Структуризация деятельности организаций
Важнейшей характеристикой организации является разделение труда. Даже если два человека работают вместе для достижения одной цели, они должны распределить работу между собой. Такое распределение работы на составляющие компоненты называется горизонтальным разделением труда. Разделение большого объема работы на небольшие специализированные задания позволяет производить или реализовывать гораздо больше продукции, чем если бы это количество людей работало самостоятельно, т. е. дает большую производительность труда. В небольших организациях горизонтальное разделение труда весьма слабо прослеживается. Так, владельцы небольших предприятий общественного питания, являющиеся одновременно и управляющими, могут и готовить пищу, и обслуживать посетителей.
В крупных и средних организациях горизонтальное разделение прослеживается достаточно четко. Оно осуществляется путем образования подразделений1, выполняющих специфические задания и добивающихся конкретных целей. Их называют отделами, службами, секторами и т. д. Как и организация, частью которой они являются, подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых должна координироваться для достижения общих целей. Для этого служит вертикальное разделение труда, при котором руководитель одного уровня и соответственно подразделения координирует работу руководителей более низкого уровня и соответствующих подразделений, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей следующих подразделений или рядовых исполнителей. В результате такого вертикального разделения труда образуются уровни управления.
Под подразделением понимается элемент организационной структуры, называемый иногда структурным подразделением, специализирующийся на выполнении комплекса однородных функций, определенной функции или части функции управления.
Итак, в организации существует две внутренне органичные формы разделения труда. Первая - это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т. е. горизонтальное разделение, вторая - работа по координации действий, т. е. вертикальное разделение. Эта деятельность по координации действий и составляет сущность управления.
В организации на всех ее уровнях используется также кооперация деятельности в масштабах подразделений, групп подразделений и организации в целом, обеспечивающая объединение усилий и деятельности сотрудников и подразделений.
Процесс развития организации, структуризацию ее деятельности можно представить в виде шести стадий.
/ стадия. Объем управленческих работ небольшой: управляющим является тот же работник, который выполняет производственные (коммерческие) функции.
II стадия. Для выполнения объема управленческой работы
требуется выделение специального работника, освобожденного
от производственных (коммерческих) функций (мастер, заве
дующий секцией).
III стадия. Объем работы по управлению возрастает на
столько, что появляется необходимость в координации деятель
ности управленческих работников, т. е. возникает линейная ие
рархия (начальник цеха).
IV стадия. В связи с дальнейшим ростом объема управлен
ческой работы требуется специализация управленческих работ
ников по выполнению отдельных функций: появляются специа
листы - плановики, контролеры и т. д.
V стадия. Объем управленческой работы и число работни
ков, занятых этой работой, увеличиваются, поэтому возникает
необходимость в координации их действий (председатель реви
зионной комиссии).
VI стадия. Развитие управленческой деятельности приво
дит к необходимости объединения функциональной и линейной
иерархий под общим руководством, которое становится специа
лизированным видом деятельности (директор предприятия).
Эти стадии имеют определенное организационное оформление в виде разных организационных структур, должностей и подразделений.
Организационную структуру организации (предприятия) можно определить как упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов системы управления организацией, обеспечивающих целенаправленное функционирование и развитие ее.
Оргструктура определяет состав и систему подчинения в общей иерархии управления организацией. Иерархия свойственна в той или иной мере практически всем современным организациям. В наибольшей мере она выражена в административных (формальных) организациях.
В организации можно выделить несколько видов структур: технологическую, производственную, финансовую, социальную, информационную и организационную. При этом последняя занимает особое место: она упорядочивает взаимодействие элементов для получения интегрального эффекта по достижению поставленной цели, создает собственно организованное целое. Оргструктура предприятия выступает как организационное единство оргструктуры производства и оргструктуры управления. Организационная структура производства как базис определяет структуру управления.
В диалектическом единстве с оргструктурой находятся управленческие функции. При создании новой организации функции являются основой для формирования структуры (подразделений, должностей, закрепления за ними прав, полномочий и ответственности). При совершенствовании или диверсификации производства и управления основой является структура, которая определяет диапазон возможного изменения набора функций. При этом структура принципиально не меняется, т. е. сохраняются ключевые подразделения и должности.
Можно выделить внутренние компоненты организационных структур, определяющие их типологию, а именно:
- степень централизации (децентрализации) управления;
- степень сложности структуры;
- степень формализации управления;
- количество уровней управления;
- количество горизонтально расположенных уровней управления и т. д.
Важной характеристикой организационной структуры управления организацией является управляемость, которую можно определить как:
- ответную реакцию, чувствительность управляемой подсистемы (объекта управления) на воздействия управляющей подсистемы (субъекта управления);
- количество (максимальное) вполне конкретных объектов управления, которым может эффективно управлять определенный субъект управления.
В связи со вторым значением понятия "управляемость" целесообразно рассматривать также следующие понятия:
- масштаб управляемости (М) - это количество работников или подразделений, фактически находящихся в непосредственном подчинении определенного менеджера или органа управления;
- норма управляемости (Н) - это количество работников или подразделений, которые целесообразно подчинить определенному менеджеру или органу управления при современных уровнях развития управленческих отношений и техники управления для обеспечения эффективного управления. Это, по существу, оптимальный масштаб управляемости.
Считаем целесообразным при этом использовать коэффициент управляемости (Ку), представляющий собой отношение нормы управляемости (Н) к масштабу управляемости (М):
у М
В данном коэффициенте выражается соотношение между управляющей способностью субъекта управления и сложностью объекта управления.
При Ку > 1 потенциал субъекта управления используется с недостаточной (в большей или меньшей мере) эффективностью, то же - затраты на управление.
При Ку < 1 субъект управления (менеджер или определенный орган управления) перегружен, управление затруднено, управляемость снижена.
Оптимальным представляется соотношение системы управления, когда Ку- I. При этом управляющая способность субъекта управления соответствует сложности объекта управления.
Важнейшую проблему, причем не только в нашей стране, но и в США и в Западной Европе, составляет определение норм управляемости. Некоторые специалисты на основе эмпирических исследований пришли к усредненному значению нормы управляемости и рекомендуют его, это число - семь (так называемое "число Миллера"). Как установили психологи, это связано с особенностями работы головного мозга. О том, что число "7" имеет какое-то пороговое значение в мышлении человека, свидетельствует и анализ фольклора многих народов.
Вместе с тем это число может являться лишь усредненной нормой управляемости. К тому же в современных условиях за счет более широкого использования информационных систем и групповой работы возможно дальнейшее увеличение масштаба управляемости. Так, Д. Вудворд после обследования предприятий получила следующие данные для трех разных типов производств (табл. 4.7).
Таблица 4.7