Организационные формы интеграции хозяйствующих субъектов
Современные тенденции в развитии мировой и отечественной экономики, факторы внешней и внутренней среды организаций способствуют развитию интеграционных процессов, появлению новых форм объединения хозяйствующих субъектов.
Основные цели интеграции,объединения хозяйствующих субъектов в современных условиях состоят в следующем:
- укрепление позиций организации в части предложения товаров, повышения мощности службы сбыта и подразделения по исследованию рынка, расширения ассортимента выпускаемой продукции;
- увеличение объемов закупаемых товаров и вытекающее из этого усиление позиций организации в отношениях с поставщиками, улучшение условий закупок и повышение их гарантии;
- экономия постоянных затрат организации за счет роста масштабов производства, интенсификации использования мощностей, производственного оборудования и подразделений
НИОКР, лучшего применения имеющихся в сфере научных исследований и опытно-конструкторских разработок ноу-хау;
- создание предпосылок для финансирования роста организации, повышения ее кредитоспособности;
- увеличение потенциала, который можно использовать совместно;
- проведение технического перевооружения на прогрессивной основе;
- получение преимуществ налогового характера, использование положений, обеспечивающих экономию на налогах при слиянии предприятий;
- повышение конкурентоспособности организаций и выход их из кризисного состояния.
В результате взаимодействия, объединения нескольких предприятий (организаций) в рамках новой экономической структуры возникает синергический1 эффект, состоящий в превышении эффекта совместного функционирования хозяйствующих субъектов над суммой эффектов их автономной деятельности. Это можно выразить следующей формулой:
эп>э] + э2 + ... + эп,
где Э], Эг, ..., Эп - эффекты автономного функционирования организаций;
Э/7 - эффект от совместной деятельности организаций. Величина синергического эффекта (С):
С = Эя-(Э,+Э2 + ...+Э„). Предполагается, что синергический эффект С > О, т. е. положительный. При этом чем больше С, тем глубже процесс экономического взаимодействия и тем устойчивее союз рассматри-
От термина «синергия», введенного Игорем Ансоффом для обоснования групповых структур в организации компаний. В 50-е и 60-е годы XX века были взлеты многих конгломератов, т. е. акционерных объединений разных по профилю предприятий. В это время решения принимались централизованно в высших эшелонах корпораций, в результате чего разбухал штат в центральном аппарате управления, рос объем накладных расходов. Корпорации испытывали необходимость оправдать это расширение, объяснив себе и всему миру, почему приобрели ту или иную компанию.
ваемых хозяйствующих субъектов. Чем меньше синергический эффект С, тем ниже устойчивость новообразованной структуры объединения.
При С < О экономическое взаимодействие организаций дает отрицательный результат, и объединение этих организаций распадается.
Общий синергический эффект от объединения (С) распределяется между организациями. При этом, если какое-либо предприятие не получает выгоды от интеграции, оно будет стремиться к автономии.
В связи с этим расчет синергического эффекта должен подкреплять любое решение относительно объединения организаций -хозяйствующих субъектов, а также выбора степени интеграции и соответственно организационной формы новообразованного объединения.
Кроме того, образовавшееся в результате интеграции хозяйствующих субъектов объединение обладает эмерджентными свойствами.
Можно привести процесс обоснования целесообразности образования объединения хозяйствующих субъектов - промышленных предприятий, включающий оценку эффективности формирования объединения, графически изобразив его (рис. 4.16).
Варианты интеграции современных хозяйствующих субъектов - организаций можно классифицировать по следующим важнейшим критериям:
- по направлениям интеграции;
- по интенсивности интеграции.
При этом можно выделить следующие направления интеграции:
- горизонтальное, когда объединяются предприятия, специализирующиеся на одной и той же стадии производства или сбыта;
- вертикальное, когда осуществляется объединение предприятий, специализирующихся на предшествующих или последующих стадиях производства. Такая интеграция носит название соответственно обратной или прямой (прогрессивной) интеграции;
- конгломератное (диагональное), для которого характер
но объединение совершенно разных по профилю организаций.
По интенсивности интеграционных процессов можно выделить две основные формы интеграции:
- кооперативная, или кооперация предприятий;
- интеграционное слияние, объединение предприятий под общим руководством.
/ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ I ОБРАЗОВАНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ |
Оценка уровней показателей: инновационного потенциала, промышленного потенциала |
V |
СОПОСТАВЛЕНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ИНДИКАТОРОВ РЫНКА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ |
ZS |
Экспертная оценка факторов внешней среды |
V |
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ |
Сбор исходной информации о
стратегии развития, инновационной,
инвестиционной и логистической деятельности
Балансовый анализ
внешней и
внутренней среды
предприятия
Оценка уровней
показателей инновационной и технологической восприимчивости
Составление матрицы возможностей и угроз для
предприятия
Определение эффектов автономного функционирования предприятий
Определение эффектов совместной деятельности
предприятий
Определение
эффектов
экономического
взаимодействия
Рис. 4.16. Процесс обоснования целесообразности образования объединения промышленных предприятий
При кооперации только отдельные задачи (функции) предприятия передаются новой организации, при этом также говорят о частичной интеграции. Формами кооперации являются: деловое сотрудничество (консорциум), картель, совместное предприятие, союз предприятий и др. Объединившиеся таким образом предприятия теряют только часть своей экономической самостоятельности, а именно ту часть, которая интегрируется. В остальном они остаются свободными.
При объединении предприятий под общим руководством, их слиянии задачи выполняются совместно. Это полная интеграция, сюда относятся концерн и сращивание. В обоих случаях предприятия теряют свою хозяйственную самостоятельность, возникает объединенное предприятие. При этом во втором случае имеет место потеря и юридической самостоятельности.
Рассмотрим основные организационные формы интеграции современных организаций - хозяйствующих субъектов, начав с наиболее жестких и весьма распространенных, традиционных форм — концерна, холдинга и финансово-промышленной группы, краткая характеристика которых приведена в табл. 4.8.
Таблица 4.8
Матрица анализа "жестких" форм объединений
Ха | рактеристики | Результаты | |
Определение | Цель | Самостоя- | |
тельность | |||
Концерн | |||
Объединение | Создание | Жесткий цен- | Для участников: развитие |
предприятий и | многоот- | трализованный | малого бизнеса в рамках |
организаций | раслевого | контроль в | крупных многопрофильных |
различных от- | объедине- | области капита- | структур. |
раслей на осно- | ния | ловложений, | Для объединения: повышение |
ве общности | НИР, ОКР и | устойчивости финансового | |
интересов. Эф- | финансов. Ши- | положения, эффективное рас- | |
фективное рас- | рокая хозяйст- | пределение ресурсов, ориен- | |
пределение | венная само- | тация на инновационную дея- | |
капитала и ус- | стоятельность | тельность, уменьшение зави- | |
тойчивость | предприятий. | симости от потребителей. | |
только при ди- | Децентрализа- | Для экономики: сохранение | |
версификация | ция управления. | технологических цепочек в | |
производства. С | Сосредоточение | рамках обрабатывающих от- | |
течением вре- | вокруг голов- | раслей. В добывающей про- | |
мени преобразу- | ной фирмы | мышленности - консолидация | |
ется в холдинг | обшей сырьевой базы |
Окончание табл. 4.8
Холдинг | |||
Акционерная | Функцио- | Контрольные, | Для участников:"+" выжи- |
компания, ис- | нальное | управленче- | ваемость фирмы, помощь |
пользующая | взаимодей- | ские, финан- | материнской компании; "-" |
свой капитал | ствие без | сово- | отсутствие должных размеров |
для приобрете- | прямого | кредитные и | собственного капитала и не- |
ния акций дру- | слияния | другие функ- | желание стать до-черней или |
гих компаний. | различных | ции по отно- | зависимой фирмой. |
Активы холдин- | по сферам | шению к до- | Для объединения:"+" повы- |
га представлены | приложе- | черним пред- | шение эффективности дея- |
акциями других | ния капи- | приятиям. | тельности, концентрация ка- |
компаний. Хол- | тала пред- | Сохраняется | питала, решение крупных |
динг включает | приятий | юридическая, | финансовых и хозяйственных |
головную и | оперативно- | проблем. | |
дочерние фирмы | тактическая, | Для экономики: "+" оживле- | |
экономиче- | ние инвестиционной привле- | ||
ская само- | кательности промышленно- | ||
стоятельность | сти; "-" опасность появления монополизма, политизации и бюрократизации | ||
ФПГ | |||
Зарегистриро- | ФПГ при- | В рамках | Для участников: для сильных |
ванная на феде- | званы ре- | каждой ФПГ | предприятий - обеспечение |
ральном уровне | шать про- | головная | акционерного контроля над |
группа предпри- | блемы | холдинговая | предприятиями и повышение |
ятий, учрежде- | концентра- | компания | рейтинга своего объединения; |
ний и инвести- | ции ресур- | выступает | для слабых предприятий - |
ционных инсти- | сов и мо- | учредителем | получение ресурсной государ- |
тутов. Структу- | бильного | коммерческих | ственной поддержки, заклю- |
ра ФПГ пред- | управления | фирм и обла- | чение эффективных партнер- |
ставлена тремя | ими | дает кон- | ских отношений. |
структурами: | трольным | Для объединения: мобилиза- | |
производствен- | пакетом ак- | ция ресурсов, кооперирование | |
ной, финансо- | ций или до- | взаимосвязанных специализи- | |
вой, коммерче- | минирующей | рованных производств, вос- | |
ской | долей в капи- | становление производственно- | |
тале участни- | технологических связей. | ||
ков | Для экономики: инвестиционные потоки, межотраслевой перелив капитала |
Весьма жесткой формой объединения является также трест. В нем различные предприятия сливаются в производственный комплекс, в значительной мере теряют свою производственную, юридическую и коммерческую самостоятельность. В тресте объединяются все стороны хозяйственной деятельности
предприятий. Трест отличается сравнительной однородностью производственной деятельности. Эта форма удобна для организации комбинированного производства, например для последовательной обработки сырья. Все входящие в трест предприятия подчиняются одной головной компании, осуществляющей единое оперативное руководство.
Картель - это объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают в соглашение, касающееся:
• размеров производства;
• рынков сбыта;
• условий продажи;
• цен;
• сроков платежей и т. д.
Для картеля характерны сохранение прав собственности участников на свои организации и обеспечиваемая этим их хозяйственная и юридическая самостоятельность.
Обычно картельные соглашения рассматриваются как мягкая форма монополии, и при общем запрете картеля в антимонопольных законодательствах развитых стран в некоторых случаях делаются исключения для определенных форм картелей. Например, в Германии закон против ограничения конкуренции допускает соглашения об условиях поставки, единой стандартизации выпускаемой продукции, экспорте товаров и услуг. В картель могут входить не только предприниматели или их объединения, но и страны-производители или экспортеры какого-либо товара. Примером подобного картеля служит ОПЕК - организация стран-экспортеров нефти.
Ограничение конкуренции внутри картеля позволяет крупным участникам диктовать свои условия мелким фирмам, но в то же время защищает последние от конкуренции извне. Однако равновесие, устанавливающееся в картеле, как правило, не бывает долговременным и прочным. Под действием конкуренции картели распадаются, чтобы через некоторое время возникнуть вновь, нередко на более широкой международной основе. В соответствии с содержанием картельного соглашения картели делятся на:
кондиционные, определяющие условия реализации товара;
производственные, устанавливающие объем (квоты) производства для каждого участника;
региональные, определяющие области сбыта;
ценовые, устанавливающие для участников продажные цены товара;
патентные, определяющие направления совместного использования или неиспользования какого-либо технического изобретения;
картели по распределению прибыли.
Синдикат - это разновидность картельного соглашения, объединение предпринимателей, создаваемое с целью согласованного распределения заказов, закупки сырья или реализации всей или части произведенной участниками продукции (через единый сбытовой орган или через одного из участников). Участники синдиката сохраняют свою юридическую и производственную самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом. При этом частично утрачивают коммерческую самостоятельность. Синдикат, как правило, занимается реализацией товаров массового спроса, в частности угля, стали, нефти, спирта, сахара, хлопчатобумажной пряжи и т. д. Синдикат является средством смягчения или устранения на время конкуренции, а также территориального раздела рынка. Главными пунктами синдикативного соглашения выступают: объем производства, установление цены, качества и ассортимента продукции.
Благодаря этому регулируются спрос и предложение. Прибыль распространяется между участниками синдиката в соответствии с установленной квотой (долей) каждого.
К объединениям картельного типа относятся также пулы, т. е. объединения предпринимателей, предусматривающие особый порядок распределения прибылей его участников. Прибыли поступают в общий фонд, а затем распределяются в заранее установленной пропорции.
Распространенным видом пула является соглашение о совместном использовании патентов группой предприятий-участников. Размер квоты предприятия при этом зависит от числа и важности патентов, переданных им в совместное пользование.
Предприятия-партнеры помимо этого могут заключать между собой соглашения о специализации производства или выпускаемой продукции.
Консорциум - это временное соглашение между несколькими банками или промышленными предприятиями для совместного размещения займов, осуществления крупных финансовых или коммерческих операций, инвестиционных проектов, крупномасштабных промышленных проектов.
Предприятия, входящие в консорциум, как правило, не имеют общего капитала и не создают совместных производств, выполняя закрепленную за ними часть задания своими силами. Указанные предприятия полностью сохраняют свою самостоятельность, подчиняясь совместному руководству лишь в той части хозяйственной деятельности, которая очерчена рамками договора.
Особенностью такого объединения является то, что после выполнения определенной совместной задачи оно распускается. В силу четких временных рамок этого слияния, его называют также временным обществом.
Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) - это некоммерческие организации, создаваемые по договору между собой коммерческими организациями в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов (рис. 4.17).
Высший орган объединения (общее собрание участников)
Исполнительный орган (аппарат) |
Контролирующий орган (ревизионная комиссия)
Юридические лица-участники
Рис. 4.17. Организационная структура объединения юридических лиц (ассоциации, союза)
Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу.
Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав. В них содержатся условия о составе и компетенции органов управления ассоциацией (союзом) и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов членов ассоциации (союза), и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации ассоциации (союза).
Необходимо отметить, что в ассоциациях и союзах по сравнению с другими организационными образованиями не ограничиваются свобода и инициатива объединенных организаций-участников, предполагается конкретная выгода от участия в них.
Предпринимательские союзы образуются на базе добровольных кооперационных соглашений, объединяющих компании разных размеров и форм собственности. Это достаточно гибкая структура, позволяющая входящим в нее организациям координировать свои действия, привлекать новых партнеров, даже конкурировать между собою. В качестве примера можно привести союз двух автозаводов - КамАЗа и ВАЗа, которые добровольно решили сосредоточить выпуск малолитражки "Ока" на площадке КамАЗа.
Значительное распространение в мировой практике получил также франчайзинг или франшиза, (от англ. franchise - привилегия). Это соглашение между крупной фирмой, с одной стороны, и мелкими фирмами или отдельными бизнесменами - с другой.
В соответствии с указанным соглашением родительская компания (франчайзер) предоставляет право фирме (франчайзи) вести дело в предписываемой соглашением форме, в специально указанном месте. Она обязуется снабжать мелкую фирму или бизнесмена, действующих в рамках оговоренной территории, своими товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизнеса. Обычно она имеет многолетний опыт в производстве данного продукта и обладает знаниями о том, что может привести к успеху, а что - нет.
При этом франчайзи - фирма, которая покупает франшизу и получает возможность открыть предприятие с надеждой на успех, обязуется оказывать компании услуги в области менеджмента и маркетинга с учетом местных условий, а также инвестировать в эту компанию какую-либо часть своего капитала. Франчайзи использует название компании (франчайзера) в качестве фирменного знака, для того чтобы потенциальные клиенты смогли осознавать, что они пользуются продукцией или услугами известной компании.
Франчайзи делает первоначальный взнос (роялти) за помощь по созданию и открытию бизнеса. Он принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользования франшизой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзером.
Существуют три основных вида франчайзинга:
- товарный - это способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупают у ведущей компании право на продажу товаров с ее торговой маркой;
- производственный, весьма распространенный в производстве безалкогольных напитков. Каждый из разливочных и упаковочных заводов является франчайзи по отношению к основной компании;
- деловой, наиболее популярный. Франчайзер продает лицензию частным лицам или компаниям на право открытия магазинов или киосков для продажи набора продуктов или услуг под маркой франчайзера.
Преимуществами такого сотрудничества являются более широкое общественное признание всех участников подобного соглашения, стандартизация продукции и услуг, расширение коммерческих возможностей.
Недостатки франчайзинга:
- франчайзи не является работником франчайзера, в связи с чем возникают трудности в контроле сделок, осуществляемых франчайзи;
- потребители воспринимают каждое предприятие в системе франчайзинга как часть системы предприятий, работающих
под единым товарным знаком. И если какое-либо предприятие плохо ведет бизнес, то это бросает тень на всю систему;
- недоплата или выплата взносов с опозданием;
- трудность сохранения коммерческой тайны;
- выход из системы успешно работающих франчайзи, открытие ими собственного бизнеса, который составит конкуренцию франчайзеру.
Соглашению в форме франчайзинга соответствует в отечественном законодательстве договор коммерческой концессии.
Весьма большие выгоды дают предпринимательские союзы взаимодействующих и взаимодополняющих компаний, объединенных в кластеры (в переводе с английского - это "группа, скопление, концентрация, куст").
Чаще всего предприятия, входящие в кластер, располагаются на определенной территории, которая предоставляет им те или иные конкурентные преимущества (например, необходимую инфраструктуру, средства связи и телекоммуникаций, обустроенные производственные площади и т. п.). Для этого могут использоваться крупные промышленные зоны, расположенные в городах или других административно-территориальных единицах и имеющие свободные мощности в связи с реструктуризацией отечественной экономики. Именно здесь выгодно создавать кластеры компаний, в которых с самого начала может быть сосредоточена критическая масса профессионализма, искусства, инфраструктурного обеспечения и информационных взаимосвязей между компаниями определенной сферы (области) деятельности. В качестве таких сфер, объединяющих компании в союзы, могут выступать: производство товаров для дома; различные отрасли, связанные со здравоохранением, с производством бытовых продуктов и т. п.
В других случаях в основе формирования кластеров лежат следующие признаки:
• горизонтальный (входят предприятия нескольких отраслей);
• вертикальный (в кластере присутствуют предприятия, отражающие этапы определенного производственного процесса);
• технологический (совокупность предприятий, использующих одну технологию;
• фокусный (предприятия сосредоточены вокруг одного центра-фирмы).
Кластерные системы характеризуются следующим:
- инновационной ориентированностью;
- наличием крупного предприятия-лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию всей системы.
Весьма известными системами кластерного типа являются кооперации компаний в области компьютерной техники и информационных технологий - в Силиконовой долине (США), связи и телекоммуникаций - в Хельсинки (Финляндия), кинопроизводства - в Голливуде (США).
Одной из новейших организационных форм является виртуальная корпорация, представляющая собой создаваемую на временной основе сеть независимых компаний (поставщиков, заказчиков и даже бывших конкурентов), объединяемых современными информационными системами с целью взаимного пользования ресурсами, снижения издержек и расширения рыночных возможностей. Технологический фундамент виртуальной корпорации составляют информационные сети, которые помогают объединяться и осуществлять гибкое партнерство на "электронных" контактах.