Учебные и воспитательные цели.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения РФ

Утверждаю

зав. кафедрой

Учебные и воспитательные цели. - student2.ru госпитальной терапии

А.В. Ягода

«28» августа 2015

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию для студентов

5 курса специальности «педиатрия»

по учебной дисциплине «госпитальная терапия»

ТЕМА № 3. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ГЕПАТОМЕГАЛИЙ БЕЗ НАРУШЕНИЙ АРХИТЕКТОНИКИ ПЕЧЕНИ

ЗАНЯТИЕ № 1. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ГЕПАТОМЕГАЛИЙ БЕЗ НАРУШЕНИЙ АРХИТЕКТОНИКИ ПЕЧЕНИ

Обсуждена на заседании

кафедры госпитальной терапии

«28» августа2015

Протокол № 1

Методическая разработка составлена

к.м.н. Козаковой С.А.

г. Ставрополь, 2015

ТЕМА 2. Дифференциальная диагностика и лечение гепатомегалий без нарушений архитектоники печени

Занятие 1. Дифференциальная диагностика и лечение гепатомегалий без нарушений архитектоники печени

1. Причины очаговых и диффузных гепатомегалий.

2. Клиника, диагностика и лечение заболеваний, сопровождающихся очаговой гепатомегалией.

3. Причины диффузных гепатомегалий.

4. Клиника, диагностика дифференциальный диагноз и лечение заболеваний, сопровождающихся диффузной гепатомегалией без нарушений архитектоники печени (гепатиты и гепатозы).

Вопросы для самостоятельной работы (самоподготовки) студентов:

1. Причины очаговых и диффузных гепатомегалий.

2. Клиника, диагностика и лечение заболеваний, сопровождающихся очаговой гепатомегалией.

3. Хронический вирусный гепатит: клиника, диагностика и лечение.

4. Аутоиммунный гепатит: клиника, диагностика и лечение.

5. Алкогольная болезнь печени: клиника, диагностика и лечение.

6. Первичный билиарный цирроз и первичный склерозирующий холангит: клиника, диагностика и лечение.

Вопросы для самостоятельного изучения студентами:

- профилактика вирусных гепатитов;

- неалкогольный стеатогепатит;

- диспансеризация больных хроническим гепатитом.

Перечень изучаемых заболеваний и состояний:

- очаговые гепатомегалии;

- абсцесс печени;

- эхинококкоз печени;

- рак и метастатические поражения печени;

- кисты печени;

- диффузные гепатомегалии;

- хронические гепатиты.

Место проведения занятия: клиническая база кафедры госпитальной терапии – гастроэнтерологическое отделение ГБУЗ СК СККБ.

Материально-лабораторное обеспечение:

- учебные таблицы;

- наборы обзорных рентгенограмм брюшной полости;

- УЗИ-сканограммы;

- КТ-граммы;

- наборы тестовых заданий;

- наборы ситуационных задач.

Учебные и воспитательные цели.

А) общая цель:студенту необходимо овладеть алгоритмом дифференциальной диагностики и лечения гепатомегалий без нарушения архитектоники печени и научиться применять полученные знания в своей будущей профессии.

Б) частные цели: в результате изучения учебных вопросов занятия студент должен

ЗНАТЬ:

- этиопатогенез гепатомегалий без нарушения архитектоники печени. Классификацию клинических вариантов гепатомегалий (очаговые, диффузные, истинные, ложные);

- принципы классификации хронических гепатитов (по этиологии, по степени активности, по степени выраженности фиброза);

- клиническую картину, в зависимости от вида морфологических и функциональных нарушений;

- диагностические возможности методов непосредственного исследования и современных методов лабораторного и инструментального исследования (УЗИ, КТ, рентгенография, вирусологические исследования, морфологические исследования, биохимические исследования) при наличии гепатомегалии;

- принципы терапии гепатомегалий без нарушения архитектоники печени в зависимости от этиологии, клинических форм, степени активности, степени фиброза.

УМЕТЬ:

- выявить гепатомегалию;

- провести физикальное обследование (пальпация и перкуссия печени и селезенки) с выявлением характерных признаков заболевания;

- сформулировать предварительный диагноз, сделать вывод о предположительной этиологии заболевания печени, предложить план дополнительного обследования для подтверждения и уточнения диагноза;

- оценить результаты биохимического анализа крови (электролиты, показатели свертывающей системы крови, маркеры цитолиза, холестаза, мезинхимального воспаления, маркеры вирусных гепатитов, иммунного воспаления) при гепатомегалиях;

- трактовать результаты дополнительного обследования (УЗИ печени, рентгенологические исследования, КТ исследования);

- установить и обосновать клинический диагноз заболеваний, сопровождающихся появлением гепатомегалии;

- подобрать терапию с учетом конкретной этиологии и клинической ситуации и с использованием всего арсенала современных медикаментозных средств;

- назначить противовирусную терапию при наличии данных о вирусном происхождении печени;

- дать рекомендации по профилактике заболеваний печени и ведению здорового образа жизни.

ВЛАДЕТЬ:

- методом глубокой и поверхностной пальпацией живота;

- определением границ печени по Курлову;

- интерпретацией результатов лабораторных и инструментальных методов обследования больного с гепатомегалиями;

- алгоритмом постановки предварительного и развернутого клинического диагноза (основного, сопутствующего, осложнений);

- выполнением основных врачебных лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при желудочном и кишечном кровотечении.

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

- способностью и готовностью к осуществлению первичной и вторичной профилактики заболеваний, сопровождающихся гепатомегалиями без нарушения архитектоники печени;

- способностью и готовностью устанавливать отклонения в здоровье больного с гепатитами с учетом законов течения патологии по системам, областям и организму в целом; используя знания фундаментальных и клинических дисциплин;

- способностью соблюдать требования врачебной этики и деонтологии при общении с пациентами, а также их родственниками и близкими;

- способностью и готовностью проводить квалифицированный диагностический поиск для выявления вирусной и аутоиммунной причины гепатомегалий на ранних стадиях, типичных, а также малосимптомных и атипичных проявлений болезни, используя клинические, лабораторные и инструментальные методы в адекватном объеме;

- способностью и готовностью правильно формулировать установленный диагноз с учётом МКБ-10, с проведением дополнительного обследования и назначения адекватного лечения;

- способностью и готовностью оценить необходимость выбора амбулаторного или стационарного режима лечения, решать вопросы экспертизы трудоспособности; оформлять первичную и текущую документацию, оценить эффективность диспансерного наблюдения;

- способностью и готовностью оценивать возможности применения лекарственных средств для лечения и профилактики гепатитов различной этиологии; анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств; возможных токсических эффектах лекарственных средств;

- способностью и готовностью интерпретировать результаты современных диагностических технологий, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов;

- способностью и готовностью выполнять основные диагностические и лечебные мероприятия, а также осуществлять оптимальный выбор лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, осложняющих течение основного заболевания;

- способностью и готовностью к анализу показателей деятельности ЛПУ различных типов с целью оптимизации их функционирования, к использованию современных организационных технологий диагностики, лечения, реабилитации, профилактики при оказании медицинских услуг в основных типах лечебно-профилактических учреждений;

- способностью и готовностью к ведению учетно-отчетной медицинской документации;

- способностью к самостоятельной аналитической работе с различными источниками информации, готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

- о принципах первичной и вторичной профилактики вирусных гепатитов;

- о неалкогольном стеатогепатите.

Интегративные связи (элементы единой программы непрерывного обучения):

- нормальная анатомия: анатомия печени, селезенки, сосудов портальной системы;

- нормальная физиология: кровообращение в печени, селезёнке в норме;

- патологическая физиология: кровообращение в печени, селезёнке при очаговых и диффузных гепатомегалиях;

- пропедевтика внутренних болезней: методы обследования больных с патологией печени, селезёнки, с недостаточностью кровообращения;

- факультетская терапия: хронические вирусные гепатиты.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / под ред. Н. А. Мухина. Т 1. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2009 + CD. – 672 с.

2. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / под ред. Н. А. Мухина. Т 2. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2009 + CD. – 592 с.

3. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / под ред. Н. А. Мухина. – Т 1. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 672 с.

4. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / под ред. Н. А. Мухина. – Т 2. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 592 с.

5. Внутренние болезни: учебник. В 2 т. / Под ред. В.С. Моисеева, А.И. Мартынова, Н.А. Мухина. 3-е изд., испр. и доп. 2013. - Т.1. - 960 с. :ил.

6. Внутренние болезни: учебник. В 2 т. / Под ред. В.С. Моисеева, А.И. Мартынова, Н.А. Мухина. 3-е изд., испр. и доп. 2013. - Т.2. - 896 с.: ил.

7. Внутренние болезни: учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. / Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Сулимов В.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 768 с.: ил.

8. Внутренние болезни: учебник. Стрюк Р.И., Маев И.В. 2-е изд., испр. и доп. 2013. - 544 с.: ил.

Дополнительная:

1. Внутренние болезни: рук-во к практическим занятиям по госпитальной терапии / под ред. Л. И. Дворецкого. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 451 с.

2. Внутренние болезни. Тесты и ситуационные задачи: учебное пособие. Маколкин В.И., Сулимов В.А., Овчаренко С.И. и др. 2012. - 304 с. :ил.

3. Внутренние болезни. Руководство к практическим занятиям по госпитальной терапии: учебное пособие. Ананченко В.Г. и др. / Под ред. Л.И. Дворецкого. 2010. - 456 с.: ил.

4. Клинические разборы трудных и редких случаев внутренней патологии: практ. пособие / под ред. А. В. Клеменова, И. В. Долбина. – Нижний Новгород: изд-во НижГМА, 2011. – 188 с.

5. Тестовые задания по дисциплине «внутренние болезни» для студентов 5-го курса лечебного факультета СтГМА / сост.: А.В. Ягода, П.В. Корой, Н.Н. Гладких, А.В. Рыбас, Е.А. Кощеева. – Ставрополь, изд-во СтГМА, 2009. – 94 с.

6. Атлас клинической медицины. Внешние признаки болезней: руководство. Томилов А.Ф. 2013 г. - 176 с.: ил.

7. Госпитальная терапия. Курс лекций: учебное пособие. Люсов В.А., Байкова О.А., Евсиков Е.М. и др. / Под ред. В.А. Люсова. 2010. - 480 с.: ил.

21. Циммерман, Я.С. Клиническая гастроэнтерология / Я. С. Циммерман. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 416 с.

22. Форбс А., Мисиевич Дж.Дж., Комптон К.К., и др. Перевод с англ. / Под ред. В.А. Исакова Атлас клинической гастроэнтерологии + CD. Форбс А., Мисиевич Дж.Дж., Комптон К.К., и др. Перевод с англ. / Под ред. В.А. Исакова. 2010. – 392 с.

23. Антисекреторная терапия в гастроэнетрологии: руководство. Дехнич Н.Н., Козлова С.Н. 2009. – 128 с.: ил. ( Серия « Библиотека врача-специалиста»).

27. Ющук Н.Д., Климова Е.А., Знойко Н.Н. Вирусные гепатиты. Клиника, диагностика, лечение: руководство. Ющук Н.Д., Климова Е.А., Знойко Н.Н., 2012. – 160 с. (Серия « Библиотека врача – специалиста»).

28. Ивашкин В.Т., Шевченко В.П. Питание при болезнях органов пищеварения: научное руководство. Ивашкин В.Т., Шевченко В.П. 2005. – 352 с.

29. Ивашкин В.Т., Буеверов А.О., Богомолов П.А. Маевская М.В. и др. / Под общей ред. В.Т, Ивашкина, А.О. Буеверова Рациональная фармакотерапия в гепатологии: руководство для практических врачей. Ивашкин В.Т., Буеверов А.О., Богомолов П.А. Маевская М.В. и др. / Под общей ред. В.Т, Ивашкина, А.О. Буеверова. 2009. – 296 с. («Рациональная фармакотерапия: Серия руководство для практических врачей»).

30. Ивашкин В.Т., Ивашкина Н.Ю. Баранская Е.К. и др./Под ред. В.Т. Ивашкина. Рациональная фармакотерапия заболеваний органов пищеварения: руководство. Ивашкин В.Т., Ивашкина Н.Ю. Баранская Е.К. и др./Под ред. В.Т. Ивашкина 2 – е изд., испр. и доп. 2011. – 848 с. ( Серия «Рациональная фармакотерапия»).

39. Под ред. С.Н. Козлова, Р.С. Козлова. Антибактериальные препараты в клинической практике: руководство. Андреев И.В., Белькова Ю.А., Веселов А.В. и др. / Под. ред. С.Н. Козлова, Р.С. Козлова. 2009. – 232 (Серия « Библиотека врача-специалиста»).

40. Петрова В.И. Клиническая фармакология и фармакотерапия в реальной врачебной практике. Мастер – класс: учебник. Петрова В.И. 2011. – 380 с.: ил.

43. Ягода А.В., Гладких Н.Н., Рыбас А.В. Неотложная помощь на догоспитальном этапе: учебно-методическое пособие. – Ставрополь, 2015. – 70 с.

Базы данных, справочные и поисковые системы, интернет-ресурсы, ссылки

1. Государственная центральная научная медицинская библиотека / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scsml.rssi.ru.

2. Электронная библиотечная система "Университетская библиотека online" / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru.

3. Электронная библиотечная система "Консультант студента" / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru.

4. Электронный каталог OPAC-Global / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://library.stgma.ru.


Методические рекомендации по выполнению программы занятия:

1. Ознакомьтесь с учебными (общей и частными) целями и учебными вопросами занятия.

2. Восстановите приобретенные знания базовых дисциплин в рамках интегративных связей по изучаемой теме занятия.

3. Проработайте рекомендуемую литературу по теме занятия и при необходимости воспользуйтесь аннотацией (приложение 1).

4. Проанализируйте проделанную работу, ответив на вопросы для самостоятельной работы (самоподготовки) и самостоятельного изучения.

5. Выполните тестовые задания (приложение 2) и решите ситуационные задачи (приложение 3).

Наши рекомендации