Относит и средние величины в анализе деятельности предприятия.
Экономические процессы и явления выражаются в абсолют и относит величинах. Абсолютные величиныотражают количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема, продолжительности, площади, стоимостити, безотносительно к размеру др явлений. Абсол величины используются в анализе в качестве базы для расчета средних и относит величин. Эк анализ по своей сути начин с расчета относи величин.
Относит пок-ли отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-л др явления или с величиной этого явления но взятого за др период или по др объекту. Их получают в результате деления одной величины на др, кот принимается за базу сравнения.
В анализе хоз деятельности используют следующие виды относительных величин:
Относит величина пространственного сравнения оред сопоставлением уровней показателей относящихся к разл объектам, взятым за один и тот же период или на один и тот же момент времени.
Относит величины планового задания представ собой отношение план уровня показателя текущего года к его уровню в прошлом году или среднему за 3-5 предыдущих лет.
ОВ выполнения плана - это отношение м/у фактическим и плановым ур-ем показателя.
ОВ динамики используется для хара-ки изменения пок-ей за какой либо промежуток времени. ОВ динамики м/б базисными или цепными. В 1ом случае каждый след уровень динамического ряда сравнивается с базисным годом. Во 2м – ур-нь показателя след года относится к предыдущему.
Показатль структуры- удельный вес части в общем целом.
ОВны координации представл собой соотношение частей целого м/у собой.
ОВы интенсивности-те кот характеризуют степень распространенности какого-л явления соответствующей среде.
ОВ эффективности- это соотношение эффекта с Рми или затратами.
Средние величины используются в анализе для обобщенной количественной хара-ки в совокупности однородных явлений по к-л признаку.
В средней величине отражаются общие типичные черты изучаемых явлений по соответствующему признаку. Ср величина показывает меру признака в изучаемой совок-ти. Одни числом хара-ет всю совокупность объекта (ср З/П).
В аналитических расчетах приминяют различные виды средних (средняя арифметическая, хронологическая, медиана…)
При определении средних следует учитывать что они основываются на массовых данных, в этом их сила и недостаток.
За общими ср пок-ми скрываются результаты плохо работающих подразделений и достижения передовиков. Поэтому в анализе их необходимо дополнять индивид пок-ми.
Способ сравнения в АХД.
Основным методом оценки является сравнение.
Метод сравнения –сопоставление однородных объектов, с целью выявления черт сходства либо различия м/у ними.
С помощью сравнения выявляется общее и особенное в экономических явлениях, устанавливаются изменения в уровнях исследуемых объектов, изучаются тенденции и закономерности их развития.
В анализе исп след типы сравнений:
1) сравнение фактически достигнутых результатов с показателями простых периодов – для определения тенденций и закономерностей эк развития.
2)сопоставление фактического уровня показателей с плановым – для оценки степени выполнения плана либо для проверки обоснованности плановых показателей.
3)сопоставление фактических показателей с нормативными – позволяет провести контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий.
4)сравнение с лучшими результатами(достижения науки) – необходимо для поиска резервов.
Современный сопоставительный анализ имеет особое эффективное направление – бенчмаркинг, в основе кот лежит сравнение деят-ти не только предприятий конкурентов но и передовых фирм др отраслей. Целью этого анализа явл оптимизация эк стратегии и разработка мероприятий по ликвидации разрыва показателя собственного бизнеса и лидера, направленное на получение наивысшего эффекта от новаций хоз деят-ти.
5) сравнение пок-лей анализируемого предприятия со средними пок-ми с целью определения положения предприятия среди др в той же отрасли. Сравнение с предприятиями м/б прямым и косвенным. В усл конкуренции и комм тайны не всегда представляется возможным провести прямое сравнение. Косвенное сравнение основано на публикуемых среднестатистических данных по опред отрасли или на публичной отчетности.
6)сравнение параллельных и динамических рядов – для изучения взаимосвязей исследуемых пок-лей. Числа хара-е один из пок-лей необходимо расположить в возрастающем или убывающем порядке и рассмотреть как в связи с этим изменяются др исследуемые пок-ли.
7) сравнение разных вариантов решения эк задач с целью выбора наиб оптимальных из них.
8) сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора или ПРой ситуации – применяется при расчете влияния факторов и определения велечины резервов.
Важным усл кот необходимо соблюдать при анализе явл сопоставимость пок-лей. Сравнивать можно только качественно однородные величины. Сопоставимость показателей в ряде случаев м/б достигнута если вместо абсолютной величины применить ср или относит величины.
В эконом анализе различают следующие виды сравнительного анализа:
1.горизантальный 2.вертекальный 3.трендовый
Горизонтальный анализ используется для определения абсолютных и относительных соотношений, фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлых периодов, среднего уровня, передового опыта.)
С помощью вертикального анализа изучается структура эк явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом. Соотношение частей целого м/у собой, а также влияния факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величины до и после изменения соответствующего фактора.
Трендовый анализ приминяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.