Законодательство о структуре товарного рынка.
Основу рыночной экономики составляет товарный рынок как система субъектов экономики и их отношений, целью которых является купля-продажа товаров. Посредством рыночных отношений осуществляется реализация товаров, обеспечивается признание общественного характера создающего их труда. В рамках товарного рынка протекает процесс товарного обращения, совокупность взаимосвязанных актов купли-продажи массы товаров, создаваемых в различных областях хозяйственной деятельности.
Структура товарного рынка представляет собой совокупность объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в продвижении товаров от изготовителей к потребителям. В Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков в Российской Федерации на 1998—2005 годы, одобренной постановлением Правительства РФ от 15.06.98 № 593, товарный рынок рассматривается как система субъектов и их отношений (производителей, потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их взаимоотношения), целью которых является обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственно-технического назначения.–нам важно просто дать определение из этой программы.
Товарный рынок, в свою очередь, принято подразделять на различные секторы. К потребительскому рынку предлагается относить рынок продовольствия, социально значимых товаров и лекарственных средств.
Коммерческое право регулирует деятельность национального товарного рынка. Товарный рынок образуют взаимосвязанные действия изготовителей товаров, оптовых торговых и посреднических организаций по реализации товаров, а также розничных торговых и иных организаций и индивидуальных предпринимателей, приобретающих товары для предпринимательских и производственных целей либо для обеспечения собственной деятельности.
Совершенствование структуры товарного рынка осуществляется при прямом воздействии права. Имеются различные федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросам построения в России системы рыночных экономических отношений, формированию товарного рынка. Некоторые правовые акты носят разносторонний, комплексный характер.
Согласно ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка относится к ведению РФ. Это означает, что нормативные правовые акты по вопросам, касающимся правовых основ формирования товарного рынка, могут устанавливаться соответствующими федеральными органами.
Непосредственно в Конституции РФ не установлен перечень полномочий в сфере торговли, которые закрепляются за региональным уровнем. Однако анализ положений федеративных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ позволяет утверждать, что вопросы, относящиеся к сфере торговли, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Субъекты РФ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством РФ:
· реализуют государственную политику в области внутренней торговли, потребительского рынка и сферы услуг;
· принимают нормативные правовые акты, регулирующие осуществление торговой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;
· осуществляют регулирование регионального рынка потребительских товаров;
· разрабатывают рациональные программы развития торговли;
· осуществляют мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей;
· осуществляют иные функции, необходимые для обеспечения потребностей населения в товарах и услугах.
К полномочиям органов местного самоуправления можно отнести:
· создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в торговле;
· оказание поддержки торговым организациям, определяющим ситуацию на местном рынке;
· рациональное размещение торговых объектов на территории муниципального образования;
· установление правил организации торгового обслуживания.
Источниками коммерческого права являются нормативные акты, регулирующие отношения, связанные с организацией и осуществлением коммерческой деятельности.
Источники коммерческого права можно выстроить в следующей последовательности.
· Конституция РФ. Основной закон страны устанавливает положения экономической основы государства:
o согласно ст. 8 Конституции РФ в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;
o согласно ч. 1 ст. 74 Конституции РФ на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
o ст. 34 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;
o ст. 71 Конституции РФ предусматривает, что в ведении РФ, в частности, находится установление правовых основ единого рынка, ценовой политики, а также гражданского законодательства.
· Нормы международного права. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором предусмотрены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В настоящее время Россия — участник многих международных договоров. Среди них можно выделить:
o Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров , заключенную в Вене 11 апреля 1980 г.;
o Соглашение от 20 марта 1992 г. «Об общих условиях поставки товаров между организациями государств-участников Содружества Независимых Государств» и др.
Следует отдельно отметить, что в Плане действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000—2001 гг., утвержденного распоряжением Правительства РФ от 26.07.2000 г., была поставлена задача приведения национального законодательства РФ в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО) . В Плане было предусмотрено принятие целого пакета законов для приведения российского законодательства в соответствие с требованиями ВТО. Во исполнение требований ВТО уже принят Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании», изменивший систему требований к товарам (см. вкладку 4 ).
· Законы Российской Федерации. Базовым документом, устанавливающим правовые основы торговли, является Гражданский кодекс РФ. Согласно ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство:
o определяет правовое положение участников гражданского оборота;
o определяет основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (интеллектуальных прав);
o регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
ГК РФ регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, определяет правовые начала функционирования рыночного хозяйства: неприкосновенность собственности, свободу договора, недопустимость вмешательства кого-либо и частные дела, равенство различных форм собственности и т.п.
Большую роль в торговом обороте играют нормативные правовые акты, регулирующие деятельность транспорта:
o Кодекс внутреннего водного транспорта;
o Воздушный кодекс;
o Кодекс торгового мореплавания;
o Устав железнодорожного транспорта РФ.
Важными законами в области коммерческого права являются:
o Закон РФ от 20.02.1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле»;
o Закон РФ от 7.07.1993 г. «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»
o Федеральный закон от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании»;
o Федеральный закон от 8.12.2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;
o Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. и др.
· Подзаконные акты Российской Федерации. К их числу относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств, ведомств и иных федеральных органов исполнительной власти РФ, наделенных правом издания нормативных правовых актов, например:
o Указ Президента РФ от 29.01.1992 г. № 65 «О свободе торговли», принятый в целях развития потребительского рынка, стимулирования конкуренции;
o Указ Президента РФ от 22.02.1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена»;
o Постановление Правительства от 13.08.1997 г. № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» и др.
· Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Для развития торговой деятельности в Москве большое значение имеют:
o Закон г. Москвы от 09.12.1998 г. «О торговой деятельности в городе Москве»;
o Закон г. Москвы от 24.05.2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
o Закон г. Москвы от 20.12.2006 г. «О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции»и др.
· Обычаи делового оборота (торговые обычаи). Обычай делового оборота — сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ.). Правило поведения, рассматриваемое в качестве обычая, должно быть устойчивым и общепризнанным в соответствующей области предпринимательской деятельности. По форме выражения оно может быть устным или письменным, зафиксированным в каком-либо документе.
Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. предусматривает, что стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях.
Существующие в разных странах обычаи в ряде случаев кодифицируются и унифицируются международными организациями, авторитетными общественными организациями, — например, ООН, Международной торговой палатой. Примером могут служить разработанные Международной торговой палатой международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС», целью которых является разъяснение наиболее часто используемых условий поставок во внешней торговле. В настоящее время действует последняя редакция «ИНКОТЕРМС 2000». Правила «ИНКОТЕРМС 2000» применяются при условии, что стороны в договоре сделали на него