Информационные страдства в организации автоматизированных банковских систем.
Автоматизированная банковская информационная система предназначена для автоматизации межбанковских расчетов и сопутствующих учетно-операционных и информационно-аналитических функций персонала региональных учреждений Банка.бъектами автоматизации банковских информационных систем являются:
· региональные учреждения Банка России (Главный расчетно-кассовый центр (ГРКЦ), Рассчетно-кассовый центр (РКЦ));
· территориальное управление Банка России;
· региональный центр информатизации Банка России (Центр обработки информации (ЦОИ)).
Внешними пользователями расчетной банковской подсистемы, могут быть:
· кредитные организации и их филиалы;
· клиенты учреждений Банка России;
· полевые учреждения Банка России;
· смежные автоматизированные системы учреждений Банка России.
В качестве расчетной системы, Автоматизированная банковская информационная система (АБИС) обеспечивает автоматизацию всех существующих в ЦБ РФ видов межбанковских расчетов:
· взаимные расчеты между учреждениями Банка России, обслуживаемыми одним центром расчетов;
· внутрирегиональные электронные расчеты;
· межрегиональные электронные расчеты.
Для персонала учреждений Банка России, автоматизированная банковская система дополнительно автоматизирует:
· внутрибанковские расчеты;
· выполнение кассовых операций;
· функции операционного учета: открытие, закрытие, модификация лицевых счетов, внебалансового учета, получение выходных форм и форм бухгалтерской и статистической отчетности.
В АБИС реализована централизованная схема обработки информации, при которой обработка и хранение учетно-операционной информации всего региона ведется исключительно в одном месте – центре обработки информации (ЦОИ). Взаимодействие участников и пользователей системы с ЦОИ осуществляется обменом электронными сообщениями. По решению Банка России (в зависимости от технических возможностей и условий региона), ЦОИ АБИС развертывается или непосредственно в региональном центре информатизации ТУ (территориальное учреждение), или в составе коллективного центра обработки информации (КЦОИ).
В новых условиях стал неизбежным переход к комплексной автоматизации банковской деятельности. В силу различия банков по размерам, структуре, используемой методологии, т.е. всех тех параметров, которые, в первую очередь, характеризуют банк как объект приложения информационных технологий, расширился круг используемых ими АБС. На рынке программных средств банковских технологий появились организации поставщики, такие как, «Программ банк», «Инверсия», «Асофт», «Rstyle», «Diasoft» и другие, которые начали активно удовлетворять имеющийся спрос. Выбор банками тех или иных систем автоматизации связан, как правило, с соотношением цена – надежность – производительность. Проектирование и функционирование АБС основывается на системотехнических принципах, отражающих важнейшие положения методов общей теории систем, системного проектирования, теории информации и других наук, позволяющих обеспечить необходимую надежность эксплуатации, совместимость и взаимодействие информационных систем различных экономических объектов, экономить труд, время, денежные средства на проектирование и внедрение АБС в практику. Информационное обеспечение (ИО) АБС представляет собой информационную модель банка. Различают внемашинное и внутримашинное ИО:
- внемашинное – это вся совокупность информации в банке, включая системы показателей, методы классификации и кодирования элементов информации, документов, документооборота информационных потоков;
- внутримашинное – это представление данных на машинных носителях в виде разнообразных по содержанию, по назначению и специальным образом организованных массивов (файлов), БД и их информационных связей.
Значительную долю внемашинного ИО составляет документация. При разработке внемашинного ИО к документам, как наиболее распространенным носителям исходной и результативной информации, предъявляется ряд требований по их форме, содержанию, порядку заполнения. Единство требований создает унифицированную систему документации. Унифицированные типовые документы в банковской системы повышают эффективность автоматизации. К таким документам относятся платежные поручения, чеки, кассовые ордера, банковские выписки и другие. Унифицированные формы документов вырабатываются для всей территории РФ, утверждаются Министерством финансов РФ и ЦБ. Внутримашинное ИО формирует информационную среду для удовлетворения разнообразных профессиональных потребностей банковской системы. Оно включает все виды специально организованной на машинных носителях информации для восприятия, передачи, обработки техническими средствами. Поэтому информация представляется в виде файлов, БД, банков данных (БнД).