Таганрогский институт имени а. п. чехова (филиал) «ргэу (ринх)»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА (филиал) «РГЭУ (РИНХ)»

     
   
   
       

ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент

Профиль 38.03.02.01 «Управление малым бизнесом»

Профиль 38.03.02.02 «Логистика»

Уровень образования бакалавриат

Г. Таганрог

Г.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА

Цель итоговой государственной аттестации заключается в том, чтобы оценить качество освоения студентом основной образовательной программы подготовки бакалавра и дать объективную оценку наличию у выпускника фундаментальной профессиональной подготовленности к самостоятельной деятельности в области менеджмента.

Задачи итоговой государственной аттестации заключается в оценке качества освоения студентом следующих аспектов основной образовательной программы:

– знание и владение навыками в области основ теории менеджмента;

– исследование закономерностей в области систем управления персоналом и кадрового обеспечения систем управления персоналом;

– исследование и разработка эффективных методов реализации процессов управления на предприятиях малого бизнеса;

– управление проектами в области технологии бизнес-анализа,

– принятие эффективных управленческих решений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ ВУЗа

Установленная совокупность итоговых комплексных испытаний должна позволять оценить соответствие подготовки студентов-выпускников вуза совокупному ожидаемому результату образования по ОП ВО.

Бакалавр по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с бакалаврской программой и видами профессиональной деятельности:

а) организационно-управленческая деятельность

· участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой и т.д.);

· участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации;

· планирование деятельности организации и подразделений;

· формирование организационной и управленческой структуры организаций;

· организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;

· разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления);

· контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников;

· мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей;

· участие в урегулировании организационных конфликтов на уровне подразделнния и рабочей команды (группы).

б) информационно-аналитическая деятельность

· сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;

· построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля;

· создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;

· оценка эффективности проектов;

· подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности.

· оценка эффективности управленческих решений;

в) предпринимательская деятельность

· разработка бизнес-планов создания нового бизнеса;

· организация предпринимательской деятельности.

Результаты освоения ООП бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Выпускник по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими общекультурными (ОК), общепрофессиональными (ОПК), профессиональными (ПК) компетенциями:



ОК-1 способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
ОК-4 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ОК-5 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-6 способностью к самоорганизации и самообразованию
ОК-7 способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
ОК-8 способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
   
ОПК-1 владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности
ОПК-2 способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений
ОПК-3 способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия
ОПК-4 способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации
ОПК-5 владением навыками составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем
ОПК-6 владением методами принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций
ОПК-7 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
   
ПК-1 владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры
ПК-2 владением различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде
ПК-3 владением навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности
ПК-4 умением применять основные методы финансового менеджмента для оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия инвестиционных решений, решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуры капитала, в том числе, при принятии решений, связанных с операциями на мировых рынках в условиях глобализации
ПК-5 способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений
ПК-6 способностью участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений
ПК-7 владением навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов/ умением координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ
ПК-8 владением навыками документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельности организаций при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений
ПК-9 способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли
ПК-10 владением навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления
ПК-11 владением навыками анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации, ведения баз данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов
ПК-12 умением организовать и поддерживать связи с деловыми партнерами, используя системы сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом при реализации проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления)
ПК-13 умением моделировать бизнес-процессы и использовать методы реорганизации бизнес-процессов в практической деятельности организаций
ПК-14 умением применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации, навыков управления затратами и принятия решений на основе данных управленческого учета
ПК-15 умением проводить анализ рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений, в том числе при принятии решений об инвестировании и финансировании
ПК-16 владением навыками оценки инвестиционных проектов, финансового планирования и прогнозирования с учетом роли финансовых рынков и институтов
ПК-17 способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели
ПК-18 владением навыками бизнес-планирования создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов)
ПК-19 владением навыками координации предпринимательской деятельности в целях обеспечения согласованности выполнения бизнес-плана всеми участниками
ПК-20 владением навыками подготовки организационных и распорядительных документов, необходимых для создания новых предпринимательских структур

Содержание итогового государственного экзамена

Государственный экзамен является составной частью итоговой государственной аттестации выпускников, завершающих обучение по направлению 38.03.02 «Менеджмент».

К государственному экзамену допускаются лица, завершившие полный курс обучения по образовательной программе по направлению 38.03.02 «Менеджмент» и успешно прошедшие все предшествующие промежуточные испытания, предусмотренные учебным планом.

Государственный экзамен включает теоретические и практические вопросы. В ходе его проведения выявляется степень усвоения теоретического и практического материала и определяют уровень закрепления профессиональных умений и навыков, приобретенных за время обучения, а также соответствие выпускников общим требованиям, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом.

Требования, методика проведения и критерии оценки государственного экзамена по направлению 38.03.02 «Менеджмент» доводятся до сведения студентов за шесть месяцев до начала итоговой аттестации.

Государственный экзамен осуществляется в форме устного опроса по экзаменационному билету, включающему два теоретических вопроса по дисциплинам учебного плана и один – практический.

Два теоретических вопроса в билете служат для оценки теоретической подготовки бакалавров по дисциплинам базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла. Теоретические вопросы охватывают тематику следующих дисциплин: «Теория организации и менеджмент», «Разработка управленческих решений». Этот вид контроля служит для оценки усвоения теоретического материала, отвечающего требованиям к уровню подготовки выпускников по данному направлению.

Третий вопрос в экзаменационных билетах государственного экзамена служит для оценки практической подготовки бакалавров по профилю.

Для профиля «Логистика» практические задания соответствуют предметной области «Логистика», для профиля «Управление малым бизнесом» - «Практикум по созданию и организации малого предприятия».

Контрольные практические задания сформированы таким образом, что их успешное решение требует взаимосогласованного, взаимосвязанного использования учебного материала нескольких дисциплин. Такая форма заданий обеспечивает объективность контроля и оперативность получения результатов.

Число вариантов экзаменационных билетов государственного экзамена больше числа студентов экзаменуемой группы.

Содержание теоретических вопросов государственного экзамена

(Задание 1, 2)

ОСНОВЫ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

МЕНЕДЖМЕНТ ПЕРСОНАЛА

Подготовка, принятие и реализация управленческого решения как функция менеджмента. Общая характеристика процесса принятия управленческих решений.

Понятие управленческого решения. Объект управленческого решения. Требования, предъявляемые к управленческому решению (всесторонняя обоснованность, своевременность и необходимая полнота содержания; полномочность (властность) решения;согласованность).Этапы разработки управленческого решения. Этапы рационального решения проблем.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

38. Понятие бизнес-плана и его структура.

Понятие бизнес-планирования и бизнес-плана. Основная цель разработки бизнес-плана. Функции бизнес-плана и его структура.

39. Этапы разработки бизнес-плана.

Укрупненные этапы разработки бизнес-плана. Логическая последовательность этапов его разработки. Требования, предъявляемые к бизнес-плану.

40. Этапы контроля реализации бизнес-плана.

Стадии реализации бизнес-плана. Классификация форм контроля реализации бизнес-плана. Методы проведения контроля. Характеристика проведения основных форм контроля.

Понятия предпринимательство, предприниматель. Классификация предприятий, занятых предпринимательской деятельностью. Виды предпринимательства. Формы юридических лиц, занятых предпринимательской деятельностью.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ

Планирование проекта. Структура разбиения работ. Диаграмма Ганта.

Основные документы проекта. План управления проектом составляется в разрезе процессов управления по областям знаний. Группа процессов планирования. Структура разбиения работ, как структурное представление содержания проекта. Этапы процесса создания СДР. Основные правила разработки СДР. Графическое представление СДР. Диаграмма Ганта. Графическое представление диаграммы Ганта.

ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Формы деловой коммуникации.

Определение понятия «деловая коммуникация». Основные формы деловой коммуникации и их характеристика.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная литература

1. Аникин, Б.А. Логистика [Текст]: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. «Менеджмент»/ Б.А. Аникин. – М.: ИНФРА-М, 2011

2. Аникин, Б.А. Практикум по логистике [Текст]: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / Б.А. Аникин. – М.: ИНФРА-М, 2013

3. Балдин К. В. Управленческие решения: Учебник: [Электронный ресурс] / К. В. Балдин, В. Б. Уткин. - М.: Дашков и К, 2014. - URI: http://www.knigafund.ru/books/16954.

4. Горшкова Л. А. Основы управления организацией: Практикум с использованием активных методов обучения: УМО Учеб.пособие / Л. А. Горшкова. - 2-е изд.; перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2012

5. Григорьев, М.Н. Логистика. Базовый курс [Текст]: учебник для бакалавров /М.Н. Григорьев, С.А. Уваров. – М.: Юрайт, 2012

6. Дафт Р.Л. Теория организации: Учебное пособие: [Электронный ресурс] / Р. Л. Дафт, С. В. Сухов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 735 с. - URL: http://www.knigafund.ru/books/164418.

7. Корниенко Е. В. Теория организации: Электронный документ ТИУиЭ: Конспект лекций. Ч. 2 / Е. В. Корниенко. - Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2010.

8. Масленченков Ю. С. Управленческие решения: Учебник: [Электронный ресурс] / Ю. С. Масленченков, Ю. Н. Тронин. - М.: Юнити-Дана, 2012. - URI: http://www.knigafund.ru/books/169699.

9. Неруш, Ю.М. Логистика в схемах и таблицах [Текст]: учеб. пособие/ Ю.М. Неруш. - М.: Проспект, 2012

10. Орлова А. И. Организационно-экономическое моделирование: теория и практика принятия решений / А. И. Орлова; УМО Учебник для бакалавров. - М.: КНОРУС, 2013

11. Ременников В. Б. Управленческие решения: Учебник: [Электронный ресурс] / В. Б. Ременников. - М.: Юнити-Дана, 2012. - URI: http://www.knigafund.ru/books/16954.

12. Тебекин, А.В. Логистика Текст]: учебник для бакалавров/ М.: Дашков и К, 2012 г.

13. Третьякова Е. П. Теория организации: УМО Учебник / Е. П. Третьякова. - М.: КНОРУС, 2012

14. Трофимова Л. А. Методы принятия управленческих решений / Л. А. Трофимова, В. В. Трофимов; УМО Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013

15. Тяпухин, А.П. Логистика [Текст]: учебник для бакалавров /А.П. Тяпухин. – М.: Академия, 2010 г.

16. Фирсова И. А. Управленческие решения / И. А. Фирсова, О. В. Данилова, С. В. Карпова; УМО Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013.

17. Яськов Е.Ф. Теория организации: Учебное пособие: [Электронный ресурс] / Е. Ф. Яськов, С. В. Сухов. - М.: Дашков и К, 2012. - 271 с. - URL: http://www.knigafund.ru/books/164417.

Дополнительная литература

1. В.И. Мажукин, О.Н. Королева Математическое моделирование в экономике [Текст] : учеб. пособие. Ч.III : Экономические приложения; Рос. Акад. образования, Моск. психолого-социальный ин-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Флинта: МПСИ, 2005. - 175 с.

2. Р.И. Горбунова [и др.] Экономико-математические методы и модели; под ред. С. И. Макарова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2009. - 238 с.

3. Г.Н. Исаев Информационные технологии. Учебное пособие. - М. :Омега-Л, 2012. - 464 с.

4. И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер Информационные системы и модели. Элективный курс : учеб.пособие. - М. : БИНОМ. Лаб. знаний, 2005. - 303 с.

5. А.А. Жданов Автономный искусственный интеллект. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 360 с.

6. С.А. Шапиро, И.Ю. Котенко Работа без конфликтов : тактика успешного сотрудничества. - М. : Альфа-Пресс, 2007. - 262 с.

7. И.Н. Дрогобыцкий Системный анализ в экономике [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 423 с.

8. Г.В. Шадрина Управленческий анализ в отраслях производственной сферы. Учебное пособие. - М.: Евразийский открытый институт, 2010. – 176 с.

9. П.Е. Данко, А.Г. Попов, Т.Я. Кожевникова Высшая математика в упражнениях и задачах : в 2 х ч.: [учеб.пособие для вузов]. - 6-е изд. - М. : ОНИКС : Мир и Образование, 2007.

10. У.Г. Пирумов Численные методы. - М.: Дрофа, 2007. – 222 с.

11. Г.И. Киреева Основы информационных технологий. Учебное пособие. - М.: ДМК Пресс, 2010. – 273 с.

12. М.С. Гаспариан Информационные системы и технологии: учебно-методический комплекс. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 370 с.

13. В.Н. Ясенев Информационные системы и технологии в экономике. Учебное пособие 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. – 561 с.

14. В.В. Трофимов Информационные системы и технологии в экономике и управлении [Текст] : учебник. - С.-Петерб. гос. ун-т экон. и финансов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 521 с.

15. Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева Стратегический менеджмент:

19. А.Ф. Баранников Теория организации. Учебник для вузов - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

20. Т.И. Николаев, Н.Р. Егоров Экономика предприятий торговли и общественного питания: Электронный учебник. - КноРус. - 2010

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА (филиал) «РГЭУ (РИНХ)»

     
   
   
       

Наши рекомендации