Ценности, нормы и правила как базовые элементы института.

Ценность — свойства предмета или явления, воспринимаемые как важные, значимые, польза, полезность в оценках потребностей человека.

Предпосылки ценностного восприятия мира следующие:

1. Наслаждение и страдание в ценностном осмыслении всегда суть субъективные переживания приятного (при положительном оценивании) или неприятного (при отрицательном оценивании) характера.

Пример

Рыбак, у которого сорвалась с крючка рыба, раздосадован; при поимке крупной рыбы он рад.

2. Деятельность — следствие ценностного мышления по поводу критериев и ориентиров достижения желательных результатов жизни.

Пример

Изготавливая или покупая мебель, человек руководствуется (помимо прочего) ценностью удобства, комфорта.

3. Рациональность мышления — логико-понятийное соотнесение объекта и критериев его оценки, отвечающего принятым условиям или убеждениям.

Пример

Прочность строения, мебели, механизма, священность географического места (например, если в этом месте произошло важное в религиозном отношении событие в жизни основателя религии), эстетическая ценность красоты (закатов, цветов, произведений живописи, драгоценных камней).

Ценность в принципе можно определить как целевое желательное событие или явление. Личность занимает позицию оценки по отношению ко всем компонентам окружающей ее среды. Но осуществлять социальные действия в отношении кого-то она будет только ради вещей и обстоятельств, которые ценит и считает для себя полезными и желательными, т.е. ради ценностей. Ценности (благополучие, богатство, мастерство (квалификация), власть, уважение (статус, престиж, слава, репутация), моральные качества (доброта, великодушие, справедливость)) в данном случае служат необходимым условием для любого рода действий.

Представитель мичиганской школы социологии Р. Ингдхарт выдвинул две гипотезы о происхождении ценностей. Первая называется гипотезой дефицитности: ценности — это редкость. Они возникают, когда чего-то не хватает. Симптомом того, что новые ценности вот-вот появятся, служит ощущение нехватки чего-то очень важного.

Вторая называется гипотезой лага социализации, она описывает, как быстро возникают ценности. Это не происходит в один год, редко происходит в пять лет. Ценности приходят с каждым новым поколением: где-то до 25 лет оно осваивает новые ценности, а потом, как правило, продвигает их в общество.

Посредством социализации каждый индивид усваивает социальные нормы поведения и готовые модели мышления, сложившиеся в конкретных культурно-исторических условиях. Поэтому облик ценностей каждого индивида не случаен, не произволен, не субъективен. Наряду с биологическими предпосылками на него влияют социальные обстоятельства.

Пример

Человек ценит питательные и вкусовые качества пищи, но ориентируется на их влияние на здоровье или вес через социальные механизмы.

Ценностная ориентация — это избирательное отношение человека, система ценностей, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении.

Для одних людей главным ориентиром поведения в сфере труда является материальное благополучие, для других — важнее всего содержание труда, его творческая насыщенность, для третьих — слава. На основе ценностных ориентации решается вопрос о выборе профессии, смене места работы и места жительства.

То, что ценится человеком, можно рассматривать с позиции потребности цивилизованных отношений. Но следует обратить внимание на различие между ценностями и потребностями. Ценность — свойство объекта, небезразличное для субъекта. Потребность — субъективно переживаемое состояние неудовлетворенности субъекта. Ценность осознается в социальной среде. Потребности проистекают из биологических, психологических, социально-культурных свойств человека. Потребность — это ощущение нужности объекта или ситуации, тогда как ценность — это осмысление ситуации как полезности и рациональности.

Пример

Есть потребность в пище как способа удовлетворить голод, а есть осознаваемая человеком ценность пищи как средства поддержания работоспособности вне зависимости от его степени сытости.

Соотношение потребности и ценности неодинаково для разных ценностей: от биологических потребностей производны, например, ценности пользы, комфорта, безопасности, а от социальных факторов — нравственные и религиозные, политические и экономические ценности.

Экономические ценности — стоимость, прибыль, рентабельность, богатство. Отметим, что название самой категории "ценность" происходит именно из экономической сферы (для сравнения: однокоренное слово "цена"). Впрочем, это не дает основания утверждать, что процесс формирования категории "ценность" связан лишь с экспансией "экономического" подхода.

Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.

При разнообразии потребностей возникает необходимость в приоритетах их удовлетворения, которые вырабатываются на основе тех или иных пристрастий, склонностей, взглядов, убеждений, верований, что, в свою очередь, закладывается в человеческое сознание генетическим кодом предков, формируется его последующим воспитанием, нарабатывается в процессе приобретения жизненного опыта. С помощью таких ориентиров возможно их ранжирование в соответствии со сложившейся в их сознании шкалой сопоставления, обычно именуемой шкалой ценностей.

К настоящему времени сложились представления о двух типах ценностной ориентации общества: так называемых общечеловеческих ценностях — всеобщих, универсальных и неизбывных основ развития мировой экономики как единого хозяйственного организма, и национальных ценностях, проявляющихся как "опора на собственные силы" в экономике и следовании традициям собственной истории. Совокупность сложившихся (или усвоенных) ценностей воздействует на мотивацию поведения в любой человеческой деятельности, в том числе и хозяйственной, у отдельных личностей, социальных групп и у общества в целом.

Система взглядов человека на мир, место в этом мире, выражающаяся в системе ценностей и идеалов личности, формирует мировоззрение. Основанные на них убеждения, чувства и идеалы определяют жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.

Правила- это совокупность общепризнанных и защищенных предписаний, которые запрещают или разрешают определенные виды действий одного индивида или группы лиц при взаимодействии их с другими людьми или группами.

К конституционным правилам относится то, что они устанавливают иерархическую структуру общества. Данные правила определяют так же порядок принятия решений, что существенно влияет на результат голосования.

Экономические правила. Экономическими называются правила определяющие возможные формы организации хозяйственной деятельности, в рамках которой отдельные индивиды или группы кооперируются друг с другом или вступают в конкурентные отношения. К экономическим отношениям можно отнести так же некоторые организационные отношения.

Институты неоднородны. Это значит, их можно разбить на две большие группы: формальные и неформальные институты. Неформальные институты возникают из информации, передаваемой посредством социальных механизмов в большинстве случаев они являются частью наследия, которое называется культурой в широком смысле.

Неформальные правила имели решающее значение в период истории, когда отношения между ними не регулировались писанными законами. Неформальные институты как ограничения имеют место в современной экономике. Неформальные институты принимают формы ограничений и являются:

Формальные институты

Отличительные черты:

- разрабатываются и навязываются гос. органами

- нарушители наказываются формально; наказание прописывается в законодательстве;

- имеют систему мер принуждения к их исполнению

Виды формальных институтов:

- политические (конституция, закон, подзаконные акты и т.п.)

- экономические (налоги, квоты)

- системы контрактации* (письменные контракты)

Неформальные институты

Внутренние, обязательные для выполнения нормы поведения, санкционированные и навязанные обществом.

Норма как результат и детерминант рационального выбора.

Норма- это базовый регулятор взаимодействий между людьми, она определяет как должен себя вести индивид в различных ситуациях. При этом выполнение предписаний носит либо добровольный, либо обязательный характер.

Экономическое поведение людей как норма определяется обществом, производном от общества и служит цели,задачам воспроизводства. Точка зрения экономистов носит иной характер, они считают что подход социологов исключает свободу выбора. Норма по опредению экономистов основана на рациональности в поведении индивидов. Рациональное действие направлено на достижение результата, а действие определяемое социальными механизма не нацелено на результат.

В этой связи институционалисты используют теорию общественного выбора.

Теория общественного выбора делает попытку рационализировать норму т.е. пытается увидеть в нормах результат осознанного выбора. Это позволяет снять противоречия между моделью рационального выбора и следованием нормам. Теория общественного выбора созданная Бьюкененом позволяет проследить как юридические нормы отражающие результат политического выбора фиксируется в праве. В этой связи Бьюкенен для объяснения юридических норм использует неоклассическую модель рационального выбора. Он считает что политика это сложный институциональный процесс на основе которого люди выбирают различные альтернативы, сопоставляя их со своими ценностями, подобно тому как они на рынке выбирают товар, руководствуясь собственными предпочтениями.

Политический рынок имеет объектом выбора политические предпочтения и предполагает, что объектом рационального выбора становится вся система юридических норм начиная от конституции и заканчивая подзаконными актами. Теория общественного выбора смыкается с подходом известного экономиста Ф. Хайека, который утверждал, что ситуация когда государственное устройство основывается на последовательном выборе конституции, законах, постановлениях правительства и внутренних норм функционирования бюрократияеского аппарата может быть реализовано на принципах демократической идеи.

Эффективность выбора зависит:

1) как эффективные нормы определяют согласие между участниками обмена. Этот консенсус должен быть образцом единодушного согласия. Прямое единодушие может быть реализовано только в рамках прямой демократии когда индивид напрямую участвует в обмене, то есть формировании бюрократических структур.

2) эффективность норм предполагает такой выбор, который предполагает выработку определенных норм необходимых для принятия решения. Проблема "Дурной бесконечности" это значит чтобы принять основополагающий закон как конституция необходимо разработать предконституционные правила, то есть такие правила которые позволяют выработать определенные согласия для принятия решений.

3)Выработка консенсуса сталкивается с парадоксом Кондорсе(Теорема невозможностей Эрроу). Эти авторы ранжируют(определяют параметры) коллективные предпочтения по степени предпочтения участников и определяют, что для принятия решений необходимо диктаторское решение.

4) эффективные нормы можно выработать в том случае если предпочтения могут быть представлены в самом начале большинством участников.

Таким образом в качестве одной из составляющих институциональной ограничений рационального выбора является норма. Норму надо рассматривать как предпоссылку рационального выбора и его результат. Рациональный выбор может быть осуществлен в рамках определенной нормативной среды, при ее отсутствии самые простые транзакционные издержки становятся невозможными.

Норма как понятие, ее определение и структура

Основным элементом институциональной среды, в которой люди осуществляют свой выбор, являются нормы. Норма – базовый регулятор взаимодействий людей

Элементы, из которых конструируются нормы, таковы:

- атрибуты, они определяют группу людей, на которую распространяется норма;

- фактор долженствования (может, должен или не должен);

- цель;

- условия, при которых действует норма;

- санкции.

Санкции бывают юридическими, фиксируемыми в нормах права, и социальными, основанными на остракизме:

Совместная стратегия = Атрибут + Цель + Условие.

Норма = Атрибут + Фактор долженствования + Цель + Условие.

Правило = Атрибут + Фактор долженствования + Цель + Условие + Санкция.

Примером совместной стратегии является любая фокальная точка. В случае поиска потерявших друг друга людей (в городе, в большом магазине) атрибутом будет факт потери друг друга, целью – нахождение друг друга, а условием – наличие бросающихся в глаза примет, вблизи которых более вероятно встретить друг друга.

Наши рекомендации