Оценка стоимости обязательств компании.
Оценка стоимость производится в рамках затратного подхода для нахождения стоимости чистых активов. Оценка обязательств включает в себя определение стоимости следующих видов пассивов:
· Долгосрочные обязательства по займам и кредитам и прочие долгосрочные обязательства;
· Краткосрочные обязательства по займам и кредитам;
· Кредиторская задолженность;
· Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов;
· Резервы предстоящих расходов;
· Прочие краткосрочные обязательства.
Оценка происходит по балансовой стоимости, в чем заключается основной недостаток данной оценки.
22. Оценочная деятельность: содержание, необходимость и сферы использования в современных условиях.
Оценочная деятельность – профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой и иной стоимости.
Развитие рыночной экономики в России привело к многообразию форм собственности, возрождению собственника, к увеличению количества объектов собственности в хозяйственном обороте. Одним из основных является вопрос о стоимости объектов собственности. Необходимость его решения возникает у предприятий, фирм, акционерных обществ, финансовых институтов и проч. Акционирование предприятий, развитие кредитования, фондового рынка, системы страхования также формируют потребность в новой услуге – оценке стоимости объектов и прав собственности.
Оценочная деятельность представляет собой важнейшую составляющую при создании развитой инфраструктуры, которая необходима для дальнейших экономическим преобразований в стране.
Основная цель функционирования любого бизнеса – повышение собственной стоимости. Для того, чтобы оценить стоимость необходимо использование определенного инструментария.
Среди сфер применения оценочной деятельности можно выделить:
· Операции с государственным имуществом, имуществом субъектов, муниципальной собственностью;
· В сделках купли-продажи;
· При реструктуризации бизнеса, капитала;
· Кредитование;
· Страхование;
· Осуществление взносов в УК, дополнительная эмиссия, IPO, выкуп акций;
· Налогообложение;
· Составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в т.ч. по МСФО;
· Банкротство и ликвидация бизнеса;
· Управление на базе стоимости;
· При заключении брачных контрактов и расторжении брака.
23. Подходы к оценке стоимости предприятия (бизнеса).
Подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией.
Метод оценки – последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Согласно законодательству, выделяют три подхода к оценке: Доходный, Сравнительный, Затратный.
Доходный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки.
Сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и других характеристикам, определяющим его стоимость.
Затратный подход – совокупность методом оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устареваний. Затратами на воспроизводство объекта оценки являются затраты, необходимые для создания точной копии объекта оценки с использованием применявшихся при создании объекта оценки материалов и технологий. Затратами на замещение объекта оценки являются затраты, необходимые для создания аналогического объекта с использованием материалов и технологий, применяющихся на дату оценки.
24. Построение мультипликаторов при применении сравнительного подхода к оценке стоимости предприятия (бизнеса).
Мультипликаторы бывают:
1) Интервальные и моментные (доходные и балансовые);
2) Финансовые и натуральные.
Основное правило, которая необходимо соблюдать при построении мультипликаторов – соблюдение соответствия между числителем и знаменателем мультипликатора.
В числителе может быть либо показатель собственного капитала, либо показатель инвестированного капитала, учитывающий средства, привлеченные компанией. Знаменатель мультипликатора необходимо выбирать таким образом, чтобы он относился к тому капиталу, который характеризуется показателем числителя. Например, если в числителе P, то нельзя в знаменатель ставить FCF, поскольку данный денежный поток идет не только акционерам, но и кредиторам. Необходимо взять ECF, чтобы все было корректно.
Таблица из лекций:
Числитель | Собственный капитал | Инвестиционный капитал |
Показатели числителя | 1. Капитализация (МС) 2. Рыночная стоимость собственного капитала (MVE) | 1. Рыночная стоимость инвестированного капитала (MVIC) 2. Рыночная стоимость действующего предприятия (EV). |
Знаменатель | Показатель, относимый к СК | Показатель, относимый ко всему ИК (всей компании). |
Показатели знаменателя | Балансовая стоимость СК, чистая прибыль, прибыль до налогообложения, денежный поток на СК EBIT, EBITDA, | Объем запасов, прибыль до налогообложения, денежный поток на ИК, балансовая стоимость ИК, объем производства в натуральном выражении, численность работников, торговая площадь, выручка, цена на выручку (P/S), посевная площадь, количество абонентов |