Теория организации и её место в системе

Ю. Н. Старцев

Теория организациИ

Учебное пособие

Челябинск 2010

ББК XXXXXX

X XXX

Старцев Ю. Н.

Теория организации: Учебное пособие. – Челябинск: Челябинский гос. университет, 2010. – 2-е изд. – ….. с.

В пособии раскрываются основные понятия, предмет, методы и функции теории организации. Рассматриваются не только организационные структуры и особенности их функционирования, но и их трансформации, выражающиеся в адаптации к рыночным условиям, реорганизации и повышении эффективности. Также рассмотрены вопросы создания организаций – организационное проектирование.

Пособие предназначено для студентов очной системы обучения, но может быть использовано и для других систем обучения.

Данное издание существенно переработано и дополнено с учётом опыта работы с первым изданием.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Челябинского государственного университета. ?????????????

Рецензенты: Кафедра экономики и менеджмента Челябинского института

Уральской академии государственной службы. ??????

Доцент, канд. экон. наук Т. Ю. Карпова. ???????????

ISBN X-XXXX-XXXX-XX

Ó ГОУВПО «Челябинский государственный университет», 2010

теория организации и её место в системе - student2.ru Ó Старцев Ю. Н., 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………

1. Организация как социально-экономическое явление ……………………...

1.1. Теория организации и её место в системе научных знаний ………

1.1.1. Объект, предмет и метод теории организации …………………

1.1.2. Функции теории организации ……………………………………..

1.1.3. Место теории организации в системе научных знаний ……….

1.1.4. Краткая история возникновения и развития теории

организации как сферы человеческой деятельности …………...

1.1.5. Развитие теории организации в работах отечественных

авторов ……………………………………………………………….

1.1.6. Тенденции современного развития теории организации

как науки …………………………………………………………….

1.2. Природа и сущность организации

1.2.1. Понятие организации ……………………………………………….

1.2.2. Определение сущности организации ……………………………...

1.2.3. Роль организаций в жизни современного общества …………...

1.3. Организация как открытая система ……………………………………

1.3.1. Системные свойства организации ………………………………...

1.3.2. Внутренняя среда организации ……………………………………

1.3.3. Внешняя среда организации ……………………………………….

1.3.4. Жизненный цикл организации …………………………………….

1.3.5. Взаимодействия и адаптация организации к изменениям

внешней среды ………………………………………………………

2. Типология и структура организаций ………………………………………..

2.1. Социальные организации ………………………………………………..

2.1.1. Понятие социальной организации ………………………………...

2.1.2. Типология социальных организаций ……………………………...

2.2. Хозяйственные организации …………………………………………….

2.2.1. Понятие хозяйственной организации ……………………………..

2.2.2. Типология хозяйственных организаций …………………………..

2.3. Государственные и муниципальные организации ……………………

2.3.1. Понятие органа государственной или муниципальной власти

как организации ……………………………………………………..

2.3.2. Государственные и муниципальные предприятия ………………

2.3.3. Государственные и муниципальные учреждения ……………….

2.4. Основные организационные системы ………………………………….

2.4.1. Типология организационных систем ……………………………...

2.4.2. Механистические и органические организационные системы ...

2.4.3. Традиционные, дивизиональные и матричные

организационные системы ………………………………………….

2.4.4. Корпоративные и индивидуалистические организационные

системы ………………………………………………………………

3. Функционирование организаций …………………………………………….

3.1. Организация и управление ……………………………………………...

3.1.1. Сущность управления в организациях …………………………...

3.1.2. Управление во внутренней среде организации …………………

3.1.3. Управление во внешней среде организации …………………….

3.1.4. Субъекты и объекты организаторской деятельности …………..

3.2. Законы организации ……………………………………………………...

3.2.1. Понятие законов организации ……………………………………..

3.2.2. Общие законы организации ………………………………………..

3.2.3. Частные законы организации ……………………………………...

3.2.4. Специфические законы организации ……………………………...

3.3. Принципы организации ………………………………………………….

3.3.1. Понятие принципов организации …………………………………

3.3.2. Общие, частные и ситуационные принципы организации …….

3.3.3. Принципы статической и динамической организации …………

3.3.4. Принципы статической и динамической организации …………

3.3.5. Принципы рационализации ………………………………………...

3.4. Коммуникации в организации …………………………………………..

3.4.1. Понятие коммуникации и коммуникационного

процесса ……………………………………………………………....

3.4.2. Типы, формы и методы коммуникаций в организации ……….

3.4.3. Эффективность организационных коммуникаций ……………….

3.5. Организационная культура ………………………………………………

3.5.1. Основные понятия организационной культуры …………………

3.5.2. Функции организационной культуры ……………………………..

3.5.3. Механизмы организационной культуры ………………………….

3.5.4. Современные информационные технологии

организационной культуры ………………………………………...

3.6. Функционирование производственной организации ………………….

3.6.1. Понятие предприятия как производственной организации ……

3.6.2. Цели и задачи, системы и технологии функционирования

предприятия ………………………………………………………….

4. Создание, трансформирование и развитие организаций ………………….

4.1. Проектирование организаций …………………………………………...

4.1.1. Понятие организационного проектирования и

проектирования организационных систем ……………………….

4.1.2. Методы проектирования организаций ……………………………

4.1.3. Основные этапы и задачи проектирования организаций ……...

4.1.4. Оценка эффективности организаций и организационных

систем ………………………………………………………………...

4.2. Развитие организаций ……………………………………………………

4.2.1. Развитие организаторской и организационно-

управленческой мысли ……………………………………………..

4.2.2. Современные тенденции развития организаций ………………...

4.2.3. Организации будущего ……………………………………………..

Список литературы ………………………………………………………………..

Вопросы к экзаменам …………………………………………………………….

Образовательные стандарты (выписки) ………………………………………...

ВВЕДЕНИЕ

Выпускники университета по специальности «Государственное и муниципальное управление» (080504.65), «Менеджмент организации» (080507.65) и «Управление персоналом» (080505.65) должны свободно ориентироваться в вопросах становления и функционирования организаций, знать закономерности их развития. С этой целью государственными образовательными стандартами (ГОС) этих специальностей предусмотрено изучение дисциплины «Теория организации». Выпускники должны знать, что успешное решение их профессиональных задач во многом зависит от умелого использования знаний по теории организации.

В результате изучения данной дисциплины у студентов должно сформироваться понимание сущности и методов управления развитием, функционированием и трансформированием организаций. Также они должны научиться использовать эти знания в различных ситуациях своей хозяйственной и социальной практики.

Настоящее учебное пособие полностью соответствует ГОСам вышеупомянутых специальностей и содержит выписки из стандартов по этим специальностям, конспект лекций, вопросы к экзамену, а также список рекомендуемой основной и дополнительной литературы. Структура пособия позволит студентам самостоятельно овладеть материалом по теории организаций предусмотренным ГОСами и успешно сдать экзамен.

Учебная дисциплина «Теория организаций» является методической и теоретической базой для изучения и закрепления знаний по таким дисциплинам учебного плана как «Теория управления», «Маркетинг», «Разработка управленческого решения», «Система государственного и муниципального управления», «Управление на предприятии», «Мировая экономика», «Экономическая теория», «Организационное поведение», «Социология и психология управления», «Управление трудовыми ресурсами», блоку правовых дисциплин и другим.

Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов очной формы обучения, но может быть использовано студентами и других форм обучения.

ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

Функции теории организации.

Вообще теория организации как комплексная сфера деятельности тесно связанная с политической, экономической и социальной жизнью общества выполняет множество различных функций, то есть специфических, присущих только ей действий. Важнейшими из них являются:

· познавательная функция, которая проявляется в раскрытии (визуализации) процессов организации и самоорганизации социально-экономических систем, а также различных тенденций и явлений их развития;

· методологическая функция (связана с познавательной), исследующая организационные отношения на макро- и микроуровнях как целостные, системные образования, органически связанные между собой;

· рационально-организующая функция, которая проявляется в накоплении и обобщении позитивного опыта организационной деятельности в прошлом и настоящем, а также разработке оптимальных моделей этой деятельности для использования в будущем;

· прогностическая функция (связана с рационально-организующей), которая позволяет предсказать состояние организации в будущем, построить сценарии будущего развития.

Как науки

Итак, теория организации как теория позволяющая объяснять закономерности и делать прогнозы в достаточно законченном виде в настоящее время отсутствует. Более того, академик Н. Н. Моисеев в своих работах не раз показывал, невозможность управления развитием сложных систем ввиду слишком большого количества критериев, которым должен удовлетворять конечный результат. По Моисееву управление сложными системами, скорее всего, сведётся только к выбору направления развития, то есть к так называемому «направляемому развитию». Это даёт повод сомневаться в том, что теория организаций когда-либо будет сформулирована как самостоятельная наука в традиционном смысле.

И всё же сфера организационной деятельности и действующие в ней законы и принципы будут, вне всякого сомнения, развиваться. Факторами, определяющими это развитие, будут:

· всё более усиливающаяся открытость мировых экономических систем, то есть все более-менее сложные системы будут проявлять всё больший интерес к взаимодействию друг с другом;

· смена ключевого стратегического ресурса, то есть деньги, золото, нефть, газ, металлы и т.п. по важности будут всё более отходить на второй план, а на первый будет выходить информация; ожидается, что уже скоро эффективность функционирования сложной организации более всего будет определяться степенью её «погруженности» в информационное пространство;

· ослабление роли государства в определении деятельности организаций; этот процесс уже сейчас активно поддерживают крупные транснациональные корпорации, в результате чего правительства даже таких крупных стран как США всё чаще выступают в роли исполнителей заказов крупных бизнес-организаций;

· обострение взаимоотношений Человека и Природы; ожидается, что уже через 20-40 лет первое место по важности прочно займут осмысления человеком своего нового места в биосфере;

· пересмотр целей общественного развития, который уже начался в последнее десятилетие и который приведёт к новым ценностным ориентирам в управлении и организовывании.

Перечисленные вопросы практически не нашли отражения в существующей на настоящий момент организационной науке. Однако согласно идее Н. Н. Моисеева о «направляющем развитии» ожидается, что и теория организации и теория управления как сферы научной деятельности будут соответствующим образом трансформированы.

Понятие организации

Несмотря на интуитивную очевидность термина «организация» его понимание отличается существенной сложностью и неоднозначностью. Любой человек, используя термин «организация» осознанно или подсознательно прибегает к следующим его истолкованиям:

1. Организация как процесс, как событие, как действие. Термин «организация», являясь отглагольным существительным от слова «организовывать», по определению подразумевает множество различных действий, направленных на выполнение чего-либо: учреждать, основывать, объединять, упорядочивать, выстраивать и т.п. Конечным результатом этих действий всегда оказывается создание и сохранение некоторой упорядоченной общности – объекта организации, обладающего собственной структурой. Для конкретизации и выделения этой стороны термина «организация» иногда используют термин «организовывание», однако широкого распространения он не получил. Примеры использования термина «организация» в данном смысле:

· организация учебного процесса;

· организация закупок продовольствия;

· организация стойлового содержания скота.

2. Организация как система взаимоотношений. Здесь сделан упор на свойство «организации» создавать связи между элементами, распределять между ними виды деятельности, права, обязанности, роли, а также на способность «организации» обеспечивать целостность объекта за счёт связей и рационального использования ресурсов. Конечным результатом действия этих связей и взаимоотношений является не только сохранение организации, но и движение её к поставленной цели. Здесь понимание «организации» близко к пониманию «координации». Примеры использования термина «организация» в данном смысле:

· организация телефонной связи, автомобильного движения и т.п.;

· организация концерта, митинга и т.п.;

· организация (временная) пассажиров, едущих в одном трамвае.

3. Организация как социум, то есть группа людей, объединённых общими целями и потому выступающая с единых позиций в качестве самостоятельного субъекта социального действия. Хотя данное истолкование применимо только для социальных и социально-экономических организаций, с его проявлением конкретный человек сталкивается чаще всего, При этом понимание или непонимание данного факта наиболее сильно отражается на условиях существования этого человека в обществе, на темпы его развития. Примеры использования термина «организация» в данном смысле:

· организация борцов за демократию;

· организация художников – союз художников;

· семья – организация, созданная мужчиной и женщиной для продолжения рода и совместного проживания.

Такое многообразное истолкование термина «организация» привело к множественности определения понятия организации. В учебном пособии Т. А. Акимовой на страницах 17-19 в качестве иллюстрации приведены многочисленные определения организации, данные разными авторами. Однако для дальнейшего изучения теории организации необходимо сделать выбор рабочих определений. Поэтому остановимся на определении, данном Б. З. Мильнером:

Организация – это сознательно координируемое социальное образование с определёнными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения поставленной цели.

Также параллельно будем использовать ещё одно определение, данное Т. А. Акимовой:

Организация – это сложная динамическая система, имеющая цель.

Второе определение проще и включается как частный случай в первое. Однако второе позволяет определять не только социально-экономические организации, но и все иные, так как практически не ограничивается никакими условиями по форме, составу, виду действий и т.п.

Поскольку далее чаще всего будет использоваться первое определение, то для лучшего понимания необходимо провести анализ его содержания.

Первое на что необходимо обратить при этом внимание это то, что «организация – …социальное образование…», то есть организация – это всегда группа людей (два и более).

Второе на что необходимо обратить внимание это то, что «организация – сознательно координируемое социальное образование…». Фактически это означает, что в организации присутствует в той или иной форме процедура управления, то есть члены организации предпринимают специальные действия, способствующие сохранению целостности организации и движению её к поставленной цели.

Третье – «организация – …образование с определёнными границами…», то есть организация чем-то ограничена в пространстве. Если пространством существования организации является территория (например, завод размещён на участке земли), то и границы организации также проходят по территории (забор завода). Если пространство организация представляет собой человечество, а сама организация – группу людей, не обладающую сколь-нибудь серьёзной привязкой к территории (например, футбольная команда), то граница организации проходит по людям (игроки, тренеры, менеджеры команды). Если пространством существования организации является идеология (например, религиозная идеология), то границы организации также проходят по идеям (например, религиозная организация баптистов-пятидесятников).

Четвёртое – «организация – …функционирует на относительно постоянной основе…», то есть организация существует во времени и этот отрезок времени имеет протяжённость от момента постановки целей до момента их достижения. Момент достижения цели одновременно является и моментом начала трансформации организации (ликвидации, перехода в новое качество, объединения и т.п.) в соответствии с новыми целями, стоящими перед её членами.

Пятое – «организация – …образование, …которое функционирует… для достижения поставленной цели», то есть достижение цели является тем главным, ради чего организация создана и функционирует.

Внешняя среда организации

Всё, что находится за пределами «ромашки» (см. рис. 1.3.2), относится к внешней среде организации. Таким образом, внешняя среда – это обширнейшая сфера всего, что не принадлежит самой организации. Даже поверхностная попытка провести систематизацию внешней среды социально-экономической организации приводит к выявлению в ней, как минимум, отдельных людей и их различных групп, отдельных организаций и их объединений и, что самое главное, огромное количество уровней, на которых формируются бесчисленные связи между людьми и организациями. Всё перечисленное существенно усложняет рассмотрение внешней среды, окружающей конкретную организацию. Тем не менее, в настоящее время выработан ряд подходов, позволяющих рассматривать внешнюю среду организации с конструктивных позиций.

Внешнюю среду любой организации можно разделить на две части. Одна из них – «ближнее» окружение, с которым организация постоянно контактирует и влияет на него и которое непосредственно влияет на деятельность организации, увеличивая или уменьшая эффективность ее работы, приближая или отдаляя достижение ее целей. Обычно это ближнее окружение называют внешней микросредой организации. Как правило, она имеет следующий состав:

· Поставщики, то есть организации и физические лица, обеспечивающие организацию материальными, энергетическими, финансовыми, трудовыми и информационными ресурсами.

· Покупатели или клиенты, то есть организации и физические лица, приобретающие товары и услуги, производимые организацией.

· Партнёры, то есть организации и физические лица, проявляющие интерес к совместной деятельности.

· Посредники, то есть организации и физические лица, способствующие организации как в приобретении необходимых ресурсов, так и в сбыте произведённых товаров и услуг.

· Конкуренты, то есть организации и физические лица как производящие аналогичную продукцию и реализующие её на этих же рынках, так и использующие то же сырьё и ресурсы.

· Контактные группы (аудитории), то есть организации и физические лица, проявляющие реальный или потенциальный интерес к деятельности организации и оказывающие влияние на ее способность достигать поставленные цели. Контактные аудитории могут как способствовать, так и противодействовать усилиям организации в достижении поставленных целей. В связи с этим различают:

- благотворные аудитории – группы лиц, интерес которых к

организации носит благожелательный характер (например, близкие

родственники людей, работающих в организации, «свои» средства

массовой информации, торговые союзы и ассоциации,

администрации районов, городов и регионов, заинтересованные в

развитии данного вида деятельности и т.п.);

- искомые аудитории – группы лиц, чьей заинтересованности

организация ищет, но не всегда находит (например, независимые

средства массовой информации, окрестное население и

соседствующие организации, банки, общественные организации и

профсоюзы и т.п.);

- нежелательные аудитории – группы лиц, интереса которых

организация старается не привлекать, но вынуждена считаться с

ними (например, враждебно настроенные средства массовой

информации, сильные конкуренты, коррумпированные

представители власти, криминалитет и т.п.).

Главная особенность внешней микросреды состоит в том, что не только она влияет на деятельность организации, но и организация может на неё влиять каким-либо способом (например, заключать договора, побеждать в конкурсах, устраивать ценовой демпинг, покупать и продавать фьючерсы и т.п.)

Другая часть – «дальнее» окружение – включает все те факторы, которые могут оказывать воздействие на организацию, но не прямое, а опосредованное, как правило, в виде создания фона, обязательного для всех конкурирующих организаций, на котором, собственно, разворачиваются действия внешней микросреды. Обычно это дальнее фоновое окружение называют внешней макросредой организации. Воздействие внешней макросреды на организацию выявлять и изучать труднее, чем воздействие внешней микросреды, но игнорировать нельзя, так как именно она определяют тенденции, которые влияют на «ближнее» окружение организации. Руководители организаций не могут управлять параметрами «дальнего» окружения, но должны отслеживать тенденции их изменения и учитывать их в своих планах. Внешняя макросреда включает в себя следующие группы факторов:

· Политические факторы, к которым относятся внутренняя и внешняя политика федеральных и региональных органов власти, действия муниципальных властей, законодательство и особенно законодательство в сфере предпринимательства, промышленной и финансовой политики и трудовое законодательство и т.п.

· Экономические факторы, к которым относятся макроэкономические стратегии, обменные курсы валют, ставки таможенных пошлин, стимулирование инвестиций, национальные проекты, распределение доходов, уровень безработицы и т.п.

· Демографические факторы, к которым относятся половозрастной состав населения, изменения рождаемости, смертности и состава семьи, миграция населения, изменение образа жизни и т.п.

· Естественно-географические факторы, к которым относятся наличие или отсутствие каких-либо видов сырья и энергии, положение относительно источников сырья и энергии, транспортных путей, больших и малых городов, характеристики климата, присутствие крупных рек и морей, особенности рельефа и т.п.

· Научно-технические факторы, к которым относятся научно-технический прогресс, рост ассигнований на НИОКР, новые открытия и изобретения, разработка новых технологических процессов и освоение новых видов сырья и энергии и т.п.

· Факторы национального, культурного и религиозного окружения, к которым относятся приверженность определённым культурным и религиозным ценностям, субкультуры в рамках единой культуры, исторические и национальные особенности развития страны, народа и т.п.

Главная особенность внешней макросреды состоит в том, что она создаёт фон, на котором функционирует не только данная организация, но и все другие, наполняющие внешнюю среду. Оказывать какое-либо влияние на внешнюю макросреду организация не может.

Жизненный цикл организации

Особенностью практически всех организаций является то, что рано или поздно они устаревают и, несмотря на их неизменное качество функционирования, к ним теряют интерес как свои члены, так и внешняя среда. Причин утраты интереса может быть много, но, как правило, главная среди них – это конкуренция со стороны других организаций, лучше отвечающих на запросы со стороны внешней среды и более эффективных в социальном и экономическом плане. В соответствии с этим положением любая организация в какой-то момент зарождается, затем развивается, добивается успехов, достигает зрелости, после чего стареет и, наконец, прекращает своё существование. Все перечисленные этапы и, возможно, некоторые ещё составляют жизненный цикл организации.

Жизненный цикл организации – это последовательность предсказуемых состояний, которые организация проходит, начиная с момента своего зарождения и до упадка и полного исчезновения.

Жизненный цикл организации непосредственно связан с жизненным циклом товараили услуги, которые она производит. Если организация начинает выпуск товара, к которому проявляют интерес потребители, то она быстро развивается. Пределом её развития является обеспеченность выпускаемым товаром всех, кому он нужен или доступен. После того, как все заинтересованные потребители удовлетворены, наступает стабилизация развития организации. Этот этап может длиться до тех пор, пока не появится товар-конкурент, который либо стоит меньше старого товара, либо является более функциональным (например, так произошёл переход с химической фототехники на цифровую). Но может в силу общего развития и вообще произойти отказ от некоторых товаров (например, так произошёл отказ от конных экипажей и всего, что связано с конно-гужевым транспортом). Таким образом, если продукция организации продаётся на рынке, то организация может рассчитывать на существование, если продаж нет, то организация стагнирует – приходит в упадок и, если не принять специальных мер (смена рынка, товара, технологий, сырья и т.п.), то она прекратит своё существование. Из приведённой концепции следует, что важнейшим показателем жизнеспособности организации является объём продаж её продукции. Высказанные положения проиллюстрированы схемой на рис. 1.3.3, которая носит качественный характер.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
теория организации и её место в системе - student2.ru теория организации и её место в системе - student2.ru

Рис. 1.3.3. Жизненный цикл организации

По вертикальной оси на схеме откладываются объёмы продаж, то есть фактически рыночную активность организации, доходы или расходы, которые эти продажи приносят. На горизонтальной оси изображено развитие этих процессов во времени. При этом можно выделить характерные этапы:

0 – 1 - этап зарождения идеи организации, которая будет выпускать конкретную продукцию; затем на этом же этапе идут процессы организационной, проектно-конструкторской и финансовой проработки; в этот период организация только создаётся и у неё нет продаж и, соответственно, доходов также нет, а расходы есть;

1 – 2 - этап начального выведения товара на рынок, на котором продажи хотя и есть, но они не покрывают всех расходов – идёт знакомство рынка с товаром; организация на этом этапе нередко продаёт товар себе в убыток;

2 – 3 - этап бурного роста объёмов продаж, который наступает, если рынок «принял» товар, то есть нашлась своя ниша; на этом этапе у организации появляются доходы, превосходящие расходы, то есть прибыль; организация начинает бурно развиваться;

3 – 4 - этап спокойного роста объёмов продаж, на котором прибыль увеличивается и организация продолжает развиваться;

4 – 5 - этап зрелости, на котором объёмы продаж и прибыль принимают максимальное значение и более не растут, то есть все, кому товар нужен и доступен его приобретают; обычно организация заинтересована, чтобы этот этап длился как можно дольше, так как именно на этом этапе происходит укрепление позиций организации на рынке и разрабатываются заделы на будущее;

5 – 6 - этап спада объёмов продаж и, соответственно, прибылей; в принципе жизненный цикл данного товара на этом этапе может закончиться, но это не означает, что заканчивается жизненный цикл организации и, если она чувствует, что не всё ещё потеряно, то может перейти к следующему этапу;

6 – 7 - этап дополнительных инвестиций, на котором за счёт прибыли, накопленной на этапах 2 – 6, организация может либо придать старому товару новые качества (модернизация, дополнительные свойства, современный дизайн, усиленная реклама, снижение цен и т.п.), либо сменить его на новый товар (из этой же товарной группы или принципиально новый), либо поменять свои рынки сбыта, либо вступить в какое-либо объединение с другими организациями, либо предпринять ещё какие-либо шаги по продлению своего жизненного цикла; следует подчеркнуть, что данный этап всегда связан с расходами;

7 – 8 - этап повторного роста объёмов продаж и появления прибыли у организации, как следствие инвестиций на предыдущем этапе;

8 – 9 - этап повторной зрелости, на котором обычно объёмы продаж и прибыли не превосходят соответствующих значений на этапе первой зрелости, если это модернизированный старый товар, если товар или рынок совершенно новый, то всё может быть наоборот;

9 – 10 - этап повторного спада объёмов продаж и прибыли, на котором организация старается выжать из товара всё, что можно и прекратить его выпуск; впрочем, бывают случаи, когда вновь и вновь делаются дополнительные инвестиции в сам товар, в технологии его производства, в новое сырьё, в маркетинг и т.п., в результате чего и вновь и вновь реанимируется интерес к нему покупателей и жизненный цикл организации продолжается.

Повышенный интерес к концепции жизненного цикла организации на современном этапе объясняется рядом причин:

· средняя продолжительность жизни конкретных организаций стала быстро сокращаться, так как вследствие ускорения научно-технического прогресса на рынках постоянно растет количество товаров-конкурентов и товаров-заменителей; также вследствие процессов глобализации и регионализации идёт ускоренное перемещение капиталов по всему миру и концентрация их в новых местах, что, соответственно, ведёт к массовому умиранию старых организаций и возникновению новых;

· эффективность инвестиций на разных этапах жизненного цикла организации существенно отличается; наивысшая эффективность, как правило, наблюдается на этапах 2 – 3 и 3 – 4;

· отношение внешней среды к организации также сильно зависит от этапа жизненного цикла: на этапе 0 – 1, пока она себя ещё никак не проявила, нет сформированного к ней отношения; на этапах 1 – 2 и 2 – 3 отношение очень настороженное и даже враждебное; на этапе 4 – 5 отношение к организации как к «столпу стабильности»; на этапах 5 – 6 и 9 – 10 отношение можно сформулировать как «что можно заполучить от этой организации подешевле» и т.п.

Вообще жизненный цикл организации является достаточно важным показателем, демонстрирующим особенности развития страны, территории, отрасли и т.п. По нему можно судить о динамике экономических отношений, капиталов, товаров и т.п.

Вышеизложенный подход к жизненному циклу организации можно назвать «товарным». Есть другие подходы, в частности, ниже изложен подход, который можно назвать «управленческим»:

1. Этап предпринимательства, на котором организация находится в стадии становления. В это период формируется жизненный цикл производимого товара. Цели организации являются еще не четкими. В организации бурно развиваются творческие процессы. Члены организации – здесь они все попадают под категорию «отцы-основатели», демонстрируют преданность делу организации. Успешное прохождение этого этапа существенно зависит от имеющихся ресурсов.

2. Этап коллективности, на котором организация, уже прошедшая свой первый и самый опасный этап, фиксирует свои цели, начинает формировать структуры, вырабатывает миссию, философию и т.п. Члены организации демонстрируют высокие обязательства перед организацией, перед коллективом, но среди них уже кроме «отцов-основателей» есть и новички, При этом коммуникации сохраняются, как правило, неформальными.

3. Этап формализации управления, на котором упор делается на стабильность функционирования. При этом отрабатываются стандартные процедуры управления организацией. Формируются самостоятельные органы управления, возрастает роль высшего звена управления. Формализуются и отношения между членами организации – появляются руководители и подчинённые. Соответственно формализуются и коммуникации.

4. Этап выработки структуры. Поскольку наступила стабилизация деятельности, то совершенствуется структура. Увеличивает выпуск товаров, расширяются рынки сбыта, выявляются новые возможности развития. Механизм принятия решений децентрализован. Отношения между членами организации строго формализованы.

5. Этап упадка. Рынок насытился данными товарами, поэтому спрос на них падает. Идёт жёсткая конкурентная борьба. Высшее руководство основное внимание уделяет поиску путей выхода из кризиса: поиск новых рынков, новых товаров, партнёров и т.п. В организации растёт число конфликтов, идет сокращение штатов. К руководству нередко приходят новые люди, которые никак не связаны с «отцами-основателями» и старыми обязательствами. Поэтому они вводят жёсткий централизованный механизм принятия решений.

Встречаются в литературе и другие подходы к представлению жизненного цикла организации, отличающиеся разной степенью формализации, но, в принципе, не содержащие ничего нового по сравнению с двумя вышеизложенными подходами.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Понятие законов организации

Каков бы ни был рассматриваемый объект, его существование всегда определяется большим количеством разнообразных законов. Вообще законы являются высшей ступенью познания и имеют форму всеобщности, то есть выражают общие отношения, связи присущие всем явлениям данного рода, класса. Принято различать следующие категории законов:

· законы науки, то есть знания, формулируемые в понятиях, отражающих объективные процессы, происходящие в природе и социуме на микро- и макроуровне;

· законы природы, то есть природные явления (последовательность природных явлений), проявляющих себя при определённых условиях с обязательной необходимостью;

· законы-предписания, то есть нормы, условия, принципы поведения, которые человек обязан соблюдать при нахождении в социуме (общественные места, организации, семья и т.п.); они обычно называются законами юридическими и нравствен<

Наши рекомендации