Тема I. Виды кооперативов и их общие признаки

Введение

Предлагаемое учебное пособие «Основы потребительской кооперации» даст вам знания об уникальной системе потребительской кооперации и ее организациях — потребительских обществах и потребительских союзах. Вы будете знать социальную миссию и задачи потребительской кооперации, правовые, организационные, экономические и социальные основы ее деятельности, ценности и принципы, демократическую структуру управления, многоотраслевую хозяйственную и образовательную деятельность, виды работ и профессий, внутрисистемные отношения, историю и современное развитие. Вы убедитесь, что в демократическом правовом государстве организации создаются и осуществляют свою деятельность на основе законов и уставов.

Вы будете уметь анализировать правовые и социально-экономические условия функционирования системы потребительской кооперации, направления развития ее многоотраслевой деятельности как социально ориентированной системы, внутрисистемные отношения; обобщать исторический опыт ее развития. Полученные знания позволят вам в дальнейшем сравнивать другие организации рыночной экономики с организациями потребительской кооперации, выделять их преимущества и делать выбор.

В своей повседневной жизни вы являетесь покупателями товаров в магазинах, пользуетесь услугами ремонтных мастерских и аптечных пунктов, посещаете предприятия общественного питания. Посмотрите на вывески, и если увидите слово «Кооп», то знайте, что вы пришли в предприятие потребительской кооперации.

Задумывались ли вы, в чем особенности той или иной организации или предприятия? Наверное, да! Ведь скоро вы закончите школу, и вам предстоит решить, в каком учебном заведении продолжать образование или в какой отрасли трудиться, с какой организацией связать свою судьбу, чтобы стать активным гражданином.

Из учебного пособия вы узнаете, что в потребительской кооперации можно реализовать право гражданина на образование, на труд и активное участие в жизни общества. Вы можете получить специальность, в том числе в учебных заведениях потребительской кооперации, и работать в предприятиях потребительского общества или потребительского союза. При этом вы можете вступить в члены потребительского общества и стать пайщиком-работником. Вы можете вступить в члены потребительского общества и не работать в нем, а трудиться в других организациях, т. е. вы можете быть пайщиком, не работающим в организациях потребительской кооперации. Во всех перечисленных случаях вы реализуете право гражданина на активное участие в жизни общества. Являясь пайщиком, вы сможете лучше удовлетворять свои потребности в товарах и услугах, а своим участием в экономической и социальной жизни кооперации принесете пользу обществу, помогая утверждать демократические и нравственные отношения.

История свидетельствует о том, что потребительская кооперация смогла выжить в разных социально-экономических условиях благодаря пайщикам, которые своим постоянным интересом к ней и своим участием обеспечивают ей будущее.

Потребительская кооперация — сложная социально-экономическая система, имеющая 170-летнюю историю.

Задача автора — дать целостное представление о старейшей самобытной кооперативной системе России — предопределила содержание данного учебного пособия. В нем рассмотрены:

• кооперативы как специфические организации, образующие крупные социально-экономические системы;

• историческая необходимость потребительских обществ и их объединений для общества;

• общие основы создания и деятельности организаций системы потребительской кооперации (потребительских обществ и их союзов), а также особенности их функционирования в условиях формирования демократического правового государства;

• сочетание теоретических положений и практической деятельности организаций потребительской кооперации;

• направления развития и социальная роль многоотраслевой деятельности потребительской кооперации, оказывающей влияние на процесс формирования социально ориентированной экономики;

• система потребительской кооперации как составная часть национального и международного кооперативного движения.

Конечно, не все указанные темы удалось раскрыть в полной мере. Тем не менее автор надеется, что учебное пособие будет полезной и интересной книгой, знакомящей школьников с социально ориентированной системой, состоящей из уникальных кооперативных организаций рыночной экономики — потребительских обществ и союзов потребительских обществ.

Автор выражает благодарность рецензентам, сделавшим ценные замечания по тексту учебного пособия, а также всем, кто принял участие в его подготовке и издании.

Выводы

1. В хозяйственной практике каждой страны применяются два вида кооперативных организаций — кооперативы и объединения кооперативов (союзы, ассоциации). Эти организации создаются на основе кооперации.

2. Кооперативы и их объединения осуществляют деятельность в интересах своих членов.

3. Кооперативные системы (объединения кооперативов и их союзов) обеспечивают более устойчивое функционирование кооперативных организаций в рыночной экономике.

4. Кооперативное движение как массовое социально-экономическое движение способствует укреплению сотрудничества и солидарности кооператоров на национальном и международном уровнях.

Вопросы

1. Сформулируйте понятие кооператива как специфической социально-экономической организации рыночной экономики.

2. Какова основная цель кооперативов и их объединений?

3. Сформулируйте понятие кооперативной системы.

4. Какое значение имеет создание кооперативных систем в рыночной экономике?

5. Сформулируйте понятие кооперативного движения.

6. Объясните, почему термин «кооперация» нашел широкое применение в кооперативном движении.

Классификация кооперативов

Кооперации мира более 160 лет. Первым кооперативом считается потребительский кооператив Англии — Общество справедливых пионеров г. Рочдейла, которое было создано ткачами в 1844 г. С этого времени кооперативы получили распространение во всех странах мира и во всех отраслях хозяйства. В кооперативном движении имеются разные виды кооперативов. Кооперативы различаются по профессиональному и социальному составу членов кооперативов. Чтобы разобраться в назначении и функциях кооперативов, их классифицируют по ряду признаков.

Рассмотрим классификацию видов кооперативов по трем основным признакам

I — по социальному и профессиональному составу членов;

II — по району деятельности;

III — по основной хозяйственной деятельности.

I Виды кооперативов по социальному и профессиональному составу членов: рабочие и крестьянские кооперативы, кооперативы кустарей и ремесленников, служащих, рыбаков, студентов, военнослужащих, мелких торговцев, смешанные кооперативы (в которые входят разные социальные слои населения).

II Виды кооперативов по району деятельности: городские, сельские, районные, межрайонные кооперативы

III. Виды кооперативов по основной хозяйственной деятельности.

В мире имеется более 120 видов кооперативов, выполняющих самые разные функции. По признаку основной хозяйственной деятельности кооперативы можно классифицировать на восемь основных видов:

1. Потребительские кооперативы.

2. Кредитные кооперативы.

3. Сельскохозяйственные кооперативы.

4. Производственные кооперативы.

5. Жилищные кооперативы.

6. Рыболовецкие кооперативы.

7. Кооперативы по оказанию услуг.

8. Многофункциональные кооперативы.

Выводы

1. Кооперативы — специфические коллективные предприятия рыночной экономики, имеющие существенные отличия от всех других предприятий.

2. Наиболее существенное отличие кооперативов как специфических коллективных предприятий рыночной экономики заключается в том, что они осуществляют социальную деятельность в интересах членов кооперативов. Поэтому развитие кооперативов в стране способствует формированию социально ориентированной экономики.

3. Кооператив — совместно владеемое, автономное, самоуправляемое предприятие. Важно, что кооператив — демократически управляемое предприятие. Поэтому развитие кооперативов способствует демократизации экономики страны.

Вопросы

1. Какие общие признаки отражены в определении кооператива, изложенном в Декларации о кооперативной идентичности МКА?

2. Объясните, какие признаки характеризуют кооператив как специфическое коллективное предприятие.

3. Объясните, почему кооператив — совместно владеемое предприятие.

4. Почему кооператив является демократическим предприятием?

5. Почему развитие кооперативов способствует развитию демократической,

1 социально ориентированной экономики?

Выводы

1. Развитие капитализма способствовало формированию предпосылок для создания различных видов кооперативов, в том числе потребительских обществ, в различных странах Европы и на других континентах.

2. Основными предпосылками зарождения и развития кооперации, в том числе потребительской, являются социально-экономические, юридические и идеологические.

3. Англия — первая страна капитализма, родоначальница потребительской кооперации. В Англии в 1844 г. возникло первое потребительское общество — Рочдейлское потребительское общество справедливых пионеров.

4. Принципы Рочдейлских пионеров способствовали повышению конкурентоспособности потребительских обществ в условиях капиталистических отношений и их распространению в разных странах мира.

Вопросы

1. Почему кооперативы возникли при капитализме?

2. Какие предпосылки обусловили возникновение и развитие кооперативов при капитализме? Охарактеризуйте их.

3. Почему Англия считается родоначальницей потребительской кооперации?

4. В каком году и кем создано Рочдейлское потребительское общество справедливых пионеров?

5. Какие кооперативные принципы установили Рочдейлские пионеры?

6. Когда возникли кооперативы на разных континентах?

Выводы

1 Началом истории потребительской кооперации России считается 2 марта 1831 г. — день принятия устава Большой артели декабристов, являющейся первым потребительским обществом России.

2. После отмены крепостного права с развитием капиталистических отношений в стране формировались предпосылки для возникновения и развития потребительских обществ в различных регионах России.

3. Потребительские общества создавали разные социальные слои населения: рабочие, служащие, военнослужащие, ремесленники, кустари и крестьяне. Потребительские общества возникали как в городах, так и в сельской местности.

4. В первые десятилетия после отмены крепостного права создавались преимущественно закрытые, зависимые общества, в последующий период — открытые, независимые потребительские общества.

5. Потребительские общества России имели важное социальное значение: их социально-экономическая деятельность была направлена на удовлетворение материальных, социальных и культурных потребностей своих членов.

Вопросы

1. Когда была создана Большая артель декабристов?

2. Какова цель создания Большой артели?

3. Почему потребительское общество декабристы назвали Большой артелью?

4. Почему Кыновское потребительское общество являлось закрытым, зависимым кооперативом?

5. Почему потребительское общество Петровского Завода было независимым, открытым кооперативом?

6. Какую просветительную деятельность осуществляли первые потребительские общества?

Выводы

1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации все организации, функционирующие в рыночной экономике страны, делятся на коммерческие и некоммерческие.

2. По Гражданскому кодексу Российской Федерации к коммерческим организациям отнесены производственные кооперативы, а к некоммерческим — потребительские кооперативы.

3. Производственные и потребительские кооперативы имеют как общие, так и отличительные черты.

Вопросы

1. Какие типы кооперативов предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации?

2. Какую конечную цель преследуют потребительские (некоммерческие) и производственные (коммерческие) кооперативы?

3. К какому типу кооперативов относятся потребительские общества'.'

4. Какие общие черты имеют потребительские и производственные кооперативы?

5. Каковы основные отличительные черты потреоительских и производственных кооперативов?

6. Почему потребительским (некоммерческим) кооперативам разрешено заниматься коммерческой деятельностью?

Выводы

1. Торговля — основная отрасль многоотраслевого кооперативного хозяйства.

2. Для осуществления розничной торговли потребительская кооперация имеет свыше 82 тыс. розничных торговых предприятий.

3. Удельный вес потребительской кооперации в общем объеме оборота розничной торговли страны составляет около 5%. Потребительская кооперация осуществляет розничную торговлю в основном в сельской местности.

4. В макроструктуре оборота розничной торговли потребительской кооперации около 80% занимают продовольственные товары.

5. В предприятия розничной торговли потребительской кооперации поступает 35% товаров собственного производства, что позволяет обеспечивать устойчивый ассортимент социально значимых товаров.

6. Концепцией развития потребительской кооперации РФ на период до 2010 года предусматривается комплекс мероприятий по совершенствованию розничной торговли потребительской кооперации с целью повышения ее конкурентоспособности и выполнения социальной миссии.

Вопросы

1. Почему торговля является основной отраслью потребительской кооперации?

2. Какую роль играет торговля в процессе воспроизводства?

3. Какие функции выполняет розничная торговля по удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах?

4. Объясните, почему потребительская кооперация является сельской торговой системой.

5. Из каких предприятий состоит розничная торговая сеть потребительской кооперации?

6. Каковы особенности размещения предприятий розничной торговли?

7. Какие внешние и внутренние факторы оказали влияние на развитие потребительской кооперации в период формирования рыночной экономики?

8. Объясните, какие изменения в развитии розничной торговли произошли в период формирования рыночной экономики.

9. Почему в розничной торговле потребительской кооперации преобладает продажа продовольственных товаров?

10. Какие направления развития розничной торговли потребительской кооперации предусмотрены Концепцией развития потребительской кооперации РФ на период до 2010 года?

Выводы

1. Промышленность имеет важное значение для развития других отраслей потребительской кооперации: торговли, общественного питания, заготовок.

2. Промышленность потребительской кооперации занимается производством преимущественно продовольственных товаров, располагая для этого необходимой материально-технической и сырьевой базой.

3. Концепцией развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года предусмотрена модернизация производственных предприятий и расширение ассортимента выпускаемой продукции.

4. Промышленность — самая конкурентоспособная отрасль потребительской кооперации, потому что она имеет благоприятные предпосылки для своего развития.

Вопросы

1. Какие продовольственные и непродовольственные товары производит промышленность потребительской кооперации?

2. Почему в потребительской кооперации преобладает производство продовольственных товаров?

3. Какое значение имеет промышленность для развития других отраслей потребительской кооперации?

4. Какие благоприятные предпосылки для своего развития имеет промышленность потребительской кооперации?

5. Объясните, какое значение для развития промышленности потребительской кооперации имеет наличие как крупных, так и небольших производственных предприятий.

6. Какие основные направления развития промышленности предусмотрены Концепцией развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года?

Выводы

1 Сфера платных услуг способствует усилению социальной направленности деятельности потребительской кооперации, что особенно важно для сельских территорий, потому что, во-первых, услуги влияют на повышение качества жизни населения; во-вторых, вводятся новые виды работ, создается возможность для трудоустройства молодежи, безработного сельского населения, а также пенсионеров, инвалидов и других категорий незанятого населения.

2 В перспективе потребительская кооперация предусматривает развитие разнообразных видов и увеличение объемов платных услуг, предоставляемых населению, а также повышение их качества.

3 Организация предприятий по оказанию услуг будет способствовать эффективному использованию имущества потребительской кооперации.

Вопросы

1. Почему в современных условиях потребность в услугах городского и сельского населения возрастает?

2. Как классифицируются услуги, предоставляемые населению?

3. Какие услуги занимают наибольший удельный вес в структуре платных услуг потребительской кооперации?

4. Назовите, какие бытовые услуги предоставляются населению.

5. Назовите услуги, необходимые населению, которое занимается сельскохозяйственным производством.

6. Какие виды услуг в перспективе намечено развивать в потребительской кооперации?

Выводы

1. В условиях рыночной экономики от состава кадров, их опыта и заинтересованности зависят результаты хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации.

2. В многоотраслевой системе потребительской кооперации трудятся работники разных категорий, специальностей, должностей, мужчины и женщины, молодежь и работники со стажем работы в потребительской кооперации.

3. Качественный состав работников свидетельствует о том, что организации потребительской кооперации обеспечены кадрами, которые обладают знаниями и опытом работы и могут выполнять социальную миссию и социально-экономические задачи потребительских обществ и их союзов.

4. Система образования потребительской кооперации является частью национальной образовательной системы, обеспечивает высокое качество подготовки специалистов и занимает достойное место на рынке образовательных услуг.

Вопросы

1. Какие задачи решают кадры потребительской кооперации?

2. По каким признакам классифицируются кадры?

3. В каких отраслях потребительской кооперации занята наибольшая доля работников?

4. Каков качественный состав работников потребительской кооперации?

5. Почему в составе работников потребительской кооперации преобладают женщины?

6. Почему необходимо увеличивать долю молодежи в структуре работников системы?

7. Какие учебные заведения имеются в системе потребительской кооперации?

8. Почему учебные заведения системы потребительской кооперации могут вести подготовку кадров не только для этой системы, но и для предприятий других организационно-правовых форм?

Выводы

1. Центросоюз России является высшей организацией системы потребительской кооперации. Деятельность Центросоюза Российской Федерации заключается в содействии развитию, защите прав и интересов организаций потребительской кооперации и пайщиков.

2. Центросоюз Российской Федерации способствует интеграции кооперативов разных видов. Он явился инициатором создания единой национальной кооперативной организации Российской Федерации —АКОРФ.

3. Деятельность Центросоюза в АКОРФ направлена на укрепление и развитие потребительской кооперации в национальном и международном кооперативном движении.

Вопросы

1. Назовите органы управления Центросоюза Российской Федерации.

2. Объясните, в чем заключается роль Центросоюза в развитии потребительской кооперации страны.

3. Каково содержание эмблемы Центросоюза Российской Федерации?

4. Какие национальные кооперативные организации вошли в Ассоциацию кооперативных организаций Российской Федерации (АКОРФ)?

5. Какие задачи стоят перед Ассоциацией кооперативных организаций Российской Федерации (АКОРФ)?

Выводы

1. Международное кооперативное движение — крупное социально-экономическое движение.

2. Наибольшая доля кооперированного населения планеты проживает в Азии.

3. Страны мира отличаются по уровню кооперированного населения. Наиболее кооперированные страны — это в основном страны Европы: Румыния, Швеция, Венгрия, Финляндия, Австрия, Польша.

4. В отраслевой структуре международного кооперативного движения преобладают кредитные, многоцелевые, сельскохозяйственные и потребительские кооперативы.

Вопросы

1. Сформулируйте определение международного кооперативного движения.

2. Какое влияние на развитие общества оказывает международное кооперативное движение?

3. Как распределяется численность кооперированного населения планеты по континентам?

4. В каких странах наиболее высокий уровень кооперированного населения?

5. Какие кооперативы преобладают в отраслевой структуре международного кооперативного движения?

УРОК 33. Международный кооперативный альянс (МКА)

Международный кооперативный альянс — крупная международная организация кооперативов

К концу XIX в. в мире насчитывалось 2 млн членов кооперативов разных видов, которые стремились к объединению, к созданию единой международной кооперативной организации. Инициаторами создания МКА были лидеры английской кооперации: Ванситарт Нил и Генри Вольф. Первый учредительный конгресс МКА состоялся 19 августа 1895 г. На конгрессе присутствовали представители кооперативных организаций из 15 стран.

Московский союз потребительских обществ, позже переименованный в Центросоюз, стал членом МКА в 1903 г. Следовательно, представители потребительской кооперации России работают в органах управления МКА более 100 лет.

В настоящее время членами МКА являются 250 организаций — национальных союзов (ассоциаций) из 94 стран мира, а также 11 международных кооперативных организаций.

МКА — это неправительственная организация, основным источником средств которой являются взносы ее членов. В руководстве МКА нет представителей правительств. Руководство альянсом осуществляют лица, избранные от кооперативных организаций — членов альянса. МКА ведет свою деятельность в соответствии с уставом. В уставе дано следующее определение МКА:

Международный кооперативный альянс — это независимая неправительственная ассоциация, которая объединяет, представляет национальные кооперативные движения всего мира и содействует их развитию.

МКА действует как независимая ассоциация и не связывает свою деятельность с другими политическими и религиозными организациями.

МКА имеет свой флаг, символизирующий радугу.

Флаг-радуга является символом МКА с 1925 г. и отражает дух международного братства кооператоров всего мира, их стремление к миру и социальному прогрессу.

Автором флага-радуги был известный французский кооперативный деятель профессор Шарль Жид.

Интересно отметить различные толкования значения флага-радуги. Во-первых, радуга — это метеорологический феномен, который может увидеть любой из людей, живущих в различных уголках земного шара. Причем то, что кажется разнообразием цвета, на самом деле является единым и неделимым феноменом. Во-вторых, арочный свод радуги символизирует роль дороги в лучший мир. Эти значения и оттенки делают радугу превосходной эмблемой для кооперативного движения.

Организационная структура управления МКА

Организационная структура управления МКА является трехступенчатой, включающей:

— центральные органы управления МКА (Конгресс, Генеральную ассамблею, Правление, Комитет аудита и контроля), а также Администрацию МКА;

— региональные органы управления МКА (Региональные ассамблеи, Региональные советы, а также Региональные администрации);

— специализированные органы управления, включающие секторальные организации и тематические комитеты.

Конгресс — это форум кооператоров всего мира. В работе Конгресса участвуют представители всех кооперативных организаций мира, а не только члены МКА; представители международных организаций; религиозные, политические и государственные деятели; ученые, занимающиеся исследованиями кооперативного движения. Конгресс обсуждает глобальные, основополагающие вопросы развития международного кооперативного движения. Конгресс проводится 1 раз в четыре года. В конце XX столетия состоялись два конгресса: юбилейный XXXI конгресс МКА в 1995 г. (г. Манчестер, Англия) и XXXII конгресс МКА в 1999 г. (г. Квебек, Канада). Оба конгресса обсуждали глобальные вопросы—о кооперативных ценностях и принципах, о сохранении кооперативной идентичности, об укреплении сотрудничества и солидарности кооператоров мира.

Генеральная ассамблея — высший орган управления МКА, который состоит из представителей организаций — членов МКА. Генеральная ассамблея избирает органы МКА, заслушивает отчеты Правления, Комитета аудита и контроля, региональных органов, утверждает рабочую программу и .бюджет МКА. Генеральные ассамблеи проводятся 1 раз в два года. В конце XX — начале XXI столетия Генеральные ассамблеи МКА проведены в 1995, 1997, 1999,2001,2003 гг.

Генеральная ассамблея принимает основные направления развития МКА, утверждает его устав, избирает Президента, Правление и Комитет аудита и контроля МКА.

Правление — исполнительный орган управления МКА, который состоит из Президента, четырех вице-президентов и 20 членов Правления.

Комитет аудита и контроля — орган контроля МКА, который осуществляет надзор за имуществом и финансовой деятельностью Международного кооперативного альянса.

Администрация — это аппарат управления МКА. Центральное учреждение альянса — его штаб-квартира, которая находится в Женеве (Швейцария). В разных регионах Европы, Азии, Америки, Африки созданы региональные учреждения МКА — региональные штаб-квартиры.

Региональные органы управления МКА более приближены к организациям — членам альянса.

Тема I. Виды кооперативов и их общие признаки - student2.ru

Региональные ассамблеи являются частью управленческой структуры МКА. Они проводят в жизнь решения Генеральной ассамблеи в своих регионах. Созданы 4 Региональные ассамб леи: для Европы, Азии, Америки, Африки. Региональные ассамблеи избирают Региональные советы.-

Специализированные органы управления (секторальные) созданы для лучшего содействия со стороны МКА развитию кооперации разных видов и социальной деятельности.

Специализированные — секторальные организации — это международные кооперативные организации, являющиеся членами МКА. В структуре альянса они выполняют роль специали-

зированных органов по секторам (отраслям) кооперативной деятельности. К ним относятся международные кооперативные организации сельскохозяйственных, банковских, потребительских, рыболовецких, жилищно-строительных и других кооперативов.

Тематические комитеты. В структуре МКА выделено 4 тематических комитета:

1. Комитет МКА по коммуникациям (по связям с членами МКА и другими структурами МКА).

2. Комитет МКА по исследованию проблем кооперации.

3. Комитет МКА по развитию человеческих ресурсов.

4. Комитет МКА по проблемам равенства полов.

Изложенная и представленная на рис. 32 организационная структура управления МКА позволяет альянсу осуществлять управление кооперативным движением на международном, национальном и региональном уровнях.

Политика Международного кооперативного альянса

Политика Международного кооперативного альянса — это основные направления деятельности МКА.

В своей политике МКА исходит из того, что основу кооперации и кооперативного движения составляют кооперативы и их члены. Поэтому деятельность альянса на международном, региональном и секторальном уровнях заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для развития национальных кооперативных движений и их кооперативов, способных удовлетворить материальные и другие потребности своих членов.

Политика МКА предусматривает следующие направления.

/. Укрепление сотрудничества между кооперативными организациями на международном, национальном и региональном уровнях.

Укрепление сотрудничества способствует развитию взаимовыгодных торговых отношений, научно-технических связей, обмену опытом. Сотрудничество невозможно без информации, поэтому при МКА создан Комитет по коммуникациям.

Развитию сотрудничества между кооперативными организациями разных видов способствуют специализированные органы МКА.

2. Защита кооперативной идентичности, ценностей и принципов кооперации.

МКА предпринимает значительные усилия для того, чтобы сохранить кооперативную идентичность.

С 1980 г. на всех конгрессах МКА рассматриваются вопросы о ценностях и принципах кооперации.

МКА стремится донести эти особенности до международных организаций и правительств отдельных стран через Организацию Объединенных Наций (ООН).

3. Укрепление связей с междуна

родными организациями и правитель

ствами. 'Л

МКА постоянно взаимодействует с правительственными и неправительственными международными организациями. МКА является членом ООН и осуществляет связи с ее организациями: Международной организацией труда (МОТ), Международной продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО) и другими. При ООН и ее организациях созданы кооперативные комитеты. На Генеральной Ассамблее ООН один раз в два года заслушивается работа кооперативного комитета. ООН — правительственная организация. Таким образом устанавливается взаимосвязь МКА с правительствами разных стран по вопросам кооперативного движения.

На заседания региональных органов МКА приглашаются члены правительства стран региона.

4. Оказание помощи в развитии ко

операции.

Этими вопросами МКА занимается постоянно. Особое внимание уделяется кооперативному движению развивающихся стран Африки и Азии, а также стран Восточной и Центральной Европы, вставших на путь рыночных преобразований. МКА разрабатывает программы развития, к выполнению которых привлекает международные организации и фонды. В соответствии с этими программа-ми оказывается финансовая, техническая и организационная помощь конкретным кооперативам в разных странах.

5. Забота о членах кооперативов и кооперативном менеджменте.

В настоящее время особое значение МКА уделяет программам подготовки управленческих кадров для кооперативных организаций. В кооперацию приходит много новых работников, которые должны знать особенности кооперативов по сравнению с предпринимательскими организациями; их цели, направленные на удовлетворение потребностей членов кооперативов.

МКА разрабатывает и предоставляет своим организациям-членам образовательные программы.

Кооперация должна приносить материальные выгоды своим членам.

Особой заботой МКА являются развитие разных видов деятельности и услуг, удовлетворение разнообразных потребностей членов кооперативов на выгодных условиях. Это позволит сохранить и увеличить членскую базу кооперативов и их социально-экономическое значение для общества.

МКА организует обмен опытом между кооперативами по вопросам повышения экономической эффективности их деятельности; предоставляет информа- цию о видах услуг, имеющихся в разных странах; информирует о методах стимулирования участия пайщиков в кооперативах; организует международные кооперативные форумы на эти темы.

6. Привлечение национальных кооперативных движений к участию в решении глобальных проблем человечества: защиты мира, обеспечения продовольствием, охраны окружающей среды, сокращения безработицы.

Каждая из этих проблем имеет глобальный (международный) характер, так как связана с выживанием людей на планете Земля. Кооперативное движение как мощное социально-экономическое движение участвует в решении этих проблем.

; В настоящее время МКА ориентирует национальные кооперативные организации содействовать привлечению в кооперативы женщин и молодежи, создавать им условия для высокопроизводительного труда и активного участия в кооперативном движении.

Реализация политики Международного кооперативного альянса на международном, национальном и региональном уровнях будет способствовать укреплению и развитию международного кооперативного движения.

Выводы

1. Международный кооперативный альянс — это интернациональная организация кооператоров мира.

2. МКА имеет свой флаг, символизирующий радугу.

3. Организационная структура управления МКА позволяет альянсу осуществлять управление кооперативным движением на международном, национальном и региональном уровнях.

4. Политика МКА направлена на содействие развитию национальных кооперативных движений и на укрепление единого международного кооперативного движения.

Вопросы

1. Когда был создан Международный кооперативный альянс?

2. В каком году Центросоюз России (МСПО) был принят в члены МКА?

3. Какое определение МКА изложено в его уставе?

4. Какие органы управления МКА предусмотрены в его уставе?

5. Какие основные направления деятельности Международного кооперативного альянса?

Словарь

Ассоциация кооперативных организаций Российской Федерации (АКОРФ) — общенациональная кооперативная организация Российской Федерации.

Ассоциация «Лига национальных (республиканских) союзов кооперативных организаций потребительской кооперации стран Содружества Независимых Государств (АЛКОС СНГ) — международная организация потребительской кооперации стран СНГ.

Взаимная ответственность в кооперативе — ценность, которая означает ответственность кооператива за интересы своих членов и ответст венное гь членов за общие интересы кооператива.

Взаимопомощь в кооперативе — ценность, которая определяет отношения кооператива со своими членами по оказанию помощи.

Виды кооперативов: потребительские, кредитные, сельскохозяйственные, производственные, жилищные, рыболовецкие, обслуживающие, многофункциональные.

Виды платных услуг, предоставляемых населению организациями потребительской кооперации: бытовые услуги, услуги торговли, услуги общественного питания, услуги производственной деятельности, сельскохозяйственные услуги, услуги рынков, медицинские и санаторно-оздоровительные услуги, услуги образования, другие виды платных услуг.

Виды потребительских обществ: сельпо, горпо, райпо, студпо, учпо.

Вступительный взнос — обязательный взнос, который вносится гражданином или юридическим лицом при вступлении-в кооператив.

Высший орган потребительского общества— общее собрание потребительского общества, которое проводится в форме общего собрания пайщиков потребительского общества или общего собрания уполномоченных потребительского общества.

Газета «Российская кооперация» — газета, которая издается Центросоюзом Российской Федерации, учреждена в 1997 г.

Генеральная ассамблея МКА — высший орган управления МКА, который состоит из представителей организаций — членов МКА.

Гражданский кодекс — это систематизированный свод правовых норм, определяющий правовое положение граждан и юридических лиц как участников экономического оборота.

Демократия — в переводе с греч. языка означает «влас i ь народа», а в кооперативной организа-ции — власть членов кооператива, которую они осуществляют через орг<

Наши рекомендации