Информация для тактических решений
Тактические цели. Заблудившийся человек знает куда он желает прийти (стратегическое решение), а теперь он должен решить по какой дороге идти (тактическое решение).
Тактическая цель заключается в выборе наилучшего средства достижения стратегической цели и в контроле неизменности условий, которые предопределили этот выбор.
Предположим, что Мишель Билаль, президент фирмы "Trident", принял стратегическое решение о строительстве фабрики в одной из стран с дешевой рабочей силой. На тактическом уровне первая проблема будет заключаться в выборе наиболее подходящей страны. Затем следует проследить за неизменностью условий, предопределивших этот выбор. Иными словами, следует проследить за тем, чтобы не возникли непредвиденные препятствия. Так, весь проект окажется бесполезным, если ЕЭС введет новые ограничения на импорт текстиля.
Тактические потребности. Что требуется для правильного выбора дороги? Представим себе, что заблудившийся человек располагает картой, на которой указаны две дороги, ведущие к намеченной им цели. Первая дорога - горная, она короткая, но извилистая и крутая. Вторая дорога проходит по равнине в обход гор. Эта вторая дорога более длинная, но, несомненно, и более легкая. Таким образом, может сложиться впечатление, что карта содержит достаточную информацию. На самом же деле при выборе дороги необходимо учитывать и другие факторы, о которых карта умалчивает. Так, зимой горная дорога из-за снега может оказаться непроходимой. А летом у этой же самой дороги, по сравнению с равнинной, гораздо больше шансов оказаться перерезанной разливающимися горными потоками. Эти факторы относятся к числу переменных и не могут быть указаны на карте. Однако их следует знать достаточно заблаговременно с тем, чтобы вынужденный поиск обходных путей не свел на нет все преимущества правильного стратегического решения.
Из приведенного примера следует, что необходимо различать постоянную окружающую среду (горы, овраги, болота и т.п.) и переменную окружающую среду (оползни, разрушение моста, разлив реки и т.п.). Для правильного выбора дороги необходимо учитывать как первое, так и второе.
Следует отметить, что это различие связано с временной шкалой действий. Поэтому оно не имеет большого смысла на стратегическом и оперативном уровне, где им можно пренебречь.
В то же время на тактическом уровне это различие играет очень важную роль и предохраняет два типа потребностей.
Потребности первого типа. Для правильного выбора необходимо знать общие характеристики каждой из дорог. Что касается нашего примера, то есть проблемы размещения фабрики фирмы "Trident" в одной из зарубежных стран, то в этом случае необходимо определить общие характеристики определенного числа таких стран, то есть составить некое подобие карты.
Потребности второго типа. Необходимо постоянно наблюдать за состоянием окружающей среды для своевременного выявления всех препятствий, которые могут явиться причиной значительных отклонений от намеченного пути. Это означает, что фирма "Trident" должна внимательно следить за новостями в области законодательства, регламентации, транспорта и т.д.
Эти два типа потребностей настолько различны, что соответствующие им базы практически не имеют ничего общего друг с другом. В первом случае создаются и уничтожаются базы для информации, собираемой "по запросу": каждый раз, когда появляется новая дорога, предпринимается попытка максимально полного ознакомления с ее характеристиками для принятия решения о том, стоит ли по ней идти. Во втором случае ведется всеобъемлющее наблюдение окружающей среды, так как неизвестно откуда может прийти опасность.
Тактические базы первого типа: "по запросу".
Приведем несколько примеров баз, относящихся к новым дорогам, которые фирме "Trident" может быть придется исследовать.
Запуск в производство новой продукции, например, защитной одежды для работы с опасными химическими продуктами. Какие изделия в настоящее время конкурируют на рынке? Есть ли объявления конкурентов о скором выпуске новой продукции этого типа? Над чем работают проектные и конструкторские бюро конкурентов?
В состоянии ли конкуренты быстро реагировать? Может ли кто-нибудь заблокировать каналы сбыта? Гарантировано ли снабжение сырьем? Является ли законодательство благоприятным? И если нет, то можно ли внести в него изменения?
Наращивание производственных мощностей. Представим себе, что в текущем году имеет место очень высокий спрос на теннисную обувь - следует ли увеличивать производственные мощности? Для ответа на этот вопрос необходимо выяснить следующее.
Является ли бум краткосрочным или долговременным, то есть идет ли речь о временной преходящей моде (например, звезда эстрады носит теннисные туфли фирмы "Trident" и ее поклонники бросились покупать такую же обувь) или о более глубокой тенденции типа, если вспомнить популярный в свое время лозунг, "жизнь слишком коротка для того, чтобы одеваться угрюмо"?
Если бум носит всеобщий характер и затрагивает всех производителей, то в этом случае все они попытаются увеличить производство и даже могут иметь место попытки новых конкурентов проникнуть на этот рынок. Существует опасность оказаться вскоре с избытком производственных мощностей. Каковы будут тогда затраты? Могут ли вновь созданные мощности после не дорогостоящей переналадки использоваться для производства другой продукции? И если нет, то каковы тогда будут потери?
Развитие технологии производства. Может ли быть наращивание объема производства обеспечено за счет повышения производительности труда?
Строительство фабрики в одной из зарубежных стран.
Политическая информация (стабильность режима, возможность вывоза прибыли, уровень коррупции и т.п.).
Социально-культурная информация (наличие и качество рабочей силы, отношение к иностранцам, профсоюзная активность и т.п.).
Экономическая информация (стоимость земли и строительных работ, возможность получения субсидий, налоговая система и т.п.).
Тактические базы второго типа: "всеобъемлющее наблюдение окружающей среды".
Эти базы включают в себя все факторы окружающей среды, изменение которых может оказать среднесрочное воздействие на деятельность предприятия. Прежде всего речь идет об опасностях рынка и, в частности, об определенных действиях конкурентов. Таким образом, небольшой перечень критериев, учитываемых на стратегическом уровне, удлиняется на тактическом:
· основные области деятельности и виды продукции (нынешние и будущие);
· зоны и территории деятельности;
· производственные мощности и способ производства;
· патентная и лицензионная активность.
Естественно, тактические базы и учитываемые параметры изменяются в зависимости от политической линии, намеченной руководством. Рассмотрим пример, в котором параметр "зоны и территории деятельности" играет особо важную роль. Так, в 1975 г. фирма "Bic" выбросила на европейский рынок бритву одноразового пользования, что вызвало подозрение со стороны гигантской американской фирмы "Gillette". Угроза подтвердилась, когда в начале 1976 г. фирма "Вiс" вторглась на рынок Канады. Следует отметить, что Канада часто служит для европейских и азиатских фирм дверью для проникновения на внутренний рынок США. Поэтому фирма "Gillette" поспешно выбросила на рынок свою собственную модель бритвы одноразового пользования. Когда фирма "Вiс" попыталась выйти на рынок США, то оказалось, что он уже занят.
Не следует, однако, думать, что учитываемые на этом уровне переменные параметры, имеют отношение только к маркетингу. Здесь необходимо обязательно учитывать все факторы окружающей среды, оказывающие среднесрочное воздействие на деятельность фирмы. Речь, например, идет о следующем.
Законодательство: действующее, готовящееся, лоббистские группировки и т.п. Или введение в 1992 г. новых стандартов на загрязнение окружающей среды автомобильным транспортом.
Снабжение: находится ли деятельность предприятия в зависимости от поставок сырья? Если да, то в чем заключается суть проблемы?
Социальная среда.
Политические, экономические и социальные события в странах, где фирма имеет интересы.