Донской казачий государственный институт пищевых технологий и бизнеса (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ)»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени

К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»

Донской казачий государственный институт пищевых технологий и бизнеса (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ)»

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля)

Риск-менеджмент

По направлению подготовки:19.03.04 «Технология продукции и организация общественного питания»

Профиль подготовки: «Технология и организация централизованного производства кулинарной продукции и кондитерских изделий»

Квалификация выпускника:

Бакалавр

Одобрено на заседании кафедры «Бухгалтерский учет и финансы»

(протокол № 1 от 29.08. 2016 г.)

Донской казачий государственный институт пищевых технологий и бизнеса (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ)» - student2.ru Зав. кафедрой д.э.н., профессор Полуянов В.П.

Ростов-на-Дону

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры «Бухгалтерский учет и финансы» Донского казачьего государственного института пищевых технологий и экономики (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)» (протокол № 1 от 29.08.2016 г.).

Составитель:

Полуянов Владимир Петрович – доктор экономических наук, профессор кафедры «Бухгалтерский учет и финансы»

Полуянов Владимир Петрович

(Риск-менеджмент): рабочая учебная программа. – М.: 2016. – 46 с.

Рабочая учебная программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров 19.03.04 «Технология продукции и организация общественного питания».

.

СОДЕРЖАНИЕ

    Стр
1. Аннотация к рабочей программе дисциплины
Цели изучения дисциплины
Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на аудиторную работу студентов с преподавателем и на самостоятельную работу студентов.
Содержание дисциплины
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Методические указания для студентов по освоению дисциплины
Образовательные технологии
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Материально-техническая база необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине  


1. Аннотация к рабочей программе дисциплины (модуля) «Риск-менеджмент»

1.1 Цель изучения дисциплины:

Цель изучения дисциплины — подготовка бакалавров экономики, способных управлять предпринимательскими рисками, владеющими специальными приемами и методами их оценки и анализа, а также умеющих применить их в практической работе.

Задачи дисциплины:

- приобретение практических навыков анализа предпринимательских рисков и риска банкротства предприятия;

- понимание содержания и сущности методов и приемов управления предпринимательскими и финансовыми рисками предприятия;

- понимание микроэкономических проблем управления предпринимательскими рисками.

1.2 Место дисциплины в структуре образовательной программы, в модульной структуре ОП:

Дисциплина «Риск-менеджмент» является факультативной дисциплиной ФГОС ВО по направлению 19.03.04 «Технология продукции и организация общественного питания».

1.3 Содержание дисциплины:

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ   ДИДАКТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
1. Тема 1. Основные теории риск-менеджмента Содержание риск-менеджмента как сферы финансового менеджмента. Эволюция науки риск-менеджмента. Цели и задачи риск-менеджмента в организации. Основные формы политики риск-менеджмента. Стратегия управления рисками. Тактика управления рисками.
2. Тема 2. Понятие и сущность экономического риска как объекта риск-менеджмента Объективные и субъективные причины существования риска. Принятие управленческих решений в условиях неопределенности экономической среды. Понятие финансовой среды предпринимательства. Макроэкономическая среда и характеристика факторов, ее составляющих. Микроэкономическая среда и характеристика факторов, ее составляющих.Сущность экономического риска. Функции экономического риска. Основные подходы к классификации экономических рисков. Международные и национальные риски. Внутренние и внешние риски. Риски на макро- и на микроуровне.
3. Тема 3. Методология риск-менеджмента Основные зоны риска и их характеристика. Методы оценки и анализа рисков. Понятие «анализа риска». Количественные и качественные методы анализа рисков. Система показателей оценки риска. Абсолютные показатели оценки риска. Относительные показатели оценки риска. Статистические показатели. Вероятностные показатели оценки риска.
4. Тема 4. Система управления финансовыми рисками организации Общая характеристика финансовых рисков и их место в системе предпринимательских рисков организации. Классификация финансовых рисков по различным признакам. Экономическое содержание и классификация инвестиционных рисков организации. Сущность банковских рисков, их состав и виды.
5. Тема 5. Риск банкротства как основное проявление финансовых рисков Место риска банкротства в системе финансовых рисков. Действующее законодательство РФ о банкротстве организаций. Основные методы прогнозирования риска банкротства организаций. Финансовое состояние организации и риск банкротства. Платежеспособность и ликвидность организаций в оценке их риска банкротства. Зарубежные модели прогнозирования риска финансовой несостоятельности (банкротства) организаций. Российские модели количественной оценки и прогнозирования риска финансовой несостоятельности (банкротства) организаций. Основные направления восстановления платежеспособности и снижения риска банкротства организаций.
6. Тема 6. Организация риск-менеджмента Организационные структуры службы риск-менеджмента. Процессный подход к риск-менеджменту в организации. Внешний и внутренний мониторинг рисков. Планирование в системе риск-менеджмента. Функции управления риском. Организационная функция риск-менеджмента. Мотивация как функция риск-менеджмента. Регулирование и его роль в осуществлении риск-менеджмента. Основные этапы управления рисками. Характеристика системы управления предпринимательскими рисками и ее составляющих: объекты и субъекты управления. Понятие методов управления рисками и их виды. Характеристика экономических методов управления рисками. Методы снижения рисков. Методы передачи и компенсации рисковых потерь. Проблемы формирования рискового сознания работников организации. Оценка эффективности системы риск-менеджмента в организации.

1.4 Основные образовательные технологии:

1. Технология модульного обучения

2. Технология проектного обучения

3. Интернет-технологии

4. Технология тестирования

5. Технология разноуровневого обучения

6. Технология развивающего обучения

1.5 Требования к результатам освоения дисциплины.

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными компетенциями (ОК):

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

способностью осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять её в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий (ОПК-1);

профессиональными компетенциями (ПК):

способностью формировать профессиональную команду, проявлять лидерские качества в коллективе, владением способами организации производства и эффективной работы трудового коллектива на основе современных методов управления (ПК-23).

Выпускник должен:

Знать

основы управления предпринимательскими рисками, необходимые для решения экономических задач;

Уметь

применять количественные и качественные методы анализа предпринимательских рисков для решения экономических задач;

Владеть

навыками применения современных моделей оценки предпринимательских и финансовых рисков для решения экономических задач;

Формы контроля.

Контроль знанийстудентов по дисциплине «Риск-менеджмент» включает в себя: текущий контроль; рубежный контроль и заключительную аттестацию в форме зачета.

Текущий контроль проводят в виде опросов и тестирования по отдельным темам, его результаты отражаются в рейтинге студента.

Рубежный контроль проводят после изучения каждого модуля в форме коллоквиума, его результаты отражаются в рейтинге студента.

По курсу «Риск-менеджмент», студентами сдается зачет.

1.8 Составитель: Полуянов В.П., доктор экономических наук, профессор кафедры «Бухгалтерский учет и финансы».

2. Цели изучения дисциплины (модуля)

Цель изучения дисциплины — подготовка бакалавров экономики, способных управлять предпринимательскими рисками, владеющими специальными приемами и методами их оценки и анализа, а также умеющих применить их в практической работе.

Задачи дисциплины:

- приобретение практических навыков анализа предпринимательских рисков и риска банкротства предприятия;

- понимание содержания и сущности методов и приемов управления предпринимательскими и финансовыми рисками предприятия;

- понимание микроэкономических проблем управления предпринимательскими рисками.

3. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными компетенциями (ОК):

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

способностью осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять её в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий (ОПК-1);

профессиональными компетенциями (ПК):

способностью формировать профессиональную команду, проявлять лидерские качества в коллективе, владением способами организации производства и эффективной работы трудового коллектива на основе современных методов управления (ПК-23).

Выпускник должен:

Знать

основы управления предпринимательскими рисками, необходимые для решения экономических задач;

Уметь

применять количественные и качественные методы анализа предпринимательских рисков для решения экономических задач;

Владеть

навыками применения современных моделей оценки предпринимательских и финансовых рисков для решения экономических задач;

Официальные органы

1. http://правительство.рф/ Интернет-портал Правительства Российской Федерации

2. http://www.gov.ru/ Сервер органов государственной власти РФ

3. http://www.economy.gov.ru/Министерство экономического развития Российской Федерации

4. http://www.minfin.ru/Министерство финансов Российской Федерации

5. http://www.gaap.ru/ Проект GAAP. RU

6. http://www.akm.ru/ Информационное агентство «АК&М»

7. www.ismm.ru/ Институт фондового рынка и управления

7.3 Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

Для проведения всех видов учебных занятий как аудиторных лекционных, так и практических, в процессе подготовки рефератов и выполнения самостоятельной работы кафедра располагает учебно-методической, учебно-практической, учебной литературой, учебно-методическими комплексами, экономическими и отраслевыми журналами.

На кафедре сосредоточены нормативно-законодательные акты Правительства Российской Федерации, приказы и распоряжения Министерства образования и науки Российской Федерации, стандарты, в том числе 3 поколения.

Информационные технологии: компьютеры, сканеры, ксероксы, телефон и факс, компьютерные сети, Web-серверы сети Интернет, электронные библиотеки, электронная почта, телеконференции, видеоконференции.

Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

Microsoft Word;

Microsoft Excel;

Microsoft Visio.

Информационные системы:

Программа Project Expert

Информационная система Гарант

Информационная система Консультант плюс

8. Методические указания для студентов по освоению дисциплины (модуля)

Рекомендации к выполнению рубежных тестовых заданий

Решение тестовых задания является условием осуществления рубежного контроля знаний студентами материала учебных модулей и направлено, прежде всего, на усвоение фактологического материала, знание взаимосвязи экономики, специальных экономических понятий и терминов. Тестовые задания являются закрытыми, требующими выбора правильного ответа (ответов) из нескольких предложенных вариантов, разделения вариантов на группы по предложенному критерию или соотнесения тех или иных фактов, понятий и дат друг с другом.

Тест проводится в письменной форме (в форме заполнения студентами тестовых бланков). Задания распределяются по бланкам в произвольном порядке. Необходимо внимательно прочитать текст задания теста и выполнять их последовательно. В заданиях может быть как один, так и несколько правильных ответов. В вопросах, построенных по принципу соотнесения необходимо указать правильное соответствие цифровых и буквенных значений, в вопросах на правильное определение последовательности она указывается при помощи цифр. В случае сомнения в правильности ответа следует действовать по принципу исключения заведомо неверных вариантов ответа.

8.2. Рекомендации к освоению вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение

Изучение вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение, рекомендуется осуществлять с помощью рекомендованной учебной литературы (учебников, учебных пособий для ВУЗов), а также специальной научной литературы, включённой в список основной и дополнительной литературы. Использование учебных материалов, размещённых в сети Интернет (мультимедийных учебных комплексов, электронных учебников, монографий и статей), допускается по согласованию с преподавателем. Использование популярной, публицистической литературы, периодической печати (кроме специальных научных изданий), а также источников неизвестного происхожденияне допускается.

При самостоятельном изучении вопроса студент должен составить развёрнутый план содержания вопроса, краткий конспект, перечень понятий, выводов, необходимых для запоминания. Данные материалы предоставляются преподавателю с указанием выходных данных источника информации. Проверка результатов освоения вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение осуществляется в рамках КСР, в ходе рубежного контроля или промежуточной аттестации.

8.3. Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Подготовка к семинарским занятиям представляет собой важный элемент контролируемой самостоятельной работы студентов, результативность которой во многом определяет итоговую оценку по изучаемой дисциплине. Семинарские (практические) занятия – вид учебной деятельности, при котором студенческая группа совместно изучает определённую проблему, используя различные познавательные методы. В ходе семинарских занятий студенты овладевают алгоритмами познавательной деятельности, демонстрируют свои творческие способности.

Содержание подготовки к семинарским занятиям определяется характером и формой его планируемого проведения. Процесс подготовки к занятию рекомендуется выстраивать по следующему плану. Начинать подготовку следует с ознакомления с тематикой, выносимых на семинарское занятие вопросов, в рамках учебной литературы. Целью данного этапа является усвоение фактического материала, понимание содержания проблемы, выявление причинно-следственных связей.

Вторым этапом подготовки является подбор и изучение специальной исторической (монографической) литературы. Студент должен извлечь из работ необходимые для раскрытия темы факты, познакомиться с авторской позицией, аргументами и выводами, сопоставить позиции нескольких исследователей. Все эти материалы рекомендуется фиксировать в форме конспекта и использовать в ходе семинара.

Третий этап работы включает в себя подбор источникового материала и работу с ним. Необходимые к той или иной теме источники указываются преподавателем, приводятся в программе семинарских занятий и учебно-методическом комплексе дисциплины. При работе с источником студент должен овладевать навыками его первичной обработки и анализа. Он включает в себя датировку источника, историю и обстоятельства его создания, авторство, цели его создания. Этот анализ позволяет оценить степень точности и репрезентативности материала, содержащегося в источнике. Тексты документов, необходимых для решения учебной проблемы, студент должен иметь на занятии.

Основными видами работы студентов на семинарском занятии являются:

- доклады (развёрнутое выступление по конкретному вопросу с изложением сущности проблемы, основных фактов, историографии вопроса, авторских выводов)

- сообщения (изложение отдельного аспекта проблемы, узкого вопроса, входящего в структуру рассматриваемой проблемы)

- постановка вопроса (формулировка вопроса к докладчику или группе, ответ на который позволит лучше раскрыть суть рассматриваемой проблемы)

- участие в коллективной работе группы (в рамках дискуссии, ролевой игры, коллоквиума, мозгового штурма и пр.)

- проблемное моделирование (в рамках проблемного занятия, в ходе которого преподаватель ставит перед обучающимися конкретную проблему, а последние должны выработать алгоритм и способ её разрешения).

Все виды работы студентов на семинаре оцениваются в балловом эквиваленте.

Образовательные технологии.

Технология модульного обучения Данная технология представляет собой обобщенную универсальную систему, которая органично и оптимально включает в себя многие технологии, необходимые для достижения конкретных образовательных и развивающих целей. Основной принцип данной технологии состоит в том, что студент с помощью модульной программы включён в активный самостоятельный процесс учения; преподаватель сопровождает его в этом процессе, помогая освоить приёмы обучения и самоуправления.
Технология проектного обучения Цель- проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты: самостоятельно и охотно приобретают дополнительные знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Интернет-технологии Информационные ресурсы Интернета активно задействованы для поиска нового материала и разработки проектов. Эффективное внедрение ИТ в регулярную практику зависит от знания следующих областей: -использование средств ИТ с целью поддержания контактов и связи; -использование ИТ для получения информации социокультурного, научно-популярного характера в самостоятельной работе.
Технология тестирования Тесты используются в учебном процессе для контроля усвоения лексических и грамматических знаний. Цель тестирования – систематизировать и контролировать уровень усвоения студентами основных тем курса. При подборе тестовых заданий реализованы такие принципы, как языковая доступность, нарастание сложности материала, дифференцированный подход к контролю знаний, множественность выбора. Тесты включают дополнительные задания повышенной сложности. Они предназначены как для самостоятельной работы студентов, так и для занятий под руководством преподавателя.
Технология разноуровневого обучения Данная технология предполагает включенность каждого студента в деятельность, соответствующую его уровню развития языка. Так как обучение всех по унифицированным программам и методикам не может обеспечить полноценное развитие каждому индивидууму, то выходом из положения является деление аудитории на относительно гомогенные по составу группу, учитывая уровень владения предметом: минимальный уровень, базовый, вариативный (творческий).
Технология развивающего обучения Технология развивающего обучения предполагает создание такой системы знаний и отработка на ее базе когнитивных операций, которая обеспечит успешную деятельность в нестандартных ситуациях. В этом основная задача технологии развивающего обучения. Для развивающих технологий конкретные знания являются, прежде всего, средством достижения главной цели – развития интеллектуальных возможностей человека. Ни в коей мере не отрицая нужности и полезности конкретных знаний, мы лишь подчеркиваем, что процесс их получения должен быть построен так, чтобы при этом целенаправленно развивались и совершенствовались интеллектуальные возможности человека. Именно такую технологию обучения мы и называем развивающей технологией.

10. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

10.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными компетенциями (ОК):

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

способностью осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять её в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий (ОПК-1);

профессиональными компетенциями (ПК):

способностью формировать профессиональную команду, проявлять лидерские качества в коллективе, владением способами организации производства и эффективной работы трудового коллектива на основе современных методов управления (ПК-23).

Выпускник должен:

Знать

основы управления предпринимательскими рисками, необходимые для решения экономических задач;

Уметь

применять количественные и качественные методы анализа предпринимательских рисков для решения экономических задач;

Владеть

навыками применения современных моделей оценки предпринимательских и финансовых рисков для решения экономических задач;

Задача № 1.

Партию товара, которая была куплена за 200 тыс. руб., торговая фирма собирается на предстоящих торгах продать значительно дороже и получить в результате этого прибыль.

Однако существует риск, что слишком высокая продажная цена замедлит, или вообще остановит реализацию данной партии товара, и фирма вместо прибыли получит одни убытки. По мнению экспертов фирмы, вероятность продажи товара по цене выше 400 тыс. руб. вообще равна нулю.

В то же время снижение продажной цены ради ускорения процесса реализации также должно иметь разумные пределы. Продажа данной партии товара по цене ниже 200 тыс. руб. принесет торговой фирме прямые убытки.

Убытки от долгого хранения товаров на складе могут составить до 10% цены их приобретения.

Какой уровень продажной цены за данную партию товара на предстоящих торгах можно считать в таких условиях оптимальным?

Задача № 2.

Обществу с ограниченной ответственностью «Сатурн» необходимо оценить риск того, что покупатель не оплатит товар в срок при заключении договора поставки продукции. Исходные данные для анализа сведены в таблицу, при этом сделки с данными партнерами ООО «Сатурн» заключались в течение 12 месяцев.

Срок оплаты счета покупателем

Месяцы
Срок оплаты дн. Фирма А
Фирма Б

Перед фирмой стоит задача: определить средний срок оплаты счета в анализируемом периоде каждым покупателем и риск неоплаты счета.

Задача № 3.

Определите вероятность банкротства предприятия исходя из данных годовой отчетности фирмы.

Данные для анализа баланса предприятия

Показатель Абсолютная величина, тыс. руб.
на начало периода на конец периода
Внеоборотные активы Оборотные активы Запасы Дебиторская задолженность более года Дебиторская задолженность менее года Краткосрочные финансовые вложения Денежные средства Прочие оборотные активы Баланс
Капитал и резервы Долгосрочные обязательства Краткосрочные обязательства Заемные средства Кредиторская задолженность Прочие Краткосрочные обязательства
Баланс

Задача № 4.

Определите величину риска банкротства предприятия на основе анализа его финансового состояния.

Показатель, тыс. руб. На начало года На конец года
Внеоборотные активы Нематериальные активы Основные средства Долгосрочные финансовые вложения Оборотные активы Запасы Сырье и материалы Затраты в незавершенном производстве Готовая продукция Товары отгруженные Расходы будущих периодов Другие затраты Дебиторская задолженность более года Дебиторская задолженность менее года Краткосрочные финансовые вложения Денежные средства Прочие оборотные активы Баланс Капитал и резервы Долгосрочные обязательства Краткосрочные обязательства Заемные средства Кредиторская задолженность Прочие Краткосрочные обязательства Баланс             31000

Таблица 4.2.

Данные отчета о финансовых результатах предприятия

Показатель, тыс. руб. На начало года На конец года
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) Себестоимость продукции Коммерческие расходы Управленческие расходы Прибыль от реализации Внереализационные доходы Результат от прочей реализации Прибыль (убыток) отчетного периода    

Задача № 5.

Спрогнозируйте вероятность банкротства предприятия на основе анализа структуры его баланса. Рассчитайте коэффициент восстановления (или утраты) его платежеспособности и сделайте соответствующие выводы.

Показатель, тыс. руб. На начало года На конец года
Внеоборотные активы Нематериальные активы Основные средства Долгосрочные финансовые вложения Оборотные активы Запасы Сырье и материалы Затраты в незавершенном производстве Готовая продукция    
Товары отгруженные Расходы будущих периодов Другие затраты Дебиторская задолженность более года Дебиторская задолженность менее года Краткосрочные финансовые вложения Денежные средства Прочие оборотные активы Баланс    
Капитал и резервы Долгосрочные обязательства Краткосрочные обязательства Заемные средства Кредиторская задолженность Прочие Краткосрочные обязательства Баланс    

Задача № 6.

Определите вероятность банкротства предприятия исходя из данных годовой отчетности фирмы.

Показатель, тыс. руб. На начало года На конец года
Внеоборотные активы Нематериальные активы Основные средства Долгосрочные финансовые вложения 12400
Оборотные активы Запасы Сырье и материалы Затраты в незавершенном производстве Готовая продукция Товары отгруженные Расходы будущих периодов Другие затраты Дебиторская задолженность более года Дебиторская задолженность менее года Краткосрочные финансовые вложения Денежные средства Прочие оборотные активы Баланс    
Капитал и резервы Долгосрочные обязательства Краткосрочные обязательства Заемные средства Кредиторская задолженность Прочие Краткосрочные обязательства Баланс            

Данные отчета о финансовых результатах предприятия

Показатель, тыс. руб. На начало года На конец года
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) Себестоимость продукции
Коммерческие расходы Управленческие расходы Прибыль от реализации Внереализационные доходы Результат от прочей реализации Прибыль (убыток) отчетного периода

Задача № 7.

Оцените вероятность банкротства предприятия, используя данные таблицы и агрегированного баланса.

Данные отчета о финансовых результатах предприятия

Показатель Значение
Выручка от реализации, млн. руб. Проценты по кредитам и займам, млн. руб. Налогооблагаемая прибыль, млн. руб. Рыночная цена акции, руб.: Обыкновенной Привилегированной Число размещенных обыкновенных акций, млн. шт. Число привилегированных акций, млн. шт.   25,7 90,3

Агрегированный баланс предприятия, млн. руб.

Актив На конец года Пассив На конец года
I. Внеоборотные активы IV. Капитал и резервы В том числе нераспределенная прибыль отчетного года прошлых лет      
II. Оборотные активы V. Долгосрочные обязательства
III. Убытки VI. Краткосрочные обязательства
Валюта баланса Валюта баланса

Задача № 8.

Выберите наименее рисковый вариант вложения капитала по критерию математического ожидания.

Вариант Результаты деятельности (прибыль)
1(0,3) 2(0,5) 3(0,2)
А
В
С

Задача № 9.

Предприятию предстоит выбрать лучший из четырех возможных инвестиционных проектов: ИП1, ИП2, ИП3 и ИП4. Для своего осуществления упомянутые проекты требуют вложения средств в размерах 300, 480, 560 и 750 млн. рублей и могут дать прибыль в размере 100, 250 и 320 и 400 млн. рублей.

Риск потери средств по этим проектам характеризуется вероятностями на уровне 12, 15, 25 и 20%, а возможная сумма убытка составляет соответственно 160, 200, 280 и 350 млн. рублей.

На основе математического метода анализа предпринимательского риска и расчета трех необходимых критериев, определите какой проект предпочтительнее и почему?

Задача № 10.

Выберите наименее рисковый вариант вложения капитала.

Данные для расчета. При вложении капитала в мероприятие А из 200 случаев прибыль 25 тыс. руб. была получена в 20 случаях, 30 тыс. руб. была получена в 80 случаях, прибыль 40 тыс. руб. была получена в 100 случаях. При вложении капитала в мероприятие Б из 240 случаев прибыль 30 тыс. руб. была получена в 144 случаях, прибыль 35 тыс. руб. была получена в 72 случаях, прибыль 45 тыс. руб. была получена в 24 случаях.

Задача № 11.

Рассчитать показатели средневзвешенной нормы дохода и показатели риска по каждому из трех вариантов, выбирая наиболее предпочтительный из них.

Состояние экономики Вероятность Варианты нормы дохода, %
Глубокий спад 0,1 7,7
Небольшой спад 0,15 4,1 7,9
Средний спад 0,4 7,9
Небольшой подъем 0,1
Мощный подъем 0,25 5,5 10,5

Задача №12.

Определить комплексную величину риска инвестирования средств каждого из 3-х отдельных регионов и выбрать более приемлемый из них, оценивая следующие данные (в млрд. руб.):

Наименование   вариант 2 вариант 3 вариант
Размер инвестируемых средств в строительство трубопровода
Вероятность аварий вследствие ошибок проектирования 0,02 0,01 0,01
Вероятность наступления стихийных бедствий 0,1 0,2 0,15
Вероятность недостаточной квалификации обслуживающего персонала 0,05 0,05 0,1
Предполагаемая степень ущерба в результате стихийных бедствий, % от стоимости строительства
Предполагаемая степень ущерба в результате недостаточной квалификации обслуживающего персонала, % от стоимости строительства
Предполагаемая степень ущерба вследствие ошибок проектирования, % от стоимости строительства

Задача №13.

Определить относительную величину риска каждого из четырех возможных вариантов хранения продукции, и на этой основе выбрать более приемлемый из них, исходя из нижеследующих данных (данные в миллионах рублей):

Наименование 1 вариант 2 вари

Наши рекомендации