Рычаги влияния государства на изменение цен
Защищая интересы всего общества, государство во всех странах старается вести политику так, чтобы регулировать изменение цен, используя для этого как административные, так и экономические меры. Рассмотрим главные из них, которые используются на макроуровне.
Первое направление регулирования цен государством - поддержание курса рубля и как средства платежа, и как средства накопления. В период высокого уровня инфляции население старается избежать обесценения денег и поддержать уровень жизни. При этом наблюдается, как правило, две тенденции: а) покупка товаров длительного пользования, недвижимости, т.е. материализация денег; б) повышенный спрос на иностранные конвертируемые валюты. Как первое, так и второе ведет к росту цен и раскручиванию спирали инфляции. Действительно, в нашей стране в 1992, 1993 гг. шел процесс долларизации экономики, когда доллар стал интенсивно вытеснять рубль даже как средство оборота. Для остановки этой негативной тенденции правительство приняло ряд мер:
Административные: 1) запрещение долларового обращения; 2) строгое лицензирование юридических и физических лиц, занимающихся валютными операциями; 3) установление валютного коридора, пределы которого никто не имеет права нарушать. Кроме административных были приняты и экономические меры: 1) государство с помощью Центрального банка регулирует спрос и предложение на валюту на торгах Межбанковской валютной биржи. Так как Центробанк является самым крупным держателем валютных ресурсов, то выбрасывая или изымая из торгов иностранную валюту, он регулирует спрос на нее; 2) правительство устанавливает достаточно большие налоги на прибыль, получаемую от валютных операций, тем самым оно как бы уравнивает этот источник получения дохода со всеми другими.
Вторым направлением регулирования государством цен являются рычаги воздействия его на уровень ставки банковского процента и обращение наличных денег. Мы уже писали, что оплата процентов за взятые кредиты, пени является частью цены: или себестоимости по ставке рефинансирования плюс три процентных пункта маржи, или прибыли. Чрезмерно высокие процентные ставки подчас намного удорожают продукцию, создают сложности ее сбыта. Таким же образом влияет на цены и чрезмерное наличное денежное обращение, регулируя которое государство старается ускорить оборот наличных средств. Принимаются в этом отношении административные меры: 1) установление банками норматива наличных денег в кассах предприятий и организаций; 2) установление банками очередности платежей: по исполнительным листам, на заработную плату, уплату налогов и т.д.; 3) установление на определенное время твердой ставки процента по межбанковским кредитам и последующего его снижения до оптимального уровня. Экономические меры: 1) установление штрафов, пени за нарушение условий кредитных соглашений, но и введение льгот, преференций для отдельных операций, целей и т.д. или некоторым группам населения; 2) поощрение и внедрение новых видов кредитования: лизинговые, трастовые, факторинговые отношения, которые значительно активизируют кредитную политику; 3) насыщение кредитного рынка путем привлечения международных частных займов и кредитов. На наш взгляд, кредиты международных фондов МБРР, Европейского БРР, а также межгосударственные займы должны использоваться для гарантии частным кредитным заимствованиям. Высокий уровень рискованности российской экономики, неотрегулированность юридической базы сдерживают кредиты частных инвесторов. Именно кредиты международных фондов могли бы в данное время быть тем надежным гарантом, который бы смог активировать внешние кредитные потоки.
Третьим направлением регулирования уровня цен являются меры государства по покрытию бюджетного дефицита. Правительство Е.Т. Гайдара широко практиковало эмиссию необеспеченной денежной массы, что автоматически приводило к росту цен и инфляционным процессам. Политика финансовой стабилизации, взятая правительством В.С. Черно-мырдина, в первую очередь стала заниматься регулированием бюджетного дефицита. Здесь были взяты следующие направления. Административные: 1) совершенствование налоговой системы через введение новых налогов, изменение базы расчета и рост ставок уже существующих. На долю налогов приходится более 80% поступлений в бюджет, поэтому именно это направление стало основным; 2) введение системы штрафов, пени, неустоек за нарушение сроков и дисциплины уплаты налогов; 3) снижение суммы расходов бюджетов, однако это направление носит чисто декларативный характер, т.к. не полностью покрываются даже защищенные статьи бюджета, более того, в 1997 г. правительство официально провело секвестирование, т.е. уменьшение расходной части бюджета, так как стало очевидным, что нет источников покрытия принятых Думой расходных статей.
Кроме административных мер широко используются экономические рычаги. Основные из них: 1) выпуск государственных ценных бумаг: облигаций, сертификатов; 2) выпуск казначейских обязательств и облигаций: КО, ГКО; 3) исполь-зование займов международных организаций и иностранных государств; 4) использование внебюджетных средств и поступлений на покрытие разовых нужд, мера вынужденная и краткосрочная.
Четвертым направлением регулирования цен государством является использование системы льгот, дотаций, штрафов, сборов и т.д.:
- проводится дотирование ряда наиболее массовых видов товаров потребления. Это относится ко всем основным продуктам сельского хозяйства отечественного производства, углю и другим видам топлива для населения, местному транспорту и коммунальным услугам;
- устанавливаются льготные цены на товары, которые поступают в сельское хозяйство. Например, тарифы на электроэнергию, поступающую в сельской хозяйство, снижены в два раза;
- государство устанавливает льготы по налогам, вплоть до освобождения от некоторых из них, по ряду видов продукции и предприятиям, которые проводят реконструкцию, модернизацию производства, выпускают продукцию особо важного назначения или взамен импортируемой;
- рычагом регулирования внутренних цен являются таможенные пошлины и льготы. С их помощью правительство, с одной стороны, старается оградить отечественных производителей от импортных товаров, а с другой - создает льготы и преференции для отдельных стран, ряда необходимых для страны товаров (лекарства, сложная наукоемкая продукция и т.д.).