Цель и основные задачи производственной практики
Производственная (преддипломная) практика на IV курсе является важной составной частью учебного плана подготовки специалистов по специальности «Менеджмент».
Перед прохождением практики студенты определяют тему дипломной работы и совместно с руководителем разрабатывают ее план. В процессе прохождения производственной (преддипломной) практики студенты собирают фактический материал о деятельности предприятия (фирмы, организации), который используется для написания дипломной работы.
Целями производственной (преддипломной) практики являются:
- систематизация, углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения;
- овладение практическими навыками принятия управленческих решений, разработки рекомендаций по развитию предприятия, его экономическому росту;
- сбор данных для написания дипломной работы.
Основными учебно-методическими задачами производственной (преддипломной) практики являются:
- ознакомление с учредительными документами, структурой управления, экономическими основами деятельности предприятия;
- изучение и освоение принципов и методов экономической работы на предприятии;
- изучение путей и методов управления, воздействия рыночного механизма на повышение эффективности предприятия и качество его работы;
- ознакомление с опытом организации управления и планирования;
- экономический анализ деятельности предприятия за определенный период, выявление динамики изменения основных экономических показателей, их тенденций на перспективу;
- обобщение результатов анализа деятельности предприятия и разработка предложений по ее совершенствованию.
- приобретение практических навыков работы по специальности.
Организация и руководство практикой
1.2.1. Объекты практики и рабочие места студентов-практикантов
Объектами производственной практики могут являться предприятия и учреждения различной формы собственности (частные, государственные), различной организационно-правовой формы (товарищества, акционерные общества и пр.) и осуществляющие различные виды деятельности.
Наиболее целесообразно в качестве объекта практики выбрать крупное или среднее по объему деятельности предприятие, работающее на рынке как
минимум более трех лет.
Рабочим местом студента-практиканта должны являться экономические службы указанных предприятий.
Организация практики
Общее руководство производственной (преддипломной) практикой осуществляет кафедра «Менеджмент, Предпринимательство и Маркетинг». Кафедра осуществляет учебно-методическую подготовку практики, разрабатывает программу практики, проводит организационное собрание студентов перед началом практики, обеспечивает их необходимой документацией (направление на практику, программа практики, дневник).
На основании требований Положения о практике студентов вузов Республики Казахстан, а также в соответствии с распределением часов учебной нагрузки между преподавателями кафедры, каждому студенту назначается руководитель практики от кафедры, а также от объекта практики.
Руководитель практики от кафедры обязан:
- оказать методическую помощь студенту-практиканту по составлению календарного плана прохождения производственной практики в соответствии с особенностями конкретного предприятия;
- контролировать выполнение заданий, предусмотренных программой производственной практики, а также индивидуальных заданий;
- проверять соблюдение студентами правил внутреннего распорядка и трудовой дисциплины на предприятии;
- осуществлять систематический контроль сбора данных для написания отчета и дипломной работы, а также степень их освоения студентами;
- консультировать студента-практиканта в процессе прохождения практики по всем возникающим у него вопросам учебно-методического и организационного характера;
- обеспечить своевременность составления и представления на кафедру отчета о практике.
Руководитель практики от базы практики (предприятия или фирмы) обязан:
- консультировать студентов по всем вопросам, возникающим в процессе прохождения практики;
- организовать работу студентов-практикантов на рабочих местах, обеспечить их квалифицированным руководством;
- оказывать практическую помощь по сбору исходных аналитических материалов о деятельности предприятия (фирмы);
- ознакомиться с отчетом студента о практике и дать краткий письменный отзыв-характеристику на студента с объективной оценкой его теоретической и практической подготовки.
Студент-практикант обязан:
- явиться на место практики (предприятие, фирму) в установленный срок;
- совместно с руководителем от предприятия разработать календарный план прохождения производственной практики;
- полностью выполнить задания, предусмотренные программой производственной практики, а также индивидуальные задания;
- систематически вести записи в дневнике о выполняемой работе;
- собрать материалы для написания дипломной работы;
- в установленный срок представить на кафедру письменный отчет о производственной практике с отзывом руководителя от предприятия, дневник производственной практики, заверенный печатью предприятия;
- защитить отчет о практике перед комиссией кафедры.
Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется на практику повторно или отчисляется из вуза.
1.3.Требования к оформлению отчета о практике и порядок защиты
По окончании практики студент представляет на кафедру письменный отчет, в котором должны быть систематизированы все материалы, собранные в период прохождения практики, отражены ее основные итоги. Отчет о производственной практике должен быть составлен в соответствии с программой практики. По каждому разделу программы практики студент должен составить краткий содержательный отчет, в котором следует проанализировать фактическое состояние вопроса, провести необходимые экономические расчеты, анализ маркетинговой деятельности фирмы, выявить основные недостатки и их причины. После освещения основных вопросов программы излагаются выводы и предложения студента-практиканта по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия. Отчет не должен носить только описательный характер или сводиться к изложению общих положений из учебно-методической литературы, он обязательно должен отражать результаты самостоятельной работы студента. Все выводы и предложения должны быть изложены четко, приводимые таблицы и формы отчетности проанализированы.
Отчет должен состоять из текстовой части (25-30 страниц компьютерного набора текста) и прилагаемых к ней расчетов, схем, графиков, диаграмм, рисунков и пр.
Отчет выполняется на стандартных листах формата А4 (210х297), которые брошюруются в единый блок в мягком переплете.
Текст набирается на компьютере в текстовом редакторе MS Office Word 2007 под операционной системой Windows ХР, язык русский по умолчанию, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, через одинарный интервал.
Статистическая информация и расчетные таблицы оформляются в MS Exсel: версия не ниже 5.0. Рисунки выполняются в любом графическом редакторе в формате рисунка.
При постраничной записи текста выдерживаются поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм и нижнее – 20 мм. Абзацы в тексте начинаются отступом, равным пяти знакам (1,25 мм).
Каждая страница текста нумеруется, кроме титульного листа, по порядку без пропусков и повторений. Номера страниц проставляются, начиная с содержания в центре нижней части листа без точки.
Каждый раздел отчета должен быть написан с новой страницы, таблицы - иметь заголовки, текст - содержать ссылки на источники, по мере необходимости следует снабдить отчет рисунками, схемами, графиками, приложениями и т.д.
Порядок размещения материалов отчета:
1. Титульный лист, выполненный по установленной форме (образец прилагается)
2. Оглавление (с указанием страниц)
3. Текст отчета (введение, основная часть и заключение)
4. Список использованных источников
5. Приложения (формы, таблицы, расчеты и др.)
К отчету прилагается дневник производственной практики, заверенный печатью предприятия.
Отчет о производственной практике рассматривается руководителями практики от кафедры и от предприятия, которые дают краткий отзыв, отмечая в нем выполнение студентом программы практики, отношение к работе, соблюдение трудовой дисциплины, уровень теоретической и практической подготовки студента.
Если в отчете не полностью раскрыты вопросы программы, он возвращается студенту на доработку.
Защита отчета осуществляется перед комиссией, назначенной заведующим кафедрой.
Оформление рисунков.В целях унификации подхода к оформлению используемых диаграмм, схем, графиков, фотоматериалов их принято обозначать рисунками. Графики и схемы не должны иметь лишних изображений, которые не поясняются в тексте. Каждый вид рисунка нумеруется арабскими цифрами последовательно в пределах текста. Рисунки следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице с указанием ссылки.
Подписи на рисунках необходимо размещать горизонтально, без рамок. Подписи должны выполняться единообразно по размеру и шрифту. Необходимо следить за высокой контрастностью графического материала.
Название графиков, схем, диаграмм помещается под рисунком по центру строки, например:
Рисунок 1. Организационная структура ТОО «Кызыл Бель»
Рисунок 2. Доля сегмента рынка ТОО «Agere Almaty» среди основных конкурентов за 2015-2016 гг.
Таблицы приводятся для сравнительного анализа показателей деятельности предприятия..
Название таблицы должно быть кратким и отражать ее содержание. Таблица должна быть снабжена текстовым заголовком, который располагается над таблицей слева, c абзацным отступом на следующей строке после слов «таблица 1». Заголовок пишется с прописной буквы без точки в конце.
Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.
Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице с указанием ссылки на нее.
Таблицы нумеруются последовательно, арабскими цифрами, знак «№» не ставится.
При переносе части таблицы на следующую страницу название таблицы помещается только над первой частью, при этом над второй частью дается указание, например Продолжение таблицы 1.
Таблицы с цифровыми данными должны обязательно содержать указания на размерность этих данных. Допускается указывать над таблицей общую размерность данных. Цифры в графах таблиц располагаются так, чтобы шкалы чисел во всей графе были точно одни под другими.
Если таблица составлена на основании собственных исследований, то об этом обязательно следует указать в примечании, если же она заимствована из каких-либо источников, то необходимо сделать ссылку на источник.
Если таблица текстовая, то слова в графах таблицы всегда пишутся с прописной буквы. В конце текста в графах точка не ставится.
Пример оформления таблицы:
Таблица 1
Анализ до хо да о т реализации про дукции ТОО «Orda Invest», (тыс. тенге)
По казатели, тыс.тенге | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | Откло нение (+, -) 2014 г к | |
2012 г. | 2013 г. | ||||
До хо д о т реализации про дукции | -65485 | -5816 | |||
Себесто имо сть | -59830 | -6160 | |||
Вало вый до хо д | -5655 | ||||
ППримечание – со ставлено на о сно ве исто чника [24] |
Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте, а именно – кегль № 12.
Расстояние между нижним срезом таблицы и текстом должно быть один интервал или одна «пустая строка».
Сканирование графиков, схем, диаграмм, таблиц – не допускается.
Список использованных источников. Сведения об источниках следует нумеровать арабскими цифрами с точкой и печатать с абзацного отступа.При ссылке на сайт в Интернете указывается автор, название материала и его Интернет-адрес.
Приложения. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова - Приложение.
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Номер приложения приводится без знака «№», например: Приложение 1
Раздел II. Содержание производственной практики