Учебные и воспитательные цели
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для преподавателей дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»
Тема №9.Негативные и опасные факторы, возникающие при пожаре. Меры по защите населения, ликвидация последствий.
Обсуждена на заседании кафедры
«_____»________________2012 г.
Протокол № __________
Казань – 2012
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ
Выработать у обучающихся пошаговое (этапное) формирование компетенции (ПК-16) в вопросах изучения опасностей, возникающих при пожаре. Дать понятия об основных поражающих факторах пожара.
Сформировать у обучающихся системные знания о технических средствах пожаротушения, об основных требованиях пожарной безопасности. Сформировать умение организовать работу в условиях возникновения пожара.
ВРЕМЯ - 4 часа
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебный класс кафедры
МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ – семинар
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА
Учебная литература
1. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях».: Учебно-методическое пособие для занятий с населением / Под общ.ред.Г.Н.Кириллова – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
2. Обучение работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуациях. Методические рекомендации и конспекты лекций / Под общей ред.Н.А.Крючка.- М.:Институт риска и безопасности, 2006.
3. Организация и ведение гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Учебное пособие / Под общ.ред.Г.Н.Кириллова.- Москва, 2007.
4. Настольная книга руководителя структурного подразделения (работника) по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций / Под общ.ред. Н.А.Крючка. – М.: Институт риска и безопасности, 2008.
Законодательная и нормативно-правовая база
1.Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.94 г.
2.Федеральный закон РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.08. № 123-ФЗ.
3.Уголовный кодекс РФ об административных правонарушениях №195-ФЗ от 30 декабря 2001г. (в ред. №112-ФЗ от 25.08.2002г.)
4.Закон Республики Татарстан от 18 мая 1993г. «О пожарной безопасности».
5.Постановление КМ РТ №79 от 15 февраля 2008г. «Об утверждении Положения о противопожарной службе Республики Татарстан».
6.Постановление КМ РТ №656 от 10.09. 2008г. «О противопожарной службе РТ»
7.Приказ МЧС РФ №313 от 18 июня 2003г. приложение - Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ- 01-03).
8.Нормы пожарной безопасности НПБ 201-96 «Пожарная охрана предприятий. Общие требования».
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ
№ | Структура занятия, наименование вопросов | Время мин |
Занятие № 1 Вступительное слово В начале занятия преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на их внешний вид. Во вступительном слове обращает внимание студентов на важность изучаемой темы в общей системе подготовки врачей. Подчеркивает, что необходимость изучения поражающих факторов пожаров продиктована, прежде всего, многочисленными жертвами при них. | ||
Рефераты, подготовленные студентами и их обсуждение На предыдущих занятиях студентам раздавались темы для написания рефератов, докладов. В течение 10-15 минут заслушивается реферат подготовленный студентом, и совместно с группой обсуждается проблемы поднятые в реферате. Реферат на тему: « Нормы пожарной безопасности НПБ 201-96 ». | ||
Проверка подготовленности студентов к занятию №1методом опроса учебных вопросов: | ||
3.1 | 1.Законодательство РФ в области пожарной безопасности. Причины, опасные факторы, классификация пожаров. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Виды и задачи пожарной охраны | |
3.2 | 2.Основные требования пожарной безопасности на рабочем месте и в быту. Противопожарный режим организации. Система оповещения и Инструкция по действиям работников при пожаре. | |
Заключение В заключительной части занятия преподаватель отмечает общую подготовку группы, лучшие ответы студентов, объявляет оценки, отвечает на вопросы. После этого ставит задачу на самостоятельную подготовку для последующего проведения занятия № 2 указанной темы. | ||
ВСЕГО | ||
Структура занятия, наименование вопросов | ||
Занятие № 2 Вступительное слово В начале занятия преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на их внешний вид. Во вступительном слове обращает внимание студентов на важность изучаемой темы в общей системе подготовки врачей. Подчеркивает, что необходимость изучения факторов поражения при пожарах, является объективной необходимостью, в связи с тем что количество пожаров связанных с гибелью людей происходит во всех регионах каждый год. | ||
Проверка подготовленности студентов к занятию №2методом опроса учебных вопросов: | ||
2.1 | Действия при обнаружении задымления и возгорания, а также по сигналам оповещения о пожаре и при эвакуации. План эвакуации. Обязанности граждан по соблюдению правил пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности | |
2.2 | Технические средства пожаротушения. Действия работников по предупреждению пожара, а также по применению первичных средств пожаротушения | |
Заключение В заключительной части занятия преподаватель отмечает общую подготовку группы, лучшие ответы студентов, объявляет оценки, отвечает на вопросы. После этого ставит задачу на самостоятельную подготовку. | ||
ВСЕГО |
Общие методические указания
Накануне занятия студенты самостоятельно изучают рекомендованную литературу, делают конспективные записи, вычерчивают необходимые схемы в рабочих тетрадях, изучают материалы прочитанной лекции, соответствующие стенды, схемы, изучают учебные вопросы.
Рекомендуется одному-двум из студентов поручить подготовить доклад на тему: «Нормы пожарной безопасности НПБ 201-96»
В начале занятия преподаватель заслушивает доклад дежурного по группе, приветствует студентов, обращает внимание на внешний вид, соблюдение формы одежды, установленной на кафедре ректором КГМУ для студентов.
Занятие проводится согласно частным методическим указаниям, согласно перечню учебных вопросов и расчета учебного времени
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
(занятие 1)
Введение.
Пожары приносят неисчислимые материальные потери, боль и утрату людей. Зачастую, причины пожаров бывает в беспечности при обращении с огнем. Непотушенная сигарета, игра детей со спичками приводит к печальным последствиям. Не подготовленность, не умение действовать при пожаре заканчивается трагедией. На данной лекции представлены опасности, возникающие при пожаре и действия при пожаре, которые помогут избежать человеческих жертв и потерь материальных ценностей.
В Республике Татарстан ежегодно происходит 4000-4100 пожаров,гибель людей составляет 300-320 человек.
Прямой материальный ущерб-85-90 млн.руб.
Д О К У М Е Н Т А Ц И Я
по пожарной безопасности в общеобразовательных учреждениях
1.Приказ о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность.
2. Приказ об организации добровольной пожарной дружины (ДПД).
3. Приказ о назначении лица, ответственного за средства пожаротушения.
4. Инструкции по пожарной безопасности.
5. Журнал регистрации вводного противопожарного инструктажа.
6. Журнал регистрации противопожарного инструктажа на рабочем месте.
7. План (схема) эвакуации.
8. Инструкция по эвакуации.
9. Оперативный план тушения.
10. План противопожарных мероприятий.
11. Протокол проверки знаний по взрывопожарной безопасности.
12. Акт проведения технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов.
13. Журнал первичных средств пожаротушения.
14. Нормы первичных средств пожаротушения для образовательных учреждений.
15. Порядок действий при пожаре.
Численность пожарной охраны предприятия определяется с учетом сменности работы личного состава, необходимости его подмены на период отпусков и болезней.
В зависимости от штатной численности личного состава в организационную структуру пожарной охраны предприятия могут входить группы (структурные подразделения по предупреждению пожаров, пожаротушению и ресурсному обеспечению).
При численности личного состава группы 8 и более человек в штат подразделения пожарной охраны вводят должности заместителя руководителя по указанным направлениям.
При численности личного состава пожарной охраны, находящейся на дежурстве, 2 и более человек вводят должности старших смен (начальников караулов).
Примерная организационная структура
Пожарной охраны предприятия
2.Основные требования пожарной безопасности на рабочем месте и в быту. Противопожарный режим организации. Система оповещения и Инструкция по действиям работников при пожаре
В соответствии с федеральным законом «О пожарной безопасности» №69-ФЗ, пожарная безопасность-это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Основные требования пожарной безопасности на рабочем месте и в быту содержатся в Правилах пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03).
Основные требования пожарной безопасности
На рабочем месте
Не разрешается проводить работы на оборудовании, установках и станках с неисправностями, которые могут привести к пожару, а также при отключенных контрольно-измерительных приборах и технологической автоматике, обеспечивающих контроль заданных режимов температуры, давления и других регламентированных условиями безопасности параметров.
Использованные обтирочные материалы следует собирать в контейнерах из негорючего материала с закрывающейся крышкой. Периодичность сбора использованных обтирочных материалов должна исключать их накопление на рабочих местах. По окончании рабочей смены содержимое указанных контейнеров должно удаляться за пределы зданий.
В зданиях и сооружениях (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается:
· использовать чердаки, технические этажи, венткамеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;
· устраивать склады горючих материалов и мастерские, размещать хозяйственные помещения, а подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток;
· снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации.
· производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (пожарной сигнализации, установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией);
· загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы;
· проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других ЛВЖ и ГЖ, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня;
· оставлять неубранным промасленный обтирочный материал;
· устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов;
· устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы;
· устанавливать дополнительные двери или изменять направление открывания дверей (в отступлении от проекта) из квартир в общий коридор (на площадку лестничной клетки), если это препятствует свободной эвакуации людей или ухудшает условия эвакуации из соседних квартир.
На территориях населенных пунктов и организаций не разрешается устраивать свалки горючих отходов.
На территориях жилых домов, дачных и садовых поселков, общественных и гражданский зданий не разрешается оставлять на открытых площадках и во дворах тару (емкости, канистры и т.п.) с ЛВЖ и ГЖ, а также баллоны со сжатыми и сжиженными газами.
основные правила пожарной безопасности в быту
В квартирах и жилых комнатах запрещается устраивать различного рода производственные и складские помещения, в которых применяются и хранятся взрывоопасные, взрывопожароопасные и пожароопасные вещества и материалы, а также изменять функциональное назначение квартир и комнат, в том числе при сдаче их в аренду.
В индивидуальных жилых домах, квартирах и жилых комнатах допускается хранение (применение) не более 10л ЛВЖ и ГЖ в закрытой таре. ЛВЖ и ГЖ в количестве более 3 л должны храниться в таре из негорючих и небьющихся материалов.
Не допускается хранение баллонов с горючими газами в индивидуальных жилых домах, квартирах и жилых комнатах, а также на кухнях, на путях эвакуации, в цокольных этажах, в подвальных и чердачных помещениях, на балконах и лоджиях.
Газовые баллоны для снабжения газом бытовых газовых приборов должны, как правило, располагаться вне зданий в пристройках (шкафах или под кожухами, закрывающими верхнюю часть баллонов и редуктор) из негорючих материалов у глухого простенка стены на расстоянии не ближе 5 м от входов в здание, цокольные и подвальные этажи. Пристройки и шкафы для газовых баллонов должны запираться на замок и иметь жалюзи для проветривания, а также иметь предупреждающие надписи «Огнеопасно. Газ».
У входа в индивидуальные жилые дома (в том числе коттеджи, дачи), а также в помещения зданий и сооружений, в которых применяются газовые баллоны, размещается предупреждающий знак пожарной безопасности с надписью «Огнеопасно. Баллоны с газом».
При использовании установок для сжигания газа запрещается:
· Эксплуатация газовых приборов при утечке газа;
· Присоединение деталей газовой арматуры с помощью искрообразующего инструмента;
· Проверка герметичности соединений с помощью источников открытого пламени (в том числе спички, зажигалки, свечи);
· Проведение ремонта наполненных газом баллонов.
При закрытии дач, садовых домиков на длительное время электросеть должна быть обесточена, вентили (клапаны) баллонов с газом должны быть плотно закрыты.
Кроме того:
1. не захламляйте балконы и лоджии;
2. не храните дома канистры с бензином и другими горючими жидкостями;
3. не курите на балконе;
4. не курите в постели;
5. убирайте спички подальше от детей;
6. не ставьте рядом с телевизором легковоспламеняющиеся предметы;
7. не оставляйте телевизор включенным надолго и без присмотра;
8. следите за исправностью электроприборов;
9. не включайте в одну розетку несколько бытовых электрических приборов, особенно большой мощности;
10. помните, "жучки" вместо стандартных электрических пробок - это
потенциальный пожар;
11. не разогревайте на открытом огне краски, лаки, мастики, гудрон – они быстро вспыхивают;
12. при малейшем запахе газа не зажигайте свет, не чиркайте спичками - немедленно откройте окна, двери, проветривайте помещение, закройте газовый кран и позвоните по телефону 04;
13. не закрывайте электрические лампы, светильники бумагой и тканями;
14. не заправляйте керосиновые лампы, не погасив их;
15. при приготовлении пищи помните, что многие жиры воспламеняются сами собой при нагревании их до 450о С;
16. не тушите горящие масла и жиры водой, применяйте мокрую тряпку;
17. не шутите с 01!Ложные вызовы задерживают приезд пожарных к месту настоящего пожара.
Работников при пожаре
Под системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) понимается комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или)необходимости и путях эвакуации.
НПБ 104-03 устанавливают требования к СОУЭ людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
Общие требования
Оповещение людей о пожаре должно осуществляться:
· подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей;
· трансляцией речевой информации о необходимости эвакуации, путях эвакуации и других действиях, направленных на обеспечение безопасности.
Управление эвакуацией должно осуществляться:
·включением эвакуационного освещения;
· передачей по СО специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации (скопление людей в проходах и т. п.);
· трансляцией текстов, содержащих информацию о необходимом направлении эвакуации;
· дистанционным открыванием дверей дополнительных эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками).
СО должна включать в себя систему автоматической пожарной защиты (АПЗ) в здании, выполняющем задачу обнаружения пожара и формирования управленческих сигналов для СО.
Число оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей.
Оповещатели не должны иметь регуляторы громкости и должны подключаться к сети без разъемных устройств.
Сигналы оповещения должны отличаться от сигналов другого назначения.
Коммуникация СО допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью здания.
Управление системой оповещения должно осуществляться из помещения пожарного поста, диспетчерской или другого специального помещения, отвечающего требованиям, изложенным в СН и П 2.04.09 "Пожарная автоматика зданий и сооружений".
В зависимости от типа применяемого оповещения людей о пожаре СОУЭ подразделяются на :
- имеющие в наличии звуковой способ оповещения (звонок, тонированный сигнал и т.п.);
- включающие в себя как звуковой способ оповещения, так и наличие светоуказателей «Выход». При этом оповещение производится во всех помещениях одновременно;
- имеющие в наличии речевой способ оповещения (трансляция записанного ранее спецтекста) и светоуказателей «Выход».В данном случае соблюдается очередность оповещения: сначала оповещается обслуживающий персонал, а затем все остальные, по специально разработанной очередности;
- характеризующиеся речевым способом оповещения, наличием светоуказателей направления движения и «Выход». При этом обеспечивается связь зоны оповещения с диспетчерской. Регламентируется очередность оповещения: вначале обслуживающий персонал, а затем все остальные, по специально разработанной очередности;
- характеризующиеся речевым способом оповещения, наличием светоуказателей направления движения (с раздельным включением для каждой зоны) и «Выход». Обеспечивается связь зоны оповещения с диспетчерской. Регламентируется очередность оповещения: вначале обслуживающий персонал, а затем все остальные, по специально разработанной очередности. Обеспечивается полная автоматизация управления системы оповещения и возможность реализации множества вариантов организации из каждой зоны оповещения.
Общеобъектовая инструкция излагается в последовательности приведенной в Правилах пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-93)/
.
Обязательное требование к инструкции о мерах
Пожарной безопасности
Инструкции о мерах пожарной безопасности должны разрабатываться на основе правил пожарной безопасности, нормативно-технических, нормативных и других документов, содержащих требования пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.
В инструкциях о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:
- мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении технологических процессов, эксплуатации оборудования, производстве пожароопасных работ;
- порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
- порядок и норма хранения и транспортировки взрыво пожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
- места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ;
- порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
- предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
- обязанности и действия работников при пожаре, в том числе:
· правила вызова пожарной охраны;
· порядок аварийной остановки технологического оборудования;
· порядок отключения вентиляции и электрооборудования;
· правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;
· порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей;
· порядок осмотра и приведения в пожаро- взрыво- безопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).
3.Действия при обнаружении задымления и возгорания, а также по сигналам оповещения о пожаре и при эвакуации. План (схема) эвакуации. Обязанности граждан по соблюдению правил пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
Дисциплинарная ответственность
Дисциплинарная (материальная) ответственность реализуется на предприятии правами руководителя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в редакции федеральных законов от 24 июля 2002 г. № 97-ФЗ и от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ).
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для преподавателей дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»
Тема №9.Негативные и опасные факторы, возникающие при пожаре. Меры по защите населения, ликвидация последствий.
Обсуждена на заседании кафедры
«_____»________________2012 г.
Протокол № __________
Казань – 2012
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ
Выработать у обучающихся пошаговое (этапное) формирование компетенции (ПК-16) в вопросах изучения опасностей, возникающих при пожаре. Дать понятия об основных поражающих факторах пожара.
Сформировать у обучающихся системные знания о технических средствах пожаротушения, об основных требованиях пожарной безопасности. Сформировать умение организовать работу в условиях возникновения пожара.
ВРЕМЯ - 4 часа