Оценка стоимости бизнеса компании

Главная задача этого раздела – достоверно оценить рыночную стоимость бизнеса компании наиболее подходящим для этого подходом (методом), применение которого возможно на основе исследования в разделе 2.2 особенностей оцениваемого объекта.

Для оценки стоимости бизнеса компании могут быть использованы следующие подходы:

· доходный;

· рыночный;

· затратный (имущественный).

В рамках доходного подхода применяются два метода:

· метод дисконтированного будущего денежного потока (метод DСF);

· метод капитализации (метод JСМ);

Определение стоимости бизнеса компании методом DСF включает в себя следующие этапы:

· определение вида денежного потока, который будет использоваться в дальнейшем для оценки бизнеса;

· анализ валовых доходов и подготовка прогноза валовых доходов;

· анализ расходов и подготовка прогноза расходов;

· анализ инвестиций и подготовка прогноза инвестиций;

· расчет денежного потока для каждого года;

· определение соответствующей ставки дисконта;

· расчет остаточной стоимости;

· расчет текущей стоимости будущих денежных потоков, остаточной стоимости, а также их суммарного значения;

· внесение заключительных поправок;

· выполнение процедур проверки.

При использовании метода JСМ репрезентативная величина денежного потока (дохода) делится на соответствующий коэффициент капитализации для пересчета его в стоимость бизнеса.

Коэффициент капитализации может быть рассчитан на основе ставки дисконта (вычитанием из ставки дисконта ожидаемых среднегодовых темпов роста денежного потока). Таким образом, коэффициент капитализации не превышает или равен ставке дисконта:

С= (d-g),

где С = коэффициент капитализации, d = ставка дисконта;

g = долгосрочные темпы роста.

Коэффициент капитализации может быть также получен на основе рыночной информации (например, отношение цены к прибыли компании).

В рамках рыночного подхода применяются три метода:

· МЕТОД РЫНКА КАПИТАЛА (КОМПАНИИ-АНАЛОГА) –основан на ценах, реально выплаченных за акции сходных компаний на мировых фондовых рынках.

· МЕТОД СДЕЛОК – основан на ценах приобретения контрольных пакетов акций в сходных компаниях.

· МЕТОД ОТРАСЛЕВОЙ ОЦЕНКИ – основан на специальных формулах или ценовых показателях, используемых в отдельных отраслях. Они выводятся из данных о продажах компаний в этих отраслях.

Метод рынка капитала (компании – аналога) включает в себя следующие этапы:

· выбор «аналога» или сопоставимых компаний;

· финансовый анализ и сопоставление;

· выбор и вычисление оценочных мультипликаторов (факторов);

· применение факторов к оцениваемой компании;

· определение стоимости контрольной доли с учетом премии за контроль и скидки на недостаточную ликвидность;

· рассмотрение итоговых поправок;

· внесение заключительных поправок.

Метод отраслевой оценки в рамках данного проекта может применяться лишь как дополняющий другие методы.

В рамках затратного (имущественного) подхода наиболее достоверная оценка стоимости бизнеса компании может быть получена с использованием метода наполнения активов, который имеет следующие этапы:

· анализ бухгалтерского баланса и финансовых показателей;

· оценка и перевод финансовых активов в чистую реализуемую стоимость;

· оценка материальных активов по обоснованной рыночной стоимости;

· оценка материальных активов;

· определение избыточных прибылей (Гудвил );

· определение стоимости собственного капитала и обоснованной рыночной стоимости совокупных активов.

В случае, если оценка стоимости бизнеса производится несколькими подходящими методами, итоговое значение стоимости бизнеса (ОБ) определяется как средневзвешенная величина из полученных оценок по следующей формуле:

ОБ = Σ ОБi х Кi ,

где ОБi - стоимость бизнеса компании, определенная по тому или иному методу;

Кi - вес каждого метода, определяемый экспертным путем.

Наши рекомендации