Специфичность ресурсов и угроза вымогательства. Гарантии специфических инвестиций.
Впервые понятие специфичности ресурсов было введено в экономическую теорию Г. Беккером в 1964 г. применительно к инвестициям в человеческий капитал. Специфическим называется ресурс, который в случае прерывания сделки не может быть использован в других проектах без ущерба для своей экономической ценности. О мере специфичности ресурса можно судить по тому, насколько сократится ценность ресурса при его использовании в другом месте.
Принято выделять следующие виды специфичности ресурсов.
· Специфичность местоположения, связанная со слишком большими издержками перемещения ресурса. Предполагать наличие специфичности местоположения можно, если предприятия находятся в географической близости друг от друга.
· Специфичность физических активов, возникающая, когда стороны или одна из сторон осуществила инвестиции в оборудование с определенными характеристиками, которое имеет меньшую ценность при его использовании в других проектах.
· Специфичность человеческого капитала, предполагающая, что в результате обучения на рабочем месте работники накапливают специальные навыки, которые позволяют производить товары и услуги более эффективно, чем это делают такие же работники, но не обладающие специфическим человеческим капиталом.
· Специфичность целевых или «предназначенных» активов означающая капиталовложения в ресурсы общего назначения, которые, однако, могут оказаться предназначенными для одного-единственного конкретного пользователя.
· Временная специфичность, представляющая собой характеристику инвестиций, для которых существенное значение имеет координация производства (например, при производстве скоропортящихся продуктов питания, срок годности которых усложняет координацию производства; а система оперативных поставок становится решающим фактором).
· Специфичность репутации, торговой марки, отражающая невозвратные инвестиции в их создание, которые потеряют свою ценность, если товары или услуги фирмы окажутся ненадлежащего качества.
Привлекательность инвестиций в специфические активы состоит в снижении издержек производства и тем самым обеспечении дополнительного доход. Именно этот дополнительный доход, который возникает при объединении специфических ресурсов и носит название «квазирента», и является целью оппортунистического поведения. У партнера стороны, осуществившей специфические инвестиции, появляется возможность «вымогать» большую часть излишка, создаваемого специфическим ресурсом, посредством угрозы расторжения сделки.
Понятие «вымогательство» можно сформулировать следующим образом – это такой вид оппортунистического поведения, возникающий после заключения сделки, суть которого состоит в перераспределении квазиренты, ущемляющий интересы стороны, осуществившей специфические инвестиции. Вымогательство часто принимают форму «неуловимого» оппортунистического поведения, которое не нарушает условий формального контракта.
Несколько примеров гарантий специфических инвестиций, применяемых в хозяйственной практике.
Вложения в дорогостоящий специфический капитал в сфере сбыта, который потеряет свою ценность, если покупатель не выполнит свои обязательства, например, вложения покупателя в строительство большого магазина. Обычно это делается в отраслях, где неопределенность невысока и рыночные условия быстро не меняются.
Ценовые ограничения, например, использование ценовых условий, которые носят название «режим наибольшего благоприятствования». Покупатель оговаривает в контракте с каждым продавцом, что если он будет вести новые переговоры и заплатит данному продавцу более высокую цену, тогда каждый продавец этого покупателя должен будет получить эту новую цену. В этом случае каждый продавец знает, что для покупателя будет слишком дорогостоящим, если он поддастся на эту попытку вымогательства, и они уже будут менее склонны к попыткам присвоить квази-ренту. Это условие контракта создает надежную угрозу того, что покупатель не откажется от своего варианта договора при проведении переговоров.
Взаимный обмен, когда фирмаА покупает товарХ у фирмыВ, а фирмаВ покупает у фирмыА товарY. Взаимный обмен автоматически обеспечивает обе стороны заложниками, механизм этот очень эффективен, хотя не всегда может быть применен.
Совместные предприятия. Две компании создают совместное предприятие, которое является заложников для обеих сторон. Но применение этого эффективного механизма также ограничено тем, что рынок должен быть достаточно емким, чтобы оправдать создание нового предприятия.
Гарантией специфических инвестиций в торговую марку фирмы-фрэнчайзера могут служить ценовые ограничения — право устанавливать минимальные цены для дилеров, что препятствует снижению качества обслуживания в результате установления дилером более низких цен на свой товар.