Матрица «Привлекательность отрасли – Конкурентная позиция»
Вопрос 33. Анализ стратегических групп.
Анализ стратегических групп — это подраздел отраслевого анализа, который изучает различные группы конкурирующих фирм, объединенные на основании аналогичных конкурентных подходов и стратегических позиций. Стратегическая группа состоит из конкурирующих фирм с аналогичными конкурентными подходами и положениями в отрасли. Карта стратегической группы отражает различные конкурентные позиции, занимаемые соперничающими фирмами. Анализ стратегических групп используется для определения:
• различных конкурентных позиций, занимаемых конкурирующими фирмами;
• интенсивности конкурентного соперничества внутри группы и между отраслевыми группами;
• потенциала доходности различных стратегических групп в отрасли;
• статичного и динамичного стратегического применения к конкурентной позиции фирмы в соответствии с анализом.
Метод стратегического группового анализа применяется для исследования конкурентной среды. Идея этого метода состоит в том, чтобы определить группы организаций таким образом, чтобы в каждой группе были организации со сходными стратегическими характеристиками и, следовательно, конкурирующие на сходной основе. М. Портер считает, что такие группы могут выявляться за счет использования небольшого количества ключевых характеристик: размеры, структура собственности, масштабы географического охвата, способность к исследованиям и разработкам.
Необходимо иметь в виду, что не все характеристики могут относиться к каждой отрасли. Их уместность обычно определяется типом фактора внешней среды, который в настоящее время доминирует в организационном окружении.
Стратегический групповой анализ как метод конкурентного анализа обладает рядом премуществ: он подходит для коммерческих и некоммерческих организаций, он даст лучшее понимание конкурентных характеристик конкурентов.
Существует широкий спектр характеристик, которые может использовать проектировщик стратегии для изучения различий между организациями:
1. Финансовые характеристики: уровень финансовой зависимости, политика в области цен, положение в вопросе затрат
2. Структурные и стратегические характеристики: размеры организации, структура собственности, количество держателей акций, тип стратегии, технологическое лидерства.
3. Характеристики рынка: пределы разнообразия продукта, географический охват, количество сегментов рынка, используемые канали распределения, наличие торговых марок, качество продукта или услуг.
Вопрос 34. Оценка возможностей и угроз
Предлагаем вам простую и удобную методику, с помощью которой вы легко сможете определить возможности и угрозы для роста вашего бизнеса при составлении SWOT анализа. Методика содержит множество примеров и поможет быстро выявить ключевые драйверы и роста и опасные тенденции внешней среды.
Угрозы и возможности являются внешними факторами SWOT анализа, которые могут оказать влияние на деятельность предприятия. Возможности компании – факторы внешней среды, которые позволят компании увеличить объем продаж или нарастить прибыль. Сокращение издержек и работа с затратами тоже относятся к возможностям компании, т.к. напрямую влияют на норму прибыли. Угрозы компании – факторы внешней среды, которые могут снизить объем продаж или уровень прибыли компании в будущем. Рост затрат тоже относится к угрозам, так как влияет на снижение прибыли.
Часто оценку угроз компании называют SWOT анализом рисков, а для оценки уровня и степени важности угроз используют PEST анализ, который помогает очень подробно оценить влияние политических, социо — культурных, экономических и технологических тенденций.
С чего начать?
Для того, чтобы быстро найти возможности и угрозы для SWOT анализа воспользуйтесь следующими рекомендациями:
· В поиске возможностей задайте себе вопрос: за счет каких факторов продажи и прибыль компании может вырасти?
· В поиске угроз задайте себе вопрос: какие тенденции изменения рынка, потребностей целевой аудитории, государственного и правового регулирования рынка, экономической ситуации в стране могут снизить продажи и прибыль моей компании?
· Ответы запишите в столбик и экспертно оцените вероятность их достижения/ возникновения и потенциальный вклад в спад/ прирост продаж.