Раздел i. программа учебной практики

Общая характеристика практики

Вид практики

Учебная практика является составной частью учебного процесса подготовки квалифицированных бакалавров менеджмента. Она призвана обеспечить тесную связь между научно-теоретической и практической подготовкой бакалавров, дать им первоначальный опыт практической деятельности в соответствии с профилем подготовки, создать условия для формирования профессиональных компетенций.

Данный вид практики представляет собой самостоятельное выполнение студентом управленческих задач в условиях конкретной предпринимательской организации. Деятельность студентов на практике призвана решать задачи будущей профессиональной деятельности, и усложняется по мере роста объема получаемых знаний и выполнения предлагаемых управленческих задач в сроки, установленные учебным планом.

Тип практики

Основным типом учебной практики по профилю 38.03.02.02.13 «Менеджмент организации (в сфере услуг)» является практика по получению первичных первоначальных умений и навыков.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров в период прохождения данной практики являются процессы управления предпринимательскими организациями различных организационно-правовых форм.

Способы проведения практики

Прохождение практики может осуществляться стационарным и/или выездным способом.

Стационарной является практика, которая проводится в организациях, расположенной на территории г. Красноярска.

Выездной является практика, которая проводится вне г. Красноярска (как правило, таким способом проходят практику студенты, проживающие в других городах).

В отдельных случаях допускается и архивная, и лабораторная практика.

Базами практик, как правило, являются предпринимательские организации различных форм собственности, осуществляющие свою деятельность в областях, связанных с профилем обучения студентов.

При выборе базы практики целесообразно использовать оптимальное количество объективных критериев, оценивающих наиболее важные стороны предпринимательской организации как базы практики. К таким критериям, в порядке расположения их экспертами многих вузов страны, относятся:

- соответствие профиля предприятия направлению обучения студентов;

- обеспечение квалифицированным руководством;

- оснащенность предприятия современным оборудованием и информационными технологиями;

- возможность сбора информации для выполнения курсовой работы;

- проведение в период практики экскурсий и теоретических занятий сотрудниками организации;

- наличие возможности прохождения последующих видов практики и дальнейшего трудоустройства и др.

Предпочтение отдается тем организациям, которые имеют возможности для реализации целей и задач практики в более полном объеме.

Для студентов, не имеющих возможность самостоятельно найти место для прохождения практики, кафедра предоставляет предприятие. При прохождении практики на таком предприятии студент имеет реальную возможность собрать необходимую информацию, ознакомиться с практической деятельностью специалиста-менеджера, получить консультацию руководителей-практиков и т.п.

Выбрав место прохождения практики, студент оформляет заявление на закрепление места прохождения практики (приложение 1). В случае необходимости студент может взять у руководителя от ВУЗа сопроводительное письмо (приложение 2), бланк договора, оговаривающего вопросы, касающиеся проведения практики (приложение 3) и направление (приложение 4).

1.4. Формы проведения практики

Непрерывно, путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения практики по получению первичных профессиональных умений и навыков.

Основной формой прохождения учебной практики является непосредственное участие студента в организационном процессе конкретной предпринимательской организации. Прохождение всех последующих видов практики обязательно на базе конкретной организации, причем желательно одной и той же, что позволит студенту выявить факторы и их динамику, а также их влияние на функционирование и развитие организации.

Цели и задачи практики

Целями учебной практики является закрепление знаний по дисциплинам общепрофессиональной подготовки, формирование навыков использования научного и методического аппарата этих дисциплин, полученного при теоретическом обучении, для решения комплексных управленческих задач, приобретение практических профессионально необходимых навыков самостоятельной работы по важнейшим направлениям деятельности бакалавра менеджмента.

Освоение профессиональных навыков будущими специалистами-бакалаврами происходит в период учебной практики, которая представляет собой выполнение комплексных учебных задач:

• ознакомление с профилем и особенностями избранного направления подготовки;

• знакомство с объектами будущей профессиональной деятельности (процессы управления предприятием, цехом, структурным подразделением, службами и т. д.) и видами профессиональной деятельности бакалавра менеджмента (организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской);

• ознакомление с организацией труда в коллективах;

• формирование и развитие у студентов профессионально значимых качеств, устойчивого интереса к профессиональной управленческой деятельности, потребности в самообразовании;

• выработка умений применять теоретические знания при решении практических проблем;

• освоение современных информационных технологий, используемых в деятельности предпринимательской организации;

• развитие навыков презентации и защиты результатов выполняемой работы.

• подготовка студентов к изучению последующих дисциплин;

• выработка соответствующих квалификационным характеристикам основных первичных профессиональных умений.

Реализация целей и задач практики осуществляется с учетом сферы деятельности предпринимательской организации, её организационно-правовой формы, миссии, стратегии и практики управления.

2. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы высшего образования

Таблица 1 – Перечень планируемых результатов обучения при прохождении учебной практики

Код Содержание компетенций
Общекультурные компетенции (ОК)
ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
ОК-5 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-6 способностью к самоорганизации и самообразованию
Общепрофессиональные компетенции (ОПК)
ОПК-1 владение навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности
ОПК-2 способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений
Код Содержание компетенций
ОПК-3 способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия
ОПК-4 способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации
ОПК-5 владение навыками составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем
ОПК-6 владение методами принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций
ОПК-7 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
Профессиональные компетенции (ПК)
ПК-2 владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде
ПК-7 владение навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов/ умением координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ
ПК-18 владение навыками бизнес-планирования создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов)
ПК-20 владение навыками подготовки организационных и распорядительных документов, необходимых для создания новых предпринимательских структур

3. Указание места практики в структуре образовательной программы высшего образования

Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков является обязательным видом учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, и является необходимым этапом формирования у обучающихся требуемых компетенций. Ее ценность заключается в приобретении новых и закреплении уже полученных знаний в условиях деятельности реальных предпринимательских структур.

Практика проводится на I курсе, в II семестре, и входит в раздел Б2.У1. «Учебная практика» ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент».

Для успешного прохождения учебной практики, студенты должны владеть следующими теоретическими знаниями и умениями:

· знание основных законов развития организации, принципов и функций управления;

· знание основ проектирования организационной структуры, определение уровней управления и распределения полномочий в структуре;

· знание нормативно-правового обеспечения деятельности предпринимательских организаций;

· умение анализировать функциональную и компетентностную модель деятельности менеджера в предпринимательской организации;

· владение навыками командной работы с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.

Данные компетенции должны быть приобретены в результате изучения ряда предшествующих дисциплин. Одновременно, учебная практика подготавливает студентов к изучению ряда дисциплин общепрофессионального цикла и позволяет накапливать необходимую организационно-управленческую информацию для выполнения курсовой работы по дисциплине «Разработка управленческих решений» (рис. 1).

Предшествующие дисциплины I курса
Последующие дисциплины II курса
1. «Статистика» 2. «Введение в менеджмент» 3. «Разработка управленческих решений» 4. «Основы профессиональной компетенции» 5. «Создание предпринимательской организации»
Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков) I курс, II семестр
1. «Теория организации» 2. «Организационное поведение» 3. «Разработка управленческих решений» 4. «Управленческая экономика» 5. КР «Разработка управленческих решений»  
Рисунок 1 – Схема взаимосвязи учебной практики и дисциплин теоретического курса

4. Объём практики, ее продолжительность и содержание

Наши рекомендации