Тема 3. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. ВНУТРИШКОЛЬНАЯ ОПЕРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Цель:   \. Углубить знания студентов об управленче­ской информации. 2. Познакомиться с современными средства­ми информации.  
Вопросы к обсуждению:   1. Понятие «управленческая информация». 2. Роль информации в принятии решений. 3. Содержание, цель еженедельной информа­ции заместителя директора. 4. Содержание, цель ежемесячной информа­ции. 5. Компьютерные средства информации (ком­пьютерный блокнот, «Электронный жур­нал»).  
Литература:   1. Воронов В. В. Педагогика школы в 2-х сло­вах. - М., 1997. 2. Моисеев А.М., Капто А.Е. и др. Нововве­дения во внутришкольном управлении. — М., 1998. 3. Педагогика / Под. ред. П.И. Пидкасисто-го. - М., 1998.  
Тема 4. ШКОЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ  
Цель:   1. Расширить знания студентов о видах доку­ментации учителя, руководителей. 2. Познакомить с системой финансирования школы.  
Вопросы к обсуждению:   1. Функции внутришкольной информации, отчетности и учебно-педагогической ин­формации. 2. Документация учителя. -3. Документация руководителей школы. 4. Финансовые поступления, бюджет школы. 5. Приобретение, хранение и использование наглядных пособий и ТСО, оборудование кабинетов.  
Литература:   1. Педагогика / Под. ред. П.И. Пидкасистого. Изд. 3. - М., 1998. 2. Фриш Г.Л. Документация (краткое практи­ческое руководство по написанию управ­ленческих справок). — М., 1999.  
Тема 5. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА  
Цель:   1. Познакомить студентов со структурами подготовки и проведения педагогических советов в школе.  
Вопросы к обсуждению:   1. Содержание и методика работы педагогиче­ского совета. 2. Перспективное планирование педсоветов. 3. Предварительная подготовка конкретного педсовета. 4. Непосредственное проведение педсовета. 5. Работа по выполнению решений педсоветов.  
Литература:   6. Зигерт В., Ланг. Л. Руководство без кон­фликтов. — М.: Экономика, 1990.  
    7. Педагогика / Под. ред. П.И. Пидкасистого. Изд. 3. - М., 1998.  
Тема 6. САМООБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ  
Цель:   1. Раскрыть содержание потребностно-мотивационного блока готовности к само­воспитанию. 2. Проанализировать собственную готовность студента к самовоспитанию.  
Вопросы к обсуждению:   1. Цель, задачи и формы самообразования учителей. 2. Методические объединения; их структура и содержание деятельности. 3. Школа передового опыта: наставничество, проблемные группы, практикумы. 4. Организация открытых и показательных уроков. 5. Научно-теоретические конференции и пе­дагогические чтения. 6. Курсы повышения квалификации. Задачи. Периодичность. 7. Самовоспитание и приемы самовоспита­ния. 8. Тестирование (методика выявления степени развития у учителя организаторских спо­собностей).  
Литература:   1. Громкова М.Т. Если вы преподаватель. — М., 1998. 2. Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. — М., 1978. 3. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. — Л., 1967. 4. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. — М., 1972. 5. Петровский А.В. Способности и труд. — М., 1966.  


    6. Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. — М.,1983. 7. Станкин М.И. Профессиональные способ­ности педагога. — Флинта, 1998.  
Тема 7. ОБЩЕНИЕ И КОНФЛИКТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ  
Цель:   1. Углубить знания студентов о причинах конфликтов. 2. Показать, как разрешать конфликты и из­бегать их.  
Вопросы к обсуждению:   1. Выявление объективной причины кон­фликта. 2. Переход с эмоционального уровня на ра­циональный. 3. Разрешение конфликтной ситуации. • Прямой путь ликвидаций последствий конфликта. • Косвенные пути ликвидации последствий конфликта. 4. Менеджер по конфликтным ситуациям. 5. Избегание конфликта. 6. Тестирование.  
Литература:   9. Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1993. Ю.Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внима­ние — конфликт! — Новосибирск, 1989. П.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987. 12.Станкин М.И. Профессиональные способ­ности педагога. — Флинта, 1998. 13.Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. — М., 1988.  

Тема 1

СОЦИАЛЬНО-ПЕПАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. ПОНЯТИЯ Л ВИДЫ

План:

1. Природа и сущность систем.

2. Характеристика педагогической системы.

3. Педагогический процесс как целостная динамическая система.

Понятия: система, педагогическая система, системообразую­щие компоненты, целостность и динамичность педагогической системы.

В мире все системно. Рассматривается ли машина, живой организм, общество или какая-нибудь его часть — все они представляют собой системы. Системы имеют самые разнооб­разные формы, что же такое система? Дадим общую характери­стику.

В отечественной науке управления под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов, составляющих це­лостное образование, имеющих новые свойства по отношению к ее элементам.

При всем разнообразии системы можно разделить на сле­дующие виды:

• технологические, биологические и социальные;

• естественные (подчиняются объективным законам приро­ды), искусственные (подчиняются законам, правилам, принципам, установленным человеком);

• открытые (обмениваются энергией, информацией с окру­жающей средой) и закрытые;

• статические (неизменность свойств во времени) и дина­мические;

• без ведущего органа управления и централизованные;

• простые (многоструктурные) и сложные (полиструктур­ные);

• суммативные (системы, состоящие из упорядоченной по­следовательности элементов) и деятельностные (системы, в которых взаимодействуют как минимум два элемента).

Все системы имеют организационную структуру и характери­зующие их свойства. В структуре выделяют: объекты (субъек­ты) — части или элементы, атрибуты (свойства составляющих объектов), отношения или взаимодействия (объединяют систему в целое), наличие уровней иерархии и иерархия уровней.

К основным свойствам системы относятся:

• целостность (взаимообусловленность, внутреннее единст­во составляющих компонентов системы);

• совместимость (сочетание, соединение) или несовмести­мость с другими системами;

• стабильность (устойчивость обратной связи);

• адаптация (приспособление к окружающей среде, реакция на окружающую среду и ее воздействие);

• способность к самосовершенствованию, обучению.

Развитие, эволюция систем любой природы подчиняются за­конам.

1. Закон достижения цели. Обеспечивает переход системы в иное состояние или преобразования в новую систему.

2. Закон отрицания революции. При его несоблюдении на­рушается стабильность существования системы или она разрушается.

3. Закон эволюционного толчка. Является усилием эффек­тивного и ускоренного развития системы.

4. Закон доминирования асимметрии. Обеспечивает ста­бильность и выживание в неблагоприятных условиях до перехода в другую пространственно-временную направ­ленность.

5. Закон критической массы органа управления. Он раскры­вает механизм целесообразного и эффективного функ­ционирования системы, которая существует до тех пор, пока масса органа управления на два порядка меньше массы управляемой системы.

Одной из разновидностей социальной системы является педагогическая система — множество взаимосвязанных структур и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей (Н.В. Кузьмина).

Изменение педагогической системы, ее перестройка и адапта­ция находятся в зависимости от того, на какой или на какие эле­менты в данный момент направлено воздействие общества: на ук­репление материальной базы, совершенствование содержания об­разования и т. д. Если преобразование элементов осуществляется локально, без системного подхода, то эти попытки терпят неудачу. Педагогический процесс — система, следовательно, и исследова­ние его, и управление им требуют системности. Сущность педа­гогического процесса — в обеспечении единства обучения, воспи­тания и развития на основе целостности и общественности. Обра­тимся к основным характеристикам педагогического процесса.

Педагогический процесс — это не только сумма, набор ка­ких-то последовательных элементов, а целенаправленная учебно-воспитательная деятельность преподавателя в единстве с учебно-познавательной деятельностью ученика. Педагогический процесс организуется для достижения поставленных обществом (педаго­гом) целей с учетом принципов и правил управления.

Как система педагогический процесс постоянно обменивает­ся информацией, энергией с окружающей средой. Само сущест­вование, ее развитие обусловлено степенью открытости. В педа­гогической системе один из ее элементов — коммуникативный компонент — играет главную, доминирующую роль. Малые из­менения в нем отражаются на всей системе, вызывают значи­тельные изменения в ней.

Из сказанного следует, что педагогический процесс — это деятельностная, искусственная и открытая система. В то же вре­мя она является конкретной, динамической и, в определенной степени, централизованной системой.

Рассмотрим функциональные компоненты педагогической системы: целевой (проектировочный), содержательный, деятель-ностный (организационно-управленческий), аналитико-результа-тивный.

1. Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генераль­ной цели — всестороннего и гармонического развития личности — до конкретных задач формирования отдель­ных качеств личности. Педагогическая система — это система деятельностная, а любая деятельность направлена на достижение определенной цели. Цель, задачи — это первый системообразующий фактор.

2. Содержательный компонент отражает смысл, вкладывае­мый как в общую цель, так и в каждую конкретную зада­чу. Он реализуется на основе определенных принципов и методов.

'3. Третий системообразующий фактор — деятельностный — понимается как взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотруднечество, без которых не может быть достигнут конечный результат. Это первый уровень управления. Ко второму уровню относится взаимодействие руководителей учебного заведения и преподавателей и т. д.

4. Аналитико-результативный компонент педагогического процесса отражает его эффективность, его протекание, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с по­ставленной целью.

Структуру любой системы характеризуют не только ее ком­поненты, но и связи между ними. Только зная, что с чем и как связано в педагогическом процессе, можно решить проблему улучшения организации управления и качества данного процес­са. В педагогической системе между компонентами существует как минимум парная взаимообусловленная связь. Так, выбор це­ли деятельности осуществляет субъект этой деятельности — пре­подаватель-методист, учащийся, — но в дальнейшем выбранная им цель уже сама определяет деятельность субъекта. В процессе деятельности субъект и объект также испытывают взаимное влияние. Объект педагогической деятельности, воспитанник, — активная личность. Поэтому педагог не только воздействует на него, но и сам подвержен влиянию с его стороны, т. е. объект становится субъектом деятельности, и т. д.

Разрушение какой-либо пары связей между компонентами или ее составляющей отрицательно сказывается на всей педаго­гической системе.

Педагогический процесс — внутренне связанная совокупность многих процессов, в нем воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со все­ми условиями, формами и методами их протекания.

Педагогический процесс представляет собой не механиче­ское соединение указанных процессов, а новое качественное об-

разование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Це­лостность, общность, единство — главные характеристики педа­гогического процесса, подчеркивающие подчинение всех состав­ляющих его процессов единой цели. Сложная диалектика отно­шений внутри педагогического процесса заключается в:

• единстве и самостоятельности процессов, его образую­щих;

• целостности и соподчиненности, входящих в него обо­собленных систем;

• наличии общего и сохранении специфического.

Специфика процессов, образующих целостный педагогиче­ский процесс, обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения — обуче­ние, воспитания — воспитание, развития — развитие. Но каж­дый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции. Воспитание осуществляет не только воспитательную, ко и развивающую, и образовательную функ­ции, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития. Диалектика взаимосвязей налагает отпечаток на це­ли, задачи, содержание, формы и методы осуществления органи­чески неразрывных процессов, при анализе которых приходится также выделять доминирующие характеристики.

Целостный педагогический процесс не сводится к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Есть единый и неделимый педагогический про­цесс, который усилиями педагогов должен постоянно прибли­жаться к уровню целостности через разрешение противоречия ме­жду целостностью личности школьника и специально организуе­мыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

Педагогическая теория рассматривает педагогический про­цесс не только как целостную, но и как динамическую систему. Помимо четкого выделения составных компонентов, такое пред­ставление позволяет анализировать многочисленные связи и от­ношения между компонентами, а это главное в практике управ­ления педагогическим процессом.

Педагогический процесс как деятельная система находится в постоянном развитии, самосовершенствовании при условии чет­кой, научной организации правления им.

Поступательное движение педагогического процесса предпо­лагает решение задач от простых к более сложным и ответствен-

ным. Движущей силой педагогического процесса, как и любого другого, является противоречие. Только научно обоснованное разрешение объективных противоречий, осознания и устранения субъективных педагогических противоречий, являющихся след­ствием ошибочных педагогических решений, обеспечивает ди­намичность педагогической системы.

Перечислим основные противоречия. Наиболее общим внут­ренним противоречием объективного характера, определяющим движение педагогического процесса, является несоответствие ре­альных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества: школы, учителей. Од­нако если требования слишком завышены или, наоборот, зани­жены, то они не становятся источниками движения школьника, а следовательно, и всей педагогической системы к намеченной цели. Только задачи, ориентированные на завтрашний день раз­вития, вызывают интерес и потребность в их решении. Это гово­рит о необходимости проектирования близких, средних и дале­ких перспектив коллектива и отдельных воспитанников, их кон­кретизации и обеспечения принятия самими детьми.

В последние годы в связи с демократизацией образования выявилось главное внутреннее противоречие педагогического процесса и развития личности в детском возрасте. Это несоот­ветствие между активно-деятельной природой ребенка и соци­ально-педагогическими условиями его жизни. Главное противо­речие конкретизируется целым рядом частных: между общест­венными интересами и интересами личности; между коллекти­вом и личностью; между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания; между стремительно нарастающим потоком информации и возможно­стями учебно-воспитательного процесса и др.

К субъективным противоречиям относятся следующие: меж­ду целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса;

между отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения; между индивидуальным творче­ским процессом становления личности и массово-репродуктив­ным характером организации педагогического процесса; между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно на словесное воспитание; между

возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении человека и тенденцией к технократизации педаго­гического процесса и др.

Контрольные вопросы:

1. Что такое система? Перечислите виды систем, раскройте их сущность.

2. Дайте характеристику структурных компонентов педаго­гической системы, укажите их взаимосвязь.

3. В чем заключается целостность педагогического процесса?

4. Как вы понимаете динамичность педагогической систе­мы? Что является движущими силами ее развития?

Тема 2

УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

План:

1. Управление педагогическими системами как разновид­ность социального управления.

2. Функции управления педагогическими системами.

3. Основные принципы управления.

Понятия: управление, социальное управление, управление педагогическими системами, цель управления, задачи управле­ния, функции управления, принципы управления.

Современная педагогическая наука стремится осмыслить целостный педагогический процесс с позиции управленческой науки. Управление — явление объективно обусловленное, вызванное к жизни закономерностями и взаимосвязями функ­ционирования систем. Что же такое управление?

В энциклопедическом словаре приводится следующее опре­деление: «Управление — это функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определен­ной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы и целей». При этом в зависимости от природы объекта различают:

а) биологическое,

б) техническое,

в) социальное управления.

Разновидностью социального управления является управле­ние педагогическими системами. Обратимся к специфике управ­ления в обществе.

Социальное управление всегда связано с людьми и осущест­вляется на основе общественных закономерностей. Оно, разуме­ется, имеет много общего с управлением в технических, биоло­гических системах, с управлением различными природными процессами, но оно никогда не смешивается с ними, не подме­няет их закономерности и всегда сохраняет свою сущность. В управлении в обществе именно люди посредством определенных организационных норм, стимулов и т. п. управляют своими об­щественными отношениями, поведением и деятельностью. Здесь и субъектом и объектом управления выступает человек во всем комплексе его устремлений, человек активный, целеустремлен­ный, со своими потребностями, интересами, целями и волей. Социальное управление состоит в направляющем, организую­щем, регулирующем воздействии на общественные процессы.

Учитывая изложенное, можно сказать, что управление в об­ществе представляет собой целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную обществен­ную, групповую жизнедеятельность.

Управление отличается от общественной саморегуляции, ко­торая может быть стихийной, происходить хаотически, случайно, возникать вследствие бесконечного столкновения интересов, ко­торые все же создают какую-то результирующую.

Управление педагогическими системами (как разновидность социального управления) представляет собой целенаправлен­ное, сознательное взаимодействие участников целостного педа­гогического процесса на основе познания его объективных зако­номерностей («Педагогика» под редакцией В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шилнова).

Основная цель управления: эффективное и планомерное использование сил, средств, времени, людских ресурсов

для достижения оптимального результата.

Из целей вытекают задачи управления, которые решаются в

комплексе и определяют технологию достижения целей. Зада-

ча — это работа или часть работы (операции, процедуры), кото­рая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

Любая управленческая деятельность состоит из последова­тельности взаимосвязанных действий (функций), представляю­щих законченный цикл:

а) анализ;

б) целеполагание и планирование;

в) организационная деятельность;

г) контроль и регулирование.

Дадим краткую характеристику функций управления педа­гогическими системами:

а) функция педагогического анализа в ее современном по­нимании разработана Ю.А. Конаржевским. Она занимает особое положение в управленческой деятельности. С анализа начинает­ся управленческий цикл и им же он и заканчивается. Основное назначение педагогического анализа, по мнению Ю.А. Конар­жевского, состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управленческой системы.

Анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и место каждой части, соединение частей в целое, установление связей между частями.

Без реализации данной функции нельзя конкретно, точно определить цели и задачи управленческой деятельности, обосно­ванно принять решения, невозможна эффективная управленче­ская деятельность. Педагогический анализ требует интеллекту­ального напряжения личности, сформированного аналитичес­кого мышления.

В зависимости от содержания анализа различают следующие виды:

• параметрический;

• тематический;

• итоговый.

Параметрический анализ состоит в изучении ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, вы­явлении причин, нарушающих его. Предметом данного анализа могут выступать отдельный урок или воспитательное дело, теку­щая успеваемость учащихся или санитарно-гигиеническое со-

стояние школы. Решения, принятые на основе параметрического анализа, требуют оперативного выполнения.

Тематический анализ направлен на изучение более устойчи­вых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результа­тах педагогического процесса. Он позволяет выявить особенно­сти проявления отдельных компонентов целостного педагогиче­ского процесса, определить их взаимодействие. Предметом пе­дагогического анализа может быть система уроков, система внеклассной работы и т. п. Данные тематического анализа опре­деляют технологию итогового анализа.

Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные и содержательные рамки. Он включает изуче­ние основных результатов педагогической деятельности в конце учебной четверти, года. Итоговый анализ является базой для реализации последующих функций управленческого цикла;

б) цель является системообразующим компонентом любой системы, поэтому целеполагание и планирование — неотъемле­мые функции управленческой деятельности.

Особенность целеполагания в управлении педагогическими системами состоит в том, что при построении иерархии целей общая цель соотносится с возрастными и индивидуальными пси­хологическими особенностями учащихся.

Планирование — принятие решений на основе соотношения результатов педагогического анализа с поставленной целью.

Принимаемые решения могут быть рассчитаны как на Пер­спективу, так и на решение текущих оперативных задач.

Целеполагание и планирование являются необходимым ус­ловием развития, движения педагогических систем;

в) организация деятельности направлена на выполнение принятых решений. Эта функция включает: предварительный набор исполнителей и соисполнителей, отбор форм и методов предстоящей деятельности и соотношение их с реальными усло­виями и возможностями исполнителей. Организация деятельно­сти — это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных целей.

В структуре организаторской деятельности руководителя важ­ное место занимает мотивация предстоящей работы. Под мотива­цией понимается процесс побуждения себя и других к деятельно­сти для достижения личностных целей и целей организации.

Большое значение в формировании мотивации играет обрат­ная связь: оценка хода и результатов отдельного дела;

г) со всеми функциями управленческого цикла тесно связан контроль.

В самом общем виде контроль означает процесс соизмере­ния (соотношения) фактически достигнутых результатов с за­планированными.

В процессе контроля можно получить ответы на следующие вопросы: чему научились? что в следующий раз следует делать иначе? в чем причина отклонений от намеченного? какое воз­действие оказал контроль на принятие решений? было ли воз­действие контроля позитивным или негативным? какие выводы следует сделать для выработки новых целей?

Чтобы контроль мог дать объективную оценку состояния дел, стимулировал педагогическую деятельность, необходимо со­блюдение следующих требований:

• систематичности — контроль должен осуществляться регу­лярно с использованием разнообразных методов и форм;

• объективности — проверка должна проводиться в соот­ветствии с требованиями государственных стандартов;

• действенности, т. е. результаты контроля должны приво­дить к позитивным изменениям, устранению недостатков;

• компетентности проверяющего.

Информация, полученная в ходе контроля, становится в свою очередь предметом педагогического анализа.

Управление, как и любая деятельность, основывается на соблюдении ряда принципов. Принципы управления — это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций. Принципы являются конкретным проявлением, отра­жением закономерностей управления.

Рассмотрим основные принципы управления педагогиче­скими системами.

О Демократизация и гуманизация управления педагогически­ми системами.

Реализация данного принципа предполагает развитие актив­ности и инициативы не только руководителей, но и учителей,

учащихся, родителей. Одной из форм участия в управлении — коллегиальное принятие управленческих решений. Это возмож­но лишь в случае доступности, открытости управленческой ин­формации. С этой целью рекомендуется проводить регулярные отчеты администрации перед общешкольным коллективом, пре­доставлять возможность учителям и учащимся обсуждать вопро­сы школьной жизни. Развитию демократических начал в управ­лении способствует также введение конкурсного избрания, кон­трактной системы в отборе педагогических кадров.

В нашем обществе все больший авторитет приобретают гу­манистические ценности. Это находит свое отражение в управ­лении педагогическими системами, его гуманизации: управлен­ческое воздействие уступает место сотрудничеству, сотворчеству, утверждению субъект-субъектных отношений.

Системность и целостность в управлении. Реализация этого принципа предполагает взаимодействие, взаимосвязь всех управ­ляющих функций, исключает односторонность в управлении.

Именно понимание педагогического процесса как целост­ного явления, его системной природы создает реальные условия для эффективного управления им.

Наши рекомендации