Теория организации и ее место в системе научных знаний

Структура научной теории

Предмет теории организации

Пример создания элементов научной теории для малого бизнеса

Инновационные методики прорывов

Структура научной теории

Диалектика развития любой науки идет по следующему пути:

“От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике” (В.И. Ленин).

В цикле развития науки выделяют шесть этапов:

• наблюдение за происходящими процессами и попытка их анализа с помощью известных из других наук методов;

• формализация и систематизация наблюдаемых процессов, составление их типологии;

• разработка прикладных научных основ для анализа и синтеза наблюдаемых процессов;

• обобщение знаний и создание теоретических основ науки (принципы, зависимости, законы и закономерности);

• создание методологии исследования процессов заданной типологии;

• накопление статистических данных об эффективности предложенной методологии и корректировка ее (рис. 1.16).

Социальный характер взаимоотношения людей определяется их потребностями и интересами. Потребности человека носят объективный, устойчивый характер. Поэтому организация как процесс и как явление может быть объектом исследования. Важность данного объекта исследования для менеджера и собственника компании не вызывает сомнения.

Теория организации и ее место в системе научных знаний - student2.ru

Рис. 1.16. Циклический процесс формирования научной теории

В рамках теории организация должна рассматриваться как большая система, в которой необходимо учитывать особенности социальных, биологических и технических систем. Каждый человек сталкивается в своей деятельности со всеми этими системами или воплощает их в себе. Например, в группе некоторой организации хорошо работают три программиста. Может случиться много событий, которые приведут к существенному изменению их производительности и даже к распаду группы, например:

• в компьютере завелся вирус и испортил все ключевые программы,

• в питьевой воде оказались болезнетворные бактерии и все работники надолго заболели,

• вовремя не выдали заработную плату работникам и плохое настроение привело к увеличению количества ошибок,

• начальник из-за домашних неприятностей стал груб с подчиненными, что несомненно усилило противодействие с их стороны.

Организацией как объектом исследования занимаются экономика, социология, психология, политология и другие науки. Реально каждая из них рассматривает лишь часть этой большой системы (социума). Так, экономика рассматривает экономические коммуникации в организации, психология изучает психическое отражение действительности человеком и т.д. Многие науки пытались объединить усилия других в области исследования больших систем, например кибернетика, теория управления. Однако полностью это не удалось еще ни одной из них. Возможно, такая ситуация связана с отсутствием нужного исследовательского инструментария, а возможно, наше общество еще не созрело для решения этой задачи.

Развитие любой науки характеризуется двумя процессами: дифференциацией и интеграцией знаний. Дифференциация знаний характеризуется поиском своей ниши (своего объекта исследования) для возможности проведения углубленных исследований. Интеграция знаний основана на стремлении ученого исследовать проблему с разных сторон, формировать приоритеты влияния той или иной процедуры на ситуацию в целом.

У теории организации как новой развивающейся науки имеются также два альтернативных пути:

• объединить на базе системного подхода основные научные воззрения экономики, социологии, политологии и др. и создать общий подход при анализе и синтезе социальной организации;

• создать свою локальную область исследования части социума и развивать ее, например, как экономика.

Научные силы в области теории организации небольшие и поэтому ее развитие идет по второму пути как обособленной науки. Существенную трудность для теории организации составляет проблема количественного измерения организационных параметров. В настоящее время в основном оперируют с качественными измерениями типа: хороший и плохой; высокий, средний и низкий; большой и маленький; эффективно и неэффективно. Например, как измерить живучесть организации или пропорции ее частей? Математическая база теории еще находится в начальном состоянии и ждет своих исследователей.

В любой теории используются два основных метода исследования: дедукция и индукция. Дедукция — это переход от общего к частному. Сначала создается теория или методология, а затем объясняются или предсказываются единичные или групповые события. Например, по теории космогонических взаимодействий была вычислена новая звезда, а затем через несколько лет она была найдена в заданном районе Вселенной. Индукция — это переход от частного к общему. Сначала набирается обширный материал, а затем создается теория, могущая объяснить любые происходящие события из данной типологии, например законОма.

Каждый метод опирается на комплекс эмпирических гипотез (предположений). Гипотеза становится теорией, если она удовлетворяет следующим требованиям:

• осмысленностью введенных категорий и понятий,

• непротиворечивостью одних понятий другим,

• возможностью проведения проверки или повторения результатов,

• возможностью обобщения на другие классы событий,

• наличием ограничений на ее применение (технических, социальных и т.д.).

Предмет теории организации

Выше организация была определена нами как процесс и как явление. Изучением организации как явления занимается теория организации как составная часть теории организаций. Теория организации формирует систему научных знаний в области анализа и синтеза социальных организаций. Аналогично общему подходу к развитию научной теории, состоящей из цикла, включающего шесть этапов (см. выше), развитие теории организации включает шесть конкретных этапов:

• сбор фактов, явлений, прогнозов, исторических и фольклорных сведений, например, из данных археологии, легенд и мифов Древней Греции;

• систематизация их и составление типологии, например, по времени существования тех или иных организаций или по их эффективности;

• создание понятийного аппарата: категории, термины, их взаимосвязь, классы терминов, синонимы ,например, босс, бюрократизм, иерархия, организатор, организованность, социум, чиновник, управляемость;

• нахождение зависимостей между изменяемыми параметрами, формулирование законов и закономерностей, например, зависимость между профессионализмом работников и производительностью труда, закон развития организации, закон синергии;

• привлечение знаний сопутствующих наук для расширения понимания своих собственных проблем, например, психология Зигмунда Фрейда, кибернетика Винера;

• обобщение отрывочные сведений о теоретических разработках и практическом применении отдельных положений теории организации.

Выполнение перечисленных этапов должно проводиться в приведенной последовательности: пропуски каких-либо этапов недопустимы (рис. 1.17).

Теория организации и ее место в системе научных знаний - student2.ru

Рис. 1.17. Циклический процесс формирования научной теории

Предмет теории организации составляют организационные отношения между организационными объектами как по горизонтали, так и по вертикали. К организационным объектам относятся люди и образования, в которых они функционируют, в том числе:

• страны мирового содружества;

• организации России (заводы, концерны, банки и т.д.);

• структурные подразделения организаций (цеха, отделы);

• первичные образования (бригады, группы);

• человек и интеллектуальная система (техническая, био логическая).

Организационные отношения включают воздействия, взаимодействия и противодействия при создании, функционировании, реорганизации и прекращении деятельности организационных объектов, в дальнейшем для краткости будем говорить “организаций”. Принята следующая классификация организационных отношений: структурные и процессорные.

К структурным относятся: воздействия, взаимодействия и противодействия.

К процессорным относятся:

• массовые и единичные,

• равенства и подчинения,

• зависимые и независимые,

• постоянные и случайные,

• последовательные и параллельные (т.е. одновременное воздействие на один объект нескольких),

• непрерывные и дискретные,

• межорганизационные и внутриорганизационные,

• экономические, политические, правовые и др.

Воздействие определяется как однонаправленное действие по передаче приказа, распоряжения, совета, просьбы от одного объекта (субъекта) управления к другому. Например, руководитель выдает работу исполнителю — это воздействие от субъекта к объекту; или мастер цеха просит главного инженера организации помочь ему — это воздействие от объекта к субъекту.

Взаимодействие — это положительное действие обратной связи (положительная реакция) со стороны человека (объекта управления) на воздействие.

Противодействие — это отрицательное действие обратной связи со стороны человека на воздействие. Общая типология организационных отношений приведена на рис. 1.18.

Классификация оказывает влияние на особенности методик формирования организационных отношений. Так, организация массовых мероприятий существенно отличается от подготовки к единичным коммуникациям.

Теория организации и ее место в системе научных знаний - student2.ru

Рис. 1.18. Типология организационных отношений

В основе организационных отношений лежит порядок, т. е. принятый или установленный свыше регламент нахождения объекта во времени и в пространстве. Порядки бывают: алфавитный, номерной, должностной, сложившийся, ведомственный, особый (при чрезвычайных ситуациях), уставный, по законодательству и др.

Принятый порядок обычно входит в традицию организации и для его замены, если это требуется, необходимы большие усилия. Прежде чем формировать устойчивые связи, каждому потенциальному контрагенту необходимо выявить ключевой набор порядков в данной организации. Соблюдение принятого порядка в чужой организации — это обязанность любого человека. А иначе — “в чужой монастырь со своим уставом”.

Наши рекомендации