Сущность и критерии финансового состояния предприятия

Финансовое состояние предприятия — очень емкое понятие,харак-т изменения в размещении средств и источников их покрытия.Для характеристики финансового состояния предприятия применяются такие критерии, как финансовая устойчивость, платежеспособность, ликвидность баланса, кредитоспособность, рентабельность (прибыльность) и др.

Финансовая устойчивость предприятия — такое состояние его финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска .Под общей устойчивостью предприятия можно понимать и такое его состояние, когда предприятие стабильно, на протяжении достаточно длительного периода времени выпускает и реализует конкурентоспособную продукцию, получает чистую прибыль, достаточную для производственного и социального развития предприятия, является ликвидным и кредитоспособным.

Платежеспособность — это возможность предприятия расплачиваться по своим обязательствам. Самый лучший вариант, когда у предприятия всегда имеются свободные денежные средства, достаточные для погашения имеющихся обязательств. Но предприятие является платежеспособным и в том случае, когда свободных денежных средств у него недостаточно или они вовсе отсутствуют, но предприятие способно быстро реализовать свои активы и расплатиться с кредиторами.

Поскольку одни виды активов обращаются в деньги быстрее, другие — медленнее, необходимо группировать активы предприятия по степени их ликвидности, т.е. по возможности обращения в денежные средства. К наиболее ликвидным активам относятся сами денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги. Следом за ними идут быстрореализуемые активы — депозиты и дебиторская задолженность. Более длительного времени требует реализация готовой продукции, запасов сырья, материалов и полуфабрикатов, которые относятся к медленно реализуемым активам. Наконец, группу труднореализуемых активов образуют земля, здания, оборудование, продажа которых требует значительного времени, а поэтому осуществляется крайне редко. Ликвидность баланса — это степень покрытия обязательств предприятия такими активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств. Важными критериями, характеризующими финансовое состояние предприятия, как было уже сказано, являются его рентабельность и кредитоспособность.

Под кредитоспособностью предприятия понимаются его возможности в получении кредита и способности его своевременного погашения за счет собственных средств и других финансовых ресурсов.

Для достижения и поддержания финансовой устойчивости предприятия важна не только абсолютная величина прибыли, но и ее уровень относительно вложенного капитала или затрат предприятия, т.е. рентабельность (прибыльность).

43.Планирование деятельности предприятия: сущность, принципы и методы планирования

План – это намеченный на определенный период порядок работы.

Планирование – разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдалённую перспективу.

План предприятия имеет силу приказа. В нем указываются:

- цель деятельности предприятия и его структуры на плановый период;

- средства достижения цели;

- правила и сроки увязки целей и средств по этапам;

- этапы и сроки выполнения работ;

- методы, этапы и средства контроля выполнения плана.

Вся система хоз-ого управления и рег-ия произв-ва строится на методах планирования. Завершение одного этапа служит началом следующего. Связать все этапы произв-ого процесса с другим методом без помощи планирования невозможно.

Под принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми следует руководстоваться в процессе планирования на предприятии.

К осн. принципам планирования относятся:

-непрерывность планирования (разрабатываются долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы;

-научность - планирование должно осуществляться на научной основе.

- нацеленность планов на рац-ое исп-ие всех ресурсов предприятия, на повышение эф-ти производства и на достижении макс. прибыли.

- принцип ведущих звеньев и приоритетность их реализации – на предприятии всегда необходимо выбирать ведущие звенья, от реализации которых зависит успех дела, и стремиться их реализовать в первую очередь.

- принцип взаимной увязки и координации – планирование должно охватывать все производственные подразделения предприятия с целью обеспечения сбалансированности в работе между ними.

Методы планирования представляют собой совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечиваются разработка и обоснование плановых документов.

К основным методам планирования относятся:

1) балансовый метод – предназначен для увязки общ-ых потреб-ей ресурсов, обеспечения необходимой пропорциональности и координации в развитии различных продуктов, производств, отраслей, территорий и народного хоз-ва в целом.Составляются след. виды балансов: материальные, трудовые, финансовые.

2) Нормативный метод – основан на определении и исп-ии прогрессивной системы норм и нормативов, отражающей достижения НТП и важнейшие цели развития эк-ки.

3) Программно – целевой м. – в осн-ом исп-ся при планировании НТП;

4) Математические м. – дают возможность исп-ать в планировании эк-ко – мат-ие модели и вычислительную технику с целью повышения научной обоснованности и оптимизации планов.

Как правило, при планировании на предприятии исп-ся не один метод из вышеперечисленных, а весь их комплекс.

44.Виды планирования на предприятии

В зависимости от содержания и значения планирования в процессе плановой деятельности различают три вида планирования: стратегическое, тактическое и оперативное.

Стратегическое–планирование на перспективу, которое указывает направление действий для обеспечения реализации миссии предприятия. Главное отличие стратегического планирования от других методов планирования заключается в следующем:1) плановая работа нацелена на будущее, а не описывает текущую ситуацию; 2) стратегический план не является детерминированным, то есть в нем нет жесткой регламентации по ресурсам, исполнителям и срокам, он обосновывает общие перспективные направления деятельности и развития фирмы; 3) в системе стратегического планирования отсутствует предположение о том, что будущее можно предусмотреть только по результатам прошлого.Тактическое–планирование на средние промежутки времени, в рамках которых происходит реализация конкретного управленческого решения относительно выпуска продукции или освоения нового рынка или укрепления позиций на старом с указыванием необходимых для этого ресурсов. Содержание этих планов охватывает обычно отрезок времени в 1-2 года.Оперативное–планирование работы на короткие промежутки времени (в пределах одного года с разделением на кварталы и месяцы), в процессе которого детализируются планы подразделов и служб предприятия (вплоть до отдельных рабочих мест) и происходит их коррекция в связи с изменением обстоятельств, которые не были предусмотрены при составлении тактических планов.Различ 2 вида оперативного планирования:Межцеховое планирование – где координируются действия между цехами предприятия, в соответствии с последовательностью технологических процессов, учитывая функциональные возможности вспомогательных цехов.Внутрицеховое планирование – основная задача которого, состоит в распределении труда по участкам и рабочим местам, для обеспечения выполнения задач поставленных производственной программой.Все три вида планирования должны согласовываться между собой и составлять единую целостную систему планов, стержнем которой является генеральная цель, миссия предприятия, которая может быть реализована лишь при условии детальной проработки всех аспектов среды ведения хозяйства и внутреннего потенциала предприятия.

Все три вида планирования должны согласовываться между собой и составлять единую целостную систему планов, стержнем которой является генеральная цель, миссия предприятия, которая может быть реализована лишь при условии детальной проработки всех аспектов среды ведения хозяйства и внутреннего потенциала предприятия.

В зависимости от того, какой горизонт (период) времени охватывают планы предприятия, различают следующие виды планирования.

На базе стратегического планирования осуществляется долгосрочное планирование.Результатом долгосрочного планирования являются 3-5 летние планы развития предприятия по различным видам деятельности: реализация, производство, затраты, финансы и др. На основе этих планов проводится среднесрочное планированиесроком от 1 до 3 лет. Показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а показатели второго и третьего года – каждые полгода или ежегодно. Среднесрочное планирование является основой для текущего планированиясроком на 1 год (первые 3 мес жесткие неизменные показатели, последующие 9 мес подвергаются корректировке).На основе текущего планирования осуществляется календарное(оперативно-календарное) планирование на 10 дней. Это программы движения продукта и всех факторов производства с указанием дат и служб, отвечающих за тот или иной вид деятельности.

Кроме этого планы группируются по ряду критериев.

По функциям назначения:

- производственные

- коммерческие

- инвестиционные планы и планы технического развития производства

- планы по труду, заработной плате, социальной поддержке персонала

По уровням управления:

- общефирменные

- цеховые

- планы работ функциональных отделов и лабораторий

- планы работ участков и бригад

По видам изделий и работ:

- по выпуску продукции, освоенной производством

- находящейся в процессе производства

- проектируемой по к освоению производства в будущем

45.Бизнес-планы разрабатываются для экономического обосно­вания выпуска новой продукции, внедрения новой техники и других нововведений. В том случае, если бизнес-планы одобре­ны и приняты к реализации, то это должно быть отражено в пла­не экономического и социального развития предприятия.

Бизнес-план - это документ, описывающий все основные аспекты будущего коммерческого мероприятия, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться фирма, и способы их решения.

Бизнес-план - это не только внутрифирменный документ, но и внешний. Он может сыграть важную роль для получения кре­дита и иностранных инвестиций. Получить иностранные инве­стиции без наличия бизнес-плана практически невозможно. Со­ставление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы с привлечением консультантов со стороны.

Структура бизнес-плана:

Титульный лист:

1. Резюме (возможности фирмы).

2. Виды товаров (услуг).

3. Рынки сбыта товаров (услуг).

4. Конкуренция на рынках сбыта.

5. План маркетинга.

6. План производства.

7. Организационный план.

8. Правовое обеспечение деятельности фирмы.

9. Финансовый план.

10.Стратегия финансирования и др.

46.Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных и сроках его осуществления.

Прогнозирование - это составление прогноза развития, становления, распространения чего-либо на основании изу­чения тщательно отобранных данных. По времени упрежденияпрогнозы подразделяются: . - на оперативные (период упреждения до одного месяца);

- краткосрочные (период упреждения от одного месяца до года);среднесрочные (период упреждения от года до 5 лет);долгосрочные (период упреждения от 5 до 15, 20 лет);- дальнесрочные (период упреждения свыше 20 лет).
Основными функциями прогнозирования являются:

- научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций;исследование объективных связей социально-экономических явлений в конкретных условиях в опре­деленном периоде;оценка объекта прогнозирования;выявление объективных альтернатив экономического и социального развития;накопление научного материала для обоснованного вы­бора определенных решений.

Выделяют следующие принципы социально-экономического прогнозирования:

Принцип системности прогнозирования предполагает ис­следование количественных и качественных закономерностей в экономических системах, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснова­ния любого решения отталкивается от определения общей цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности всех входящих в нее подсистем. При этом данная система рассматри­вается как часть более крупной системы, также состоящей из определенного количества подсистем.

Принцип научнои_обоснованности означает, что учет требо-ваний объективных экономических законов должен базировать­ся на применении научного инструментария, глубоком изучении достижений отечественного и зарубежного опыта формирования прогнозов.

Принцип адекватности прогноза объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций, создание теоретического аналога реаль­ных процессов с их полной и точной имитацией.Принцип альтернативности. При переходе от имитации сложившихся процессов и тенденций к предвидению их будуще­го развития возникает необходимость построения альтернатив, т.е. определения одного из двух или нескольких возможных, а зачастую и противоположных, взаимоисключающих путей раз­вития хозяйства.

Принцип целенаправленности предопределяет активный ха­рактер прогнозирования, поскольку содержание прогноза не сводится только к предвидению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем активных действий органов государственной власти и управления.

Классификация методов прогнозирования:

1. По принципу обработки информации об объекте:

Статистические методы объединяют методы обработки количественной информации по принципу выявления содержа­щихся в ней математических закономерностей развития и мате­матических взаимосвязей характеристик объекта с целью полу­чения прогнозных моделей.

Методы аналогий| направлены на то, чтобы выявить сходст­во в закономерностях развития процессов и на этом основании строить прогнозы.

Опережающие методы прогнозирования базируются на оп­ределенных принципах специальной обработки научно-технической информации, реализующих в прогнозе ее свойство опережать развитие объекта прогнозирования. В свою очередь их можно разделить на методы исследования динамики развития объекта и методы исследования и оценки уровня развития объ­екта.

2.По степени формализации:

• интуитивные_(методы экспертных оценок);

• формализованные(базируются на математической теории, которая обеспечивает повышение дос­товерности и точности прогнозов)

47.Понятие и виды инвестиций.Инвестиции – ден. ср-ва, целевые банковские вклады, паи, акции и др. цен. бум., технологии, машины, обор-е, лицензии (в т.ч. на тов. знаки), кредиты, любое др. имущ-во или имущ. права, интеллект. ценности, вкладываем. в объекты предпринимат. деят. в целях получ-я прибыли (дохода) и достиж-я полож. соц. эффекта.Капитальные вложения– фин. ср-ва, затрачиваем. на строит-во новых и реконструкцию, расшир-е и техн. перевоор-е действующ. предпр-ий (производствен. капиталовлож-я), на жилищн., коммунальное и культурно-бытовой строит-во (непроизв. капит-я).Источники инв.:собствен. фин. ср-ва, а также иные виды активов и привлечен. ср-в;ассигнования из фед., рег. и местн. бюджетов, фондов поддержки предпр-ва, предоставл. на безвозмездной основе;иностр. инв., предоставл. в форме финансов. или иного участия в уставном капитале совместн. предпр-й, а также в форме прямых влож-ий международн. орг-ий и фин. институтов, гос-в, орг-ий различн. форм собственности и частн. лиц;различн. формы заемн. ср-в, в т.ч. кредиты, предоставлем. гос-ом на возвратной основе, кредиты иностр. инвесторов, облигацион. займы, кредиты банков и др. институцион. инвесторов: инв. фондов и компаний, страховых обществ, пенсион. фондов, а также векселя и др. ср-ва.Субъектом инв. явл-ся юрид. или физ. лицо, участвующ. в инвестирован. процессе: инвестора (кредитор, акционер); заказчики; подрядчики; исполнители работ; страхов. и посредническ. орг-ии; пользователи объектов капит. вложений.Объекты:строящиеся, реконструируемые или расширяем. предпр-я, здания, сооруж-я, предназнач. для пр-ва нов. продуктов, услуг;комплексы строящ. или рек. объектов, ориентиров. на реш-е конкретн. программы развития;пр-во нов. тов-в, услуг, в рамках действующ. пр-ва.

Классификация:по объектам вложения выделяют:

• инвестиции в физические активы;

• инвестиции в денежные активы:

• инвестиции в нематериальные (незримые) активы.

Под физическими активами понимаются производственные здания и сооружения, а также любые виды машин и оборудова­ния со сроком службы более одного года.Под денежными активами понимаются права на получение денежных сумм от других физических и юридических лиц, на­пример депозитов в банке, облигаций, акций и т.п.Под нематериальными (незримыми) активами понимаются ценности, приобретаемые фирмой в результате проведения про­грамм переобучения или повышения квалификации персонала, разработки торговых знаков, приобретения лицензий и т.д.

По направленности действий:

Инвестиции на основание проекта - начачьные инвестиции или нетто-инвестиции. осуществляемые при основании или по­купке предприятия.

Инвестиции на расширение - экстенсивные инвестиции, на­правляемые на увеличение производственного капитала.

Реинвестиции - связывание вновь свободных инвестицион­ных средств посредством направления их на приобретение или изготовление новых средств производства с целью поддержания состава основных фондов предприятия:

-инвестиции на замену;-на рационализацию, направляемые на модернизацию тех­нологического оборудования или процессов;-на изменение программы выпуска;-на диверсификацию, связанные с изменениями номенкла­туры продукции, созданием новых видов продукции и организа­цией новых рынков сбыта;-на обеспечение выживания предприятия в перспективе, на­правленные на НИОКР, подготовку кадров, охрану окружающей среды, рекламу.

По характеру участия в инвестировании:

Под прямыми инвестициями понимают непосредственное участие инвестора в выборе объектов инвестирования и вложе­ния средств. Прямое инвестирование осуществляют в основном подготовленные инвесторы, имеющие достаточно точную ин­формацию об объекте инвестирования и хорошо знакомые с механизмом инвестирования.

Под непрямыми инвестициями подразумевают инвестирова­ние, опосредуемое другими лицами (инвестиционными или иными финансовыми посредниками).

По периоду инвестирования:

-краткосрочные инвестиции - вложение капитала на период не более одного года, например, краткосрочные депозитные вклады, покупка краткосрочных сберегательных сертификатов и т.п.);

-долгосрочные инвестициями - вложения капитала на период свыше одного года.

По формам собственности инвесторов:

-частные инвестиции - вложения средств, осуществляемые гражданами, а также предприятиями негосударственных форм собственности, прежде всего коллективной;

-государственные инвестиции осуществляют центральные и местные органы власти и управления за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государст­венные предприятия и учреждения за счет собственных и заем­ных средств;

-иностранные инвестиции - вложения, осуществляемые иностранными гражданами, юридическими лицами и государст­вами;

-совместные инвестиции - вложения, осуществляемые субъектами данной страны и иностранных государств.

Неосуществление инвестиций неминуемо приводит к потерям конкурентных пози­ций, поэтому все возможные инвестиции можно разбить на две группы:

-пассивные инвестиции, т.е. такие, которые обеспечивают в лучшем случае неухудшение показателей прибыльности вложе­ний в операции данной фирмы за счет замены устаревшего обо­рудования, подготовки нового персонала взамен уволившихся сотрудников и т.д.;

-активные инвестиции, т.е. такие, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности фирмы и ее прибыльности по сравнению с ранее достигнутыми результатами за счет вне­дрения новой технологии, организации выпуска пользующихся спросом товаров, захвата новых рынков или поглощения конку­рирующих фирм.

48.Показатели оценки эффективности инвестиционных проектов

В качестве основных показателей, используемых для расче­тов эффективности ИП, рекомендуются: чистый доход; чистый дисконтированный доход; внутренняя норма доходности; по­требность в дополнительном финансировании (стоимость проек­та, капитал, риска); индексы доходности затрат и инвестиций; срок окупаемости; группа показателей, характеризующих фи­нансовое состояние предприятия - участника проекта.

Чистым доходом (ЧД,) называется накоплен­ный эффект (сальдо денежного потока) за расчетный период:ЧД=∑mФm,где суммирование распространяется на все шаги расчетного периода.Фm-это денежный поток

Чистый дисконтированный доход (ЧДД, интегральный эф­фект,) - накопленный дисконтированный эффект за расчетный период:

ЧДД=∑Фm*аm(E),где Е-норма дисконта,где αm-это коэффициент дисконтирования

m

ЧД и ЧДД характеризуют превышение суммарных денеж­ных поступлений над суммарными затратами для данного про­екта соответственно без учета и с учетом неравноценности эф­фектов (а также затрат, результатов), относящихся к различным моментам времени.

Разность ЧД - ЧДД нередко называют дисконтом проекта.

Для признания проекта эффективным с точки зрения инве­стора необходимо, чтобы ЧДД проекта был положительным; при сравнении альтернативных проектов предпочтение должно от­даваться проекту с большим значением ЧДД.

Внутренняя норма доходности (ВНД, внутренняя норма дисконта, внутренняя норма рентабельности,IRR) - есть такое положительное число Ев, что при нор­ме дисконта Е=Ев чистый дисконтированный доход проекта об­ращается в 0, при всех больших значениях Е отрицателен, при всех меньших значениях Е положителен. Если не выполнено хо­тя бы одно из этих условий, считается, что ВНД не существует.Для оценки эффективности ИП значение ВНД необходимо сопоставлять с нормой дисконта Е. Инвестиционные проекты, у которых ВНД>Е. имеют положительный ЧДД и поэтому эффек­тивны. Проекты, у которых ВНД<Е, имеют отрицательный ЧДД и потому неэффективны.

Сроком окупаемости ("простым" сроком окупаемости, рауЬаск репой) называется продолжительность периода от на­чального момента до момента окупаемости. Начальный момент указывается в задании на проектирование (обычно это начало нулевого шага или начало операционной деятельности). Момен­том окупаемости называется тот наиболее ранний момент вре­мени в расчетном периоде, после которого текущий чистый до­ход ЧД(к) становится и в дальнейшем остается неотрицатель­ным.

Срок окупаемости может быть определен и с учетом дис­контирования. В этом случае моментом окупаемости с учетом дисконтирования называется тот наиболее ранний момент вре­мени в расчетном периоде, после которого текущий чистый дис­контированный доход ЧДД (к) становится и в дальнейшем оста­ется неотрицательным.

Потребность в дополнительном финансировании (ПФ) -максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного сальдо от инвестиционной и операционной дея­тельности. Величина ПФ показывает минимальный объем внеш­него финансирования проекта, необходимый для обеспечения его финансовой реализуемости. В связи с этим ПФ называют еще капиталом риска. Следует иметь в виду, что реальный объем потребного финансирования не обязан совпадать с ПФ, и как правило, превышает его за счет необходимости обслуживания долга.

Потребность в дополнительном финансировании с учетом дисконта (ДПФ) - максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного дисконтированного сальдо от ин­вестиционной и операционной деятельности.

- Индекс доходности характеризует (относительную) «отдачу проекта» на вложенные в него средства. При оценке эффективности часто используют:индекс доходности дисконтированных затрат – отношение суммы дисконтированных денежных притоков к сумме дисконтированных денежных оттоков;индекс доходности инвестиций (ИД) - отношение суммы элементов денежного от операционной деятельности к абсолют­ной величине суммы элементов денежного потока от инвестици­онной деятельности; индекс доходности дисконтированных инвестиций (ИДЦ) -отношение суммы дисконтированных элементов денежного от операционной деятельности кабсолютной величине дисконти­рованной суммы элементов денежного потока от инвестицион­ной деятельности.

Ни один из перечисленных выше показателей не является единственным и достаточным для принятия проекта.

49. Сущность и функции цены как фактора экономической категории, система цен и их классификация: Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики.. В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает за приобретенный товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. Цена представляет собой также выражение стоимости товара/Цена является конечным показателем, характеризующим товар. Она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей,Цены играют важную роль как в экономике в целом, так и в деятельности отдельных предприятий. От уровня цены зависят конечные результаты работы предприятия, в том числе прибыль и рентабельность. В современной экономической науке принято выделять шесть функций цены: 1.Учетная функция цены определяется сущностью ее как денежного выражения стоимости. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар 2.Сущность стимулирующей функции цены заключается в том, что фактическая цена товара может способствовать или же, наоборот, противостоять объемам и техническому уровню производства и потребления тех или иных товаров. 3.Распределительная функция цены связана с отклонением цены товара от его стоимости в рамках действия рыночных факторов. На основании объективно возникающей цены происходит перераспределение дохода между различными экономическими субъектами. 4. Функция балансирования спроса и предложения. Через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. По цене можно судить о наличии или отсутствии необходимых пропорций в производстве и обращении. 5.Функция цены как критерия рационального размещения производства. Эта функция проявляется в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой. 6.Измерительная и соизмерительная функция цены. Цена отражает различные издержки изготовителя. Зная цену рабочей силы, а также сумму денег, которую покупатель должен уплатить, а продавец - получить за проданный товар, можно вычислить величину денежных платежей за продаваемые товары. В этом состоит измерительная функция цены.Система цен характеризует взаимосвязь и соотношение различных видов цен. Обусловлена зависимостью предприятий, отраслей, производств. Изменение цен и тарифов в энергетике, транспорте, связи немедленно отражается в уровне других цен.

Выделим классификации цен по следующим признакам:

По характеру обслуживаемого оборота выделяют:

· цены промышленности (оптовые цены предприятия, оптовые цены промышленности, по которым предприятия реализуют свою продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям);

· цены сельского хозяйства, например, закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;

· цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены;

· транспортные цены и тарифы;

· тарифы на платные услуги населению;

· цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

По способу установления и сфере регулирования:

· свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения;

· договорно-контрактные цены, устанавливаемые по соглашению сторон;

· цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-либо принудительные условия;

· регулируемые цены и тарифы, устанавливаемые под контролем государства или субъектов Федерации. Возможно установление фиксированных цен, предельных цен (нефть, газ), надбавок, предельных коэффициентов повышения действующих цен. Контролируются и регулируются цены на продукцию предприятий-монополистов.

По способу учета затрат и чистого дохода:

· оптовые цены предприятия;

· оптовые цены промышленности;

· розничные цены.

По срокам действия:

· твердые (постоянные), не изменяемые в течение всего действия контракта;

· текущие, меняющиеся в рамках действующего контракта;

· сезонные, действующие в рамках одного определенного периода;

· скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления.

По методу включения транспортных расходов в цену товара:

· цена «франко-склад поставщика» (все расходы по доставке продукции несет покупатель);

· цена «франко-станция отправления» (в цену продавец включает все расходы по доставке продукции на станцию отправления);

· цена «франко-склад потребителя» (расходы по доставке продукции оплачивает поставщик.

50. Материально-техническое обеспечение предприятия как условие его эффективного функционирования:Материально-техническое обеспечение представляет собой вид коммерческой деятельности по обеспечению материально-техническими ресурсами процесса производства, осуществляемой, как правило, до начала производства.В условиях централизованно-плановой экономики материально-техническое снабжение (МТС) осуществлялось на основе фондового распределения. Современная концепция МТС построена на основе логистики, под которой понимается целостный подход, рассматривающий МТС производство, сбыт как части цепи создания товара.

Главная цель логистики - рациональное управление материальными запасами и информационными потоками для удовлетворения спроса, доставки грузов точно в срок и с минимальны-ми издержками - определяет структуру и основные функции логистической системы.

Служба снабжения во многом определяет эффективную работу предприятия, отсюда вытекают две основные задачи МТС:

1. Материальное обеспечение предприятия необходимыми товарами и услугами по закупке сырья, материалов, комплектующих в необходимом количестве и качестве в нужное время и в нужном месте (рис.3.1)2. Выполнение названной функции МТС с позиции экономической целесообразности.

Службу снабжения можно рассматривать одновременно на трех уровнях:

1. Как элемент макрологистической системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров.2. Служба снабжения, являясь элементом организовавшего ее предприятия, должна органически вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока по цепи снабжение-производство-сбыт. Данная цепь должна строиться на основе современной концепции маркетинга, т.е. вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, исходя из нее - стратегия развития производства и уже затем стратегия снабжения производства.3. Эффективность функционирования службы снабжения, возможность реализации перечисленных целей как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения.

1.Изучение рынка закупок

2.Получение предложений

3.Сравнение предложений

4.Переговоры о ценах

5.Заключение договора на поставку

Рис. 3.1. Схема последовательности закупки материалов

51. Сбыт продукции: назначение, организация: Сбыт продукции – это один из аспектов коммерческой деятельности промышленного предприятия. Сбыт является средством достижения поставленных целей предприятия и завершающим этапом выявления вкусов и предпочтений покупателей. Сбыт продукции для предприятия важен по ряду причин: объем сбыта определяет другие показатели предприятия (величину доходов, прибыль, уровень рентабельности). Кроме того, от сбыта зависят производство и материально-техническое обеспечение. Таким образом, в процессе сбыта окончательно определяется результат работы предприятия, направленный на расширение объемов деятельности и получение максимальной прибыли. С целью достижения максимального результата деятельности предприятия сбыт готовой продукции, как и МТС, необходимо рассматривать с точки зрения логистики.Готовая продукция на стадии распределения и реализации является объектом распределительной логистики, которая представляет собой науку о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи и обработки соответствующей информации.Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных сбыта и продажи заключается в следующем:• подчинение процесса управления материатьными и ин-формационными потоками целям и задачам маркетинга; • системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок;•системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.

На уровне предприятия логистика ставит и решает следующие задачи:•планирование процесса реализации;•организация получения и обработки заказа;•выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации,а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;•организация отгрузки продукции;•организация доставки и контроль за транспортированием;•организация послепродажного обслуживания.

Распределительная логистика изучает методы минимизации затрат в процессе сбыта готовой продукции в целях получения максимальной прибыли на основе выбора наиболее оптимальных каналов распределения продукции.Под каналом распределения понимают совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают участие на себя или помогают передать право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю.При выборе канала распределения происходит выбор формы товародвижения - транзитной или складской. В первом случае

Наши рекомендации