Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности.
Антимонопольная политика - политика государства, направленная на ограничение, регулирование монополий, слияний, поглощений, картелей, ценового диктата, противоконкурентных действий.
Регулирование антимонопольное регулирование - деятельность государства, направленная на предотвращение монополизации отдельными производителями тех или иных видов производств, нацеленная на защиту прав потребителей.
Правовое регулирование обеспечения конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках РФ осуществляется системой нормативно-правовых актов.
Важным условием и необходимой предпосылкой становления и прогрессивного развития эффективной системы рыночной экономики является всемерное развитие конкуренции при одновременной решительной борьбе с различными проявлениями рыночного монополизма и недобросовестной конкуренции.
Принципы антимонопольного регулирования определены Конституцией РФ. Статья 8 Конституции закрепляет основополагающий принцип рыночной экономики - свободу конкуренции, п. 2 ст. 34 содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно ст. 74 на территории РФ провозглашается существование единого экономического пространства в государстве - необходимое условие поддержки конкуренции.
Антимонопольное законодательство РФ основывается на положениях:
- Конституции РФ. Отправными в данном случае являются положения ст.8 Конституции РФ, в соответствии с которыми в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;
- Гражданского кодекса РФ, который основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Под равенством участников гражданских правоотношений следует понимать их юридическое (но не экономическое) равенство по отношению друг к другу, предполагающее присутствие горизонтальных отношений между участниками, не находящимися в служебном и ином соподчинении.
Неприкосновенность собственности означает обеспечение возможности собственнику осуществлять все принадлежащие ему правомочия по владению, пользованию и распоряжению в отношении принадлежащего ему имущества с одновременным отстранением всех иных лиц от неправомерного доступа к имуществу и какого-либо вмешательства в его правомочия на объекты собственности.
Антимонопольное законодательство РФ состоит из Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ"О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Среди других федеральных законов можно назвать Гражданский кодекс РФ, ФЗ "О естественных монополиях", ФЗ "О рекламе", ФЗ "Об электроэнергетике", ФЗ "О теплоснабжении", ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Кроме того, необходимо упомянуть о таких актах, как:
- Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса - устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
- Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" - регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", ст. 35 которого определяется, что предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности фондов и управляющих компаний и их недобросовестной конкуренции обеспечиваются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", определяющий необходимость соблюдения иностранными инвесторами антимонопольного законодательства Российской Федерации и недопущения недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики, в том числе путем создания на территории Российской Федерации коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица для производства какого-либо пользующегося повышенным спросом товара, а затем самоликвидации в целях продвижения на рынок аналогичного товара иностранного происхождения, а также посредством злонамеренного соглашения о ценах или о распределении рынков сбыта товара либо об участии в торгах (аукционах, конкурсах);
- Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности", регулирующий деятельность банковской системы Российской Федерации, процедуру создания и деятельности банковских организаций, порядок совершения банковских операций, деятельность кредитной организации на рынке ценных бумаг и другие вопросы в сфере деятельности банков;
- Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", который определяет статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России);
- Закон РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-I "О товарных биржах и биржевой торговле", положениями которого предусмотрен запрет создания биржевых союзов, ассоциаций и других объединений, если их образование противоречит требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации и данному закону, а также условия о недействительности соглашений и действия бирж, имеющих целью или влекущих за собой устранение либо ограничение конкуренции в биржевой торговле.
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.