Спецефичность ресурсов и опасность вымогательства.
Специфическим называется ресурс,который в случае прерывания сделки не может быть использован в других проектах без ущерба для своей экономической ценности.О мере специфичности ресурса можно судить по тому, насколько сократится ценность ресурса при его использовании в другом месте.
Принято выделять следующие виды специфичности ресурсов.
1.Специфичность местоположениясвязана со слишком большими издержками перемещения ресурса. Предполагать наличие специфичности местоположения можно, если предприятия находятся в географической близости друг от друга.
2.Специфичность физических активов. О специфичности физического капитала говорят, когда стороны или одна из сторон осуществила инвестиции в оборудование с определенными характеристиками, которое имеет меньшую ценность при его использовании в других проектах.
3. Специфичность человеческого капитала.О специфичности человеческого капитала говорят, когда в результате обучения на рабочем месте работники накапливают специальные навыки, которые позволяют производить товары и услуги более эффективно, чем это делают такие же работники, но не обладающие специфическим человеческим капиталом.
4. Специфичность целевых, или «предназначенных», активов. Здесь речь идет о капиталовложениях в ресурсы общего назначения, которые, однако, могут оказаться предназначенными для одного-единственного конкретного пользователя.
5. Специфичность временная.Это характеристика инвестиций, для которых существенное значение имеет координация производства, а система оперативных поставок становится решающим фактором.
6.Специфичность репутации, торговой марки.Это невозвратные инвестиции в создание репутации или в торговую марку, которые потеряют свою ценность, если товары или услуги фирмы окажутся низкого качества.
«Вымогательство»- это такой вид оппортунистического поведения, возникающий после заключения сделки, суть которого состоит в перераспределении квазиренты, ущемляющем интересы стороны, осуществившей специфические инвестиции.Вымогательство часто принимают форму «неуловимого» оппортунистического поведения, которое не нарушает условий формального контракта.При объединении интерспецифических ресурсов, т. е. специализированных взаимодополняемых, взаимно уникальных по отношению друг к другу ресурсов, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме, возникает сверхсуммарный эффект, который и является источником квазиренты.Эта квазирента делится между собственниками специфических ресурсов.Когда экономический агент принимает решение о входе в отрасль он сравнивает тот доход, который он получит, с теми инвестициями, которые ему необходимо осуществить. Часть дохода, превышающая минимальное количество, необходимое, чтобы привлечь фирму в данную отрасль, является рентой.Рента возникает, как правило, на ограниченный ресурс. Однако когда инвестиции уже осуществлены, доходы могут оказаться ниже, чем предполагалось.Они могут даже не окупать тех вложений капитала, которые осуществил экономический агент.Квазирента— это часть дохода, превышающая минимальное количество, необходимое для того, чтобы удержать производителя в данной отрасли.
30.Фирма в неоклассической теории
Фирма рассматривается как производственная единица, деятельность которой описывается производственной функцией, а целью является максимизация прибыли.Главная задача фирмы состоит в нахождении такого соотношения ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальные издержки производства. В этой связи оптимизация размеров фирм постулировалась как результат действия эффекта масштаба. Однако опорные предпосылки неоклассической трактовки фирмы — заданность условий деятельности (совершенство информации, полная рациональность поведения, стабильность цен), игнорирование особенностей внутренней организации (организационная структура, внутрифирменное управление), отсутствие альтернативности в выборе решений — делали ее мало пригодной для решения практических задач.
31.Контрактная теория фирмы
Фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками. Эти отношения часто выражаются договорами – контрактами.В институциональной теории фирмы - фирма, представляя собой совокупность внутренних и внешних контрактов, сталкивается с двумя типами затрат на обеспечение их выполнения: трансакционными издержками и издержками контроля (организационными издержками) Трансакционные издержки - это затраты на обеспечение выполнения внешних контрактов. Издержки контроля - это издержки, связанные с выполнением внутренних контрактов. Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтернативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма - как сеть внутренних контрактов
Контрактный подход к фирме позволяет выделить две принципиальные организационные формы фирмы: U-форму и М-форму.
U-форма отличается небольшими издержками контроля и большими трансакционными издержками. U-форма (унитарная) форма характеризует организацию, которая ориентируется на изготовление одного товара или оказание одной услуги и в которой право принимать решения по поводу долгосрочной стратегии и текущих операций принадлежит относительно узкой группе
М-форма - характеризует фирму со многими подразделениями, выпускающую большую номенклатуру продукции, включая производство промежуточных (полуфабрикатов) продуктов внутри фирмы. Такая форма организации характеризуется разъединением краткосрочных решений, которые принимаются на уровне отдела