Развитие теории организации в России
Несмотря на то, что в России в конце XIX – начале XX столетий бурно шла индустриализация и, очевидно, была высокая потребность в современных формах организации и управления производственными процессами, отечественные специалисты-управленцы в этом направлении явно не преуспели. В качестве причин, видимо, можно назвать и чрезвычайно консервативный и патриархальный подход к вопросам управления, и сложившаяся система сословных барьеров в обществе, и привязанность крестьян к земле, и особенности национального менталитета и многое другое. Поэтому перехода к современным формам организации и управления «снизу» не произошло. Вместе с тем, надо отметить, что были подобные попытки «сверху» и связаны они с именами премьер-министров Российской империи С. Ю. Витте (1849-1915 гг.) и П. А. Столыпина (1862-1911 гг.).
С. Ю. Витте ещё в ранге министра финансов в 1880-1890 годах начал активно заниматься строительством железных дорог в России. В частности, он, не побоявшись грандиозности замысла, убедил императора Александра III приступить к строительству Транссибирской железнодорожной магистрали «за счёт казны». В своих 3-х томных «Воспоминаниях» он описывает перспективы, которые должны были открыться перед Россией в Сибири и на Дальнем Востоке в случае завершения строительства и те колоссальные трансформации, которые при этом должны были произойти в стране. К сожалению С. Ю. Витте не оставил после себя теоретических работ, но вопросы организации и реорганизации государственного устройства и государственного управления постоянно фигурировали в многочисленных официальных документах, подписанных им.
П. А. Столыпин, убитый экстремистами в разгар реформ, проводимых им после поражения России в русско-японской войне, также не оставил после себя ничего кроме официальных документов. Однако и по ним можно сделать выводы о грандиозности задач, ставившихся им по политической, экономической и социальной реорганизации страны.
Из первых отечественных теоретиков, внёсших заметный вклад в развитие теории организации, следует отметить уже упоминавшегося выше М. И. Туган-Барановского, выпустившего в 1916 году книгу «Социальные основы кооперации», которая была хорошо встречена на Западе, но среди российских современников большого интереса не вызвала. Также можно отнести к первым отечественным работам по теории организации и книги А. В. Чаянова, сделавшего много для формирования стройной системы организации и ведения единоличного крестьянского хозяйства. Парадоксальным является тот факт, что преданный в СССР и России забвению А. В. Чаянов до сих пор изучается на Американском континенте в университетах как классик организации и управления сельским хозяйством и того, что мы сейчас называем фермерством и малым предпринимательством в сфере производства и переработки продукции сельского хозяйства и продуктов питания.
Однако подлинным новатором в сфере организации выступил российский врач, экономист и политик А. А. Богданов (настоящая фамилия Малиновский). В своём основном труде «Всеобщая организационная наука. Тектология» он впервые изложил фундаментальные основы общей теории организации и дезорганизации. При этом он рассмотрел с единых позиций типы и закономерности структурных преобразований любых организаций, взаимодействие частей и целого, взаимоотношения организации с внешней средой и многое другое, что до него рассматривалось разобщено и с разрозненных позиций.
По мнению А. А. Богданова, предметом организационной науки должны стать общие организационные принципы и законы, в соответствии с которыми протекают процессы организации во всех сферах органического и неорганического мира, в технике (организация вещей), в экономике (организация людей), в идеологии (организация идей). Анализируя сущность организации, А. А. Богданов высказал идею системного подхода к её изучению, что гораздо позже (1948 г.) независимо от него было изложено Н. Винером в его знаменитой «Кибернетике» и стало всеобщим достоянием. Также А. А. Богданов впервые высказал идею о том, что организационное целое по ряду параметров превосходит простую сумму его частей, предвосхитив на три десятилетия появление синергетики.
А. А. Богданов впервые сформулировал законы организации. Первый из них: «Если система состоит из частей высшей и низшей организованности, то её отношение к среде определяется низшей организованностью» фактически стал теоретическим обобщением для организаций широко известных практических принципов типа «прочность цепи определяется прочностью самого слабого звена цепи» или «скорость эскадры равна скорости самого тихоходного корабля эскадры».
Второй закон, названный А. А. Богдановым законом расхождения,, устанавливает, что «системы расходятся… в силу первичной неоднородности, различий среды существования и воздействия… изменений». Фактически второй закон устанавливает, что, если организация хочет сохраниться как целое, то она должна тратить на определённые ресурсы, усилия.
В этот же период в СССР в прикладном плане развития организационной науки работали А. Гастев, П. Керженцев и ряд других исследователей, которые активно занимались научной организацией труда. В стране был создан Центральный институт труда, который возглавил А. Гастев и в котором в плане научной организации труда развивались также и научные подходы к самой организации. Однако вскоре все работы были свёрнуты как «несоответствующие линии партии», а основные специалисты репрессированы.
Следующий толчок развитию организационной науки в СССР был дан только в конце 1960-х годов благодаря публикациям в Европе первых материалов по синергетике. Именно тогда начали появляться работы по общему эволюционизму (Н. Моисеев) и общей теории систем (А. Уёмов и др.). В Москве в этот период начал функционировать научный семинар по социологии организаций, а Д. М. Гвишиани (1928-2003 гг.) опубликовал монографию «Организация и управление» (1972 г.), в которой были сделаны первые обобщения, главным образом, на основе зарубежного опыта.
Тогда же в 1970-х годах появились труды Н. И. Лапина «Руководитель коллектива» и «Теория и практика социального планирования», статьи Ю. Е. Волкова по социальному управлению, коллективная монография под редакцией А. С. Пашкова «Трудовой коллектив как объект и субъект управления», монография Н. Н. Бокарева «Расширение участия трудящихся в управлении производством», которые внесли определённый вклад в развитие отечественной организационной науки.
В постсоветский период первой заметной работой был учебник под редакцией А. А. Беляева, К. И. Варламова и Н. П. Пищулина «Общая теория управления: Курс лекций» (1994 г.). Затем были опубликованы работы В. И. Франчука «Основы современной теории организации» (1995 г.), Э. А. Смирнова «Организация организации» (1996 г.), Б. З. Мильнера «Теория организаций» (1998 г.), А. А. Беляева и Э. М. Короткова «Системология организации» (2000 г.) и другие.
Следует отметить, что на рубеже XXI столетия закончился инкубационный период становления современной системы взглядов на теорию организации в России. Поэтому в последующих работах отечественных авторов в соответствии с требованиями времени стали развиваться новые подходы (см. ниже).