Понятие организационной структуры и основные принципы ее формирования.
Организационная структура – состав, взаимосвязи, соподчиненность совокупности организационных единиц (подразделений) аппарата управления, выполняющих различные функции менеджмента.
Организационная структура – форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации.
Элементы организационной структуры:
• самостоятельное структурное подразделение – административно обособленная часть, выполняющая одну или несколько функций менеджмента;
• звено управления – одно или несколько подразделений, которые необязательно обособлены административно, но выполняют определенную функцию менеджмента;
• управляющая ячейка – отдельный работник управления или самостоятельное структурное подразделение, выполняющее одну или несколько специальных функций менеджмента.
Построение организационной структуры базируется на функциях менеджмента и определяется принципом первичности функции и вторичности органа управления, имея характер пирамиды, т.е. содержит несколько уровней управления (рис. 5.2).
Рис. 5.2. Уровни управления
Пирамидальная структура функционирует как единое целое на скалярной основе (предполагается, что объем полномочий и ответственности, делегированный каждому должностному лицу в линейной цепи подчиненных, уменьшается пропорционально его удалению от президента, т.е. скалярно).
Чем выше уровень управления, занимаемый руководителем, тем меньше его работники заняты решением конкретных технических задач и тем больший удельный вес в структуре рабочего дня работников занимает решение вопросов по оценке перспектив развития производства, выработке тактики и стратегии управления.
Иерархичность организационной структуры обеспечивает ей устойчивость, способствуя ликвидации возможных конфликтных ситуаций в аппарате управления.
Структура управления характеризуется наличием связей между ее элементами:
• горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми;
• вертикальные связи – это связи подчинения, которые возникают при наличии нескольких уровней управления, вертикальные связи бывают линейными и функциональными.
Структуры управления должны отражать цели и задачи организации, функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления с учетом ограничений внутренней и внешней среды. Попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны.
Построение структуры в организационном менеджменте осуществляется с учетом требований: экономичность;адекватность;адаптивность;гибкость;динамизм;специализация;пропорциональность;оптимальность;оперативность;надежность.
Принципы организационного менеджмента:
· сочетание централизованного руководства с широкой самостоятельностью и инициативой коллектива;
· системный подход;
· управляемость;
· соответствие субъекта и объекта менеджмента;
· адаптация;
· профессиональная регламентация;
· правовая регламентация.
Из лекций:
Организационная структура – совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях и обеспечивающих развитие и функционирование.
Основные составляющие организационной структуры: элементы структуры управления; система взаимосвязей.
Элементы структуры управления: 1) первичные объединения – отделы, службы; 2) отдельный работник.
Структура управления должна отражать цели и задачи фирмы. Организационная структура отражает разделение труда и объем полномочий, которые закрепляются за каждым сотрудником. Руководитель может делегировать свои полномочия другим лицам. Делегирование – передача задач и функций другим лицам. При передаче полномочий ответственность не передается.
Виды организационных структур. Существует два вида структур:
1. механические (бюрократические)
2. органические (адаптивные) структуры.
Характеристика механической структуры:
1). Характеризуется негибкостью и консерватизмом (т.е. жесткостью);
2). Наличие четко определенных стандартизированных и устойчивых задач для исполнения;
3). Сопротивление изменениям;
4). Наличие четко выраженных иерархических связей;
5). Преобладание командного стиля управления.
6). Основной элемент коммуникации – инструкции и должностные обязанности.
Характеристика органической структуры.
1). Гибкость структуры;
2). Динамичный характер;
3). Готовность к изменениям со стороны внешнего окружения;
4). Готовность структуры к запросам рынка (адаптивность);
5). Наличие многонаправленных коммуникационных связей.
Механические структуры различают типы: линейный тип; функциональный; линейно-штабной; линейно-функциональный.Органические структуры выделяют типы: матричный; дивизиональный тип. (+лекции)