И практические аспекты формирования и развития
Процесс становления отечественной теории и практики стратегического управления требует учета важнейших тенденций развития мирового сообщества и экономики. К числу важнейших тенденций следует отнести разработку теоретических основ глобального управления (менеджмента). Возникновение идеи глобального управления связано с процессом образования глобальных корпораций.
Вобщем случае под глобальной корпорациейпонимается объединение предприятий (фирм) в целостную систему с общими задачами и стратегией развития. Для формирования и успешного функционирования глобальных корпораций необходимы принципиальные изменения в стратегии развития предприятий, связанные с ориентацией на долгосрочную перспективу.
Процесс формирования глобальных корпораций и соответственно системы глобального управления представляется чрезвычайно сложным и трудоемким. Практически он является непрерывным, поскольку постоянные изменения составляют саму суть глобального рынка.
В качестве принципиальных основ формирования системы глобального управленияследует назвать:
Глава 11, Управление стратегическими альянсами: теория и практика...______463
• формирование единой стратегии для всех предприятий (отделений), входящих в глобальную корпорацию;
• разработку и реализацию гибкой глобальной стратегии развития, ориентированной на долгосрочную перспективу;
• использование единых принципов и технологий управления для предприятий, входящих в глобальную корпорацию;
• ориентацию деятельности на потребителя и его специфические потребности в различных странах и регионах;
• изменение стиля работы всех сотрудников глобальной корпорации, направленное на повышение личной ответственности и инициативы;
• применение систем оплаты труда, стимулирующих творческое мышление и ответственное отношение к работе;
• использование в рамках глобальной корпорации новейших технологий производства и систем сбыта продукции (услуг).
Наиболее простой и перспективной формой глобальной корпорации являются стратегические альянсы (союзы).
Стратегический альянс (союз)— это относительно новый термин, который используется в экономической теории и практике. Он характеризует особый тип сотрудничества предприятий (организаций) и формирование их коалиций, основывающихся на взаимных потребностях.
Наиболее характерные примеры стратегических альянсов отображены в табл. 11.1.
До недавнего времени образование стратегических альянсов было средством, с помощью которого предприятия (фирмы) средних размеров получали возможность наиболее успешно конкурировать с крупными предприятиями. Кроме того, стратегические альянсы используются на практике в качестве средства преодоления торговых ограничений для быстрого проникновения предприятия (фирмы) на новые рынки.
В последнее время стратегические альянсы стали рассматриваться как наиболее приемлемый путь восстановления баланса конкурентоспособности. В современном, быстроизменяющемся мире традиционная конкурентоспособная модель, по существу, не всегда доступна, поскольку более перспективны в конкурентной борьбе сотрудничество и кооперирование, а не стремление уничтожить всех конкурентов.
Процесс образования стратегических альянсов потребовал их теоретического осмысления. Вместе с тем до настоящего времени дет единства мнений относительно определения понятия «стратегический
Раздел И, Реализация стратегии
Таблица 11.1 Различные типы стратегических альянсов
Типы альянсов | Примеры |
Совместное ведение рекламной кампании | American Express и Toy'RVs (совместные действия в области телевизионной рекламы и продвижения товара) |
Партнерство в области научно-исследовательских разработок | Cytel и Sumitono Chemicals (альянс с целью разработки следующего поколения биотехнологических препаратов) |
Соглашение о передаче в пользование системы сервиса | Cigna и United Motors Works (соглашение об оказании финансовой помощи неамериканским фирмам и государственным организациям) |
Совместное использование системы распределения продукции | Nissan Volkswagen (Nissan продает продукцию Volkswagen в Японии, а последняя - продукцию партнера в Европе) |
Передача технологий | IBM и Apple Computers (соглашение о разработке операционных систем) |
Совместное участие в тренингах | Boeing, General Dynamics и Lockheed (совместные действия, приведшие к победе в конкурсе на производство модернизированного тактического истребителя) |
Совместное производство | Ford и Mazda (разработка и производство аналогичных машин на одних и тех же производственных / сборочных линиях |
Совместная разработка естественных ресурсов | Swott Chemical Co, Texasgult, RTZw US Borax (совместное предприятие по добыче ископаемых в Канаде) |
Внутри корпоративное отделение (создание дочерней компании) | Cummins Engine и Toshiba Corporation (создали новую компанию для разработки и маркетинга продукции из нитрида кремния) |
Обмен лицензиями | Hottman-LaRoche и Glaxo заключили соглашение о продаже на территории США производственного препарата «Zantac» |
альянс (союз)», его сущности, характерных черт и перспектив дальнейшего развития.
При попытке раскрыть суть стратегического альянса возникает ряд проблем. Во-первых, необходимо осмыслить характер распределения имущественных прав участников стратегического альянса, поскольку на первый взгляд трудно понять, как равная собственность может быть альянсом и как в рамках последнего не используется отказ от элемента автономии для всех участников. Другими словами, если одно предприятие (фирма) купит другое, то последнее теряет свою самостоятельность, а следовательно, и неспособность к выходу из альянса. В стратегическом же альянсе все партнеры должны быть равноправны при выходе из него.
Глава П. Управление стратегическими альянсами: теория и практика...______465
Во-вторых, большинство исследователей не признают существования стратегических альянсов в других рыночных сферах, кроме рынка труда.
В-третьих, в рамках стратегического альянса предполагается равенство выгод, которое обеспечивается для всех его участников.
С учетом необходимости решения названных выше проблем можно определить стратегический альянс как коалицию двух или более предприятий (организаций), создаваемую для достижения стратегически существенных целей, которые являются для них взаимовыгодными. Эти цели могут иметь политический и (или) экономический характер и быть достаточно гибкими.
Вместе с тем необходимо отметить, что взаимная выгода отнюдь не подразумевает равенства доходов, но все участники альянса получают прибыль пропорционально своему вкладу.
Стратегические альянсы имеют различное назначение и число участников. Однако следует определить минимальные критерии, способствующие формированию альянсов. В качестве таких критериев выступают:
• стратегически значимые цели деятельности;
• возможность получить взаимные (но не обязательно равные) выгоды участниками;
• возможность получения тех выгод, которые нельзя получить иным способом.
Предлагаемый подход позволяет раскрыть содержание стратегических альянсов, провести классификацию и исследовать характерные черты и особенности деятельности.