует применения той или иной международной правовой системы несостоятельности, которые в первом приближении также можно разделить на следующие категории:
1. Системы, позволяющие обеспечить сотрудничество между юрисдикциями при наличии нескольких одновременных процессуальных действий о неплатежеспособности в разных странах («Параллельные системы»).
2. Системы, предусматривающие первичное судопроизводство в одной стране, но при определенных обстоятельствах допускающие вторичное (вспомогательное) судопроизводство в другой стране (странах) («Первичная система»).
3. Системы, обеспечивающие централизацию судопроизводства по делам о несостоятельности в одной юрисдикции и не допускающие вторичного, или вспомогательного, судопроизводства («Основные системы»).
Параллельные системы обладают рядом преимуществ. Они могут использоваться для сохранения имущества несостоятельного должника в случаях, когда кредитор неправомерно или преференциально накладывает арест на имущество на территории одной юрисдикции и не соглашается добровольно передать имущество должника зарубежным представителям на территории другой юрисдикции. К числу недостатков Параллельных систем относятся сложное управление недвижимостью и высокие административные расходы на осуществление процессуальных действий в нескольких странах, что сокращает имущество, которое можно распределить между кредиторами.
Первичные и основные системы лишены недостатков, присущих Параллельным системам. В основе Первичных и Основных систем лежит централизация управления большинством, если не всеми исками в рамках одной юрисдикции, что позволяет сохранить имущество и обеспечить одинаковое отношение ко всем кредиторам, независимо от их национальной принадлежности.
Главные задачи международных правовых систем по несостоятельности заключаются в устранении несправедливости и неудобств, связанных с межюрисдикционными делами, и в углублении принципа универсальности.
Принцип универсальности требует, чтобы к кредиторам и должникам относились справедливо и одинаково независимо от их государственной принадлежности. Кроме того, международные системы в области несостоятельности должны повышать эффективность управления имуществом несостоятельного должника и обеспечивать более высокую степень предсказуемости процедур.
56. Препятствия на пути создания международного правового механизма трансграничной несостоятельности.
Как Первичные, так и Основные системы должны создаваться на базе конвенции или договора, поскольку они подразумевают единство управления одной юрисдикцией имуществом несостоятельного должника при помощи и поддержке других юрисдикций. Другие юрисдикции добровольно передают Первичной или Основной юрисдикции контроль большей частью процессуальных действий по делам о несостоятельности. Хотя введение Первичной или Основной системы имеет много практических преимуществ, оказалось, что переговоры о необходимых для этого конвенциях и договорах чрезвычайно сложны по ряду причин, а именно:
1. В переговорах не заинтересованы Правительства тех стран, где правовые режимы по несостоятельности dejure или defacto предусматривают приоритет государства перед другими кредиторами или где государство может изъять свою долю задолженности вне правового поля законодательства о банкротстве.
2. В переговорах не заинтересованы многонациональные корпорации и кредитные институты, поскольку для них факторами извлечения дополнительной прибыли (в условиях экономического подъема) или спасения (в условиях спада) как раз и являются различия и автономность юрисдикций разных стран, в том числе правовых режимов несостоятельности.
3. Чрезвычайно затрудняют переговоры о конвенциях и договорах существенные различия в национальных законодательствах о несостоятельности, особенно в части ранжирования кредиторов по приоритетности возмещения требований; Правительства крайне неохотно уступают юрисдикцию в области законодательства о несостоятельности, если это грозит ущемлением интересов внутренних кредиторов или если государственная политика в вопросах несостоятельности совершенно не соответствует международным требованиям и принципам.
4. Мешает переговорам недоверие Правительств разных стран друг к другу и к международным институтам, неготовность идти не компромиссы.
57. Действующие в настоящее время международные правовые акты по трансграничной несостоятельности.
Ниже перечислены некоторые международные конвенции и договоры о трансграничной несостоятельности (на момент заключения они, возможно, так не назывались), – как вступившие в силу, так и бездействующие:
1. Конвенция о банкротстве между Данией, Финляндией, Исландией, Норвегией и Швецией, подписанная 7 ноября 1933 г., явилась одной из первых многосторонних конвенций по проблемам банкротства и несостоятельности. Она создала Основную систему, которая позволяет проводить один судебный процесс о банкротстве компании, обладающей дочерними предприятиями в других странах-участницах Конвенции, как в отношении материнской компании, так и в отношении всех ее дочерних предприятий.
2. Конвенция о банкротстве, соглашении должника с кредиторами и расширении правопритязаний между Королевством Бельгии и Австрийской республикой была подписана 16 июля 1969 г. Она предусматривает создание Основной системы, обеспечивающей единство судопроизводства о несостоятельности коммерческой компании, активы которой расположены в обеих этих странах.
3. В 1979 г. был подготовлен и обсужден проект Договора о банкротстве между Соединенными Штатами Америки и Канадой, который до сих пор остается неподписанным. Договор создает Основную систему, предусматривающую возбуждение единого судопроизводства по делу о несостоятельности, затрагивающему интересы участников из обоих государств.
4. Европейская Конвенция по некоторым международным аспектам банкротства Совета Европейского Союза являлась многосторонней конвенцией по несостоятельности. Конвенция предусматривала создание Первичной системы для координации управления имуществом и ликвидации несостоятельного должника на всем правовом пространстве членов ЕС. Европейская Конвенция была открыта для подписания 5 июня 1990 г., но в силу не вступила.
5. Конвенция о судопроизводстве по делам о несостоятельности (банкротстве) Европейского Союза (ЕС), весьма напоминающая Европейскую Конвенцию Совета ЕС, также предусматривала Первичную систему. Конвенция о судопроизводстве ЕС была открыта к подписанию 23 ноября 1995 г. Условием ее вступления в силу было подписание Конвенции Правительствами всех стран – членов ЕС до 23 мая 1996 г., а условием подписания – ратификация Конвенции Парламентами стран-участниц ЕС. В силу Конвенция о судопроизводстве ЕС не вступила, поскольку английский Парламент до 23 мая 1996 г. Конвенцию не принял.
6. Типовой закон Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) о трансграничной несостоятельности был принят 15 декабря 1997 г. 72-м пленарным заседанием Пятьдесят второй сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Закон предусматривает возможность применения Параллельной, Первичной и Основной систем. Закон вступил в силу для тех стран, которые приняли его как свой собственный в соответствии с национальными законодательными процедурами.
7. РегламентпроцедурнесостоятельностиЕвропейскогоСоюзаот 2000 г. (COUNCIL REGULATION (EC) No 1346/2000 of 29 May 2000 on insolvency proceedings). Регламент во многом повторяют положения так и не вступившей в силу Конвенции о судопроизводстве по делам о несостоятельности (банкротстве) ЕС от 1995 г. В отличие от Конвенции ЕС, которая требовала принятия ее всеми странами ЕС, процедура утверждения Регламента такого требования не содержала. В результате Регламент вступил в силу 31 мая 2002 г. как обязательный к исполнению документ во всех странах ЕС, кроме Дании, на которую он не распространяется (но которая приняла свой собственный закон о трансграничной несостоятельности, предусматривающий соглашение с ЕС в этой сфере)
58. Типовой закон ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности.
Для понимания характерных черт Типового закона Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) о трансграничной несостоятельности очень важны его Статьи 1 и 2. В Ст. 1 приводится перечень случаев, когда применяется настоящий Закон, то есть критерии трансграничной несостоятельности. В Статье 2 даются определения важнейших понятий Закона.
Так, согласно Статье 1 Закон о трансграничной несостоятельности применяется в случаях, когда:
а) «в настоящем государстве иностранным судом или иностранным представителем запрашивается содействие в связи с иностранным производством; или
б) в иностранном государстве запрашивается содействие в связи с производством на основании [указать законодательные акты принимающего Типовой закон государства, касающиеся несостоятельности]; или
в) иностранное производство и производство на основании [указать законодательные акты принимающего Типовой закон государства, касающиеся несостоятельности] в отношении одного и того же должника осуществляются параллельно; или
г) кредиторы или другие заинтересованные лица в иностранном государстве заинтересованы в подаче просьбы о возбуждении производства в настоящем государстве на основании [указать законодательные акты принимающего Типовой закон государства, касающиеся несостоятельности] или в участии в таком производстве».
Что касается определений, то согласно Статье 2 для целей настоящего Закона:
а) "иностранное производство" означает коллективное судебное или административное производство, – включая временное производство, – которое проводится в иностранном государстве в соответствии с законодательным актом, касающимся несостоятельности, и в рамках которого активы и деловые операции должника подлежат контролю или надзору со стороны иностранного суда в целях реорганизации или ликвидации;
б) "основное иностранное производство" означает иностранное производство, осуществляемое в государстве, в котором находится центр основных интересов должника;
в) "неосновное иностранное производство" означает иностранное производство, иное, чем основное иностранное производство, осуществляемое в государстве, в котором находится предприятие должника по смыслу подпу