Принципы менеджмента (по А. Файолю)


Принцип

Содержание принципа



Принципы менеджмента (по А. Файолю) - student2.ru Принципы менеджмента (по А. Файолю) - student2.ru Принципы менеджмента (по А. Файолю) - student2.ru Разделение труда

Полномочия

и ответственность

Дисциплина

Единоначалие

Единство

действий

Подчиненность

личных интересов

Вознаграждение

персонала

Централизация

Скалярная цепь

Порядок Справедливость

Стабильность персонала

Инициатива

Корпоративный

дух

Специализация работ для эффективного использования рабочей силы (за счет сокращения числа целей, на кото­рые направляются усилия работающих)

Каждому работающему должны быть делегированы пол­номочия, достаточные для того, чтобы нести ответст­венность за выполнение работы

Рабочие должны подчиняться условиям соглашения с руководством, менеджеры должны применять справед­ливые санкции к нарушителям дисциплины

Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объе­диняться в группы и осуществляться по единому плану Интересы организации имеют преимущество перед ин­тересами индивидуумов

Получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд

Естественный порядок в организации, имеющей управ­ляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрали­зацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности

Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии ("цепь начальников")

Рабочее место для каждого работника и каждый работ­ник на своем месте

Установленные правила и соглашения должны прово­диться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи

Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность

Поощрение работающих к выработке независимых суж­дений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ

Гармония интересов персонала и организации обеспечи­вает единство усилий ("в единении - сила")



Принципы управления отражают теоретический идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться. Реализация этих принципов является критерием эффективности и научности управления на всех его уровнях.

Принципы управления целесообразно использовать:

- при построении системы управления, при этом они вы­ступают в качестве ограничительных условий создания опреде­ленной системы (структуры) управления;

- при оценке качества системы управления, т. е. результатов процесса управления. В этом смысле они превращаются в критерии оценки качества, результативности работы органов управления.

Для формирования, функционирования и развития системы менеджмента необходимо соблюдать целый ряд принципов управления, которые являются общими для всех систем управле­ния. В их числе принципы:

• сочетания специализации и универсализации в управле­нии (при выполнении управленческих работ должно обеспечи­ваться оптимальное соотношение между специализацией и уни­версализацией);

• экономичности управления (при выборе способов и средств для осуществления управления и достижения цели необ­ходимо ограничивать затраты - трудовые, материальные, вре­менные, финансовые, моральные и др.);

• эффективности управления — принцип, предполагаю­щий достижение максимально высоких результатов при фикси­рованных затратах или определенных результатов при мини­мальных затратах;

• соответствия способов и средств воздействий законо­мерностям, присущим объекту управления (при управлении не­обходимо учитывать состояние и закономерности развития объ­екта управления);

• соответствия полномочий поставленным задачам, долж­ностным обязанностям (руководство должно делегировать орга­нам или кадрам управления полномочия, необходимые для вы­полнения поставленных перед ними задач);

• адекватности реакции управляющей подсистемы откло­нениям управляемой подсистемы от заданной величины;

• исключения (только при значительных отклонениях от стандартов и правил должна срабатывать система контроля);

• оптимального сочетания централизации и децентрали­зации в управлении (в каждой системе управления в конкретный период времени имеется оптимальный уровень централизации (децентрализации) выполнения соответствующих управленче­ских функций). С этим связано два полярных по смысловому содержанию принципа управления: принцип единоначалия и принцип групповой самоорганизации. В этом диалектическом единстве, взаимодействии полярных принципов и состоит под­линная природа и сущность деятельности современного менед­жера.

Приведенные принципы управления являются традицион­ными, или каноническими. Кроме того, они являются общими, т. е. характерными для любой подсистемы. Вместе с тем каждая подсистема системы управления должна формироваться и функ­ционировать на основе еще и специфических принципов. Так, специфическими принципами управления персоналом являются: разделение труда, единоначалие, подчиненность личных интере­сов общим и др.

Сформировавшаяся в последние годы на Западе в условиях развития рыночных отношений система взглядов на менеджмент выделяет социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы усилия людей сделать более эффектив­ными. При этом выработаны принципиально новые правила или принципы управления. Это прежде всего:

• гуманность управления, предполагающая предоставле­ние приоритетов потребностям и ценностным представлениям работающих;

• ответственность как условие успешного менеджмента;

• коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и вертикали;

• атмосфера в фирме, способствующая развитию способ­ностей работающих;

• долевое участие каждого работающего в результатах фирмы;

• ориентация деятельности предприятия на потребителя;

• устойчивость к воздействиям факторов внешней среды (при изменении отдельных элементов микро- или макросреды организации система управления должна продолжать функцио­нировать и выполнять поставленные цели);

• своевременная реакция на изменения в окружающей среде;

• ориентация менеджмента на конечные результаты ра­боты;

• использование методов работы с людьми, обеспечиваю­щих удовлетворенность работой;

• участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованности работы;

• умение слушать тех, с кем менеджер сталкивается в ра­боте;

• динамизм формирования и развития инноваций;

• этика бизнеса;

• честность и доверие к людям;

• опора на фундаментальные основы менеджмента: каче­ство, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персо­нал;

• качество личной работы и ее постоянное совершенство­вание.

В процессе социально-экономического развития России некоторые принципы управления, характерные для функцио­нирования административно-командной системы хозяйствова­ния, потеряли свою актуальность, Например принцип демокра­тического централизма в существовавшей в последние десяти­летия интерпретации. В то же время вырабатываются новые принципы управления, адекватные современным условиям, например принцип устойчивости к воздействиям факторов внешней среды.

Методы управления

Методы управления- это способы воздействия управ­ляющей подсистемы - субъекта управления - на управляемую подсистему - объект управления (работник, коллектив, организа-

ционно-экономический объект управления) для достижения по­ставленных целей. Различают методы управления и методы про­цесса управления. Методы управления характеризуют закончен­ный процесс воздействия на объект управления; методами про­цесса управления выполняются лишь отдельные работы. Разли­чают также методы прямого и косвенного воздействия, формаль­ные и неформальные. При использовании методов прямого воз­действия предполагается получить непосредственный результат воздействия; методами косвенного воздействия создаются усло­вия для достижения высоких результатов. Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характер­ные черты стиля управления.

В системе методов управления выделяются общие методы. К ним традиционно относятся экономические, административные (иногда их называют организационными) и социально-психологические методы.

Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов. Эти методы можно подраз­делить на две группы:

• методы, используемые федеральными, региональными и муниципальными органами;

• методы, используемые предприятиями (организациями).

К первой группе относятся налоговые системы и кредитно-финансовые механизмы страны и региона, т. е. экономические факторы внешней среды предприятия.

Вторую группу составляют:

• система материального поощрения работников;

• система ответственности за качество и эффективность работы;

• экономические нормативы функционирования организа­ции (фондовооруженность и производительность труда, нормы рентабельности по видам продукции и т. д.), которые разрабаты­ваются на основе маркетинговых исследований, анализа основ­ных показателей качества продукции, уровня производства и включаются в бизнес-план;

• коммерческий расчет.

Важнейшим экономическим методом управления является стимулирование персонала, направленное на повышение качества и эффективности работы каждого и осуществляемое путем ис­пользования инструментов мотивации и оптимизации ради гар­монизации отношений личности и общества. К современным формам экономического стимулирования относятся:

• формирование системы заработной платы в зависимости от количества и качества труда;

• бонусы в виде дополнительных вознаграждений, пре­мий, надбавок к основной заработной плате;

• участие работника в распределении прибыли организа­ции;

• предоставление работнику льгот и привилегий в виде формирования пенсионного фонда, обеспечения безопасности работника, предоставления ему льгот в оплате транспортных ус­луг, аренды жилья и детских учреждений, в обучении, повыше­нии квалификации, организации лечения и отдыха работника и членов его семьи, предоставление работнику льгот при приобре­тении продукции, выпускаемой организацией;

• предоставление работнику льготных кредитов;

• льготное страхование жизни работника и др.

Наряду с перечисленными формами стимулирования воз­можно применение системы штрафов и порицаний, снижения или полного снятия льгот.

Важным экономическим методом управления в масштабах предприятия, позволяющим достичь прибыльности бизнеса, яв­ляется коммерческий расчет. Этот метод ведения хозяйства (в нашей стране его называют хозяйственным расчетом) преду­сматривает сопоставление в денежной форме произведенных за­трат и полученных результатов хозяйственной деятельности и обеспечение прибыльности деятельности. В рамках коммерческо­го расчета используются такие экономические рычаги и инстру­менты, как политика в области ценообразования издержек произ­водства и обращения, финансирования и кредитования, а также прибыли, фондоотдачи, рентабельности, заработной платы. При­чем использование этих рычагов должно быть комплексным, т. е.

охватывать все рычаги без исключения, и системным - охваты­вать весь объект управления по всей его иерархии.

Существуют различные способы и формы использования таких экономических рычагов и инструментов. Так, политика це­нообразования ориентирована на приспособлении структуры и уровня цен к требованиям и условиям рынка. В отношении из­держек производства и обращения первостепенное значение при­дается снижению затрат на каждом этапе деятельности за счет совершенствования технологии производства, повышения каче­ства продукции, улучшения материально-технического снабже­ния и форм хозяйственных связей между предприятиями, повы­шения производительности труда, экономии на затратах труда, а также на транспортных, экспедиторских, административных и других расходах.

Политика в области финансирования и кредитования пре­дусматривает определение источников финансирования и рас­пределение средств по важнейшим отделениям и дочерним ком­паниям на определенный период, перемещение средств между отдельными подразделениями с целью получения устойчивой прибыли в масштабе всей фирмы, обеспечение лучших условий получения займов и кредитования.

Административные методы управления включают:

• систему законодательных актов страны и региона;

• систему нормативных и методических (обязательных к применению) документов организации;

• систему оперативного управления (систему власти).

В систему законодательных актов страны и определенного региона входят законы, указы, постановления, стандарты, поло­жения, методики и другие документы, утвержденные федераль­ными и региональными органами для обязательного применения на соответствующей территории. При определении их состава, структуры и содержания должны учитываться научные, теорети­ческие и практические аспекты управления.

Система нормативных и методических документов пред­приятия включает стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия. Эти документы должны регламентировать состав,

содержание и взаимосвязи всех подсистем менеджмента конкрет­ной организации.

Большое значение имеет и система оперативного управле­ния. Существует четыре способа реализации своей власти руко­водителем, которые находятся в диапазоне от прямого использо­вания до практически полного отказа от власти. Речь идет о рас­поряжениях, популяризации, участии в управлении и передаче полномочий и ответственности.

Административные методы ориентированы на такие моти­вы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т. п. Эти методы отличает прямой характер воз­действия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для административных методов характерно их соответст­вие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих орга­нов управления.

Социально-психологические методы управления направле­ны на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии со­хранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законода­тельства и требований нормативных актов.

Объектами управления социально-психологическими про­цессами являются:

• личностные характеристики работников, а также их пси­хические и психофизиологические особенности;

• способы организации труда и рабочих мест;

• система подбора, расстановки, подготовки и переподго­товки кадров;

• информационное обеспечение и его использование;

• система стимулирования работников;

• морально-психологический климат в коллективе;

• социально-бытовые условия работников.
Управление социально-психологическими процессами

включает:

• разработку норм и нормативов социально-психологи­ческих процессов;

• анализ, учет и контроль выполнения норм и нормативов социально-психологических процессов;

• разработку мероприятий по нормализации и оздоровле­нию протекания социально-психологических процессов;

• организацию и контроль за выполнением разработанных мероприятий;

• регулирование социально-психологических процессов.
Важное значение в обеспечении высокой эффективности

работы коллектива имеет создание и сохранение в нем благопри­ятного морально-психологического климата (МПК). Важнейшими признаками его на предприятии, в организации являются:

• настроение в коллективе (его жизнерадостность, опти­мизм);

• доброжелательность и объективность оценки работы ис­полнителей;

• творческая атмосфера в коллективе;

• согласие и единство действий в коллективе;

• отсутствие "показухи" и формализма в работе;

• доверительность, непринужденность отношений между членами коллектива;

• эмоциональная включенность и взаимопомощь членов коллектива в различных ситуациях;

• отсутствие давления руководителей на подчиненных;

• достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел;

• взаимная требовательность членов коллектива и общая ответственность;

• принятие каждым членом коллектива на себя ответст­венности за положение дел в организации (подразделении);

• удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

• доброжелательная и деловая критика;

• свободное выражение мнения при обсуждении вопросов;

• отсутствие в коллективе затянувшихся, дисфункцио­нальных конфликтов;

• высокая степень взаимопомощи и пр.

Для обеспечения благоприятного морально-психологи­ческого климата в коллективе требуются специальные знания и умение руководителей. В качестве специальных мер следует ис­пользовать: научно обоснованный подбор кадров, обучение и пе­риодическую аттестацию менеджеров, формирование трудовых коллективов с учетом психологической совместимости работни­ков, социально-психологические методы, способствующие выра­ботке у членов коллектива навыков взаимопонимания и взаимо­действия, соответствующий стиль руководства.

При формировании коллектива и исследовании межлично­стных отношений рекомендуется составлять социоматрицы и со-циограммы. Они позволяют определять отношения членов груп­пы друг к другу и степень сплоченности коллектива, выявлять лидера, а также устанавливать социометрический статус и эмо­циональную экспансивность работников.

Важный блок методов управления трудовым коллективом социального характера составляет так называемый социальный пакет.

Социальный пакет - это дополнительные прямые и непря­мые (косвенные) выгоды, преимущественно материального ха­рактера, которые работодатель предоставляет своему сотруднику. Набор этих благ можно условно разделить следующим образом (рис. 2.3).

Социальный пакет

Прямые выгоды

Непрямые выгоды



Принципы менеджмента (по А. Файолю) - student2.ru Принципы менеджмента (по А. Файолю) - student2.ru Принципы менеджмента (по А. Файолю) - student2.ru Принципы менеджмента (по А. Файолю) - student2.ru Принципы менеджмента (по А. Файолю) - student2.ru Принципы менеджмента (по А. Файолю) - student2.ru Принципы менеджмента (по А. Файолю) - student2.ru Принципы менеджмента (по А. Файолю) - student2.ru Материальные

Нематериальные

Гостребования

Корпоративное обслуживание



Рис. 2.3. Структура социального пакета



Из рисунка видно, что прямые выгоды работающих можно, хотя и непросто, разделить на материальные и нематериальные составляющие. Первые включают:

- премии по результатам работы за месяц, год;

- участие в прибыли организации;

- бонусы и т. д.

Нематериальные выгоды представляют собой:

- ордена и медали;

- почетные грамоты;

- нагрудные знаки и значки;

- повышение статуса;

- почетные звания и др.

В то же время непрямые выгоды можно разделить на гос­требования и элементы (формы) корпоративного обслуживания. При этом гостребования могут включать:

- пенсионное обеспечение;

- оплату учебных отпусков;

- оплату очередных отпусков;

- оплату отпусков по болезни, отпусков по уходу за деть­ми и т. д.

К основным элементам (методам) корпоративного обслу­живания можно отнести:

- медицинскую страховку;

- служебный автомобиль;

- скидки на товары собственного производства;

- дотации на питание;

- оплату мобильного телефона;

- предоставление общежития;

- кредиты под льготные проценты; ■

- бесплатный медицинский осмотр (диспансеризацию) и т. д.

Трудовой кодекс РФ (статья 41) предусматривает включе­ние указанных выгод работающих в коллективный договор, кото­рый представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

По данным опроса руководителей промышленных пред­приятий России, проведенного Центром исследований рынка труда Института экономики РАН, 15% их считают своим долгом обеспечивать социальные потребности своих работников, 14% используют социальную политику как инструмент привлечения квалифицированных специалистов и лишь 2% извлекают при­быль из своих социальных объектов. 11% опрошенных считают наиболее важным иметь в своем распоряжении дома отдыха; столько же - медицинские учреждения.

Необходимо отметить, что на практике система методов управления постоянно изменяется. Так, при переходе от админи­стративно-командной системы к рыночной получили развитие экономические методы управления. Кроме того, в результате де­мократизации общественной жизни и экономики возросла роль человеческого фактора, поэтому больше внимания стало уделять­ся социально-психологическим методам управления.

Следует также заметить, что используемые в практической деятельности методы управления являются, как правило, ком­плексными, т. е. они учитывают одновременно экономический интерес, моральное и материальное стимулирование, социально-психологические факторы. При этом отдельные методы как бы дополняют друг друга в конкретных ситуациях, позволяют ком­плексно устанавливать влияние на объект управления различных факторов. В этих условиях менеджеры всех уровней должны уметь владеть комплексом методов управления, делать правиль­ный выбор и применять именно те методы, которые в данных конкретных условиях являются наиболее эффективными.

Наши рекомендации