История, сущность и роль малого предпринимательства в экономике страны
Исторически появление предпринимательской деятельности связано с развитием товарно-денежных отношений. До XVI века предпринимательство в Древней Руси проявлялось лишь в виде сельских промыслов–лесное пчеловодство, смолокурение, солеварение, зверо- и рыболовство.
Основной хозяйственной единицей являлись хозяйства князей, удельных феодалов и вотчинников, под контролем которых находилась деятельность мастеров, огородников, садовников и т. п.
К началу XVII века вотчинное ремесло вытесняется более свободным городским: часть мастеровых– плотники, каменщики, ткачи, портные становятся наемными рабочими. В этот же период увеличивается разделение труда и появляется примитивная специализация; в городах появляются ремесленные ряды и ярмарки(Нижегородская); формируется торговая сеть, проводится интенсивный обмен товарами между отдельными частями государства.
Таким образом, в России с XVI в. начинается расцвет торгово-промышленного предпринимательства, появляются династии предпринимателей, первой из которых являлся род Строгановых– крупнейших купцов и промышленников.
В Петровскую эпоху происходит резкое увеличение числа мануфактур, основная масса предпринимателей формируется из крестьян или посадских людей. Считается, что именно в этот период была заложена основа российского торгово-промышленного бизнеса.
В эпоху правления Екатерины II было ограничено действие монополий и введена свобода торговли. Развитию торгового предпринимательства способствовало появление биржевого дела, а развитию финансового–банковское дело.
К 80-м годам XIX в. завершился промышленный переворот в таких важнейших отраслях, как угольной, горнорудной, металлургической. Усиление концентрации производства привело к появлению монопольных объединений.
Данный период отечественной экономики характеризуется усилением финансовой системы во главе с Госбанком, быстрым ростом количества акционерных компаний; притоком иностранного капитала в российскую экономику, особенно в обрабатывающую промышленность.
В послеоктябрьский период ХХ века проявились «антирыночные» тенденции, выразившиеся в директивном распределении ресурсов и готовой продукции, сменившиеся в дальнейшем на оптовую торговлю ими.
Во второй половине ХХ века(60-70 гг.) направление развития экономики в связи с проведением А.Н. Косыгиным экономических реформ, способствующих созданию экономического стимулирования, введению для предприятий платы за фонды и других мер, направленных на либерализацию условий хозяйствования, могло способствовать активизации предпринимательства. Однако недостаточность и ограниченность использования рыночных принципов хозяйствования препятствовали вплоть до90-х годов
ХХ века развитию отечественного малого предпринимательства.
Последующий период характеризуется развитием законодательной базы в области форм собственности и предпринимательской деятельности, что при прочих равных условиях, позволило нашей стране начать переход к рыночной экономике.
Предпринимательская деятельность– это особый вид деятельности, имеющий ряд особенностей: самостоятельно осуществляется и связан с риском; характеризуется творческой активностью предпринимателя; обладающего специфическими личностными качествами; направлен на систематическое получение дохода к взаимной выгоде сторон, участвующих в процессе.
Субъектами малого предпринимательства являются юридические и физические лица, внесенные в единый государственный реестр в соответствии с положениями Федерального закона от24 июля2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Малые предпринимательские структуры, являясь наиболее массовой группой рыночных субъектов, обеспечивают развитие конкуренции, формируя рыночную систему отношений. Кроме того, они способствуют общественному прогрессу и определяют стабильность общества, т. е. имеют важное социально-экономическое значение.
Важная роль малых предприятий в странах с рыночной экономикой связана с тем, что:
во-первых, малые предприятия составляют большую часть в общем числе малых, средних и крупных предприятий (до90%);
во-вторых, производят значительную часть внутреннего национального продукта;
в-третьих, значительная часть налоговых поступлений в бюджеты разных уровней– это налоги малых предприятий(более50%);
в-четвертых, малые предприятия обеспечивают занятость основной части населения;
в-пятых, значительная часть открытий и инноваций– заслуга малых предприятий.
Традиционными областями деятельности малых структур является сфера услуг, транспорт, торговля, общественное питание. В последние годы в связи с развитием инновационной экономики в условиях глобализации происходит рост малых предприятий в инновационной и научной сферах, а также проявляются процессы интеграции малых фирм со средними и крупными.
Таким образом, малый бизнес в рыночной экономике выполняет следующие функции: обеспечивает формирование и поддержание конкурентной среды; создает товары и услуги в условиях их быстрого обновления; способствует созданию новых рабочих мест; является катализатором научно-технического прогресса путем развития инновационного бизнеса; осуществляет значительное пополнение бюджета налоговыми отчислениями; позволяет использовать труд социально-уязвимых групп населения.
Развитие отечественного малого бизнеса отстает в сравнении с экономически развитыми странами(табл. 1).
Таблица1 Развитие предприятий малого бизнеса в России и других странах
За последние годы существенных изменений с развитием предприятий малого бизнеса в России не произошло. По данным на конец2005 г. – нача-ло2006 г., общее число малых предприятий составило979,3 тыс., или в расчете на1 тыс. жителей– 6,9; численность занятых в них– 8,9 млн чел.
Число малых предприятий на конец2006 г. было1032, 8 тыс. с оборотом 12 099 232,3 млн руб. В них было занято8582,8 тыс. человек
1.2. Критерии определения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации
В мировой практике наиболее часто используемыми критериями определения малых предприятий являются такие, как численность занятых работников, объем годового оборота, годовой доход, балансовая стоимость активов, уставный капитал предприятия и т. д. Однако указанные критерии отличаются и зависят от особенностей экономики и законодательной базы той страны, где применяются.
В РФ в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» установлены категории субъектов малого и среднего предпринимательства(статья4).
1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации(за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица(далее– индивидуальные предприниматели), крестьянские(фермерские) хозяйства.
Для указанных субъектов в соответствии с Федеральным законом установлены следующие критерии:
1) для юридических лиц– суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций(объединений), благотворительных и иных фондов в уставном(складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов); доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать25%;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от101 до250 человек включительно– для средних предприятий;
б) до100 человек включительно для малых предприятий; среди для малых предприятий выделяются микро предприятия– до15 человек;
3) выручка от реализации товаров(работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов(остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Предусмотренные п. 3 предельные значения выручки от реализации товаров(работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Причем, часть2 статьи4 вступает в силу с1 ян-варя2010 г.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами2 и3.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п. 2 и3 в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские(фермерские) хозяйства в течение года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров(работ, услуг) или балансовой стоимости активов за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах2 и3.
Средняя численность работников микропредприятия, малого и среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в т. ч. работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных предприятий.
Выручка от реализации товаров(работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Балансовая стоимость активов(остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии в законодательством РФ о бухгалтерском учете.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, муниципальные органы власти, оказывающие поддержку малым предпринимательским структурам, ведут реестры субъектов малого предпринимательства.
В реестрах содержатся следующие сведения:
наименование органа, предоставившего поддержку;
полное и сокращенное наименование, в т. ч. фирменное наименование, адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица;
фамилия, имя и отчество, место жительства предпринимателя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации предпринимателя;
вид, форма и размер предоставленной поддержки;
срок оказания поддержки;
ИНН– идентификационный номер налогоплательщика;
дата принятия решения о предоставлении или прекращении оказания поддержки;
информация о нарушении порядка и условий предоставления поддержки, в т. ч. о нецелевом использовании средств поддержки.
Решения об оказании поддержки или о прекращении оказания поддержки должны вноситься в реестр субъектов малого предпринимательства в течение30 дней со дня принятия того или иного решения.
В Федеральном законе(ст. 5) указана процедура проведения федеральных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства:
сплошные статистические наблюдения проводятся один раз в пять лет;
выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежемесячных и(или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий(за исключением микропредприятий) и средних предприятий.
Выборочные статистические наблюдения за деятельностью микро-предприятий проводятся ежегодно.
Порядок проведения выборочных статистических наблюдений определяется Правительством РФ.