Рынок несовершенной конкуренции: сущность, типы
Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: чистая монополия; олигополия; монополистическая конкуренция.
Чистая монополия (от греч.моно -- один, полео -- продавец) -- это рынок, на котором товар, у которого нет близких заменителей, продает один продавец, т.е. один продавец противостоит множеству покупателей.
Понятие монополия имеет двоякий смысл: во-первых, под монополией понимается крупное предприятие, которое занимает ведущее положение в определенной отрасли («Кока-кола», «Ксерокс», «Форд» и др.); во-вторых, под монополией понимается положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Как отмечает М. Фридмен, «Монополия наличествует всегда, когда... предприятие имеет над каким-то товаром или услугой контроль, позволяющий ему в значительной мере диктовать условия, на которых другие лица имеют доступ к оным»
монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой.
Эта власть может возникать:
¦ при отсутствии близких заменителей;
¦ когда имеются существенные барьеры для вступления в отрасль, обусловленные наличием у доминирующего предприятия низких издержек производства, связанных с эффектом масштаба;
¦ при наличии государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак;
¦ в случае исключительного права доступа к каким-либо природным ресурсам и др.
Цель монополии -- получение сверхприбыли посредством контроля над ценой (установления монопольно высоких или монопольно низких цен) или объемом производства.
типов монополий:
¦ монополия, порождаемая конкуренцией (искусственная монополия).
¦ технологические особенности производства, обусловливающие меньшие издержки производства на одном крупном предприятии, нежели на множестве мелких (водо-, газо- и электроснабжение, телефонная связь и т.п.) порождают технологическую или естественную монополию -- состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в условиях отсутствия конкуренции;
¦ государственная (легальная) монополия -- исключительное право государства на производство денег, наркотических средств, ядерного вооружения, водочная монополия и т.п.;
¦ временная монополия, порождаемая научно-техническим прогрессом. Возникает на основе монопольного обладания фирмой каким-либо научно-техническим достижением. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения;
¦ случайная монополия -- результат ограниченного во времени превышения спроса над' предложением. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит закрепляется намеренно.
Олигополия
Отличительная особенность олигополистического рынка -- это небольшое число продавцов.Олигополия (от греч. олиго -- немногие и полео -- продавец) -- это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Хотя четкого количественного критерия олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствует от трех до десяти фирм. Например, типично олигополитистическими рынками в США являются рынок сигарет (90% продаж контролируется 4 фирмами), рынок жевательной резинки, (95% продаж контролируется 9 фирмами), рынок легковых автомобилей и т.д.
В зависимости от числа продавцов различают «жесткую» олигополию (3--4 фирмы на рынке) и «аморфную» олигополию: 6-- 8 продавцов, которые контролируют 80--90% рынка [3, с.153-154].
По типу продукции различают чистую олигополию, производящую однородный продукт (цемент, минеральные удобрения, сталь), и олигополию, производящую разнообразную (дифференцированную) продукцию (сигареты, электробытовые приборы, автомобили).
Фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, получают высокие прибыли потому, что, как и в случае чистой монополии, вхождение в отрасль для фирм-аутсайдеров затруднено. Барьеры для вступления в отрасль новичков такие же, как и в условиях чистой монополии: эффект масштаба, владение патентами и лицензиями, контроль над источниками сырья и т.п. [6, с.60].
Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм -- любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. Конкурентное поведение каждого отдельного продавца оказывает влияние на поведение всех его конкурентов, вызывая соответствующую реакцию последних.
Монополистическая конкуренция -- рыночная структура, когда множество фирм, выпускающих дифференцированный продукт, конкурирует между собой, но ни одна из них не обладает полным контролем над ценами. Множество продавцов противостоят множеству покупателей. Монополистическая конкуренция широко представлена на рынках продукции легкой и пищевой промышленности, в розничной торговле [3, с.153].
На рынке такого типа имеется множество продавцов, предлагающих однотипную, недифференцированную продукцию (например, джинсы, зубная паста разных фирм), в отношении которой продавец ведет себя как монополист, самостоятельно устанавливая цену. Но поскольку продавцов аналогичной продукции много, т.е. имеется множество заменителей и объем продаж отдельной фирмой относительно невелик, постольку контроль фирмы над ценами ограничен. А множественность продавцов практически исключает возможность сговора. Основные методы конкуренции -- товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров.
Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен, так как эффект масштаба не имеет большого значения, а первоначальный капитал, требующийся для начала дела, относительно невелик.
Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией, но наличие пусть ограниченной, но монопольной власти, возможность воздействия на цены снижают эффективность использования ресурсов общества. Производство осуществляется с издержками более высокими, чем в условиях совершенной конкуренции. Однако широкий выбор марок, видов, стилей, качества продукции позволяет лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства [7, с.113-114].
В целом можно сказать, что монополистические тенденции, проявляющиеся на рынке, не только ограничивают конкуренцию, но и искажают ее суть -- возникает недобросовестная конкуренция, при которой фирмами применяются различимые меры дискредитации как конкурентов, так и выпускаемых ими товаров. в странах с развитой рыночной экономикой такие действия пресекаются применением антимонопольного законодательства. В России имеются три специальные государственные структуры, на которые возложены обязанности по ограничению монополизма: Государственный антимонопольный комитет РФ, Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте, Федеральная служба России по регулированию монополий в области связи. Кроме того, функциями антимонопольных органов по закону наделены Центральный банк РФ и Федеральная энергетическая комиссия. Общим критерием эффективности их деятельности может служить степень свободы рыночного ценообразования в экономике страны
8) Предпринимательские риски
• Риски и виды рисков в предпринимательстве • Риски финансирования проекта • Страхование рисков и его значение • Бизнес-план и снижение предпринимательского риска • Предприниматель и его роль в принятии эффективного решения Риск в предпринимательстве. Виды рисков В условиях командно-административной системы управления экономикой риск, как правило, осуждался. В условиях перехода к формированию рыночных отношений риск — ключевой, важнейший элемент предпринимательства. Предприниматель, умеющий вовремя рисковать, зачастую оказывается вознагражденным. Под риском можно понимать "действие, неудачу в надежде на счастливый случай". Существуют и другие определения этого понятия. Характерные особенности риска — неопределенность, неожиданность, неуверенность, предположение, что успех придет. В Законе РСФСР "О предпринимательской деятельности" говорится, что предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск и под свою имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. В условиях политической и экономической неустойчивости степень риска значительно возрастает. В средствах массовой информации постоянно рекламируются предложения мелких и средних фирм, пытающихся поправить свои дела за счет операций на рынке, используя неосведомленность предпринимателей. Чтобы преодолеть последствия риска, нужны не только смекальй и опыт, но и достаточное количество финансов. Фирмы-консультанты, поставщики средств производства, да и подрядчики, как правило, имеют ограниченные денежные ресурсы компенсации риска. Высокая степень риска какого-либо проекта заставляет разработчика искать способы его снижения. Основными способами уменьшения риска могут быть: • привлечение к разработке проекта компетентных партнеров, компаньонов и консультантов; • глубокая предпроектная проработка сопутствующих проблем; • прогнозирование тенденций развития рыночной конъюнктуры, спроса на данную продукцию или услуги; • распределение риска между участниками проекта, его соисполнителями; • страхование; • резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов. • Распределение риска состоит в том, что ответственным за риск должен стать тот компаньон проекта, который лучше дру гих может рассчитывать и контролировать риски. Распределение риска реализуется при разработке финансового плана проекта и контрактных документов. Распределение риска между участниками проекта может быть качественным и количественным. При количественном распределении риска можно использовать концептуальную модель (12.1)1, базирующуюся на стандартных методах решений, основой которых /является дерево вероятностей и решений, используемое для установления их последовательности. Качественное распределение риска предусматривает принятие ряда решений участниками проекта, направленных на увеличение или уменьшение числа потенциальных инвесторов, что зависит от доли риска, которую участники хотят возложить на инвесторов. Однако это затрудняет разработчикам проекта привлечение опытных инвесторов. Участники переговоров должны проявлять максимум гибкости в решении вопроса о доли риска, который они согласны принять на себя. ♦ Риски подразделяются на следующие основные виды: производственный, коммерческий, финансовый (кредитный), инвестиционный и рыночный. Производственный риск связан с производством и реализацией продукции (работ, услуг), осуществлением любых видов производственной деятельности. На этот вид риска наибольшее влияние оказывают сокращение намеченного объема производства и реализации продукции, превышение плановых материальных и трудовых затрат, снижение цен, брак, дефекты изделий, рекламации и др. Коммерческий риск возникает в процессе реализации закупленных предпринимателем товаров и оказания услуг. В коммерческой сделке необходимо учитывать такие факторы, как невыгодное изменение (повышение) цены закупаемых средств производства, снижение цены, по которой реализуется продукция, потеря товара в процессе обращения, повышение издержек обращения. Финансовый риск может возникнуть при осуществлении финансового предпринимательства или финансовых (денежных) сделок. На финансовый риск наряду с факторами, характерными для других видов предпринимательского риска, воздействуют и такие, как неплатежеспособность одной из сторон финансовой сделки, ограничения на валютно-денежные операции и т.п. Причиной инвестиционного риска может быть обесценивание инвестиционно-финансового портфеля, состоящего из собственных и приобретенных ценных бумаг. Рыночный риск связан с возможным колебанием рыночных процентных ставок, национальной денежной единицы или зарубежных курсов валют, а возможно, тем и другим одновременно. Любой риск зависит от партнеров по сделке. Для принятия решения о целесообразности участия потенциальных партнеров в осуществлении проекта проводят анализ риска. ♦ Потери от риска в предпринимательской деятельности подразделяют на материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь. Материальные потери — это не предусмотренные проектом затраты или прямые потери материальных объектов в натуральном выражении (здания, сооружения, передаточные устройства, продукция, полуфабрикаты, материалы, сырье, комплектующие изделия). Потери времени возникают в том случае, если процесс предпри- нимательской деятельности вдет медленнее предусмотренного про- ектом (измеряется часами, сутками, декадами, месяцами и т.д.) К числу специальных видов потерь можно отнести: потери, связанные с нанесением ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя и с другими не-т благоприятными социальными и морально-психологическимин факторами. Особая группа специальных видов потерь — потери от воздействия непредвиденных факторов политического характера. Они вносят неразбериху в сложившиеся экономические условия жизни людей, нарушают ритм производственно-хозяйственной деятельности, порождают повышенные затраты живого и овеществленного труда, снижают прибыль. К типичным источникам политического фактора риска можно отнести: снижение деловой активности людей, снижение уровня трудовой и исполнительской дисциплины, неисполнение принятых законодательных актов, нарушение платежей и взаиморасчетов, неустойчивость налоговых ставок, принудительные отчисления и платежи, не имеющие здравого экономического смысла, отчуждение имущества или денежных средств и др. Трудовые потери — потери рабочего времени, вызванные случайными или непредвиденными обстоятельствами, например использованием некалиброванного прутка и обработкой его на универсальном токарном станке вместо автомата; применение опытно-статистических норм времени вместо технически обоснованных (единица измерения — чел.-час. или чел.-дни рабочего времени). |