Регулирование торговых надбавок
Цены на наиболее массовые товары, потребляемые населением, регулируются государством и его органами на местах путем введения предельного уровня торговых надбавок. Связано это с мерами по социальной защите населения и основано на статье 6 Закона РФ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд". Согласно этому закону Министерство экономики разработало перечень товаров и услуг, по которым местные органы субъектов федерации вправе устанавливать вне зависимости от числа посредников предельные торговые надбавки и регулировать долю включения транспортно-заготовительных расходов в себестоимость продукции. Положение это распространяется на все хозяйственные субъекты, включая граждан, независимо от форм собственности. В нашей области из общего перечня товаров твердые процентные надбавки с 01.01.98 г. установлены на три вида товарных услуг: 1. Хлеб и хлебобулочные изделия (за исключением бараночных и сухарных) в размере 25%. 2. Молоко, кефир, творог, творожные изделия, сметана в размере 20% к цене закупки, т.е. исходя из свободных отпускных цен изготовителей и оптовой (снабженческо-сбытовой) надбавки. 3. Продукты детского питания, включая пищевые концентраты (без импортных) в размере 27%. Кроме установления твердых розничных наценок, включая НДС, губернатор области в этом же постановлении разрешил включать в состав затрат лишь 50% общей суммы транспортно-заготовительных расходов, если данный товар производится внутри области или вывозится из ее районов.
Рассмотрим два примера:
1. Одна из фирм закупает молоко у населения Любимского района Ярославской области по цене 5,1 руб. за 3 литра. ТЗР составляют 0,44 руб. за 1 литр, рентабельность фирмы 19%. Она же закупает молоко в Костромской области по цене 4,8 руб. за 3 литра. Каков будет нижний предел цены молока? По молоку из Любимского района: 5,1 : 3 = 1,7 (руб.). Так как фирма имеет право включить лишь 50% ТЗР, то они составят 0,44 ´ 0,5 = 0,22 (руб.). Тогда оптовая цена молока будет (1,7 + 0,22) ´ 1,19 ´ 1,091 = 2,5 руб. Добавляем розничную надбавку с учетом НДС 2,5 ´ 1,2 = 3 руб. Розничная цена молока из Костромской области: (4,8 : 3+0,44) ´ 1,19 ´ 1,1091 ´ 1,2 = 3,18 руб.
Несмотря на более низкую цену закупки молока в Костромской области, за счет включения полной стоимости ТЗР окончательная цена его выше, чем в Любимском районе Ярославской области.
2. Хлебозавод ежедневно выпускает 2 тонны хлеба. Прямые затраты на его производство составляют 1,4 руб. Накладные расходы включаются по коэффициенту 1,3. Рентабельность предприятия 14%. Предприятие решило 60% дневного выпуска продавать через фирменный магазин, а 40%, как и прежде, через розничную торговлю, наценка в которой составляет 18%. Необходимо обосновать, какой из вариантов продажи выгоднее: все через розничную торговлю, или частично через фирменный магазин, но тогда затраты возрастают на 8%, а сбыт сокращается на 5%.
Решение:Предельная цена хлеба вне зависимости от того, как будет организована торговля, составит: 1,4 ´ 1,3 ´ 1,14 ´ 1,1 ´ 1,25 = 2,25 (руб), где 1,1 - НДС; 1,25 - предельная торговая надбавка.
Вариант 1:Вся реализация идет через розничную торговлю, тогда выручка от реализации 2 тонн хлеба для предприятия будет: 1,4 ´ 1,3 ´ 1,14 ´ 1,07 ´ 1,1 ´ 2000 = 4884 руб., а полученный доход составит 4884-2000 ´ 1,4 ´ 1,3 = 1244 руб. Здесь 1,07 - это коэффициент увеличения доходов за счет розничной торговой надбавки. Его находим как разность между предельной торговой надбавкой в 25% и наценкой розничной торговли в 18%, т.е. 25% - 18% = 7%.
Вариант 2. Затраты предприятия, вследствие организации торговли через фирменный магазин, возросли на 8% и будут составлять 1,4 ´ 1,3 ´ 1,08 = 1,9656 руб. Однако это не изменит закупочную цену розничного магазина, а лишь сократит доход, получаемый от рентабельности. Эта цена будет равна 1,4 ´ 1,3 ´ 1,14 ´ 1,07 ´ 1,1 = 2442, доход хлебозавода с килограмма составит 2,442 - 1,9656 = 0,4764 руб., и на объем продаж через розничную торговлю: 0,4764 ´ 2000 ´ 0,4 = 381,12 руб.
Остальные 60% выпуска сам хлебозавод может продавать по предельной цене. Тогда с учетом снижения объема реализации выручка составит:
2,85 ´ 2000 ´ 0,6 ´ 0,95 = 2,85 ´ 1140 = 3249 руб.
Доход предприятия от торговли через фирменный магазин будет равен:
(1,85-1,9656) ´ 1140 = 1008,216 руб.
Общий доход при втором варианте будет равен:
381,12+1008,216 = 1389,336 руб.
Так как в первом варианте доход был 1244 руб., то явно предпочтительнее 2-й вариант, который даже при росте затрат и снижении сбыта дал больший доход - на 145,336 руб.
Эта задача отражает реальную действительность, когда главами администраций областей и краев стал утверждаться фиксированный уровень торговых надбавок, практически все хлебозаводы перешли на самостоятельную продажу хлеба, минуя розничную торговлю.
Главами администраций субъектов федерации регулируются еще торговые надбавки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Здесь установлена предельная торговая надбавка в размере 30%, при этом для отечественных производителей к свободной оптовой (отпускной) цене производителя, а по импортным изделиям к цене, сложившейся по доставке лекарства или изделия медицинского назначения до Ярославской области.
Введение правительством области твердых ставок торговых надбавок с ограничением доли в них, приходящейся на посредников, породило такое явление, как "нулевые цены". Суть их сводится к тому, что по гласному или негласному соглашению предприятие-изготовитель продукции включает в свою отпускную цену или берет на себя оптовую надбавку. В этом случае оптовый покупатель как бы не делает ее наложения ("нулевая цена"), а розничная сеть имеет возможность увеличить цены на 30%. Операция эта возможна тогда, когда и оптовый покупатель, и розничная сеть представляют собой единую фирму. Они могут маневрировать оптовой и розничной надбавками, находя лазейки в законодательстве.