Принципы менеджмента (по А. Файолю)
Принцип
Содержание принципа
Разделение труда
Полномочия
и ответственность
Дисциплина
Единоначалие
Единство
действий
Подчиненность
личных интересов
Вознаграждение
персонала
Централизация
Скалярная цепь
Порядок Справедливость
Стабильность персонала
Инициатива
Корпоративный
дух
Специализация работ для эффективного использования рабочей силы (за счет сокращения числа целей, на которые направляются усилия работающих)
Каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы
Рабочие должны подчиняться условиям соглашения с руководством, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины
Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану Интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидуумов
Получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд
Естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности
Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии ("цепь начальников")
Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте
Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи
Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность
Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ
Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий ("в единении - сила")
Принципы управления отражают теоретический идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться. Реализация этих принципов является критерием эффективности и научности управления на всех его уровнях.
Принципы управления целесообразно использовать:
- при построении системы управления, при этом они выступают в качестве ограничительных условий создания определенной системы (структуры) управления;
- при оценке качества системы управления, т. е. результатов процесса управления. В этом смысле они превращаются в критерии оценки качества, результативности работы органов управления.
Для формирования, функционирования и развития системы менеджмента необходимо соблюдать целый ряд принципов управления, которые являются общими для всех систем управления. В их числе принципы:
• сочетания специализации и универсализации в управлении (при выполнении управленческих работ должно обеспечиваться оптимальное соотношение между специализацией и универсализацией);
• экономичности управления (при выборе способов и средств для осуществления управления и достижения цели необходимо ограничивать затраты - трудовые, материальные, временные, финансовые, моральные и др.);
• эффективности управления — принцип, предполагающий достижение максимально высоких результатов при фиксированных затратах или определенных результатов при минимальных затратах;
• соответствия способов и средств воздействий закономерностям, присущим объекту управления (при управлении необходимо учитывать состояние и закономерности развития объекта управления);
• соответствия полномочий поставленным задачам, должностным обязанностям (руководство должно делегировать органам или кадрам управления полномочия, необходимые для выполнения поставленных перед ними задач);
• адекватности реакции управляющей подсистемы отклонениям управляемой подсистемы от заданной величины;
• исключения (только при значительных отклонениях от стандартов и правил должна срабатывать система контроля);
• оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении (в каждой системе управления в конкретный период времени имеется оптимальный уровень централизации (децентрализации) выполнения соответствующих управленческих функций). С этим связано два полярных по смысловому содержанию принципа управления: принцип единоначалия и принцип групповой самоорганизации. В этом диалектическом единстве, взаимодействии полярных принципов и состоит подлинная природа и сущность деятельности современного менеджера.
Приведенные принципы управления являются традиционными, или каноническими. Кроме того, они являются общими, т. е. характерными для любой подсистемы. Вместе с тем каждая подсистема системы управления должна формироваться и функционировать на основе еще и специфических принципов. Так, специфическими принципами управления персоналом являются: разделение труда, единоначалие, подчиненность личных интересов общим и др.
Сформировавшаяся в последние годы на Западе в условиях развития рыночных отношений система взглядов на менеджмент выделяет социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы усилия людей сделать более эффективными. При этом выработаны принципиально новые правила или принципы управления. Это прежде всего:
• гуманность управления, предполагающая предоставление приоритетов потребностям и ценностным представлениям работающих;
• ответственность как условие успешного менеджмента;
• коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и вертикали;
• атмосфера в фирме, способствующая развитию способностей работающих;
• долевое участие каждого работающего в результатах фирмы;
• ориентация деятельности предприятия на потребителя;
• устойчивость к воздействиям факторов внешней среды (при изменении отдельных элементов микро- или макросреды организации система управления должна продолжать функционировать и выполнять поставленные цели);
• своевременная реакция на изменения в окружающей среде;
• ориентация менеджмента на конечные результаты работы;
• использование методов работы с людьми, обеспечивающих удовлетворенность работой;
• участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованности работы;
• умение слушать тех, с кем менеджер сталкивается в работе;
• динамизм формирования и развития инноваций;
• этика бизнеса;
• честность и доверие к людям;
• опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал;
• качество личной работы и ее постоянное совершенствование.
В процессе социально-экономического развития России некоторые принципы управления, характерные для функционирования административно-командной системы хозяйствования, потеряли свою актуальность, Например принцип демократического централизма в существовавшей в последние десятилетия интерпретации. В то же время вырабатываются новые принципы управления, адекватные современным условиям, например принцип устойчивости к воздействиям факторов внешней среды.
Методы управления
Методы управления- это способы воздействия управляющей подсистемы - субъекта управления - на управляемую подсистему - объект управления (работник, коллектив, организа-
ционно-экономический объект управления) для достижения поставленных целей. Различают методы управления и методы процесса управления. Методы управления характеризуют законченный процесс воздействия на объект управления; методами процесса управления выполняются лишь отдельные работы. Различают также методы прямого и косвенного воздействия, формальные и неформальные. При использовании методов прямого воздействия предполагается получить непосредственный результат воздействия; методами косвенного воздействия создаются условия для достижения высоких результатов. Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характерные черты стиля управления.
В системе методов управления выделяются общие методы. К ним традиционно относятся экономические, административные (иногда их называют организационными) и социально-психологические методы.
Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов. Эти методы можно подразделить на две группы:
• методы, используемые федеральными, региональными и муниципальными органами;
• методы, используемые предприятиями (организациями).
К первой группе относятся налоговые системы и кредитно-финансовые механизмы страны и региона, т. е. экономические факторы внешней среды предприятия.
Вторую группу составляют:
• система материального поощрения работников;
• система ответственности за качество и эффективность работы;
• экономические нормативы функционирования организации (фондовооруженность и производительность труда, нормы рентабельности по видам продукции и т. д.), которые разрабатываются на основе маркетинговых исследований, анализа основных показателей качества продукции, уровня производства и включаются в бизнес-план;
• коммерческий расчет.
Важнейшим экономическим методом управления является стимулирование персонала, направленное на повышение качества и эффективности работы каждого и осуществляемое путем использования инструментов мотивации и оптимизации ради гармонизации отношений личности и общества. К современным формам экономического стимулирования относятся:
• формирование системы заработной платы в зависимости от количества и качества труда;
• бонусы в виде дополнительных вознаграждений, премий, надбавок к основной заработной плате;
• участие работника в распределении прибыли организации;
• предоставление работнику льгот и привилегий в виде формирования пенсионного фонда, обеспечения безопасности работника, предоставления ему льгот в оплате транспортных услуг, аренды жилья и детских учреждений, в обучении, повышении квалификации, организации лечения и отдыха работника и членов его семьи, предоставление работнику льгот при приобретении продукции, выпускаемой организацией;
• предоставление работнику льготных кредитов;
• льготное страхование жизни работника и др.
Наряду с перечисленными формами стимулирования возможно применение системы штрафов и порицаний, снижения или полного снятия льгот.
Важным экономическим методом управления в масштабах предприятия, позволяющим достичь прибыльности бизнеса, является коммерческий расчет. Этот метод ведения хозяйства (в нашей стране его называют хозяйственным расчетом) предусматривает сопоставление в денежной форме произведенных затрат и полученных результатов хозяйственной деятельности и обеспечение прибыльности деятельности. В рамках коммерческого расчета используются такие экономические рычаги и инструменты, как политика в области ценообразования издержек производства и обращения, финансирования и кредитования, а также прибыли, фондоотдачи, рентабельности, заработной платы. Причем использование этих рычагов должно быть комплексным, т. е.
охватывать все рычаги без исключения, и системным - охватывать весь объект управления по всей его иерархии.
Существуют различные способы и формы использования таких экономических рычагов и инструментов. Так, политика ценообразования ориентирована на приспособлении структуры и уровня цен к требованиям и условиям рынка. В отношении издержек производства и обращения первостепенное значение придается снижению затрат на каждом этапе деятельности за счет совершенствования технологии производства, повышения качества продукции, улучшения материально-технического снабжения и форм хозяйственных связей между предприятиями, повышения производительности труда, экономии на затратах труда, а также на транспортных, экспедиторских, административных и других расходах.
Политика в области финансирования и кредитования предусматривает определение источников финансирования и распределение средств по важнейшим отделениям и дочерним компаниям на определенный период, перемещение средств между отдельными подразделениями с целью получения устойчивой прибыли в масштабе всей фирмы, обеспечение лучших условий получения займов и кредитования.
Административные методы управления включают:
• систему законодательных актов страны и региона;
• систему нормативных и методических (обязательных к применению) документов организации;
• систему оперативного управления (систему власти).
В систему законодательных актов страны и определенного региона входят законы, указы, постановления, стандарты, положения, методики и другие документы, утвержденные федеральными и региональными органами для обязательного применения на соответствующей территории. При определении их состава, структуры и содержания должны учитываться научные, теоретические и практические аспекты управления.
Система нормативных и методических документов предприятия включает стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия. Эти документы должны регламентировать состав,
содержание и взаимосвязи всех подсистем менеджмента конкретной организации.
Большое значение имеет и система оперативного управления. Существует четыре способа реализации своей власти руководителем, которые находятся в диапазоне от прямого использования до практически полного отказа от власти. Речь идет о распоряжениях, популяризации, участии в управлении и передаче полномочий и ответственности.
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т. п. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению.
Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Социально-психологические методы управления направлены на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов.
Объектами управления социально-психологическими процессами являются:
• личностные характеристики работников, а также их психические и психофизиологические особенности;
• способы организации труда и рабочих мест;
• система подбора, расстановки, подготовки и переподготовки кадров;
• информационное обеспечение и его использование;
• система стимулирования работников;
• морально-психологический климат в коллективе;
• социально-бытовые условия работников.
Управление социально-психологическими процессами
включает:
• разработку норм и нормативов социально-психологических процессов;
• анализ, учет и контроль выполнения норм и нормативов социально-психологических процессов;
• разработку мероприятий по нормализации и оздоровлению протекания социально-психологических процессов;
• организацию и контроль за выполнением разработанных мероприятий;
• регулирование социально-психологических процессов.
Важное значение в обеспечении высокой эффективности
работы коллектива имеет создание и сохранение в нем благоприятного морально-психологического климата (МПК). Важнейшими признаками его на предприятии, в организации являются:
• настроение в коллективе (его жизнерадостность, оптимизм);
• доброжелательность и объективность оценки работы исполнителей;
• творческая атмосфера в коллективе;
• согласие и единство действий в коллективе;
• отсутствие "показухи" и формализма в работе;
• доверительность, непринужденность отношений между членами коллектива;
• эмоциональная включенность и взаимопомощь членов коллектива в различных ситуациях;
• отсутствие давления руководителей на подчиненных;
• достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел;
• взаимная требовательность членов коллектива и общая ответственность;
• принятие каждым членом коллектива на себя ответственности за положение дел в организации (подразделении);
• удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
• доброжелательная и деловая критика;
• свободное выражение мнения при обсуждении вопросов;
• отсутствие в коллективе затянувшихся, дисфункциональных конфликтов;
• высокая степень взаимопомощи и пр.
Для обеспечения благоприятного морально-психологического климата в коллективе требуются специальные знания и умение руководителей. В качестве специальных мер следует использовать: научно обоснованный подбор кадров, обучение и периодическую аттестацию менеджеров, формирование трудовых коллективов с учетом психологической совместимости работников, социально-психологические методы, способствующие выработке у членов коллектива навыков взаимопонимания и взаимодействия, соответствующий стиль руководства.
При формировании коллектива и исследовании межличностных отношений рекомендуется составлять социоматрицы и со-циограммы. Они позволяют определять отношения членов группы друг к другу и степень сплоченности коллектива, выявлять лидера, а также устанавливать социометрический статус и эмоциональную экспансивность работников.
Важный блок методов управления трудовым коллективом социального характера составляет так называемый социальный пакет.
Социальный пакет - это дополнительные прямые и непрямые (косвенные) выгоды, преимущественно материального характера, которые работодатель предоставляет своему сотруднику. Набор этих благ можно условно разделить следующим образом (рис. 2.3).
Социальный пакет
Прямые выгоды
Непрямые выгоды
Материальные
Нематериальные
Гостребования
Корпоративное обслуживание
Рис. 2.3. Структура социального пакета
Из рисунка видно, что прямые выгоды работающих можно, хотя и непросто, разделить на материальные и нематериальные составляющие. Первые включают:
- премии по результатам работы за месяц, год;
- участие в прибыли организации;
- бонусы и т. д.
Нематериальные выгоды представляют собой:
- ордена и медали;
- почетные грамоты;
- нагрудные знаки и значки;
- повышение статуса;
- почетные звания и др.
В то же время непрямые выгоды можно разделить на гостребования и элементы (формы) корпоративного обслуживания. При этом гостребования могут включать:
- пенсионное обеспечение;
- оплату учебных отпусков;
- оплату очередных отпусков;
- оплату отпусков по болезни, отпусков по уходу за детьми и т. д.
К основным элементам (методам) корпоративного обслуживания можно отнести:
- медицинскую страховку;
- служебный автомобиль;
- скидки на товары собственного производства;
- дотации на питание;
- оплату мобильного телефона;
- предоставление общежития;
- кредиты под льготные проценты; ■
- бесплатный медицинский осмотр (диспансеризацию) и т. д.
Трудовой кодекс РФ (статья 41) предусматривает включение указанных выгод работающих в коллективный договор, который представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
По данным опроса руководителей промышленных предприятий России, проведенного Центром исследований рынка труда Института экономики РАН, 15% их считают своим долгом обеспечивать социальные потребности своих работников, 14% используют социальную политику как инструмент привлечения квалифицированных специалистов и лишь 2% извлекают прибыль из своих социальных объектов. 11% опрошенных считают наиболее важным иметь в своем распоряжении дома отдыха; столько же - медицинские учреждения.
Необходимо отметить, что на практике система методов управления постоянно изменяется. Так, при переходе от административно-командной системы к рыночной получили развитие экономические методы управления. Кроме того, в результате демократизации общественной жизни и экономики возросла роль человеческого фактора, поэтому больше внимания стало уделяться социально-психологическим методам управления.
Следует также заметить, что используемые в практической деятельности методы управления являются, как правило, комплексными, т. е. они учитывают одновременно экономический интерес, моральное и материальное стимулирование, социально-психологические факторы. При этом отдельные методы как бы дополняют друг друга в конкретных ситуациях, позволяют комплексно устанавливать влияние на объект управления различных факторов. В этих условиях менеджеры всех уровней должны уметь владеть комплексом методов управления, делать правильный выбор и применять именно те методы, которые в данных конкретных условиях являются наиболее эффективными.