Спецефичность ресурсов и опасность вымогательства.

Специфическим назы­вается ресурс,который в случае прерывания сделки не может быть ис­пользован в других проектах без ущерба для своей экономической цен­ности.О мере специфичности ресурса можно судить по тому, насколько сократится ценность ресурса при его использовании в другом месте.
Принято выделять следующие виды специфичности ресурсов.
1.Специфичность местоположениясвязана со слишком большими издержками перемещения ресурса. Предполагать наличие специфичности местоположения можно, если предприя­тия находятся в географической близости друг от друга.
2.Специфичность физических активов. О специфичности физического капитала говорят, когда стороны или одна из сторон осуществила инвестиции в оборудование с определенными характеристиками, которое имеет меньшую ценность при его использовании в других проектах.
3. Специфичность человеческого капитала.О специфичности человеческого капитала говорят, когда в результате обучения на рабочем месте работники накапливают специальные навыки, которые позволяют производить товары и услуги более эффективно, чем это делают такие же работники, но не обладающие специфическим человеческим капиталом.
4. Специфичность целевых, или «предназначенных», активов. Здесь речь идет о капиталовложениях в ресурсы об­щего назначения, которые, однако, могут оказаться предназначенны­ми для одного-единственного конкретного пользователя.
5. Специфичность временная.Это характеристи­ка инвестиций, для которых существенное значение имеет коорди­нация производства, а система оперативных поставок становится решаю­щим фактором.
6.Специфичность репутации, торговой марки.Это невозвратные инвестиции в создание репутации или в торговую марку, которые потеряют свою ценность, если товары или услуги фирмы окажутся низкого качества.

«Вымогательство»- это такой вид оппортунистического поведения, возникающий после заключения сделки, суть которого состоит в пере­распределении квазиренты, ущемляющем интересы стороны, осуще­ствившей специфические инвестиции.Вымогательство часто принимают форму «неуловимого» оппорту­нистического поведения, которое не нарушает условий формального контракта.При объединении интерспецифических ресурсов, т. е. специализиро­ванных взаимодополняемых, взаимно уникальных по отношению друг к другу ресурсов, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме, возникает сверхсуммарный эффект, который и является источником квазиренты.Эта квазирента делится между собственниками специфических ресурсов.Когда экономический агент принимает решение о входе в отрасль он сравнивает тот доход, который он получит, с теми инвестициями, которые ему необходимо осуществить. Часть дохода, превышающая минимальное количество, необходимое, чтобы привлечь фирму в данную отрасль, является рентой.Рента возникает, как правило, на ограниченный ресурс. Однако когда инвестиции уже осуществлены, доходы могут оказать­ся ниже, чем предполагалось.Они могут даже не окупать тех вложений капитала, которые осуществил экономический агент.Квазирента— это часть дохода, превышающая минимальное количество, необходимое для того, чтобы удержать производителя в данной отрасли.

30.Фирма в неоклассической теории
Фирма рассматривается как производственная единица, деятельность которой описывается производственной функцией, а целью является максимизация прибыли.Главная задача фирмы состоит в нахождении такого соотношения ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальные издержки производства. В этой связи оптимизация размеров фирм постулировалась как результат действия эффекта масштаба. Однако опорные предпосылки неоклассической трактовки фирмы — заданность условий деятельности (совершенство информации, полная рациональность поведения, стабильность цен), игнорирование особенностей внутренней организации (организационная структура, внутрифирменное управление), отсутствие альтернативности в выборе решений — делали ее мало пригодной для решения практических задач.

31.Контрактная теория фирмы
Фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками. Эти отношения часто выражаются договорами – контрактами.В институциональной теории фирмы - фирма, представляя собой совокупность внутренних и внешних контрактов, сталкивается с двумя типами затрат на обеспечение их выполнения: трансакционными издержками и издержками контроля (организационными издержками) Трансакционные издержки - это затраты на обеспечение выполнения внешних контрактов. Издержки контроля - это издержки, связанные с выполнением внутренних контрактов. Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтернативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма - как сеть внутренних контрактов
Контрактный подход к фирме позволяет выделить две принципиальные организационные формы фирмы: U-форму и М-форму.
U-форма отличается небольшими издержками контроля и большими трансакционными издержками. U-форма (унитарная) форма характеризует организацию, которая ориентируется на изготовление одного товара или оказание одной услуги и в которой право принимать решения по поводу долгосрочной стратегии и текущих операций принадлежит относительно узкой группе
М-форма - характеризует фирму со многими подразделениями, выпускающую большую номенклатуру продукции, включая производство промежуточных (полуфабрикатов) продуктов внутри фирмы. Такая форма организации характеризуется разъединением краткосрочных решений, которые принимаются на уровне отдела



Наши рекомендации