Инновационный менеджмент: сущность, орг. структуры, инновационные стратегии, управление нововведениями в кадровой службе.
Инновационный менеджмент: сущность, орг. структуры, инновационные стратегии, управление нововведениями в кадровой службе.
В современных условиях инновационная деятельность в той или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов. Таким образом, вопросы управления инновационной деятельностью являются весьма актуальными. Тем более что такая деятельность является очень сложной, сочетающей в себе разнообразные научные, технические, экономические, социальные, психологические проблемы.
Управление инновационной деятельностью имеет особенности по сравнению с традиционной, рутинной. Прежде всего, это обусловлено наличием научно-исследовательских и проектных работ. Управление научными коллективами и коллективами высокопрофессиональных разработчиков предъявляет специфические требования к менеджеру. Это связано с самим характером научных работ, с социально-психологическими особенностями научных коллективов, с важностью учета личностной составляющей в результате научного труда, с непредсказуемостью этих результатов и т.д. Отсюда следуют отличительные особенности управления научным коллективом в организации рабочего дня, системы мотивации, контроля, коммуникаций, в подборе персонала и формировании трудового коллектива, обучении и повышении квалификации, организации рабочих процессов, использовании того или иного стиля управления.
Другой особенностью инновационной деятельности по сравнению с традиционной является ее рискованность. На любом этапе создания новых потребительских продуктов и образцов техники возможно появление неожидаемых, не видимых ранее проблем, которые могут привести к нарушению сроков, перерасходу ресурсов, к недостижению запланированных целей или даже к закрытию инновационного проекта. Таким образом, от менеджера по инновациям требуется умение стратегически мыслить, творчески решать нестандартные проблемы, находит возможности для мобилизации сил и ресурсов с тем, чтобы довести инновационный процесс до конца и получить положительный результат. Кроме того, инновационная деятельность требует от менеджера умения создать определенную инфраструктуру, без которой невозможно создание нового.
Эти и другие особенности управления инновациями обуславливают выделение инновационного менеджмента в самостоятельную дисциплину, изучение которой поможет сформировать особый тип менеджеров - менеджеры по инновациям.
Инновационный менеджмент – это управление научной, научно-технической, производственной деятельностью и интеллектуальным потенциалом персонала фирмы с целью совершенствования производимого или освоения нового продукта (услуги), а также способов, организации и культуры его производства и на основе этого удовлетворение потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах.
Инновация — это целенаправленный, интенсивный процесс получения нового прикладного результата, имеющего потенциальную, достаточно близкую во времени социально-экономическую полезность высокой вероятности.
Если рассматривать инновацию как конечный результат, то она должна иметь где-то свое начало, исток, и этим началом является какая-то идея, замысел, изобретение. От этой идеи до ее реализации существует длительный путь, содержащий множество этапов и действий. Этот путь носит название инновационного процесса.
Инновационный процесс - это деятельность, в которой изобретение или предпринимательская идея получают экономическое содержание.
Следует выделить характерные свойства инновации, отличающие ее от простого новшества:
научно-техническая новизна;
производственная применимость;
коммерческая реализуемость.
В соответствии с рекомендациями Руководства Фраскати в России действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ (табл. 1).
Таблица 1
Бизнес-инкубаторы
Особое место, на наш взгляд, в инновационной инфраструктуре занимают бизнес-инкубаторы. В современном мире бизнес-инкубатором принято считать инновационную структуру, имеющую своей целью поддержку образования и развития новых организаций путем предоставления им площадей для аренды, первоначального капитала, консультаций и т.п.
Цель функционирования бизнес-инкубаторов – обеспечение эффективной инкубации (выращивания) предпринимателей, создание малых фирм.
Каждый клиент бизнес-инкубатора проходит в своем развитии ряд стадий:
• собеседование;
• тестирование;
• оценку инновационного замысла или бизнес-проекта;
• консультирование и/или составление бизнес-проекта и других документов;
• начало работ по бизнес-проекту;
• освоение бизнес-проекта;
• выход из инкубатора.
Срок пребывания клиента в бизнес-инкубаторе – от 1 до 2,5 лет.
Существует две формы участия в бизнес-инкубаторе – действительная и ассоциативная. Вторая форма в отличие от первойпредусматривает свободное пользование всеми предоставляемымиинкубатором услугами без размещения фирмы непосредственно натерритории бизнес-инкубатора.
Юридической основой взаимоотношений бизнес-инкубатора и его членов является договор, определяющий права и обязанности сторон, финансовые отношения, сроки пребывания клиента в бизнес-инкубаторе. За каждую услугу клиенту выписывается чек. После выхода из бизнес-инкубатора в течение 1,5 – 2 лет финансовая задолженность должна быть погашена. Кроме того, в договоре могут быть предусмотрены отчисления из прибыли в пользу бизнес-инкубатора (как правило, не более 5 %), который предприниматель выплачивает в течение 3 – 5 лет после выхода.
В России сложились три основных модели бизнес-инкубаторов.
Первый тип сформировался при технопарках, где они функционируют как основное ядро. Такие бизнес-инкубаторы действуют на базе наукоемкого производства, высоких технологий.
Второй тип бизнес-инкубаторов ориентирован на предпринимателей, связанных в основном с производством товаров народного потребления, с оказанием различных ремонтных и сервисных услуг.
Третий тип – региональные бизнес-инкубаторы, созданные для решения хозяйственных проблем с учетом региональных приоритетов. Большая роль в их деятельности отводится решению социальных проблем.
Известны случаи объединения нескольких успешно работающих бизнес-инкубаторов в новую структуру - технопарк, хотя собственно технопарками часто называют и бизнес-инкубаторы, осуществляющие продвижение к успеху высокотехнологических идей через развитие малых и средних форм предпринимательства. Полной терминологической определенности здесь еще нет. В большинстве современных стран, как правило, технопарк представляет собой форму сотрудничества Университетов, крупных научных центров, местных органов управления, промышленных организаций, банковских и коммерческих структур, заинтересованных в социально-экономическом и технологическом развитии того или иного региона. Сегодня в мире насчитывается около 500 технопарков, из них 150 в США.
Технопарки.
Технопарк – инновационная организация, главной целью которой является превращение результатов научно-технических работ в новые конкурентоспособные товары и услуги, резкое сокращение инновационного цикла от идеи до товара. Эта цель достигается за счет “инкубации” – выращивания малых и средних инновационных фирм на базе какого-либо вуза или научного учреждения. Для достижения главной цели технопарк решает следующие основные задачи:
• организационное, правовое, информационное, экономическое консультирование и содействие развитию малых инновационных фирм;
• организация служб коллективного пользования для маркетинговой, рекламной, издательской, внешнеэкономической деятельности, лицензирования, сертификации, патентования;
• поиск источников финансирования;
• создание совместных предприятий в различных областях инновационной деятельности;
• проведение выставок, семинаров, конференций;
• подготовка и переподготовка специалистов;
• реализация торговой и посреднической деятельности.
Недостатки и опасности такого вида организации инновационной деятельности:
• опасность превращения технопарка в инкубатор “отходов” вузовской и отраслевой науки;
• опасность превращения технопарка в региональный торговый дом, в случае если будут отсутствовать другие источники финансирования, кроме коммерческих;
• опасность потери управляемости в случае разрастания технопарка.
В России технопарки образуются с 1990 г. По данным 1996 г. их было более 60. Все образовались без государственного вклада и без налоговых льгот. В состав этих технопарков входило более 780 малых инновационных фирм. Работали 10 тыс. человек. Произведено 710 видов наукоемкой продукции. Реализовано 850 инновационных проектов. Объем инновационной деятельности оценивается в 32 млрд руб., в том числе 6,5млрд приходится на внешнеэкономические операции.
Достаточно широко и живо развиваются бизнес-инкубаторы в РФ, где разработана и реализуется программа «Создание и развитие научных и технологических парков». Широкую известность получили технопарки Томска, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Анализ состава учредителей научно-технологических парков показывает, что они объединяют в условиях переходного периода научный потенциал научных организаций, привлекают зарубежных партнеров, органы территориального управления, что позволяет им влиять на формирование региональной научно-технической экономической политики.
В рамках программы создания российских технопарков проводится обучение менеджеров в инвестиционной сфере, смогут исследовать рынок интеллектуальных продуктов, создавать инновационные структуры с учетом потребностей региона.
С целью координации усилий по развитию инновационного бизнеса в 1990 г. создана Ассоциация научно-технологических парков, бизнес-инкубаторов и инновационных центров «Технопарк». При ассоциации учреждены научно-технический совет по информатизации и развитию телекоммуникационной сети «Технопарк», экспертный совет по отбору инновационных программ и наукоемкой продукции фирм технопарков за счет средств федеральных программ. Организован Центр аккредитации технопарков, который должен оценивать и подтверждать достигнутый технопарком уровень развития, его способность к активной инновационной деятельности и возможность эффективного использования целевых кредитов, финансовой и других форм поддержки. Ассоциация «Технопарк» совместно с руководством технопарков подготовила более 150 проектов малых инновационных организаций в рамках Федеральной программы развития малого и среднего предпринимательства России.
Сегодняшняя Россия является по сути технопарковой державой. В ней созданы и действуют около 60 технопарков, примерно такое же количество инкубаторов бизнеса и инновационных центров, не все они состоялись в полной мере, но 30—35% из них уже начали работать. Ежегодно начиная с 1990 г. в России создаются в среднем 8—10 технопарков. Предполагается, что к началу будущего столетия в России будет более 100 технопарков, около200 инкубаторов бизнеса и несколько сотен инновационных центров. В технопарках России создано 8 тыс. рабочих мест. В каждом российском технопарке размещено 22—25 инновационных и сервисных фирм. 12—15 наиболее развитых российских технопарков осуществляют передачу своих разработок не только внутренний рынок, но и на западный. В России закончился вый этап становления и развития технопарков.
Новый этап развития технопарков России связывается не только с количественным их ростом. В этот процесс вовлекаются вслед за университетами наукограды, - закрытые города, государственные научные центры. Успешно идет создание технопарков в Северске Томской области, Черноголовке, Дубне, Шатуре, Пущине, Обнинске, Новосибирском Академгородке. В стадии формирования находится технополис государственного научного центра Курчатовский институт. Создан технопарк конверсионного типа Астро-Гермес. При поддержке Министерства науки в Санкт-Петербурге создается промышдегокьтехноло-гический парк на базе НПО «Светлана». Здесь предполагается отработать модель совместной деятельности крупного государственного научного центра и технопарка, модель функционирования технопарковой зоны отрабатывается на базе Новосибирского Академгородка.
Следующий уровень в развитии инновационной структуры, или, точнее, среды, — технополис. Он обычно возникает там, где переплетается деятельность соседей — технопарков.
Бизнес-инкубаторы, технопарки и другие структуры поддержки малых организаций, несмотря на объективные трудности переходного периода, могут создавать благоприятные условия для развития научно-инновационных и технологически ориентированных фирм.
Технополисы
Технополисы создаются только решениями центральной власти. Правительственная программа развитиятехнополисов была принята в 1983г. При этом учитывались не только научно-технические и экономические аспекты, но и территориальное расположение, и площадь. Программа предусматривает ряд налоговых льгот, субсидии.
Финансирование технополиса осуществляется следующим образом: 50 % средств на функционирование технополиса выделяется через местную префектуру, 30 % поступает из регионального бюджета, 10 % выделяет правительство, 10 % поступает от ассоциаций, корпораций, частных лиц.
Научно-финансово промышленные группы (НФПГ)
Основной целью создания НФПГ являются интеграция и активизация интеллектуальных, информационных, материально-технических и финансовых ресурсов для развития научно-технического потенциала региона и страны в целом.
Участниками НФПГ могут быть:
• научные и научно-образовательные учреждения;
• финансовые группы, банки;
• региональная администрация;
• промышленные предприятия.
Задачи НФПГ:
• конкурсный отбор инновационных проектов;
• вложение реальных инвестиций в наиболее перспективные инновационные проекты;
• организация совместной производственной и коммерческой деятельности участников НФПГ;
• создание новых рабочих мест, как важнейшая социальная задача;
• финансирование НИОКР.
Принципы работы НФПГ:
• добровольное объединение исполнителей проекта и интеграция их ресурсов на взаимовыгодной основе;
• программно-целевая деятельность;
• многоканальное финансирование проектов;
• максимальная экономическая эффективность.
Фирмы «спин-офф»
Фирмы «спин-офф» это малые инновационные фирмы, которые организуются с целью коммерческого внедрения научно-технических достижений, полученных в ходе выполнения крупных негражданских проектов – военных, космических.
В отличие от венчурных фирм здесь большую роль играет государственный сектор, который служит не только отправной точкой при организации таких фирм, но и оказывает значительную финансовую, организационную, информационную помощь.
Следует отметить, что по оценке организации экономического сотрудничества и развития в настоящее время на долю малых фирм в промышленно развитых странах приходится 10-20 % всех новшеств, хотя доля их в расходах на инновации составляет 4- 5 %.
В целом более 50 % из инновационных малых предприятий занимаются проектированием новой техники, 40 % – разработкой программных средств. Каждое четвертое малое инновационное предприятие осуществляет консультирование в области научно-технической деятельности.
В 1995 – 1996 гг. в отрасли «Наука и научное обслуживание» в России функционировало соответственно 48 и 46 малых инновационных предприятий. Их доля в общем объеме выполненных работ составляла 39,2 и 38,8 %.
Инжиниринговые фирмы
Инжиниринговые фирмы – это своего рода соединительное звено между научными исследованиями и разработками с одной стороны, и между разработками и производством – с другой.
Инжиниринговая деятельность связана:
• с экспертизой и оценкой объектов промышленной интеллектуальной собственности – изобретений, промышленных образцов, ноу-хау с точки зрения их практической реализуемости, коммерческой эффективности;
• с созданием инновационных проектов, направленных на промышленную реализацию научно-технических новшеств;
• с организацией производственных процессов на предприятии, внедряющем новшество.
Инжиниринговые фирмы осуществляют, как консалтинг по вышеперечисленным направлениям, так и выполняют практическую работу.
Основные направления деятельности инжиниринговых фирм:
1) оценка вероятной значимости коммерческой конъюнктуры,
полезной модели, изобретения;
2) техническое прогнозирование инновационной идеи, будущей
технологии научно-технической продукции;
3) доработка нововведения до промышленной реализации;
4) оказание услуг в процессе внедрения объекта разработки;
5) пусконаладочные работы.
Инжиниринговые фирмы, объединяясь в ассоциации, осуществляют координирующие действия в отношении их клиентов, объединяют нужных специалистов и ресурсы для отработки рискованных технологий и образуют для этих целей венчурные предприятия.
Подготовка специалистов для работы по инновационным программам.
Существует три направления улучшения работы с персоналом:
- повышение качества их работы как специалистов, а возможно, и как инженеров-практиков, внедряющих в программу результаты своих работ. Это расширяет кругозор и повышает ценность специалиста;
- развитие всех конкретных междисциплинарных исследований, например проектирование материалов с заданными свойствами, представляющих особый интерес;
- развитие управленческих навыков специалистов для подготовки в перспективе к назначению их на более высокие должности.
При проведении фундаментальных или поисковых исследований специалист растет наиболее быстро, когда работает с более опытными коллегами. Начинающий специалист должен только работать под началом опытного специалиста в обстановке взаимного уважения, но и расширять свои научные контакты, регулярно встречаясь с представителями научных центров университетов и других организаций.
Подготовка специалистов для работы по инновационным программам до сих пор не получила достаточного развития. Это заставляет предпринимать меры по организации подготовки, таких специалистов в процессе работы путем организации циклов лекций, что позволит заполнить пробелы в их образовании. Следует использовать также возможность посещения специальных курсов повышения квалификации менеджеров.
Большой результат в решении практических проблем достигается там, где разрабатываются инновации на стыке дисциплин.
Однако проблема подготовки соответствующего персонала представляется достаточно сложной.
Возможно, что наиболее эффективный способ решения проблемы — создание проблемных коллективов из представителей различных дисциплин. Практика показала, что сотрудничество специалистов разного профиля, работающих разрозненно в удаленных друг от друга подразделениях, неэффективно. Подготовка специалистов в качестве кандидатов на должности менеджеров — важный аспект деятельности инновационной организации. Подготовка и выдвижение на эти должности ее же специалистов предпочтительнее, чем приглашение их со стороны. Такая подготовка начинается с оценки способностей кандидатов выполнять более ответственные функции, стремления принимать на себя их выполнение. Для кандидатов создают условия, в которых они могут расширить опыт административной работы. Следует также с самого начала детально знакомить будущих менеджеров инновационных подразделений с финансированием инноваций, так как финансы — крайне ограниченный ресурс, определяющий масштабы исследований и разработок.
Крупные инновационные организации имеют, как правило, иерархическую организационную структуру. Однако можно обратить внимание на то, что развиваются новые структуры, радикально отличающиеся от традиционных. Основными особенностями таких новых структур являются:
- широкое участие специалистов в принятии решений (в отличие от централизованных структур);
- непосредственное общение в группе, а не выпуск регламентирующих инструкций;
- взаимное доверие, а не распорядительство как интегрирующая сила организации;
- непосредственный менеджер - помощник при внутри-групповом и межгрупповом общении, а не представитель власти.
Организация, базирующаяся на подобных отношениях, характеризуется как «органичная». При рассмотрении организации этого типа формируются следующие черты творческого коллектива:
- творческое решение проблем связано с большим риском, часто носит неустойчивый и непредсказуемый характер;
- люди творческого типа обычно целиком отдаются своей работе, вникают в суть решаемых проблем, не теряя из виду перспективы и масштабов;
- восприимчивы к любым идеям, правильно их оценивают, предпочитают свободные непланируемые исследования, которые можно быстро прекратить и перейти к поиску новых альтернатив, идей, анализу рекомендаций и мнений самых разных лиц и организаций; переходят к решению конкретных проблем медленнее, чем лица с меньшими творческими способностями;
- не склонны к конформизму, ставят под сомнение мнение авторитетов, предложенные решения проблем.
Очевидно, наиболее характерной чертой специалистов творческого типа является их убежденность в отсутствии авторитетов, страстное желание следовать собственным убеждениям и гипотезам.
Следует отметить, что в любой инновационной организации есть специалисты, выполняющие нетворческие функции, но могут успешно работать и в организациях более жесткого типа. Тем не менее, данные соображения важны для тех организаций в которых стремятся к мотивированию инновационной деятельности, как при подборе персонала, так и при выборе стиля менеджмента творческими специалистами.
Менеджер программы обеспечивает интеграцию основных участников программы. Группа контроля целей программы обеспечивает контроль и согласование целей программы со стратегическими целями организации. Группа технического контроля отвечает за соответствие технических решений и используемых технологий общепринятым стандартам, стандартам организации и спецификациям контракта. Администратор и офис программы оказывают поддержку менеджеру программы по сбору информации и выполнению управленческих функций.
Должности основных членов команды программы различаются в зависимости от типа программы. Для промышленной программы, например, в ядро команды, кроме менеджера программы, должен входить главный инженер программы, который отвечает за спецификации и качество конечного продукта. Для крупных программ необходимо иметь команду из нескольких инженеров: инженера, отвечающего за спецификацию продукта; инженера, отвечающего за технологию производства, а также специалиста, ответственного за установку, тестирование и опытное производство.
Администратор программы - специалист, отвечающий за все официальное делопроизводство внутри программы, протоколирующий вносимые изменения, жалобы и. прочие вопросы, связанные с контрактными обязательствами. Часто администратор программы отвечает также за ведение архива программы.
Причины сопротивления изменениям.
Всякое новое рождается в борьбе со старым. Этому учит диалектика. Не являются исключением из этого правила и инновационные процессы. Сопротивление нововведениям в организации может проявляться активно и открыто или носить пассивный и скрытый характер. Менеджер предпочел бы открытое сопротивление. Тогда он видит и слышит, чем люди недовольны, чего от него хотят и что следует делать по улучшению самого нововведения. Из всего этого он может сформировать для себя программу организационных действий. Таким образом, сопротивление нововведению можно рассматривать как своеобразную форму организационного поведения людей. Иное дело - пассивная или, что хуже, скрытая форма сопротивления. Все вроде бы согласны, ничто как будто не вызывает возражений, но нововведения не реализуются, результаты отсутствуют.
Сопротивление персонала нововведениям может быть вызвано прежде всего такими причинами, как неопределенность, ощущение потерь и убеждением, что перемены не принесут ожидаемых результатов.
Причины сопротивления переменам
Неопределенность. Возникает, когда человек не информирован о последствиях изменений
Ощущение потерь. Люди считают, что нововведения уменьшат их полномочия при принятии решений, ограничивают их формальную или неформальную власть, доступ к информации
Убеждение, что перемены не принесут ожидаемых результатов
Помимо этого причины сопротивления людей нововведениям условно можно разделить еще на несколько групп. К первой причисляют экономические, связанные с потенциальной возможностью потерять доход или его источник. Например, работники, занятые на производстве, могут считать, что новшества в технике и технологии приведут к увольнению работников, сокращению рабочего дня, интенсификации труда, лишению льгот и привилегий.
Вторая группа причин, вызывающих сопротивление персонала преобразованиям, - организационные. Это - нежелание менять сложившуюся систему отношений, нарушать существующую расстановку сил, опасения за будущую карьеру, судьбу неформальной организации.
Выделяют также группу социальных причин, обусловливающих сопротивление персонала нововведениям. Как указывалось ранее, в нововведении принимают участие новаторы (авторы идей, проектов), организаторы, планирующие, финансирующие разработку и обеспечение внедрения инноваций, и пользователи, работающие с нововведениями. От заинтересованности всех участников инновационного процесса зависит фактический эффект реализации новшеств. Интересы их могут сливаться или расходиться. Так, в строительстве при перерастании бригадного подряда в коллективный в положении среднего звена руководителей произошли существенные изменения. Прежняя мелкая опека, постоянный контроль за работой бригады с их стороны стали неуместными. К инженерной же подготовке производства, организационному механизму обеспечения работ (особенно снабжению) были предъявлены жесткие требования, и в ряде случаев среднее звено болезненно встретило необходимость внедрения нового метода и стало тормозить его распространение.
Та же проблема возникает с источником инициативы нововведения. В роли инициатора могут выступать работники, дирекция или вышестоящие органы. С точки зрения эффективности внедрения лучше, когда инициаторы и пользователи выступают в одном лице. Когда же одни перекладывают свои функции на других, результаты инновационной деятельности значительно снижаются.
К следующей - четвертой - группе причин относят личностные, связанные преимущественно с психологическими особенностями людей. Речь идет о силе привычки, инертности, боязни перед новым, неизведанным. Многие люди с трудом воспринимают изменение привычного хода событий, а в процессе перемен неизбежно возникают угроза понижения в должности, усиления личной власти руководителя, опасение потери статуса, положения в организации,, уважения в глазах руководства и товарищей по труду. Изменение объективного положения людей затрагивает их интересы, отсюда такая важная причина, как сопротивление человеческого фактора.
Наконец, выделяют пятую большую группу социально-психологических причин сопротивления инновациям, характерных не только для отдельных членов предприятия и их групп, но и персонала организации в целом. Среди этих причин можно назвать убеждение людей в том, что нововведения ничего хорошего не принесут, планируемые изменения не решают проблем, а лишь умножают их число. Сюда можно отнести: недовольство методами осуществления преобразований, их навязанностью, внезапностью; недоверие к инициаторам перемен; угроза разрушения существующей организационной структуры, ценностей; неблагоприятный морально-психологический климат; стремление сохранить «старые», «добрые» порядки и традиции; уверенность большинства членов организации в том, что надвигающиеся перемены - исключительно в интересах руководства.
Усиление сопротивления во многом обусловливают такие обстоятельства, как длительная стабильность коммерческих результатов, обеспечивающих продолжительное время без дополнительных затрат удовлетворительное функционирование предприятия; закостенелость, рутина, недостаточная квалификация и высокая текучесть кадров; внутренняя текучесть кадров; нездоровая внутренняя обстановка; преобладание авторитарных методов руководства.
Сила сопротивления персонала организации внедрению нововведений зависит более всего от степени разрушения сложившихся жизненных устоев, принципов и норм, скорости и интенсивности процесса изменений, а также от характера и масштабов угрозы смены власти.
Из обзора причин сопротивления персонала нововведения можно сделать некоторые общие выводы.
Сопротивление перестройке - объективное явление, которое порождается стремлением системы к сохранению относительной устойчивости связей. А всякое нововведение по отношению к действующей структуре связей воспринимается как дестабилизирующий фактор.
Сопротивление системы отдельным нововведениям не следует рассматривать только как негативную реакцию. Будучи объективным явлением, такое сопротивление создает необходимые предпосылки для своеобразного «испытания» новой идеи и ее доработки в процессе привязки к конкретным условиям.
Хотя сопротивление внедрению новшеств носит объективный и закономерный характер, его источником является субъективный элемент системы - человек. Поскольку производство представляет собой социальную систему, то субъективный фактор в нем имеет решающее значение. Человек может играть как организующую, так и дезорганизующую роль в системе. От желания людей трудиться, их заинтересованности, умения и инициативности зависит успех установления и реализации новых функций и связей.
Если источником сопротивления нововведению является субъективный элемент системы, то в качестве побудительной основы указанного объективного явления следует рассматривать субъективные мотивы. К их числу прежде всего можно отнести так называемую боязнь нового. Однако эта боязнь имеет объяснимые и далеко не одинаковые причины у разных лиц, выступающих объектами или участниками инновационного процесса. Как показывают исследования, выявляется несколько групп причин, важных для персонала организации.
На первом месте стоит боязнь материальных потерь. Для руководителей в одном ряду с указанным выступает боязнь ответственности или утраты существующего должностного статуса. Иногда это связывают с возможной ликвидацией занимаемой должности или ограничением прав, предоставляемых в соответствии с этой должностью.
На втором месте находится такая причина, как страх потерять работу.
На третьем - боязнь нового, связанная с ожиданием возрастания объема и сложности работ или уровня ответственности.
На четвертом месте - боязнь возможного собственного профессионального несоответствия уровню (сложности) новых задач или проектируемых функций.
На пятом - боязнь утраты каких-то моральных преимуществ, авторитета, статуса, возможности принимать решения, наконец, утраты власти. ,
Субъективные мотивы сопротивления новому могут состоять и в том, что иногда называют косностью или консерватизмом. Это - нежелание любых перемен, которые могли бы нарушить привычные, пусть даже неэффективные формы работы, связи и т.п. Всякое изменение требует хотя бы относительной активности, которая сама по себе весьма желательна во многих случаях. Консерватизм может проявляться как пассивно, так и в форме активного противодействия.
Итак, основными причинами боязни нового являются: неинформированность, неопределенность и некомпетентность, профессиональная неподготовленность кадров к нововведению.
Инновационный менеджмент: сущность, орг. структуры, инновационные стратегии, управление нововведениями в кадровой службе.
В современных условиях инновационная деятельность в той или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов. Таким образом, вопросы управления инновационной деятельностью являются весьма актуальными. Тем более что такая деятельность является очень сложной, сочетающей в себе разнообразные научные, технические, экономические, социальные, психологические проблемы.
Управление инновационной деятельностью имеет особенности по сравнению с традиционной, рутинной. Прежде всего, это обусловлено наличием научно-исследовательских и проектных работ. Управление научными коллективами и коллективами высокопрофессиональных разработчиков предъявляет специфические требования к менеджеру. Это связано с самим характером научных работ, с социально-психологическими особенностями научных коллективов, с важностью учета личностной составляющей в результате научного труда, с непредсказуемостью этих результатов и т.д. Отсюда следуют отличительные особенности управления научным коллективом в организации рабочего дня, системы мотивации, контроля, коммуникаций, в подборе персонала и формировании трудового коллектива, обучении и повышении квалификации, организации рабочих процессов, использовании того или иного стиля управления.
Другой особенностью инновационной деятельности по сравнению с традиционной является ее рискованность. На любом этапе создания новых потребительских продуктов и образцов техники возможно появление неожидаемых, не видимых ранее проблем, которые могут привести к нарушению сроков, перерасходу ресурсов, к недостижению запланированных целей или даже к закрытию инновационного проекта. Таким образом, от менеджера по инновациям требуется умение стратегически мыслить, творчески решать нестандартные проблемы, находит возможности для мобилизации сил и ресурсов с тем, чтобы довести инновационный процесс до конца и получить положительный результат. Кроме того, инновационная деятельность требует от менеджера умения создать определенную инфраструктуру, без которой невозможно создание нового.
Эти и другие особенности управления инновациями обуславливают выделение инновационного менеджмента в самостоятельную дисциплину, изучение которой поможет сформировать особый тип менеджеров - менеджеры по инновациям.
Инновационный менеджмент – это управление научной, научно-технической, производственной деятельностью и интеллектуальным потенциалом персонала фирмы с целью совершенствования производимого или освоения нового продукта (услуги), а также способов, организации и культуры его про