Преддоговорные отношения и преддоговорная ответственность.
Этап, предшествующий заключению договора законодательством в целом не урегулирован, тем не менее, он имеет большие значение, поскольку на этом этапе с целью уменьшения риска последствий необходимо получить максимум информации о контрагенте, о товаре, услугах и т.п., именно на этом этапе устанавливается право- и дееспособность контрагентов, его финансовое состояние, деловые качества и т.п. Существует, тем не менее, исключение, когда несоблюдение правил о преддоговорных отношениях, порождает ответственность. Это исключение установлено Законом РФ "О защите прав потребителей", обязывающим коммерческую организацию предоставлять необходимую информацию потребителю (т.е. приобретателю товара, заказчику работы или услуги или лицу, имеющему намерение приобрести товар, заказать работу или услугу) об изготовителе, качестве и свойствах товаров, работ, услуг и т.п., и ответственность за не предоставление или ненадлежащее представление этой информации. Такая ответственность продиктована потребностью защиты слабой стороны договора - непрофессионала перед лицом, профессионально осуществляющим предпринимательскую деятельность.
Преддоговорные споры возникают в случаях, если заключение договора обязательно для одной из сторон и стороны не пришли к соглашению относительно условий такого договора.
Если такие разногласия переданы в течение 30 дней или иного установленного законом, иным правовым актом или соглашением сторон срока (ст.445 ГК) на рассмотрение суда, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (ст446 ГК).
На рассмотрение суда могут быть споры относительно условий договора и в том случае, если заключение договора не является обязательным, суд разрешает такие разногласия при условии, если стороны достигли соглашения о разрешении разногласий судом. И в этом случае условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Обращение в суд может быть продиктовано и тем, что сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, т.е. во всех случаях, а не только в частных случаях, когда имеются разногласия по отдельным условиям, но сторона в принципе согласна. Если такая сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При этом, сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки (ст.445 ГК).
Заключение предпринимательских договоров на торгах.
Заключение предпринимательских договоров на торгах осуществляется в следующем порядке. Предпринимательский договор может быть заключен также путем проведения торгов, если иное не вытекает из его существа (п. 1 ст. 447 ГК РФ). Торги могут использоваться при заключении договоров, направленных на реализацию имущества (недвижимости, ценных бумаг), а также прав (например, права на заключение договора) и др.
Определенные предпринимательские договоры о продаже товаров или имущественных прав в случаях, предусмотренных законом, могут быть заключены лишь путем проведения торгов. В частности, на торгах должны заключаться договоры о реализации заложенного имущества, для выбора генерального подрядчика по реализации на территории Российской Федерации инвестиционных проектов, осуществляемых за счет государственных валютных средств и кредитов, о продаже предприятия как имущественного комплекса при приватизации и др.
Торги проводятся в форме конкурса или аукциона, которые могут быть открытыми и закрытыми.
В открытых конкурсах и аукционах вправе участвовать любое лицо, а в закрытых - только лица, специально приглашенные для этой цели.
Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия, а на аукционе - лицо, предложившее наиболее высокую цену. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Заключение договора с победителем торгов является обязанностью продавца, неисполнение которой влечет его ответственность в виде возмещения убытков. Победитель торгов вправе также требовать понуждения данного лица к заключению договора.
Форма торгов определяется собственником продаваемого товара или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. Аукцион или конкурс, в котором участвовал только один участник, признаются несостоявшимися (п. п. 4 и 5 ст. 447 ГК РФ).
Как правило, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до их проведения, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Заключение договоров в сети Интернет.
Существует два вида договоров, заключаемых через Интернет:
- заключаемые через Web-сайты (продажа товаров посредством интернет-магазинов; оказание различных услуг, например финансовых);
- заключаемые по e-mail.
Такие договоры могут заключаться между организацией и физическим лицом (так называемым конечным потребителем, В2С), а также между юридическими лицами (В2В). И так же, как и при заключении договора привычным образом, клиент и продавец сталкиваются прежде всего с необходимостью соблюдения порядка заключения договора, а именно — вопросами оферты [формальное предложение некоторого лица (оферента) определенному лицу (акцептанту)/лицам или неограниченному кругу лиц (публичная оферта) заключить договор, содержащее все его существенные условия] и акцепта (ответ лица, которому адресована оферта, о её принятии).
Оферта и акцепт
В ЕС действует директива “Об электронной торговле” (E-Commerce Directive, 2000 г.), которая содержит ряд положений о заключении договоров через Интернет. В Великобритании действуют “Правила об электронной торговле” (E-Commerce Regulations, 2002 г.). В России применяются общие правила Гражданского кодекса РФ о заключении договора и постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 “Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом” (далее — Правила дистанционной торговли).
Какова же правовая природа предложения, размещенного на интернет-сайте? Если мы хотим приобрести определенный товар через Интернет, чем является предложение, которое сделал продавец? “Существует два варианта ответа на этот вопрос: или это публичная оферта — предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица считать себя заключившим договор с любым, кем это предложение будет принято, или только реклама, то есть приглашение делать оферты”, — пояснила Ирина Степанова. Понимание этих различий важно для грамотного заключения договоров и возможности избежать спорных ситуаций между сторонами.
В России правила о публичной оферте закреплены Гражданским кодексом и Правилами дистанционной торговли, в которых говорится, что предложение является публичной офертой, если оно достаточно определенно и содержит все существенные условия договора.