Работа менеджера с информацией

Работа с информациейкак функция самоменеджмента яв­ляется важным связующим звеном между другими функциями.

В течение рабочего дня на менеджеров обрушиваются по­токи информации. В результате они затрачивают около 80% времени на чтение, переписку, телефонные переговоры, сове­щания и т. п. Причем они получают, перерабатывают и распро­страняют гораздо больше информации, чем это необходимо, и до половины всей находящейся в предпринимательском обороте информации оказывается лишней. Поэтому обработка информа­ции должна быть упорядочена и систематизирована, ориентиро­вана на достижение профессиональных и жизненных целей. Следовательно, менеджеры должны овладеть рациональными приемами работы с нею.

Это относится прежде всего к чтению. Поток материалов для чтения в виде деловых писем, газет, циркуляров, служебных записок и т. п. становится все более насыщенным, в результате менеджеры около 30% времени тратят на чтение. Поэтому ог­ромное значение имеет рациональное чтение, благодаря которому экономится масса времени.

Деловые совещания (заседания) - это важнейшая форма со­вместного обсуждения производственных, коммерческих, управ­ленческих и иных вопросов, обмена информацией, анализа си­туации, а также способ выработки и принятия управленческих решений. Они играют весьма важную роль в процессе управлен­ческой деятельности, отличаются значительным разнообразием по целям и формам.

Преимущества деловых совещаний (заседаний) перед дру­гими видами управленческой деятельности:

- в ходе обсуждения предлагаются и рассматриваются разнообразные подходы к решению проблемы;

- проявляются и усиливаются ответственность и взаимо­понимание между участниками совещания;

- участникам совещания, как правило, предоставляется возможность свободного обмена мнениями по проблеме;

- в процессе выработки решения используется значитель­ный объем информации и знаний участников совещания;

- имеется возможность принятия обоснованных, конкрет­
ных решений.

Недостатки деловых совещаний:

- размывание ответственности за принимаемые реше­ния;

- велико и не на пользу качеству принимаемых решений влияние сильных личностей - менеджеров;

- процесс подготовки и проведения совещания требует значительно больших по сравнению с другими видами управлен­ческой деятельности затрат времени и средств. Так, опросы пока­зывают, что менеджеры в зависимости от уровня управления 50, 60, 70 и даже 80% своего времени проводят на совещаниях и конференциях.

При этом многие совещания имеют весьма низкую эф­фективность. Причины состоят в том, что совещания подчас бывают неудовлетворительно подготовлены и организованы, неумело проведены и неудовлетворительно подытожены. В большинстве случаев заседания длятся слишком долго и т. д. Более того, некоторые совещания являются совершенно не­нужными.

Важную задачу составляет измерение и обеспечение высо­кой экономической эффективности (Э) проводимых совещаний, которую можно выразить следующей формулой

Э = П-Р,

где Р - затраты на подготовку и проведение совещания, руб.;

Я- положительный результат, или доходы, полученные в ре­зультате проведения совещания, руб.

Следует заметить, что результаты некоторых совещаний практически невозможно и нецелесообразно измерять в денеж­ном выражении.

При положительной разнице, т. е. при превышении резуль­татов над затратами, совещание можно считать эффективным. Однако небольшое абсолютное значение его говорит о низкой эффективности совещания.

На рис. 8.4 условно показаны зоны эффективных, неэффек­тивных и низкоэффективных деловых совещаний.

В свою очередь, затраты на подготовку и проведение дело­вого совещания можно определить по следующей формуле:

н м Р=Y,3T + ^3\T\+KM + О , 1=1 j=\

где 3 - средняя часовая заработная плата работников, занятых подготовкой совещаний, руб.;

3\ - средняя часовая заработная плата участников совеща­ния, руб.;

Г- время, затраченное на подготовку совещания, часов;

Т\ - время, необходимое на участие в совещании, включаю­щее время заседания и время на поездку к месту проведения со­вещания и обратно, часов;

/ = 1, 2...Н - количество работников, занятых подготовкой совещания;

j = 1, 2...М- количество участников заседания;

К- командировочные расходы в расчете на одного участни­ка, руб.;

О - накладные расходы, руб.

Результаты совещательной



Зона )  
эффективных совещаний /. /---------- Зона низкой / эффективности совещаний Зона неэффективных совещаний ------- ►

Затраты на подготовку и проведение совещаний (Р)

Рис. 8.4. Эффективность деловых совещаний



Важнейшим направлением повышения эффективности де­ловых совещаний является снижение затрат на их подготовку и проведение. С этой целью рекомендуется:

- сокращать продолжительность заседаний, частоту их проведения, а лучше - и то, и другое;

- уменьшать количество участников заседаний;

- упрощать процедуру подготовки и проведения совещаний;

- использовать по возможности альтернативные совеща­нию виды деятельности (неформальная встреча, связь по селек­тору, Интернет, Интранет).

Порядок подготовки делового совещания таков.

Прежде всего - определение целей и задач совещания. Сле­дует учесть, что непосредственный сбор людей имеет смысл, ко­гда есть необходимость в:

- обмене информацией;

- выявлении мнений;

- анализе трудных ситуаций и проблем;

- принятии решений по комплексным вопросам.

При этом необходимо подумать, существуют ли альтерна­тивы проведению совещания.

Далее следует назначение ответственных за подготовку со­вещания и распределение между ними обязанностей.

Составление (иногда) сметы расходов на подготовку и про­ведение совещания.

Определение даты и времени проведения совещания (с уче­том доступности для участников и возможности подготовиться). Следует проверить, чтобы это время было по возможности ми­нимальным, не совпадало со временем проведения других меро­приятий.

Выбор подходящего помещения, бронирование его.

Подготовка и утверждение конкретной повестки совещания с указанием времени, необходимого для рассмотрения каждого вопроса. При этом для каждого вопроса следует отводить время в соответствии с его значимостью. Вопросы располагать в порядке их важности и сложности.

Составление списка участников совещания. При этом сле­дует сузить, насколько возможно, круг участников, пригласив лишь тех, без кого нельзя обойтись.

Определение докладчиков, а при необходимости и высту­пающих. Подготовка докладов и выступлений.

Подготовка и рассылка приглашений и материалов участ­никам совещания в сроки, достаточные для их подготовки к со­вещанию. При этом следует проинформировать как можно кон­кретнее участников о повестке и целях заседания (по возможно­сти с указанием времени в часах и минутах, если отдельным участникам следует появиться к обсуждению определенных пунктов).

Подготовка проекта решения совещания (заседания) и на­правление его участникам.

Подготовка помещения для проведения совещания.

Подготовка необходимых средств наглядной информации, технических и вспомогательных средств.

Подготовка объявлений и указателей.

Подготовка для участников совещания рабочих (раздаточ­ных) материалов, блокнотов, ручек и т. д.

Бронирование мест в гостиницах для проживания иного­родних участников.

Заказ транспорта для обслуживания участников совещания.

Заказ на обслуживание в предприятии общественного пи­тания.

Подготовка регистрации участников и отметки командиро­вочных удостоверений.

Подготовка культурной программы для участников сове­щания.

В день проведения совещания рекомендуется:

- перед началом заседания произвести регистрацию при­сутствующих;

- начать заседание точно вовремя;

- сообщить о стоимости минуты данного совещания и о своем намерении провести его рационально, выразить уверен­ность в успешном ходе заседания;

- согласовать с участниками правила совместной работы: время выступлений, перерывов, окончания совещания, порядок принятия решений и т. д.;

- поручить одному из участников или секретарю ведение протокола;

- держать под контролем перерывы;

- распознавать и блокировать такие критические пункты в дискуссии, как разговоры на отвлеченную тему, поспешные вы­воды и неверные решения;

-г во время заседания перепроверять, как достигаются по­ставленные цели: анализ проблемы, альтернативные решения, поиски итоговых решений, информация, координация.

Установлено, что оптимальная активность при совместной ум­ственной деятельности большого числа людей продолжается, как правило, 40-45 мин. Затем у многих участников совещания ослабля­ется внимание, возникают шум, движение, разговоры. Такое состоя­ние продолжается 30-40 мин, после чего дискуссия вспыхивает с но­вой силой и наступает "период отрицательной активности". Он ха­рактеризуется тем, что человек становится неуправляемым, ко всем относится нервозно и недоверчиво. Решения, принятые в это время, обьино отличаются экстремизмом. Если же совещание продолжается без перерыва более 2 часов, то более 90% участников соглашаются с любым решением, лишь бы побыстрее оно закончилось (рис. 8.5).

Работа менеджера с информацией - student2.ru

45 60 75 90 120 135

Продолжительность совещания, мин.



Рис. 8.5. Зависимость состояния участников совещания от его продолжительности

Перед окончанием совещания рекомендуется:

- повторить принятые решения и согласованные меры, чтобы заручиться согласием участников и исключить разногла­сия;

- подвести итоги, повторить и пояснить: что, кем и к ка­кому времени должно быть сделано;

- подготовить и раздать участникам краткий протокол, содержащий главным образом принятые решения, ответственных и сроки. При отсутствии такой возможности протокол разослать участникам и заинтересованным лицам не позже, чем через 48 часов.

Завершить совещание следует на позитивной ноте, выска­зав несколько приветливых слов. Поблагодарить выступавших, всех участников и готовивших совещание.

Закончить совещание следует точно в назначенное время, чем обеспечить себе репутацию умелого организатора.

После совещания рекомендуется:

- проанализировать ход и результаты состоявшегося со­
вещания. Для этого можно провести также опрос участников, вы­
ясняя:

- Были ли достаточно ясными тема и цель совещания?

- Получил ли каждый участник своевременно повестку дня и другие материалы?

- Началось ли заседание вовремя?

- Соблюдались ли повестка дня и регламент?

- Была ли достигнута цель совещания?

- Какой процент решения выполняется в установлен­ные сроки?

- Были ли распределены задачи и установлены соответ­ствующие сроки?

- Следует ли продолжать проводить совещания?

- Сколько времени было использовано неэффективно?

- Перекрывают ли результаты, полученные от совеща­ния, затраты времени и средств на его подготовку и проведение?

- по результатам анализа наметить: что может быть сде­
лано лучше при подготовке и проведении следующего совеща­
ния;

- составить и выслать участникам четкий итоговый про­токол - не более чем через 48 часов после завершения заседания (если не был роздан участникам заседания при его окончании краткий протокол);

- контролировать выполнение принятых решений, до­биться полного и своевременного выполнения содержащихся в них планов и заданий;

- информировать участников очередного заседания о вы­полнении решений предыдущего заседания.

Большое значение имеет и управление потоками посети­телей, которое направлено прежде всего на то, чтобы отгоро­диться от ненужных и незаявленных посетителей. Руководители должны иметь время для обдумывания дел без отвлечения на по­сторонние вопросы. Считается непозволительной роскошью, если любое лицо в любой день недели и в любое время дня будет лич­но или по телефону претендовать на общение с менеджером. Для того чтобы этого не случилось, рекомендуется:

• поручить секретарю заблаговременно согласовывать и соблюдать сроки и даты посещений;

• использовать письменный стол секретаря как своего ро­да барьер, который никто не минует без того, чтобы его не спро­сили: "Что я могу для Вас сделать?", "Не может ли он Вам позво­нить?" и т. д.;

• ввести "спокойный час", например в начале рабочего дня, когда никто не должен вас беспокоить;

• установить общие приемные часы, а также определен­ные часы приема для отдельных руководителей;

• принимать посетителей стоя и определять во время при­ветствия приоритетность или необходимость посещения.

Важная роль в работе с посетителями отводится секретарю руководителя, которому следует:

- приветливо поздороваться с посетителем;

- затем узнать имя посетителя, какую организацию он представляет и какой пост в ней занимает;

- спросить у посетителя, кого он бы хотел видеть;

- уточнить, была ли встреча с посетителем назначена предварительно;

- пригласить посетителя присесть и подождать, пока о его прибытии не будет доложено;

- смотря по обстоятельствам, предложить посетителю просмотреть газету или журнал, каталог, выпить напиток, кофе или чай.

Способы общения с незаявленными посетителями зависят от того, располагаете ли вы достаточным временем, в каких от­ношениях находитесь с посетителем, какой опыт приобрели от прошлых общений с ним. Прежде всего следует спросить его о причинах визита. В зависимости от ответа можно делегировать разговор с посетителем своему сотруднику или направить его в другой отдел. Если можно решить вопрос с небольшими затрата­ми времени, продолжить разговор или договориться о встрече. Однако самое лучшее - приучить посетителей к твердо установ­ленным часам приема.

Для того чтобы эффективно провести прием, необходимо:

• выяснить у посетителя цель визита;

• предварительно устанавливать продолжительность бе­седы;

• перенести беседу на другое время, если невозможно достичь намеченной цели в течение запланированного времени;

• частную информацию излагать в конце посещения;

• подготовиться к разговору и держать наготове необхо­димые документы.

Для приема своих сотрудников также следует установить часы приема. Необходимо проводить и регулярные краткие опе­ративные совещания, чтобы прояснять возникающие проблемы.

Если беседа затянулась, а посетитель не желает ее завер­шать, целесообразно выполнить одно или несколько из перечис­ленных действий:

- высказать обобщающий вывод и закончить беседу;

- посмотреть на наручные часы;

- встать и проводить посетителя к двери;

- договориться с секретарем, чтобы он прервал разговор и напомнил о следующем деле;

- сообщить посетителю до разговора и перед его заверше­нием о том, что вас ждут другие посетители и ваше время огра­ничено;

- просто сказать, что вы хотели бы сейчас закончить раз­говор.

Несколько слов о телефонных разговорах. Телефон - это наиболее часто используемое средство коммуникации. Он явля­ется одним из самых эффективных средств экономии времени и в то же время наиболее частым источником "помех" в работе, "по­глотителем времени" (парадокс телефона). Обладает он тем или иным свойством, зависит от того, насколько рационально менед­жер его использует.

Каждый, кто звонит, убежден в важности своего звонка. Однако телефонным разговорам следует уделять лишь ограни­ченное время. В этом смысле телефонный разговор является чем-то вроде непрошеного посетителя, который вторгается в сферу деятельности другого человека. В то время как многие посетите­ли не могут без предварительной договоренности попасть к руко­водителю на прием, они могут это сделать в любое время с по­мощью телефона, поскольку защищены пространственной отда­ленностью и опосредованностью контакта.

Для защиты от ненужных звонков или переноса их на удобное время следует:

• проинформировать потенциальных абонентов, когда им желательно звонить;

• избегать в конце разговора таких фраз, как: "Позвоните мне как-нибудь!";

• партнеру, который ждет от вас известие, звонить точно в назначенное время, прежде чем он позвонит вам;

• пропускать все входящие телефонные звонки через сек­ретаря или использовать время от времени автоответчик.

Важнейшим помощником менеджера является хороший секретарь, который должен принимать входящие телефонные звонки. Необходимо определить с секретарем критерии, согласно которым входящие разговоры должны быть отклонены, перене­сены (повторный звонок) или их следует "пропустить" к вам. В то же время не следует секретарю использовать следующие формулировки: "...на важном совещании"; "...не хочет, чтобы ему мешали"; "...у него важный визит". Подобные фразы вызывают неприятные чувства у звонящего, который хочет, чтобы с ним обходились как с важным лицом, а ему вдруг дают понять, что

"другой важнее, чем он". Следует выбирать "нейтральные" изви­нения.

Можно привести несколько рекомендаций секретарю руко­водителя по приему телефонных звонков:

- отвечать на звонок без задержки;

- поздороваться с позвонившим, сказав, например, "Доб­рое утро", затем, представившись ему, назвать свою организацию и спросить, чем можете быть полезны;

- говорить четко, без скороговорки, не спешить;

- всегда иметь поблизости на рабочем месте ручку и бу­магу на тот случай, если придется что-нибудь записать;

- стараться оказать максимальную помощь позвонив­шему;

- сохранять спокойствие, несмотря на возможное непри­ятное впечатление от разговора;

- если не успели записать все, что сказал позвонивший, не стесняться переспросить имена или детали разговора.

Если у руководителя временно или длительное время нет секретаря, целесообразно включить автоответчик, хотя он явля­ется средством "второго сорта". При отсутствии секретаря или автоответчика можно защититься от ненужных звонков с помо­щью таких фраз, как: "Пожалуйста, перезвоните мне в 16 часов" или "Я перезвоню Вам позже". Метод обратного звонка можно использовать и при наличии секретаря. Он дает также возмож­ность подготовить необходимые для переговоров материалы, в результате чего сокращается общее время телефонного разгово­ра. Исходящими звонками легче манипулировать, чем входя­щими.

Значительно экономят время так называемые телефонные блоки. Для этого следует выбрать 1-2 временны'х промежутка, когда можно "отработать" телефонные разговоры все вместе или сериями, предварительно подготовившись к ним.

Телефонные звонки (блоки) целесообразно производить в непроизводительное время, когда они не могут нарушить ход ра­боты, а не в рабочие часы пик. Для этого можно использовать "холостые" промежутки времени и другие паузы между делами. Наиболее благоприятными для телефонных звонков промежут­ками является время с 8.00 до 9.30; с 13.30 до 14.00; после 16.30.

К тому же в это время можно быстрее дозвониться до своего партнера.

Приведем несколько конкретных советов по ведению теле­фонных разговоров:

1. Необходимо быть кратким и учитывать, что начало раз­говора определяет его ход и завершение.

2. Сначала сообщить партнеру цель вашего звонка, а только затем объяснить причины.

3. Не прерывать разговор по той причине, что по другому аппарату поступает важный звонок. В случае необходимости спросить, можно ли прервать разговор и перезвонить через 10 минут.

4. Избегать "параллельных разговоров" с сотрудниками.

5. В конце длинного разговора кратко подвести итоги и пе­речислить меры, которые надо принять.

6. Во время разговора записывать важную информацию, с которой, возможно, следует ознакомить подчиненных и коллег.

7. Вежливо завершать разговор. Дело в том, что некоторые руководители резко прерывают разговор, не завершая его вежли­вой фразой, прощанием.

Немаловажное значение имеет и рациональное ведение кор­респонденции. Для рационализации работы входящей почты не­обходимо:

• предупредить, чтобы вам на стол клали только входя­щую корреспонденцию, имеющую для вас значение, и отказаться от "рутинной" почты;

• поручить секретарю предварительно сортировать вхо­дящую почту (например, по приоритетности) и раскладывать ее в специальные папки;

• распорядиться, чтобы к входящим письмам приклады­вались необходимые разъяснительные материалы;

• при чтении письма сразу помечать важные места, чтобы облегчить себе и другим последующую обработку;

• снабжать письмо указаниями и замечаниями по обра­ботке;

• обрабатывать письмо сразу после получения, т. е. во время просмотра почты, и принимать меры.

Внедрение в последние годы новой информационной техни­ки и технологий, Интернета и Интранета выводит на новый уро­вень работу менеджеров, всех административно-управленческих работников с информацией в режиме дефицита и экономии време­ни, позволяет использовать современные способы передачи ин­формации на расстояние.

8.5. Инструментарий планирования и организации деятельности менеджера

Планирование и организация работы менеджера, как вид­но из рассмотренного, имеет определенные сложности и требует использования специального инструментария.Но в отечест­венной практике имела место недооценка данных вопросов. Производились и широко использовались лишь традиционные еженедельники и ежедневники, которые не предоставляли поль­зователям возможностей по эффективному управлению своей деятельностью.

В то же время мировая практика накопила довольно бога­тый опыт в данном вопросе. Так, менеджерами многих стран с целью планирования и управления их деятельностью весьма ши­роко используются дневники времени.

Дневник времени - это эффективное средство управления работой, позволяющее планировать ее выполнение по часам, оп­ределять ежедневные задачи как часть общей цели и выделять наиболее важные из них.

Дневник состоит из специальной папки - скоросшивателя, в которую по желанию пользователя могут вставляться специ­альные карточки, графики, таблицы и финансовые отчеты. На карточках имеются ежегодные планы (разграфленная сетка, на которую понедельно заносятся долгосрочные планы) и планы на день, в которых все дела распределяются с точностью до получа­са. Таким образом, можно соотнести каждый пункт дневной про­граммы с более широкими временными задачами. Сначала по­требуется решимость и дисциплина, чтобы заполнять соответст­вующие графы и составлять перечень необходимых дел. Однако составление этого перечня, ранжирование стоящих задач и видов

деятельности помогают улучшить организацию труда и рацио­нально использовать время.

Дневник времени представляет собой личную рабочую кар­тотеку, в которой сшиты отдельные листы и которая удобна сво­ей наглядностью. Он является одновременно настольным кален­дарем, личным дневником, записной книжкой, инструментом планирования и контроля, списком адресов, справочником, кар­тотекой идей.

Дневник времени представляет собой также рабочий нако­питель всех планов дня, формуляров и листков, используемых повседневно.

Дневник времени - это вспомогательное средство для дос­тижения личных целей, рационального использования времени. С его помощью можно получить полное представление не только обо всех кратко- и долгосрочных задачах, но и обо всех планах и проектах.

Дневник времени имеет следующую структуру. В кален­дарную часть помещаются различные формуляры для месячных, недельных и дневных планов. Особое значение придается плану дня: один лист на день. Здесь находятся также листки для заметок по соответствующим месяцам и неделям, которые облегчают пе­ренос сроков на другие периоды. Эти листки после использова­ния можно сброшюровать и иметь архив.

В новых "входящих" дневных листках должны быть указа­ны все сроки из недельных и месячных листков. В них с соответ­ствующих листков переносятся даты - дни платежей, ухода в от­пуск, дни рождения, в том числе подчиненных. Таким образом, ничего не будет утеряно или забыто при условии регулярного заполнения дневника.

В разделе служебных и частных дел (на соответствующих листках и формулярах) можно записывать и постоянно иметь при себе следующую информацию:

• сроки проведения ярмарок;

• списки книг;

• расписание поездов и самолетов;

• список дней рождения;

• универсальные листки для планирования;

• карточки для записи идей и т. д.

В разделе адресов и телефонов записываются телефонные номера и адреса, которыми часто приходится пользоваться.

Имеется также общая часть, в которой, как в бумажнике, можно разместить почтовые марки, фотографии, чековые карточ­ки и денежные купюры.

Используя дневник времени, можно успешно планировать каждый день (неделю, месяц), организовывать свою работу. Бла­годаря его применению повышается качество работы, ежедневно экономится около часа рабочего времени.

Разновидностью дневника времени является ежедневник с системой таимирования. Это весьма точная система управления собственным временем, дающая возможность четко его исполь­зовать. На составление такого ежедневника требуется терпение и время. Но затраченное на это время себя оправдывает. Ежеднев­ник состоит из буклетов на проволочных кольцах, включающих ежедневник на год, месяц, неделю и т. п. Кроме того, каждый день расписан с интервалом в полчаса. Такая система дает воз­можность:

- продумать и систематизировать жизненные планы и планы работы на значительный период (год) и спланировать их поэтапное выполнение (по месяцам, неделям и т. д.);

- четко следовать принятым планам, не отвлекаясь на другие дела.

С этой целью можно использовать также большой персо­нальный "Фолифакс", представляющий собой портативную базу данных. В "Фолифакс" входят следующие разделы:

• личные сведения (номера счетов, машины, страховки и т. п.);

• ежедневник;

• ежегодник (на весь календарный год);

• записная книжка-блокнот;

• информация;

• личные финансы;

• адресная книга;

• пластиковый бумажник для визиток, документов и де­нег.

Таким образом, "Фолифакс" охватывает все стороны жизни менеджера и помогает ему в решении проблем. В то же время

"Фолифакс" таит в себе серьезную опасность - если менеджер его потеряет, то потеряет сразу все.

Имеется несколько конкретных систем планирования и управления временем менеджера, получивших широкое призна­ние в мире. Одна из них - это система "Тайм Менеджер", имею­щая рейтинг № 1 в Европе. Она разработана компанией Time Manager International, которая является ведущей в Европе в об­ласти менеджмента и личного развития, основана в 1975 г. в Да­нии.

В "Тайм Менеджере" все продумано до мелочей как по со­держанию, так и по форме. Кроме того, благодаря широкому ас­сортименту продукции можно легко приспособить "Тайм Ме­неджер" к любым индивидуальным запросам. Так, существует три базовых варианта "Тайм Менеджера": стандартный, специ­альный и "руководитель". Изменяя и дополняя входящие в них наборы бланков и принадлежностей, любой из этих базовых ва­риантов можно превратить в разновидность "Тайм Менеджера", специально ориентированного на тот или иной, вполне опреде­ленный, вид деятельности, например для торгового представите­ля, секретаря, руководителя проекта, научного работника, управ­ляющего высшего звена и т. д.

Комплект любого базового варианта "Тайм Менеджера" состоит из пяти основных элементов:

• папки с кольцевым зажимом;

• коробки со стандартным набором бланков;

• руководства по пользованию "Тайм Менеджером" "Ключ к личной эффективности";

• каталога продукции компании;

• образцов дополнительных бланков.

Тип папки с кольцевым механизмом различается в зависи­мости от варианта "Тайм Менеджера". Остальные элементы во всех его вариантах совершенно одинаковы.

В папке с кольцевым механизмом находятся:

• 17 закладок;

• вынимающаяся обложка с алфавитной телефонной книжкой и 18-месячным календарем - записной книжкой. В об­ложке также есть место для чековой книжки, блокнота и малень­кого карандаша;

• автоматический карандаш;

• по одному экземпляру каждого бланка, входящего в стандартный набор бланков "Тайм Менеджера".

Система "Тайм Менеджер" позволяет:

• добиваться высоких результатов в работе;

• устанавливать приоритеты;

• правильно оценивать обстановку;

• не забывать о важных делах;

• эффективно использовать время;

• лучше взаимодействовать с другими людьми;

• повышать свой творческий потенциал;

• правильно распределять обязанности;

• развивать более гибкое и спокойное отношение к пере­менам;

• жить хорошо сбалансированной, гармоничной жизнью.

Кроме рассмотренных систем, имеются также вспомога­тельные средства для планирования: магнитные доски, мо­дульные доски, клейкие доски и др. Диапазон использования этих вспомогательных средств очень широк. Их можно ис­пользовать для составления и ведения отчетной статистики, производственных планов, графиков работы, контроля эффек­тивности производства, составления различных планов. На них можно фиксировать закупки и поставки. С их помощью можно совершенствовать организационную структуру организации и составлять чертежи рабочих помещений. Однако эти доски не являются самоцелью. Важно то, что работники действительно используют их как вспомогательные средства и они помогают им в работе.

Существует также множество технических вспомогатель­ных средств, позволяющих эффективно и вовремя выполнять ра­боту и использовать рабочее время. Ими пользуются руководи­тель и его ближайшие помощники.

Это, в частности, персональные компьютеры. В последние годы появилось много всевозможных конторских ЭВМ. Любой работник может освоить работу на них за несколько дней. Все необходимые материалы, факты, цифровые данные, рапорты с их помощью могут быть оперативно подготовлены к непосредст­венному использованию. С помощью конторской ЭВМ можно

получать уже готовые данные и обрабатывать весь материал ор­ганизации.

При этом целесообразно использовать специальные ком­пьютерные программы. Так, одной из популярных персональных информационных систем является Lotus Organizer (Лотус Орга­найзер), которая полностью имитирует работу менеджера с днев­ником времени или органайзером. Она содержит следующие раз­делы:

Calendar (Календарь), или ежедневник, предназначен для планирования времени, а также различных мероприятий. Раздел позволяет заносить информацию обо всех планируемых событи­ях, выдавать оповещение о приближающихся событиях, связы­вать с намеченными мероприятиями различную информацию, например о расходах или ответственных лицах, назначать повто­ряющиеся события, например еженедельные совещания, нахо­дить свободное время;

Address (Адреса) выполняет функции обычной адресной книжки. Этот раздел позволяет записывать адреса, телефоны, сведения о семье и прочую информацию о людях, с которыми сталкиваетесь, сортировать записи по фамилиям и компаниям;

То Do (Дела) предназначен для планирования дел. Этот раздел позволяет заносить информацию о предполагаемых делах, сортировать задачи по дате и приоритету, выдавать оповещения о планируемых задачах, отслеживать, какие дела выполнены, а ка­кие отложены, что нужно сделать и когда именно;

Anniversary (Важные даты) можно использовать, чтобы вести список важных дат (дней рождения, возникновения фирмы и прочее), о которых необходимо вспоминать ежегодно. Этот раздел позволяет создавать записи с важными датами, сортиро­вать и просматривать записи по годам, месяцам, знакам Зодиака, напоминать о приближении даты;

Calls (Телефонные звонки) предназначен для планирования и автоматизации телефонных звонков. Этот раздел позволяет за­носить в телефонную книжку информацию о планируемых теле­фонных звонках, напоминать о необходимых звонках, регистри­ровать поступающие звонки, включая время разговора, дозвани­ваться до абонента с помощью модема;

Notepad (Блокнот) выполняет функции обычного бумажно­го блокнота. Этот раздел позволяет делать заметки с использова-

нием функций форматирования, создавать главы, по которым ав­томатически формируется оглавление в блокноте, включать в текст объекты, созданные в других программах, в том числе гра­фические изображения;

Planner (Планировщик) предназначен для планирования длительных событий, которые занимают один день или более, например командировки и отпуска.

Система Lotus Organizer позволяет создавать связи между различными элементами (событиями, адресами, делами) как внутри раздела, так и в разных разделах, отображая таким обра­зом различные отношения между элементами. Позволяет напо­минать о наступающих событиях и важных датах. Просматривать дела, телефонные звонки, важные даты в ежедневнике, а события ежедневника - в планировщике, например на задачу из списка дел можно смотреть в контексте ежедневной работы.

Система позволяет объединять разнородную информа­цию - выбранные элементы записной книжки с помощью на­значений им категорий: проекта, идеи, командировки и т. п. Например, можно сгруппировать элементы записной книжки, которые относятся к определенному проекту. С помощью кате­горий можно управлять группой элементов, которые относятся к разным разделам, например можно просматривать и работать только с выбранной группой элементов. Есть возможность создавать и свои категории.

Богатые функциональные возможности и интуитивно по­нятный интерфейс данной программы позволяют значительно упростить организацию дел и повысить эффективность труда ме­неджера.

Весьма экономичным, быстрым и надежным помощником в работе является также телекс. Он экономит время и всегда нахо­дится под рукой. Телекс - хорошее вспомогательное средство и для передачи информации за рубеж.

Контрольные вопросы

1. Какой труд является управленческим?

2. Каков характер управленческого труда?

3. Какие существуют виды управленческого труда?

4. На чем основывается научная организация управленче­ского труда?

5. Каковы направления научной организации управленче­ского труда?

6. Что изучают при фотографии рабочего дня?

7. Что означает термин "самоменеджмент руководителя"?

8. С какой функции должна начинаться организация лич­ной работы (самоменеджмент) руководителя?

9. Какая функция находится в центре круга самоменедж­мента?

10. Перечислите основные правила планирования личного времени менеджера.

11. Как изменяется работоспособность среднестатистиче­ского человека в течение рабочего дня?

12. Каковы основные правила подготовки и проведения де­ловых совещаний?

13. Какие существуют виды самоконтроля?

14. Что составляет инструментарий планирования и орга­низации деятельности менеджера?

15. Какие существуют методы изучения содержания труда и структуры затрат рабочего времени управленческих работни­ков?

16. Почему делегирование имеет фундаментальное значе­ние для управления?

17. Каковы наиболее распространенные препятствия для эффективного делегирования?

Литература

1.Трудовой кодекс Российской Федерации.

2. Балабанов И. Т. Риск-менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1996.

3. Вергиигора Е. Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - М: ИНФРА-М, 1998.

4. Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебник. 2-е изд. -М.: Триада ЛТД, 1997.

5. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджме<

Наши рекомендации