Источники информации о ценах мирового рынка.
По цветным и черным металлам - "Metal Bulletin". По нефти и нефтепродуктам - "Oilgram Price Report". По другим сырьевым товарам справочники Европейского союза угля и стали. Цены по сельскохозяйственным товарам, лесной продукции развивающихся стран публикуются в справочнике Всемирного банка "Commodity Markets and the Developing Countries". Значительная часть информации для расчета цен экспортных и импортных операций содержится в Главном управлении координации и регулирования внешнеэкономических операций (ГУВО) МВЭС РФ и хозрасчетном объединении информационного обеспечения и автоматизированной обработки данных (Информ ВЭС) Министерства внешнеэкономических связей РФ. Важным источником данных о ценах является периодическое издание Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ) "Бюллетень иностранной коммерческой информации" (БИКИ).
Заключение
Данное пособие основано на материалах лекций, которые автор читал на экономическом факультете Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова в течение четырех последних лет. В нем автор сделал упор на практическую сторону в ценообразовании, чтобы поднять уровень использования рыночных отношений в реальной работе экономистов предприятий над ценами. Необходимо отметить, что некоторые приведенные нормативные документы, пока автор работал над пособием и шел процесс его публикации, уже устарели, изменились некоторые нормативы. Наверное, этот процесс будет продолжаться. Разразившийся финансовый кризис, резкий рост цен еще раз показали, насколько важно для будущих экономистов знать теоретические и методологические основы ценообразования, они выявили необходимость для государства активнее использовать этот рычаг для регулирования рыночных отношений. В этом автор видит залог того, что дисциплина “Ценообразование” займет в дальнейшем одно из ведущих мест в общем цикле общеобразовательных предметов, изучаемых слушателями.
Литература
Нормативные материалы
1. О мерах по либерализации цен: Указ Президента от 03.12.91 г. № 297.
2. О мерах по либерализации цен: Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.91 г. № 55.
3. О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов в 1992-1993 годах: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 г. № 576.
4. Порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен: Письмо Комитета Российской Федерации по политике цен № 01-17/030-23 от 1 декабря 1992 г.
5. Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен / Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. 21 апреля 1994 г. № ВБ/2053.
6. Основные положения ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 г. № 121.
7. Методические указания о порядке регистрации цен и тарифов на отдельные виды платных услуг населению: Постановление Госкомстата Российской Федерации от 30.10.96 г. № 132.
8. Методические положения по расчету индексов цен в капитальном строительстве: Постановление Госкомстата Российской Федерации от 21.05.97 г. № 30.
9. Методические рекомендации по разработке ценовой политики предприятия: Приказ Министерства экономики Российской Федерации от 01.10.97 г. № 118 // Экономика и жизнь. № 51. 1997. С. 12.
Основная литература
1. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник. М., 1997.
2. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика: Учебник. М., 1997.
3. Амосов А. Соотношение внутренних и мировых цен // Внешняя торговля. 1994. № 11. С. 69-72.
4. Балацкий Е.В. О дискретном характере процесса ценообразования // Вестник МГУ. 1994. № 5. Сер. 6. Экономика. С. 20-30.
5. Балацкий Е.В. Издержки и полезность как фактор ценообразования // Вестник МГУ. 1994. № 4. Сер. 6. Экономика. С. 15-26.
6. Дерябин А.А. Система ценообюразования и финансов, пути совершенствования. М.: Политиздат. 1989.
7. Косой А.М. К вопросу о масштабе цен // Деньги и кредит. 1993. № 6.
8. Кузовкин А. Ценообразование и ценовая политика в топливно-энергетическом комплексе // Экономика. 1995. № 4. С. 92-96.
9. Левшин Ф.Н. Мировой рынок, конъюнктура, цены и маркетинг. М.: Международные отношения. 1993.
10. Лорин А.Н. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности промышленной фирмы. М.: Международные отношения, 1993.
11. Макарьев В.И. Себестоимость и затраты в 1995 г. М.: Главбух. 1995.
12. Пикулинг Р.Ф. О механизме саморегулировании цен. М.: Финансы. 1993.
13. Пунин Е.И. Ценообразование в международной торговле. М.: Международные отношения. 1986.
14. Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятии. М.: Международные отношения. 1993.
15. Селимжанов И.К. и др. Переход к рыночному ценообразованию и налогообложению // Финансы. 1993. № 11. С. 29-25.
16. Терентьев М.А. Общественно необходимые затраты труда и плановая цена в социалистическом обществе: Вопросы теории и методологии. Воронеж. 1984.
17. Усатов И.А. Цена и ценообразование в условиях перехода к рыночной экономике. М.: Финансовая Академия при Правительстве Российской Федерации. 1995.
18. Ценоообразование и рынок. М.: Прогресс. 1992.
19. Шуляк П.Н. Ценообразование. Учебно-практическое пособие. М., 1998. 151 с.
Оглавление
Глава 1. Теоретические основы ценообразования
1. Предмет и задачи курса ценообразование.................
1.1. Предмет курса.......................................................
1.2. Понятие цены и задачи курса...............................
2. Система цен в рыночной экономике.........................
2.1. Анализ структуры цены......................................
2.2. Деление цен по функциональному назначению.
2.3. Деление цен по критерию изменения во времени
2.4. Деление цен по критерию их регулирования.....
2.5. Деление цен по критерию прохождения товара или услуги до конечного потребителя
2.6. Деление цен по критерию "Франко"...................
3. Факторы, определяющие изменение цен в рыночной экономике
4. Функции цены в рыночной экономике.....................
Глава 2. Основы методологии ценообразования
1. Понятие и состав методологии ценообразования...
2. Краткие сведения из истории методологии ценообразования
3. Методы ценообразования.........................................
4. Себестоимость как исходная база формирования цены
5. Состав чистого дохода, отражаемого в ценах.........
Глава 3. Организация ценообразования.........
1. Система органов ценообразования и их функции...
2. Прейскуранты цен.....................................................
3. Организация контроля за соблюдением дисциплины цен
Глава 4. Ценовая политика государства..........
1. Либерализация цен и ее последствия.......................
2. Масштаб цен..............................................................
3. Рычаги влияния государства на изменение цен.......
4. Особые случаи регулирования цен..........................
4.1.Регулирование цен товаров, подпадающих под естественную монополию
4.2. Регулирование цен товаров и услуг предприятий, подпадающих под антимонопольное законодательство.................................................................
4.3. Регулирование цен бартерных сделок................
4.4. Регулирование торговых надбавок....................
Глава 5. Политика цен предприятия и ее реализация
1. Положение предприятия на рынке и ценообразование
2. Действие фирмы на стадии подготовки к выпуску товара или услуги на рынок
3. Состав стратегии фирмы по ценообразованию.......
4. Тактика реализации стратегии фирмы в области ценообразования
4.1. Тактика проникновения и закрепления на рынке
4.2. Тактика ступенчатых цен....................................
4.3. Тактика убыточного лидера................................
4.4. Тактика быстрого возмещения затрат................
4.5. Тактика "гонки" за лидером................................
4.6. Тактика спокойной работы...............................
4.7. Особенности формирования цены в крупных компаниях
4.8. Использование системы скидок или приплат..
Глава 6. Особенности отдельных видов цен
1. Особенности отпускных (оптовых) цен.................
2. Особенности свободных розничных цен...............
3. Особенности тарифов.............................................
3.1 Тарифы железнодорожного транспорта............
3.2 Тарифы автомобильного транспорта................
3.3. Тарифы связи.....................................................
4. Наценки оптовой и розничной торговли................
5. Таможенные платежи..............................................
6. Цены мирового рынка.............................................
6.1. Сущность и значение цен мирового рынка......
6.2. Виды цен мирового рынка и условия
их использования................................................
Заключение............................................................................
Литература.............................................................................
[1] Цены и ценообразование в рыночной экономике. Ч. I. Теория цены / Под ред. В.М. Гальперина и В.Е. Есипова. СПб.: УЭФ, 1992. С. 3; Брагинский С.В., Певзнер Я.А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. М.: Мысль, 1991. С. 29.
[2] Терентьев М.А. Общественно необходимые затраты труда и плановая цена в социалистическом обществе: Вопросы теории и методологии. Воронеж, 1984. С. 29.
* Эта величина устанавливается Центробанком России.
** Подробно об этом будем говорить в разделе особенностей отдельных видов цен.
* Подробно об этом будет сказано в главе 5.
* Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в главе 4.
[3] Косой А.М. К вопросу о масштабе цен // Деньги и кредит. 1993. № 6.
[4] См.: Экономика и жизнь. 1997. № 51. С. 12.