Вопрос 2 – Индивидуальные методы экспертных оценок

Применяемые в прогнозировании методы экспертной оценки разделяют на индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные экспертные методы основаны на использовании мнений экспертов-специалистов соответствующего профиля независимо друг от друга. Наиболее часто применимыми являются следующие два метода формирования прогноза: интервью и аналитические экспертные оценки.

Метод интервью предполагает беседу прогнозиста с экспертом, в ходе которой прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта. Успех такой оценки в значительной степени зависит от психологической способности эксперта экспромтом давать заключения по различным, в том числе фундаментальным, вопросам.

Аналитические экспертные оценки предполагают длительную и тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Этот метод позволяет эксперту использовать всю доступную ему информацию об объекте прогноза. Свои соображения эксперт, как правило, оформляет в виде докладной записки, в которой приводит не только свои выводы, но и подробное обоснование полученных результатов.

Основными преимуществами рассматриваемых методов являются возможность максимального использования индивидуальных способностей эксперта и незначительность психологического давления, оказываемого на отдельного работника. Однако эти методы мало пригодны для прогнозирования наиболее общих стратегий из-за ограниченности знаний одного специалиста-эксперта о развитии смежных областей науки.

Вопрос 3 – Коллективные экспертные оценки

Методы коллективных экспертных оценок основываются на принципах выявления коллективного мнения экспертов о перспективах развития объекта прогнозирования. В основе применения этих методов лежит гипотеза о наличии у экспертов умения с достаточной степенью достоверности оценить важность и значение исследуемой проблемы.

Существует большое число модификаций методов коллективных экспертных оценок. В настоящее время наиболее популярны следующие методы.

Метод коллективной генерации идей («мозгового штурма»).

Основатель – американец А.Осборн (1939 г.).

Суть метода состоит в стимулировании группы лиц к быстрому генерированию большого количества идей по разрешению проблемной ситуации. Основная цель – активизация творческого процесса генерации идей путем реализации определенных правил организации, проведения и оценки его результатов. Для преодоления инерционности и стереотипности мышления, стимулирования энергичного коллективного поиска новых оригинальных идей в основу метода положен принцип разделения во времени процессов генерации идей и их оценки. Это позволяет устранить психологические препятствия творческому поиску, вызываемые критикой.

Метод коллективной генерации идей предполагает реализацию следующих этапов:

1. Организационное обеспечение – выбор ведущего, формирование группы участников «мозговой атаки» и группы «аналитиков».

2. Составление проблемной записки – включает описание метода и проблемной ситуации.

3. Генерация идей – каждый из участников имеет право выступать много раз. Критика предыдущих выступлений и скептические замечания не допускаются. Ведущий корректирует процесс, приветствует усовершенствование или комбинацию идей, оказывает поддержку, освобождая участников от скованности. Длительность этапа – от 20 минут до 1 часа.

4. Систематизация идей – группой «аналитиков» формируется перечень идей, выделяются признаки, по которым они могут быть объединены; идеи объединяются в группы.

5. Деструктурирование (разрушение) систематизированных идей – каждая идея подвергается всесторонней критике со стороны группы «аналитиков».

6. Выработка рекомендаций – дается оценка критических замечаний и составляется список практически реализуемых идей.

Данный метод позволяет качественно и достаточно быстро проводить оценку вариантов развития объекта прогнозирования.

Метод «635».

Одна из разновидностей мозговой атаки. Цифры в названии означают следующее: 6 участников, каждый из которых должен записать 3 идеи в течение 5 минут. При этом лист ходит по кругу. Таким образом, за полчаса каждый запишет в свой актив по 18 идей, в общей сложности – 108. Структура идей при этом четко определена. Метод широко используется для отбора из множества идей наиболее оригинальных и прогрессивных по решению определенных проблем.

Метод «Дельфи».

Основатели – сотрудники американской корпорации РЭНД Т. Гордон и О.Хелмер (1964 г.).

Цель метода – разработка программы последовательных многотуровых индивидуальных опросов, перемежаемых обратной связью в виде информации, получаемой путем обработки согласованной точки зрения экспертов по более ранним частям (этапам) программы.

Сущность метода «Дельфи» состоит в последовательном анкетировании мнений экспертов и формировании массива информации, отражающего индии­видуальные оценки экспертов, основанные как на строго логическом анализе, так и на интуитивном опыте. Он предполагает использование серии анкет, в каждой из которых содержатся информация и мнения, полученные из предыдущей анкеты.

Сначала проводится индивидуальный опрос экспертов обычно в форме анкет-вопросников. Затем осуществляется статистическая их обработка и формируется коллективное мнение группы, выявляются и обобщаются аргументы в пользу различных суждений. Обработанная информация сообщается экспертам, которые могут корректировать оценки, объясняя при этом причины своего несогласия с коллективным мнением. Эта процедура может повторяться 3-4 раза. В результате происходит сужение диапазона оценок и вырабатывается согласованное суждение относительно перспектив развития объекта.

Особенности метода «Дельфи»:

1) полная заочность и анонимность экспертов;

2) многотуровость проведения опроса экспертов;

3) задействование обратной связи, когда в каждом последующем туре используются результаты предыдущего;

4) использование статистических методов обработки результатов групповых ответов.

Таким образом, с помощью метода Дельфи выявляется преобладающее суждение специалистов по какому-либо вопросу в обстановке, исключающей их прямые дебаты между собой, но позволяющей им, периодически взвешивать свои суждения с учетом ответов и доводов коллег.

Метод широко используется при прогнозировании науки и техники, инвестиций и других подобных аспектов.

Наши рекомендации