Система Англии и Уэльса по реализации судебных и внесудебных процедур банкротства

Англия и Уэльс является одной из трех исторически сложившихся частей Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (UnitedKingdom, сокр. UK). Двумя другими частями Соединенного Королевства являются Шотландия и Северная Ирландия.

Каждая из трех составных частей Соединенного Королевства имеет собственное законодательство, в том числе о несостоятельности, но наиболее разработанным является законодательство Англии и Уэльса.

Характерной чертой английской системы несостоятельности является частое применение внесудебных процедур. Двумя наиболее часто встречающимися процедурами несостоятельности являются добровольная ликвидация по требованию кредиторов и административное управление, причем в обоих случаях процедуры проводятся без вмешательства суда, хотя и признаются им, а практики по несостоятельности, назначаемые на эти процедуры, могут обращаться за помощью в суд.

Прежде всего, следует сделать одно общее замечание в отношении английского законодательства.

Английская правовая система состоит из:

1. Законов.

2. Вспомогательного законодательства, представленного Регламентами (Regulations), Правилами (Rules) и Порядками (Orders). При этом все правовые акты вспомогательного законодательства принимаются Английским Парламентом, подписываются Королевой и имеют силу Закона. Каждый вспомогательный акт относится к какому-то определенному закону и содержит в своем названии наименование этого закона.

К основным Законам, регламентирующим механизм реализации процедур банкротства в Англии и Уэльсе, относятся:

· Закон о несостоятельности;

· Закон о компаниях;

· Закон о дисквалификации директоров компаний;

· Закон о предприятиях;

· Закон о финансовых услугах на рынках.

Наиболее важные положения вспомогательного законодательства содержатся в:

· Правилах по несостоятельности;

· Порядке по несостоятельности партнеров;

· Регламенте по финансовым рынкам и несостоятельности;

· Регламенте по страховщикам.

В Англии существуют следующие основные процедуры банкротства юридических лиц:

Ø добровольная ликвидация по инициативе участников;

Ø добровольная ликвидация по инициативе кредиторов;

Ø принудительная ликвидация (в судебном порядке);

Ø корпоративное мировое соглашение;

Ø административное управление.

Ликвидация (или сворачивание компании – по англ. Winding-Up) представляет собой процесс, при помощи которого деловая активность компании завершается, ее активы реализуются, определяются ее финансовые обязательства, средства, имеющиеся в наличии, распределяются между сторонами, имеющими на них соответствующие права.

Добровольная ликвидация по решению участников компании (Members’ VoluntaryLiquidation - MVL) возможна лишь при условии, если компания способна полностью расплатиться по своим долгам и покрыть расходы на ликвидацию в течение одного года с начала реализации процедуры. Добровольная ликвидация по решению участников компании инициируется соответствующим решением участников компании (акционеров) в условиях, когда продолжение существования компании более не является необходимым, или когда срок, на который компания создавалась, подошел к концу. Решение о MVL, называемое «Решением Участников» (“Members’ Resolution”), принимается 75 процентами голосов (пропорционально доле в уставном капитале), и это решение имеет статусный характер, ибо именно с момента его вынесения отсчитывается начало добровольной ликвидации по решению участников компании.

Одновременно с вынесением решения о добровольной ликвидации компании для завершения ее деятельности участники назначают ликвидатора, который, как отмечалось выше, должен быть лицензированным практиком по несостоятельности. С момента назначения ликвидатора полномочия директоров по управлению компанией и ее имуществом прекращаются и полностью переходят к ликвидатору.

Вторым типом ликвидации является Добровольная ликвидация по решению кредиторов (Creditors’ VoluntaryLiquidation - CVL), которая представляет собой ликвидацию несостоятельной компании и опять-таки инициируется решением участников, принятым в том же порядке, что и при добровольной ликвидации по решению участников компании.

Однако в отличие от MVL эта ликвидация проходит под контролем кредиторов. В случае добровольной ликвидации по решению кредиторов руководство компании не позже 14 дней после вынесения решения участников обязано провести собрание кредиторов, на котором кредиторы большинством голосов (пропорциональным размерам требований) утвердят ликвидатора из числа лицензированных практиков по несостоятельности.

Для оказания помощи ликвидатору, обеспечения его вознаграждения и санкционирования некоторых действий собрание кредиторов назначает ликвидационную комиссию.

Так же, как и при ликвидации первого типа, при добровольной ликвидации по решению кредиторов с момента назначения ликвидатора полномочия директоров по управлению компанией и ее имуществом прекращаются и полностью переходят к ликвидатору.

С начала осуществления добровольной ликвидации по решению кредиторов (CVL) никакого моратория на предъявление требований к ликвидируемой компании и взыскание долгов в индивидуальном порядке не возникает. При этом ликвидатор, любой участник компании или любой кредитор могут обратиться в суд с просьбой о приостановлении процессуальных действий по взысканию требований отдельного кредитора. Гарантии, что суд автоматически удовлетворит эту просьбу, нет, но на практике такие обращения, как правило, удовлетворяются.

Третьим типом ликвидации является Принудительная ликвидация (также именуемая ликвидацией по решению суда), которая обычно инициируется кредитором компании в случае, если компания не может расплатиться по своим долгам. (Классическое банкротство). Эта форма ликвидации может инициироваться также самой компанией по решению ее участников или Министром инноваций и предпринимательства, если он сочтет это необходимым в интересах общества. В последнем случае Министр выносит свое решение по представлению Службы несостоятельности, входящей в систему Министерства инноваций и предпринимательства.

Процедура начинается с подачи заявления в суд. При этом кредитор, подающий заявление, должен убедить суд в том, что компания является несостоятельной и что ее необходимо ликвидировать. Компания будет признана судом несостоятельной, если:

· она не выплатила единичную или совокупную задолженность, превышающую 750 фт. ст., в течение трех недель с момента наступления срока платежа и получения письменного требования оплатить эту задолженность;

· она не может выполнить решение суда или судебного исполнителя о выплате долга;

· суду будут представлены удовлетворяющие его доказательства, что компания не способна оплатить свои долги;

· обязательства компании превышают ее активы.

Одновременно с вынесением решения о ликвидации компании суд назначает ликвидатором Официального ресивера (официального распорядителя), являющегося сотрудником Службы по несостоятельности Министерства инноваций и предпринимательства. Официальный ресивер устанавливает контроль над активами компании и ее деятельностью. Он может выполнять функции ликвидатора до тех пор, пока деятельность компании не будет полностью свернута, либо может созвать собрание кредиторов и предложить им назначить в качестве ликвидатора практика по несостоятельности. Он также может инициировать решение Министра инноваций и предпринимательства о назначении ликвидатором практика по несостоятельности без созыва собрания кредиторов.

Официальным моментом начала процедуры принудительной ликвидации считается не момент вынесения соответствующего решения судом, а момент подачи заявления кредитором, должником или Министром. С момента начала принудительной ликвидации любые операции руководства должника с собственностью должника, любые сделки с акциями должника или его дочерних предприятий являются ничтожными, если суд не примет иного решения. Одновременно запрещается удовлетворение любых требований к должнику в индивидуальном порядке, кроме тех, в отношение которых суд принял иное решение. С этой же даты полномочия руководства должника полностью переходят к назначенному судом ликвидатору. Кроме этого, прекращается бизнес и производственная деятельность ликвидируемого предприятия, за исключением той, которая необходима для сохранения активов.

Процедура Корпоративного мирового соглашения (КМС)позволяет компаниям заключать компромиссные соглашения или осуществлять другие договоренности с кредиторами без юридических формальностей. Она дает возможность компаниям продолжать свою деятельность и представляет собой действенный с юридической точки зрения способ согласования предъявленных кредиторами требований в компромиссном порядке, так как соглашение является обязательным для всех кредиторов, уведомленных о собрании, на котором оно было утверждено.

Процедура КМС может быть инициирована:

· самой компанией;

· ликвидатором;

· администратором.

Процедура КМС требует привлечения услуг лицензированного практика по несостоятельности, который до утверждения соглашения называется уполномоченным, а после согласования плана урегулирования кредиторами - координатором. Первоначальные процедуры варьируются в зависимости от того, кто является их инициатором.

Начало процедуры КМС не означает, что кредиторы утрачивают право на предъявление требований к компании. Процесс предъявления требований приостанавливается только после того, как кредиторы в целом утверждают соглашение на собрании кредиторов. До этого они по-прежнему могут:

· направить в компанию судебного исполнителя для изъятия и продажи имущества;

· подать заявление о ликвидации должника;

· подать заявление на назначение администратора.

Если компания желает обеспечить себе защиту на время согласования мирового соглашения, она может подать в суд заявление на оформление приказа об административном управлении, в котором должно быть указано, что это делается с целью заключения мирового соглашения.

Если процесс заключения мирового соглашения начинается по инициативе руководителей должника, они обязаны подготовить предложение для представления уполномоченному. В этом предложении излагается определенная информация, включая:

· обоснование необходимости мирового соглашения;

· обоснование причин, по которым кредиторы должны согласиться на его заключение;

· имущество компании и его стоимость;

· какова доля заложенного имущества;

· какие активы не будут охвачены соглашением;

· обязательства компании;

· план погашения обязательств, в особенности перед приоритетными кредиторами и обеспеченными кредиторами.

Руководство должника обязано направить уполномоченному экземпляр предложения с сопроводительным письмом, а уполномоченный – дать согласие на работу и отчитаться перед судом в течение 28 дней со дня такого согласия.

После этого в течение 7 дней директора обязаны подготовить отчет о состоянии дел. Установленной формы отчета не существует, но в любом случае он должен содержать следующее:

· перечень активов компании с разбивкой по категориям и указанием стоимости по каждой категории;

· данные об обеспеченных активах;

· данные о преимущественных кредиторах;

· список необеспеченных кредиторов и размеры их требований;

· данные о дебиторской задолженности компании;

· список акционеров компании с указанием долей их участия;

· любая другая информация, запрошенная уполномоченным в письменной форме.

Отчет о состоянии дел должен содержать описание положения компании по состоянию на дату, предшествующую дню направления уведомления уполномоченному не более, чем на две недели.

При необходимости уполномоченный может запрашивать дополнительную информацию о компании.

Уполномоченный должен представить в суд отчет, в котором он обязан указать, следует ли созывать собрания кредиторов и акционеров компании, и если да – то где и когда. Если уполномоченный считает, что подготовленный руководством должника план неэффективен или невыполним, он должен обосновать это.

Администратор или ликвидатор, желающий выступить с инициативой о заключении мирового соглашения и своем назначении в качестве уполномоченного, может воспользоваться более простой процедурой.

Он должен подготовить предложение, содержащее такие же данные, что и предложение руководства должника. Это предложение должно быть направлено всем кредиторам вместе с любой дополнительной информацией, которая, по мнению уполномоченного, поможет кредиторам принять обоснованное решение.

Для созыва собраний кредиторов и акционеров уполномоченный направляет им уведомления за 14 дней до даты собрания. Уведомления должны быть направлены всем кредиторам, перечисленным в отчете о состоянии дел, и всем иным кредиторам, о которых известно уполномоченному, а также всем акционерам компании.

Собрание может проводиться практиком по несостоятельности или одним из его сотрудников, имеющим опыт работы по вопросам несостоятельности.

Практик по несостоятельности может не допускать к участию в собрании или в какой-либо части собрания любого руководителя или любое должностное лицо должника, если он считает это целесообразным.

Голосование на собраниях кредиторов ведется исходя из размеров их требований, при этом каждый кредитор, получающий уведомление о собрании, имеет право голоса. Однако для получения права голоса кредитор должен до или во время собрания предоставить письменный документ с указанием размеров своего требования. Кредитор не имеет права голоса, если сумма требования неизвестна или не согласована, за исключением случаев, когда такая сумма согласовывается для целей голосования председательствующим на собрании.

Для принятия предложения необходимо 75-процентное (по сумме требований) большинство голосов присутствующих на собрании и участвующих в голосовании кредиторов.

Любой кредитор, который считает, что его интересы ущемлены, может в течение 28 дней со дня сообщения в суд результатов собрания опротестовать в суде принятые на собрании решения.

После утверждения мирового соглашения собранием кредиторов и собранием акционеров кредиторы могут провести голосование по вопросу назначения координатора. Они могут принять решение о назначении координатора, даже если собрание акционеров еще не закончено.

После своего назначения координатор мирового соглашения отвечает за реализацию одобренных кредиторами и акционерами предложений.

Одно из преимуществ этой процедуры заключается в том, что все получившие уведомление кредиторы, даже если они не голосовали "за" или "против" предложения, обязаны выполнять положения соглашения после его утверждения собранием кредиторов.

Если компания испытывает финансовые затруднения, но считает, что хорошо продуманный и правильно реализованный план антикризисного управления может ее спасти, то руководство компании обращается в суд с заявлением на оформление приказа об административном управлении.

Если суд соглашается с аргументами компании, то он назначает практика по несостоятельности для выполнения функций администратора.

Целью административного управления является сохранение компании и ее бизнеса полностью или частично в качестве функционирующего предприятия.

Кроме того, административное управление может быть введено по инициативе кредиторов, причем по тем же основаниям, что и по заявлению должника.

Администратору предоставляются очень широкие полномочия, практически соответствующие полномочиям внешнего управляющего в России.

Основные преимущества процедуры административного управления заключаются в том, что она предусматривает приостановление любых юридических действий против компании. Администратор не обязан осуществлять выплаты кредиторам по долгам за период до его назначения, но, как правило, отвечает за погашение задолженности, возникшей в результате его действий в ходе продолжения коммерческой деятельности компании. Это создает оптимальные условия для выполнения администратором возложенной на него задачи по подготовке плана антикризисного управления компании, согласованию этого плана с кредиторами и последующей реализации плана для достижения целей, предусмотренных приказом об административном управлении.

План антикризисного управления может включать в себя любые мероприятия, например, освобождение директоров от должности и назначение новых директоров, продажу компонентов компании, прекращение отдельных операций и т. д. Одновременно план может содержать элементы мирового соглашения, предусматривающего погашение задолженности не в полном объеме или в более продолжительные сроки.

Добровольная реорганизация несостоятельного должника, также предусмотренная законодательством Англии и Уэльса, может быть формализованной или неформализованной. Подавляющее большинство случаев реорганизации являются неформальными и поэтому осуществляются без каких бы то ни было жестких процедур.

Однако любая реорганизация в качестве важнейшего своего компонента содержит реструктуризацию задолженности, которую невозможно провести без согласия кредиторов. Поэтому распространенной практикой является ситуация, когда должник, желающий осуществить свою реорганизацию, в предварительном порядке добивается согласия основных кредиторов на временный мораторий на удовлетворение их требований. В течение периода временного моратория (этот период еще называют «периодом паузы», – “standstillstage”, – и он редко длится больше двух месяцев) кредиторы изучают предложения должника о реорганизации на предмет их реализуемости и выгодности для них. Спецификой Англии является то, что, как правило, на период временного моратория кредиторы получают гарантии возмещения своих требований от Банка Англии, и поэтому вся эта схема (гарантии Банка Англии – временный мораторий – соглашение с кредиторами о реорганизации) получила название Лондонский Подход.

В случае успеха Лондонского Подходакредиторы, удостоверившись в возможности восстановления платежеспособности и кредитоспособности должника, соглашаются на осуществление его реорганизации.

В случае несогласия кредиторов на неформализованную реорганизацию несостоятельный должник может прибегнуть к реорганизации формализованной.

47. «Лондонский подход» в системе антикризисного управления Англии.

В Англии законодатель поощряет кредиторов к заключению таких соглашений с проблемными заемщиками, для чего Банку Англии предписано гарантировать возмещение коммерческим банкам убытков, которые они могут понести за время «паузы», необходимой для изучения предложений проблемного заемщика. Данная схема антикризисного управленияпод контролем кредиторов получила название «Лондонский подход» (LondonApproach).

Добровольная реорганизация несостоятельного должника, также предусмотренная законодательством Англии и Уэльса, может быть формализованной или неформализованной. Подавляющее большинство случаев реорганизации являются неформальными и поэтому осуществляются без каких бы то ни было жестких процедур.

Однако любая реорганизация в качестве важнейшего своего компонента содержит реструктуризацию задолженности, которую невозможно провести без согласия кредиторов. Поэтому распространенной практикой является ситуация, когда должник, желающий осуществить свою реорганизацию, в предварительном порядке добивается согласия основных кредиторов на временный мораторий на удовлетворение их требований. В течение периода временного моратория (этот период еще называют «периодом паузы», – “standstillstage”, – и он редко длится больше двух месяцев) кредиторы изучают предложения должника о реорганизации на предмет их реализуемости и выгодности для них. Спецификой Англии является то, что, как правило, на период временного моратория кредиторы получают гарантии возмещения своих требований от Банка Англии, и поэтому вся эта схема (гарантии Банка Англии – временный мораторий – соглашение с кредиторами о реорганизации) получила название Лондонский Подход.

В случае успеха Лондонского Подходакредиторы, удостоверившись в возможности восстановления платежеспособности и кредитоспособности должника, соглашаются на осуществление его реорганизации.

В случае несогласия кредиторов на неформализованную реорганизацию несостоятельный должник может прибегнуть к реорганизации формализованной.

48. Особенности системы несостоятельности Германии.

Наши рекомендации