Особенности реализации процедур банкротства в Германии
C 1 января 1999 г. все процедуры несостоятельности любых юридических и физических лиц в Германии регулируются Законом о несостоятельности от 5 октября 1994 г. (Insolvenzordnung (InsO) Vom 5. Oktober 1994. (Далее по тексту – Закон о несостоятельности). Столь долгий срок между принятием Закона и моментом введения его в действие объясняется стремлением законодателя дать время всем участникам процедур несостоятельности и заинтересованным лицам заранее приспособиться к положениям нового закона.
Вместе с тем, отдельные процедурные моменты регулируются тремя другими нормативными правовыми актами Германии: Гражданским Кодексом, Гражданским Процессуальным Кодексом и Законом о корпорациях.
Согласно Закону, выведены из-под его действия два типа юридических лиц:
· Федеральное Правительство Германии и Правительства Земель;
· предприятия, поднадзорные Землям в соответствии с законодательством этих Земель.
Дела о несостоятельности рассматриваются в Германии специальными Судами по несостоятельности (банкротству). Система Судов по банкротству повторяет систему Земельных судов, и суд низшей инстанции по банкротству (районный) ведет все дела о банкротстве (несостоятельности) в этом районе. Районный суд по банкротству имеет исключительную юрисдикцию в отношении всех юридических лиц, зарегистрированных в этом районе. Если центр деловой активности предприятия не совпадает с местом его регистрации, то дело о несостоятельности такого предприятия будет рассматривать суд по месту деловой активности. Если различные части предприятия подпадают под юрисдикцию нескольких районных судов, то дело о несостоятельности такого предприятия будет рассматривать суд по банкротству того района, где раньше других было подано заявление о возбуждении дела о несостоятельности.
Суд по банкротству имеет полномочия рассматривать все вопросы, относящиеся или связанные с несостоятельностью должника. При этом он может на некоторое (не очень длительное) время после получения заявления отложить возбуждение дела о несостоятельности, если только в собственности должника нет недвижимости. Права суда по банкротству откладывать возбуждение дела не распространяются на решение Суда по исполнительному производству в отношении имущества должника: откладывать исполнение таких решений может только суд по исполнительному производству, но не суд по банкротству.
Законом о несостоятельности Германии предусмотрены следующие процедуры банкротства:
· добровольная и принудительная ликвидация;
· добровольная и принудительная реорганизация.
В соответствии с общими процедурами корпоративного законодательства должник может добровольно ликвидировать свой бизнес только в двух случаях: если он может расплатиться по всем своим долгам, или если он достиг мирового соглашения со всеми своими кредиторами.
Ликвидация по Закону о несостоятельности возможна только тогда, когда доказано, что должник не может оплатить свои долги в срок. В отношении юридических лиц ликвидация по Закону о несостоятельности происходит также при условии, что обязательства должника превосходят его активы. Таким образом, в отношении юридических лиц германский Закон оперирует двумя признаками несостоятельности: неплатежеспособности и неоплатности.
В дополнение к этим двум признакам, Закон о несостоятельности использует концепцию «грозящей нехватки ликвидности», которая позволяет должнику инициировать процедуру ликвидации или реорганизации по Закону о несостоятельности, когда нехватка ликвидности ему (должнику) еще только угрожает.
Независимо от того, какую процедуру несостоятельности ввел суд, – ликвидацию или реорганизацию, – немедленно после введения процедуры должник теряет все права на распоряжение своими активами. Эти права переходят к администратору по несостоятельности (аналог российского арбитражного управляющего), который либо назначается судом одновременно с решением о введении процедуры, либо избирается кредиторами по решению суда.
Вместе с тем, Закон о несостоятельности предусматривает возможность сохранения за должником права на управление своим предприятием под контролем администратора по несостоятельности. Этот вариант не так уж отличается от «должника во владении» по положениям Главы 11 американского Кодекса о банкротстве. Более того, германский Закон о несостоятельности позволяет должнику вместе с заявлением о возбуждении дела о банкротстве подать суду план собственной реорганизации.
Принудительная ликвидация как процедура несостоятельности может быть введена судом только после подачи соответствующего заявления. Заявление может быть подано кредитором, если у кредитора есть законные на то основания. По Закону о несостоятельности такими основаниями может быть только наличие одного (или обоих) признаков несостоятельности: неспособность должника оплатить все свои долги в срок, или, – для юридических лиц, – тот факт, что обязательства должника превосходят его активы.
Если заявление кредитора хорошо обосновано, тогда суд заслушивает должника. По германскому законодательству даже неспособность оплатить незначительные долги в срок может служить основанием для возбуждения дела о банкротстве. Немедленно после введения процедуры несостоятельности администратор по несостоятельности берет под свой контроль и управление все активы должника, составляющие конкурсную массу. Эти полномочия администратор по несостоятельности забирает у должника. Более того, под контроль берется информация о бизнесе должника: с одной стороны, по решению суда руководители должника могут потерять допуск на свои рабочие места (и вообще на предприятие), а с другой – должник может быть обязан предоставить всю имеющуюся у него информацию о своем бизнесе и предприятии.
Согласно Закону, после назначения на процедуру администратор по несостоятельности должен подготовить три документа:
а) опись всего имущества и неимущественных прав должника, составляющих конкурсную массу, с указанием цены всего того, что в эту опись входит;
б) реестр кредиторов должника, составленный на основе трех источников: документации должника, косвенных данных должника и заявлений самих кредиторов;
в) отчет о состоянии дел должника.
Все эти три документа – опись конкурсной массы, реестр кредиторов и отчет о состоянии дел должника – передаются администратор по несостоятельности в суд для проверки и анализа.
Если должник является юридическим лицом и установлено, что он не может оплатить свои долги в срок и/или что его обязательства превосходят активы, Закон о корпорациях обязывает руководство должника в срок, не превышающий трех недель после выявления хотя бы одного из двух признаков несостоятельности, подать в суд заявление о возбуждении дела о несостоятельности.
Ответственность руководителей должника за невыполнение этого положения Закона о корпорациях весьма сурова:
Во-первых, на руководителей возлагается субсидиарная ответственность за ущерб, нанесенный ими должнику и кредиторам должника запоздалой подачей заявления в суд о возбуждении дела о несостоятельности.
Во-вторых, данное нарушение является уголовным преступлением, которое карается трехлетним тюремным заключением или штрафом.
При этом следует иметь в виду, что субсидиарная ответственность руководителей должника не исключает их криминального наказания.
В свою очередь, Закон о несостоятельности предоставляет должнику возможность подать в суд заявление о введении процедуры реорганизации при наличии «угрозы нехватки ликвидности».
Должник в любом случае может обратиться в суд с просьбой о введении процедуры реорганизации: при наличии признаков несостоятельности должник может приложить к заявлению о возбуждении дела о несостоятельности план реорганизации, а при наличии угрозы нехватки ликвидности он может подать сразу заявление о введении процедуры реорганизации, также приложив к нему план реорганизации.
Помимо должника, только администратор по несостоятельности имеет право представить суду план реорганизации. Однако у собрания кредиторов есть право принять решение о том, чтобы администратор по несостоятельности представил в суд план реорганизации должника, и администратор по несостоятельности должен это решение собрания кредиторов выполнить.
Таким образом, решение о представлении суду плана реорганизации могут принять: должник и администратор по несостоятельности – непосредственно, собрание кредиторов – косвенно (через администратора по несостоятельности).
Что касается выработки рекомендаций в отношении содержания плана реорганизации, то здесь право слова имеют: комитет кредиторов (если он будет образован решением суда), рабочая комиссия (комиссия, состоящая из представителей рабочих данного предприятия и защищающая интересы рабочих; такие комиссии действуют на всех германских предприятиях в соответствии со специальным законом), представитель среднего звена управленческого персонала должника и руководство должника.
Как было сказано выше, индивидуальный кредитор имеет право инициировать процедуру несостоятельности, но у него нет права подавать заявление в суд о введении процедуры реорганизации должника. Правом дать инструкцию администратору по несостоятельности представить план реорганизации суду обладает собрание кредиторов. И если, – по рассмотрении плана, – суд примет решение о введении процедуры реорганизации, это будет принудительная реорганизация, ибо она будет введена без заявления и даже, возможно, без согласия должника.
Закон о несостоятельности предусматривает очень немного формальных требований к содержанию плана реорганизации. В Плане должны быть указаны:
а) предлагаемые меры по реорганизации должника;
б) последствия осуществления плана для кредиторов.
Поэтому типичный план реорганизации содержит такие положения, как списание или рассрочку части задолженности и сравнительный анализ финансовых последствий для кредиторов двух вариантов процедур: ликвидации и реорганизации должника.
Однако в любом случае, – кто бы ни представил суду план реорганизации, – суд может отклонить этот план, если:
· не были соблюдены формальности в отношении того, кто подал этот план, и по содержанию плана;
· план, представленный должником, не имеет никаких шансов быть одобренным кредиторами;
· требования по задолженностям, в отношении которых планом предусмотрено их удовлетворение, со всей очевидностью удовлетворены должником быть не могут.
Если ни по одному из этих оснований план реорганизации судом не отвергнут, суд назначает дату собрания кредиторов, повестка дня которого предусматривает:
· обсуждение плана реорганизации;
· обсуждение прав кредиторов на голосование (фактически – обсуждение и решение вопроса об образовании классов кредиторов);
· голосование по плану реорганизации.
Такое собрание называется «слушаниями по обсуждению и голосованию».
План реорганизации будет принят, если за него проголосует большинство (по числу и по величине задолженности) каждого класса кредиторов.
Однако даже если одна группа кредиторов не наберет необходимого большинства в поддержку плана, суд может не принять во внимание этот факт и посчитать, что план одобрен, если:
· будет доказано, что кредиторы этой группы в результате реорганизации получат большее возмещение своих требований, чем в результате ликвидации должника;
· кредиторы этой группы получат значительную долю возмещения требований, предусмотренную планом;
· за план проголосовало большинство всех остальных групп кредиторов.
После одобрения плана реорганизации кредиторами план должен быть утвержден судом. Суд и в этом случае может не утвердить план, если в ходе голосования были допущены нарушения, например, было оказано давление на одних кредиторов и выказано предпочтение другим. Суд может отказаться утвердить план при наличии соответствующего заявления против плана хотя бы одного кредитора, если:
· это заявление поступит не позже «слушаний по обсуждению и голосованию» (лучше всего – в тот же или на следующий день, пока суд план еще не утвердил);
· положение этого кредитора в результате осуществления плана реорганизации окажется хуже, чем в результате ликвидации должника.
После утверждения судом плана реорганизации план осуществляется должником под контролем администратора по несостоятельности. Администратор по несостоятельности не только осуществляет мониторинг мероприятий по реализации плана, но и оценивает эффективность этих мероприятия. В случае если администратор по несостоятельности придет к выводу, что план не выполняется должным образом или выполняется формально, без ожидаемого эффекта, он может (и даже обязан) доложить об этом суду, и суд может принять решение о прекращении процедуры реорганизации и переходу к процедуре принудительно ликвидации (то есть к банкротству).
Установление требований кредиторов в германском законодательстве о банкротстве имеет свои особенности.
Если кредиторы хотят принять участие в распределении выручки в рамках процесса несостоятельности, они должны заявить о своих требованиях письменно администратору по несостоятельности. При этом нужно назвать причину и сумму требования. Суд устанавливает в своем определении о принятии дела к производству срок, в течение которого это должно быть сделано.
Заявленное требование считается установленным, если ни административный управляющий, ни должник не оспорили его на судебном заседании по проверке претензий – или при запоздало заявленных требованиях – в письменном процессе.
Таблица, в которую управляющий неплатежеспособности вносит заявленные требования, находится для ознакомления в канцелярии суда по несостоятельности на протяжении первой трети периода между истечением срока явки и судебным заседанием для проверки претензий.
Заявитель может потребовать установления заявленных требований до момента его (заявителя) регистрации, фиксирования его названия. Если гриф (название) уже существует, то жалоба не принимается. Предметом спора является установление того, имеет ли спорное требование именно такой характер, как оно заявлено в таблице или обозначено в судебном заседании по проверке претензий.
Кредитор-заявитель должен подтвердить в течение двух недель после обнародования перечня распределения свое вступление в процесс и сумму своих требований. Если он пропустит этот срок, то его требование не учитывается при распределении дохода.
После слушаний администратор по несостоятельности должен безотлагательно реализовывать принадлежащее к конкурсной массе имущество, если тому не противоречат решения собрания кредиторов. Он подчиняется надзору комиссии кредиторов и суда. Если он хочет предпринять действие или мероприятие, имеющее особое значение для процесса реализации конкурсной массы, он должен получить на это действие одобрение комиссии кредиторов.
Если комиссия кредиторов отказывает в одобрении, суд по делам о несостоятельности по предложению должника или большинства кредиторов после заслушивания администратора по несостоятельности может временно запретить проведение запланированного мероприятия и созвать собрание кредиторов для принятия соответствующего решения.
Если администратор по несостоятельности действует недобросовестно, то с него может быть взыскан причиненный им ущерб.
Порядок реализации конкурсной массы таков: сначала должно быть выявлено и оценено имущество должника, его дебиторская задолженность, и выделены те элементы имущества, которые не принадлежат должнику. Все это может привести к сокращению конкурсной массы.
Предпринимать меры по взысканию дебиторской задолженности с третьих лиц может исключительно администратор по несостоятельности. Он же выявляет тех лиц, которые нанесли тот или иной ущерб имуществу должника или сократили его активы, и добивается возмещения этого ущерба. Таким лицом может быть, например, партнер должника, несущий субсидиарную ответственность по его обязательствам.
После выявления конкурсной массы администратор по несостоятельностидолжен ее реализовать, так как только денежные средства подлежат распределению между кредиторами. При этом администратор по несостоятельности должен исходить из двух требований: он должен реализовать активы должника по возможно более высокой цене, и он должен максимально быстро удовлетворять требования кредиторов.
Выбор метода реализации передан на усмотрения администратора по несостоятельности. Он может продать предприятие целиком в рамках реорганизации должника или он может продать отдельные элементы имущества в рамках ликвидации.
Земельные участки могут выставляться на свободном рынке на продажу или для сдачи в аренду.
Движимое имущество продается на аукционе или без него.
Важное место при реализации процедуры банкротства занимает распределение средств от реализации конкурсной массы.
Если во время процесса банкротства выясняется, что конкурсной массы не хватает на покрытие судебных издержек (отсутствующий должник), суд прекращает процесс и ликвидирует должника своим решением. Равным образом, если до начала процедуры банкротства выясняется, что активов должника не хватит на процесс или этих активов нет вообще, - процедура банкротства не возбуждается и должник (отсутствующий) ликвидируется судом, на что уходит около 40 минут.
49. Ответственность руководителя несостоятельного предприятия в Германии за несвоевременную подачу заявления в суд по банкротству. Проблема «отсутствующих должников» в Германии.
Если должник является юридическим лицом и установлено, что он не может оплатить свои долги в срок и/или что его обязательства превосходят активы, Закон о корпорациях обязывает руководство должника в срок, не превышающий трех недель после выявления хотя бы одного из двух признаков несостоятельности, подать в суд заявление о возбуждении дела о несостоятельности.
Ответственность руководителей должника за невыполнение этого положения Закона о корпорациях весьма сурова:
Во-первых, на руководителей возлагается субсидиарная ответственность за ущерб, нанесенный ими должнику и кредиторам должника запоздалой подачей заявления в суд о возбуждении дела о несостоятельности.
Во-вторых, данное нарушение является уголовным преступлением, которое карается трехлетним тюремным заключением или штрафом.
При этом следует иметь в виду, что субсидиарная ответственность руководителей должника не исключает их криминального наказания.
В свою очередь, Закон о несостоятельности предоставляет должнику возможность подать в суд заявление о введении процедуры реорганизации при наличии «угрозы нехватки ликвидности».
Если во время процесса банкротства выясняется, что конкурсной массы не хватает на покрытие судебных издержек (отсутствующий должник), суд прекращает процесс и ликвидирует должника своим решением. Равным образом, если до начала процедуры банкротства выясняется, что активов должника не хватит на процесс или этих активов нет вообще, - процедура банкротства не возбуждается и должник (отсутствующий) ликвидируется судом, на что уходит около 40 минут.
50. Особенности системы несостоятельности Франции.