Глава 6. Проблема научного исследования и его актуальность.
Исследовательская работа начинается с выбора объективной области исследования, т.е. той сферы действительности (в нашем случае экономической), в которой накопились важные, требующие разрешения проблемы. Выбор объективной области определяется такими объективными факторами, как значимость, наличие нерешенных проблем, новизна и перспективность и субъективными: образование, жизненный опыт, интересы исследователя, др. Сама тема исследования должна содержать проблему. Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов. Проблема должна быть актуальной, отражать то новое, что входит или должно входить в жизнь. Правильная постановка проблему – залог успеха научного поиска [1].
Основными направлениями характеристики актуальности исследования являются следующие:
- выбранная тема изучена не в полной мере и необходимо, преодолеть эту проблему;
- на основе полученных в исследовании данных имеется возможность решить определенные практические задачи. Актуальность применительно к научным работам заключается в убеждении в том, что ранее подобных работ не выполнялось.
Учеными выработаны следующие рекомендации при поиске, анализе и выборе темы исследования:
- Тема должна отражать продвижение вперед в сравнении с ранее выполненными работами, опубликованными результатами научных исследований по данной проблематике.
- Формулировка темы призвана отражать ее содержательность. Должно быть ясно, что ей присущи содержательное начало, наличие направленности, целевой ориентир.
- В краткой формулировке темы необходимо достичь максимально высокого уровня предметности и конкретности, очевидной, несмотря на многословность названия.
- Названию темы следует придать современность, с тем, чтобы не веяло архаизмами, уже пройденными в науке рубежами [2].
- Целесообразно обратиться к каталогу уже защищенных диссертаций в научных библиотеках и использовать соответствующие Интернет – ресурсы.
- Стоит обратить внимание на смежные области знаний: зачастую на стыке двух научных дисциплин, можно найти темы, имеющие исследовательские перспективы (экономика и социология; экономика и психология и др.).
- Полезен просмотр научной периодики, специальных изданий по своей научной специальности [3].
- Значение имеет и методологический ракурс рассмотрения проблемы. Смена ракурса, новый угол зрения – это уже тема научной разработки. Следует обращать внимание на возможность применения «чужих» методов, используемых в смежных областях применительно к изучению «своей» области знания. Полезен может быть и пересмотр известных научных решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций [4].
Взяв за основу изречение Исаака Ньютона: «При изучении наук примеры полезнее правил», остановимся на практических примерах формулирования проблем научных исследований и их актуальности [5].
Проекты - победители регионального конкурса Российского гуманитарного научного фонда "Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее"
Стратегия комплексного развития сельских территорий региона (по материалам Калужской области) № 08 – 02 – 59208, а/Ц, 2008 год.
Научная проблема, на решение которой направлен проект. В ходе аграрной реформы в отечественном агропромышленном комплексе произошли радикальные социально-экономические преобразования. Однако неблагоприятные макроэкономические условия в стране, ценовой диспаритет, инфляция, сокращение государственной финансовой поддержки и товарная экспансия экспортного продовольствия, неудовлетворительная адаптация органов государственного управления и значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей к рыночным условиям хозяйствования нейтрализовали позитивные результаты аграрной реформы.
За последние 15 лет деревню оставили 3,5 млн. человек и ускоренная убыль населения продолжается. Также как и выбытие пахотных земель из сельскохозяйственного оборота. Уже сейчас не обрабатывается 40 млн. гектаров угодий, что сравнимо с территорией Германии.
Одновременно за последние 15 лет вдвое вырос объем импорта молока в России, а уровень потребления молочных продуктов сокращено почти вдвое.
Вместе с тем, Россия располагает объективными факторами сельскохозяйственного производства. К ним относятся в первую очередь достаточное количество земельных ресурсов. Но проблемы с наличием грамотного управленческого персонала, трудовых ресурсов, техникой, не позволяющей эффективно использовать имеющиеся земельные ресурсы.
При достаточно высоком удельном весе занятых в сельском хозяйстве качество аграрных трудовых ресурсов далеко от нормы. Значительная часть аграрного населения состоит из людей пенсионного возраста. Уровень образования ниже, чем в промышленном секторе. Отсутствует надлежащая мотивация к труду. На селе имеется значительный дефицит инвестиций и квалифицированных управленцев. Все это следствие незавершенности экономической реформы на селе, консервации во многих регионах отживших форм собственности и организации сельского труда.
Требуется разработка и принятие программных документов, которые могли стать действительно работающим инструментом регионального развития сельских территорий. Необходимо систематизировать проектно-программные разработки с целью придания программам социально-экономического развития сельских территорий комплексной направленности с перспективой на 15-20 лет.
Исследуемая проблема носит актуальный, комплексный и междисциплинарный характер, находится на стыке экономики, социологии, стратегического планирования и управления качеством образовательных услуг и продуктов, моделирования социальных объектов, системного анализа и прогнозирования.
Рынок стоит перед необходимостью выработки политики, обеспечивающей комплексное и устойчивое развитие в условиях постепенного ухудшения определяющих параметров функционирования агропромышленного комплекса, составляющего основу экономики сельских территорий.
Создание многосекторной социально-ориентированной сельской экономики будет способствовать увеличению темпов прироста реальных доходов населения, а также сглаживанию отраслевых и пространственных диспропорций развития региона.
Политика социально-экономического партнерства государства и кооперации № 08 – 02 – 59217, а/Ц, 2008 год.
Научная проблема, на решение которой направлен проект. Для построения эффективной экономической системы в России необходимо создание адекватных современному уровню экономического развития институтов, учитывающих исторически сложившиеся традиции и правила экономической деятельности. Переход от централизованно-управляемой экономической системы к рыночной объективно формирует предпосылки для развития кооперативных институциональных форм.
Теория и практика дореволюционной России, стран с развитой рыночной экономикой свидетельствуют о больших возможностях кооперативных объединений, основанных на взаимопомощи, самоуправлении, развитии хозяйственной демократии и инициативы.
Сегодня в России для преодоления сложной социально-экономической ситуации на селе кооперативные начала приобретают исключительное значение.
Особенно актуальной является проблема кредитования товаропроизводителей и жителей сельской местности.
Вывод отрасли из кризисного состояния, укрепление продовольственной безопасности, переход к устойчивому социально-экономическому развитию требуют пересмотра роли государства и местного самоуправления в создании целостной системы экономического регулирования, включающей формирование многосубъектной кредитно-финансовой системы.
Кредитно-финансовая система занимает стратегическое положение. Это определяется ее целями, функциями, а также воздействием на другие системы. Любой сбой в ее функционировании затрагивает интересы всех хозяйствующих субъектов, жителей сельской местности, может привести к дестабилизации экономической, социальной и других сфер общественной жизни.
Формирование системы сельской кредитной кооперации следует рассматривать как одно из важнейших направлений реформирования финансово-кредитного механизма в агропромышленном комплексе.
Создание системы кредитных кооперативов рассматривается сегодня в качестве важнейшей составляющей в реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
Процесс развития кредитной кооперации в регионе требует развития адекватной системы научно-образовательных услуг.
Актуальность проблемы. Устойчивая и эффективная работа действующих и вновь создаваемых кооперативов во многом обусловлена уровнем квалификации руководителей и персонала специалистов. Для успешного развития сельскохозяйственной потребительской кооперации необходима постоянная подготовка и повышение квалификации следующих целевых групп: государственные и муниципальные служащие, ответственные за регулирование деятельности и поддержку кооперативного движения; фермеры, владельцы ЛПХ, сельские предприниматели; работники кооперативов и др.
Требуется разработать учебно-методические материалы, программы обучения, планы обучающих семинаров, определить состав преподавателей с привлечением как представителей учебных и научных учреждений, так и практиков.
Необходимо дать систематизированные научные знания, объективные представления об историческом развитии кредитной кооперации, раскрыть ее роль как важнейшего компонента рыночных отношений, основные принципы и механизмы ее функционирования.
Сама Российская кооперация нуждается в средне- и долгосрочной стратегии. Она может быть изложена в концепции устойчивого развития кооперативной экономики, которую могут рассмотреть и утвердить властные структуры Российской Федерации. Основой такой стратегии будет политика экономического партнерства государства и кооперации.
Стратегия региональной экономической безопасности (опыт Калужской области) № 08-02-59217, а/Ц, 2008 год.
Научная проблема, на решение которой направлен проект. Понятие «экономическая безопасность» - относительно новое в лексиконе российских органов управления экономикой, но хорошо известное в практике деятельности управленческих структур западных стран. Экономическая безопасность – состояние защищенности от негативных воздействий и нанесения вреда хозяйственной деятельности. Принято различать следующие уровни экономической безопасности: международная, национальная, локальная (региональная) и частная (предприятий и личности).
Локальная экономическая безопасность характеризуется экономической безопасностью региона (субъекта федерации). Практически все регионы сталкиваются с множеством острых и сложных проблем – экономических, социальных, экологических и др. К важнейшим из них можно отнести
экономическую реинтеграцию регионов, региональный монополизм, региональные экономические кризисы и др.
Необходимо остановиться на ключевой проблеме, связанной с формированием новых рыночных отношений, а именно: тенденциях развития и оценки состояния сектора экономики Калужской области.
Актуальность проблемы. Среди региональных аспектов основное значение имеют проблемы: сепаратизма, ведущего к разрушению сложившегося социально-экономического пространства; развитие депрессивных районов; формирование новых полюсов и региональных центров роста.
Регионы должны самостоятельно решать вопросы освоения и использования природных ресурсов, развитие торговли, сферы услуг, инфраструктуры, использования недвижимости, поддержания правопорядка, развитие культуры, образования и здравоохранения.
При этом необходимо сохранить единое военно-политическое и социально-экономическое пространство, обеспечивающее пространство, обеспечивающее беспрепятственное перемещение товаров, сырья, трудовых ресурсов.
Малые формы хозяйствования в реализации задач социально-экономического обустройства сельских территорий № 09 – 02- 59227, а/Ц, 2009 год.
Научная проблема, на решение которой направлен проект. Сегодня 32% населения страны проживает в сельской местности и каждый девятый представитель экономически активного населения работает в сельском хозяйстве. В последние семь лет малыми формами хозяйствования увеличено производство зерна и семян подсолнечника более чем в три раза, картофеля в четыре раза, сахарной свеклы в пять раз. Огромный потенциал развития малого бизнеса лежит в социальной сфере села. Именно в этой сфере имеется потенциал создания тысяч новых рабочих мест.
По оценке аналитиков Национального института системных исследований проблем предпринимательства, производительность малых фермерских хозяйств в нашей стране в полтора раза выше, чем у крупных сельхозпредприятий.
Для региональной экономики особое значение имеет решение проблем создания и развития малых форм хозяйствования в сельской местности. Привлекательными особенностями малого бизнеса являются: небольшие сроки окупаемости направляемых сюда инвестиций; способность приспосабливаться к изменяющемуся спросу; оперативное использование результатов научно-технических достижений и открытий; создание новых рабочих мест; повышение уровня жизни в селах.
Малым формам хозяйствования нужны ясные и прозрачные схемы государственных преференций и в рамках Закона о малом бизнесе, и по государственной программе развития агрокомплекса страны.
Для поддержки и стимулирования малых форм хозяйствования на территориях сельских муниципальных образованиях должны быть сформирована стабильная устойчивая среда, что требует программного подхода, постоянного диалога между бизнесом, властью и наукой, развитие инфраструктуры поддержки; координации действий всех заинтересованных сторон. Решению проблем совершенствования механизма поддержки и стимулирования малых форм хозяйствования посвящен научно-исследовательский проект.
Актуальность проблемы. В современных условиях проблема перехода сельской местности к устойчивому развитию и разработке основных направлений этого процесса являются особенно актуальными.
Решение проблем стабильного функционирования сельских территорий во многом определяет благосостояние сельского населения. Малые формы хозяйствования играют важную роль в экономике муниципальных образований, вовлекая свободные трудовые ресурсы в различные виды предпринимательской деятельности, создавая тем самым условия для дальнейшего развития экономики.
Следует определить перечень проблем, решением которых необходимо заняться в первоочередном порядке, с учетом того, что регионы в 2009 году будут вправе по своему усмотрению проводить реформу местного самоуправлению.
Социально – экономическая эффективность государственной поддержки развития региональной системы кооперативных услуг № 09 – 02 – 59218, а/Ц, 2009 год.
Научная проблема, на решение которой направлен проект. Реализация приоритетных национальных проектов ускорила создание региональных систем кооперативных услуг, но темпы их формирования значительно различаются по регионам страны. В Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Калужской, Московской, Пермской, Саратовской, Томской, Ярославской области накоплен весьма полезный опыт активного развития системы кооперативов, но многие регионы ещё значительно отстают в этом отношении.
Вместе с тем недостаточно разработанными остаются экономические и правовые основы формирования региональной системы кооперативных услуг. Необходим анализ особенностей их хозяйственной деятельности в условиях конкретных регионов. Не решены проблемы кадрового и информационного обеспечения кооперативов, малоисследованными остаются вопросы о влиянии кооперации на устойчивость региональной экономики в условиях реализации стратегии экономического партнерства государства и кооперации.
Необходимо повысить уровень теоретического обоснования процесса формирования региональной системы кооперативных услуг. Дискуссионный характер проблемы и её несомненная актуальность определили выбор темы.
Актуальность проблемы. В условиях формирования рыночной аграрной экономики России с преобладанием частных форм хозяйствования и возрождением кооперации настоятельной необходимостью становится научное обоснование происходящих процессов с учетом новых социально-экономических реальностей. В настоящее время в регионах России сформированы отдельные элементы системы кооперации, ее финансовой структуры и инфраструктуры поддержки, а также установлено взаимодействие между элементами, входящими в региональную систему кооперативных услуг. Реализация приоритетных национальных проектов способствует дальнейшему развитию этих услуг, но при этом возникают новые проблемы, требующие углубленного научного обоснования.
Анализ процесса формирования региональной системы кооперативных услуг свидетельствует о том, что, помимо неблагоприятных макроэкономических условий, сильное сдерживающее влияние на развитие всех видов кооперации оказывают низкий уровень правовых и экономических знаний участников кооперации, неразвитая система специального кооперативного образования, слабая государственная, муниципальная и общественная поддержка формирования кооперативных видов деятельности.
Развитие региональной системы кооперативных услуг сдерживается, с одной стороны, несовершенным правовым и информационным обеспечением этого процесса, с другой – нехваткой квалифицированных кадров для работы в кооперативах. Формирование специальных знаний по вопросам создания и развития деятельности кооперативов призвано способствовать динамичному и эффективному развитию региональной системы кооперативных услуг. Необходима реализация стратегии устойчивого развития кооперативной экономики, основанной на экономическом партнерстве государства и кооперации и создании сети кооперативных организаций.
Региональная система кооперативных услуг в соответствии с концепцией национальных проектов должна стать инфраструктурой посредников, которая обеспечит высокоэффективное использование возможностей такого партнерства для решения социально-экономических проблем регионов.
Развитие трудового (интеллектуального) потенциала региона на базе научно-образовательных центров № 09 – 02 – 59207, а/Ц, 2009 год.
Научная проблема, на решение которой направлен проект. Стабильность экономики знаний обеспечивается монополизацией производства знаний как экономического ресурса, который образуется двумя составляющими: собственно знаниями, научными исследованиями и их результатами, опытными образцами продукции, технологиями, программным обеспечением и прочее и их генераторами и носителями. Последние являются продуктом образования. Поэтому всеми возможными мерами необходимо развивать в регионах профессиональное образование, в первую очередь высшее.
По оценке экспертов большинство существующих сегодня в России ВУЗов неконкурентоспособны (реально конкурентоспособными, по данным экспертов, можно признать порядка 150 ВУЗов, это 15-20% от общего числа). Реальным решением проблемы, по мнению руководства страны (Ю. Медведев, А. Фурсенко) и специалистов (выраженным в Концепции) может являться формирование сети научно-образовательных центров, совмещающих исследовательские институты и ВУЗы.
Коренные экономические и политические преобразования последних лет значительно усиливают роль регионов, как субъектов Российской Федерации в развитии производства и социальной сферы, обеспечивая повышение качества жизни населения.
В современных условиях такое развитие не может быть эффективно осуществлено без опоры на создание и широкое использование передовых достижений науки, технологий, без экономически инновационного типа.
Калужская область занимает одно из ведущих мест по научному потенциалу в Центральном федеральном округе. Научно-технический комплекс включает около 40 крупных научных организаций. В них работает свыше 14 тыс. человек. Разработки по атомной энергетике, космической технике, новым материалам и химическим продуктам, экологии, радиооборудованию и приборостроению создают базу для развития наукоемких производств.
В то же время настораживает тот факт, что небольшое количество аспирантов и студентов, по сравнению с количеством докторов и кандидатов наук, принимают участие в фундаментальных исследованиях, ведь фундаментальные исследования – это генерация новых знаний, а это основная функция государственных научных центров и высшей школы. К сожалению, высшая школа Калужской области не озабочена развитием научно-исследовательской деятельности и подготовкой молодых ученых.
Преодолению проблемной области в развитии интеллектуального (трудового) потенциала региона должна способствовать реализация концепции формирования научно-образовательных центров.
Актуальность проблемы. Трудовой (интеллектуальный) потенциал региона определяется уровнем образования населения и обеспечения производственного сектора экономики, социальной сферы и управления высококвалифицированными кадрами. В Калужской области остается сложным положение с квалифицированными кадрами, необходимыми для успешного активного инновационного развития экономики региона.
Численность населения области снижается. Многие специалисты (особенно молодые) предпочитают уезжать на работу в Москву и Санкт-Петербург и другие города. Вызывает беспокойство качество подготовки специалистов. Все эти и ряд других проблем необходимо решать в комплексе областными образовательными учреждениями, научными организациями, предприятиями с их производственными, интеллектуальными, финансовыми и другими ресурсами.
Разработка теоретико-методической базы и практических рекомендаций по реализации концепции создания научно-образовательных центров в Калужской области будет способствовать решению проблемы, как в конкретном регионе, так и в других регионах Центрального федерального округа.
Инновационная деятельность по модернизации предприятий машиностроительного комплекса региона № 09 – 02 – 59228, а/Ц, 2009 год.
Научная проблема, на решение которой направлен проект. Переход на инновационный путь развития предполагает существенное изменение в механизмах и структуре экономического роста в отраслях промышленности. Согласно правительственной Концепции социально-экономического развития, к 2020 году «доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (2005 год – 9,3%), доля инновационной продукции в выпуске промышленной продукции - до 25-35% (2005 год – 2,5%), доля высокотехнологичного сектора и экономики знаний в ВВП должна составлять не менее 17-20% (2006 год – 10,5%)». Позитивная реакция институтов рыночной самоорганизации зависит от конструктивной политики применения государством набора следующих инструментов. Бюджет и налоги, денежное предложение, регулирование цен и внешнеэкономической деятельности, антимонопольная политика и др. Так масштабный подъем цен на энергоносители может привести к разорению предприятий машиностроительного комплекса, поскольку энергоемкость отечественной продукции значительно выше по сравнению с конкурентами.
Для оперативного решения задачи модернизации машиностроительных предприятий необходимо разработать комплексные методики оценки эффективности инновационных технологий, а также их влияния на деятельность предприятий машиностроительного комплекса региона.
Актуальность проблемы. Количество предприятий машиностроительного комплекса проводящих новый или существенно модифицированный продукт должно значительно увеличиться. Конкуренция, в свою очередь будет заставлять производителей применять все новые и новые технологии, повышая качества деятельности. В настоящее время по данным Европейского статистического ведомства и Росстата, Россия занимает 14 место по уровню затрат на науку – 1,07%, а в рентинге стран по доле предприятий промышленности, осуществляющих инновации, наша страна находится на последней 30-й позиции. По вкладу в совокупный темп прироста инвестиций в основной капитал в 2007 г. доля машиностроительного комплекса составила 3,1% с увеличением на 0,5 пункта к позапрошлому году. По мнению руководства МЭРТ: «объем инвестиций в указанную сферу недостаточен для решения стратегических задач развития».
Калужская область является примером промышленного региона с доминирующим положением обрабатывающих производств – 90% от общего объема промышленного производства.
Основой промышленного комплекса области является машиностроительный комплекс.
Из важнейших видов продукции машиностроения в настоящее время производятся паровые турбины, маневровые тепловозы, машины для строительства и ремонта железнодорожных путей, автомобильное электрооборудование, трубы стальные, легковые автомобили. Требуется модернизация предприятий машиностроительного комплекса на основе формирования эффективной системы менеджмента с учетом инновационного характера развития.
Региональная политика стимулирования развития малого предпринимательства № 09 – 02 – 59217, а/Ц, 2009 год.
Научная проблема, на решение которой направлен проект. От государственной поддержки в разных формах, на сегодняшний день, зависит успешное развитие предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса. Структурная перестройка производства, повышение его технического уровня, реализация крупных социально-экономических программ с целью построения в регионах высокоэффективной инновационной социально ориентированной экономики невозможны без разработки научно обоснованной политики стимулирования малого бизнеса. На территории Калужской области проводится единая политика, направленная на поддержку малого предпринимательства. В области реализуется ряд программ развития, в которых предпринимательство является как одним из основных факторов реализации, так и объектом действия.
Общий объем инвестиций в основной капитал малых предприятий в 2007 году оценивается в 2,4 млрд. рублей или 107 % к предыдущему году в фактических ценах. По результатам комплексного анализа состояния малого предпринимательства за 2007 год Калужская область заняла пятое место среди регионов, входящих в Центральный федеральный округ и двенадцатое место среди субъектов Российской Федерации.
Распространение положительного опыта может быть полезным для других регионов.
В тоже время, существующие подходы не учитывают всей совокупности взаимосвязей внешней и внутренней среды при использовании различных организационно-правовых форм малого предпринимательства. Не сформирована межмуниципальная инфраструктура по оказанию финансовой и иной поддержки; не разработан механизм упрощенного доступа к финансовым и материальным ресурсам; отсутствует эффективная система информационного и кадрового обеспечения субъектов малого предпринимательства; требуется совершенствование нормативно-правовой базы.
Актуальность проблемы. Решение проблем устойчивого, комплексного развития территорий регионов и повышения благосостояния населения России требует определить стратегические средства, способные предотвратить превращение нашей экономики в сырьевую и добывающую и обеспечить развитие производства, инвестиций и инноваций за счет увеличения потребления населения на основе роста реальных доходов. Повышение реальных доходов населения призвано сбалансировать социальную интеграцию, обеспечить защиту социально уязвимых слоев общества и повысить мотивацию трудовой деятельности.
Во всем мире происходит переход к информационно-индустриальному обществу с высоким уровнем человеческого капитала, генерирующему высокие технологии, научные идеи и развивающемуся за счет интеллекта, творчества, свободы.
Малый бизнес, как показывает мировая практика, занимает одно из первых мест в рейтинге экономических приоритетов. Малый бизнес способен помочь в решении ряда социально-культурных проблем и реализации главных ценностей: индивидуальной свободы, справедливости, защиты достоинства человека и его собственности, в создании демократического общества, в развитии местного самоуправления, в формировании «среднего класса» - гаранта социально-экономической стабильности.
Малое предпринимательство России значительно отстает от развитых стран по роли в развитии экономики и решении социальных задач регионов.
Состояние и темпы развития малого предпринимательства в регионах России не удовлетворяют потребностям рыночной экономики, не соответствуют предпринимательскому потенциалу.
Использование потенциальных возможностей малого предпринимательства способно предать экономике регионов гибкость, маневренность, мобильность, что в конечном итоге будет способствовать модернизации экономики, повышению эффективности и конкурентоспособности, приведет к конкретным изменениям в гражданском обществе.
Стратегия формирования материально-технической базы сельского туризма в Калужской области № 10 02- 54611, а/Ц, 2010 год.
Научная проблема, на решение которой направлен проект. Одним из перспективных видов хозяйственно-экономической деятельности, способствующих устойчивому развитию сельских территорий регионов России, по оценкам российских и зарубежных экспертов, является туристическая деятельность. Темпы развития сельского туризма на территории Калужской области значительно ниже общероссийского. Такая ситуация в перспективе может привести к нарастанию отставания области от регионов – лидеров туризма. Калужская область обладает уникальными туристско-рекреационныими ресурсами. При богатейшей ресурсной базе, расположении в непосредственной близости от мегаполисов, доля области на российском (не говоря уже о международном) туристическом рынке незначительна. Основным фактором, препятствующим развитию туристической деятельности в сельской местности, является отсутствие необходимой материально-технической базы, обеспечивающей условия для эксплуатации ресурсов. Отсутствуют современные комплексные исследования, посвященные стратегии формирования и управления материально- технической базой сельского туризма.
Актуальность проблемы. Возникла необходимость в проведении исследований в этой области, изучение особенностей этой деятельности, разработке теоретико-методических аспектов и программных рекомендаций. Требуют изучения вопросы понятия материально-технической базы сельского туризма, средств и методов формирования и управления, иерархии формирования и принципов ее развития. В теоретическом аспекте актуальность темы исследования обусловлена отсутствием системного анализа и обобщения накопленного в данной сфере отечественного и зарубежного опыта, что существенным образом отражается на развитии туристской деятельности в регионах России и эффективности формирования и использования материально-технической базы. С точки зрения практики, выбор данного направления исследования связан с острой необходимостью разработки комплекса конкретных предложений, направленных на формирование и развитие материально-технической базы сельского туризма. Особое место в исследовании будет уделено созданию сети гостевых домов, позволяющих развивать туристические пребывания в сельской местности, удовлетворять требования и нужды сельского туризма. Для примера будет использован опыт деятельности национальной сети гостевых домов Франции. Гостевые дома Франции являются важнейшим элементом сельского туризма. Объединившись в Национальную Федерацию более 50 лет назад, преследуют следующие цели: развитие туристических пребываний в сельской местности; содействие валоризации и сохранению сельского населения и сельской окружающей среды; помощь в создании гостевого дома и, таким образом, участие в местном развитии; помощь сельским жителям в получении дополнительных доходов благодаря продаже пребываний в гостевых домах, и, таким образом, содействие сохранению жизни в деревнях.
Источники финансирования антикризисных мер в регионе: оптимизация структуры бюджета № 10 – 02- 54615, а/Ц, 2010 год.
Научная проблема, на решение которой направлен проект. В научных публикациях ряда ведущих экономистов все чаще встречается утверждение о том, что государственные институты выступают одним из главных ресурсов развития. Поэтому меры и инвестиции направленные в развитие государственных институтов, ориентированные на снижение коррупции, защиту прав частной собственности, улучшение делового климата, должны быть наивысшим приоритетом в деятельности органов государственной власти по регулированию экономики. Повышение качества государственного управления позитивно воздействует на экономику в целом, стимулирует развитие частного предпринимательства, создает необходимые предпосылки для перехода к инновационной модели экономического развития. В тоже время выявлено, что увеличение государственных расходов дает позитивный эффект до определенного уровня (до момента достижения страной отметки 3400 долл. ВВП на душу населения). При более высоком уровне развития их дальнейшее наращивание начинает сдерживать экономический рост. Глобальный финансово-экономический кризис внес коррективы в бюджетную политику государства. Президент РФ Д.А. Медведев в бюджетном послании на 2010 – 2012 год подчеркнул ряд принципиальных положение современной бюджетной политики. В первую очередь: о необходимости перехода к режиму жесткой экономии бюджетных средств и установлении ответственности за неэффективное расходование средств на каждом уровне. Далее: о необходимости снижения бюджетного дефицита, оптимизации форм поддержки реального сектора экономики и финансовой системы, принципиальном совершенствовании механизма государственных закупок и т.д. Решение проблем формирования современной региональной бюджетной политики, адекватной сформулированным условиям, является исключительно актуальной и своевременной задачей.
Актуальность проблемы. В предшествующие годы руководством Калужской области была поставлена задача, стать самодостаточным регионом, способным обеспечить свою финансовую самостоятельность и независимость. За период с 2000 года удельный вес федеральной дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности сократился с 23 до 9%. К 2010 году планировалось решить поставленную задачу войти в число регионов-доноров. Это стало бы возможным благодаря тому, что происходили качественные изменения в экономике и, прежде всего, промышленности. Благодаря активной инвестиционной политике, которая проводилась в регионе, промышленность имела одни из самых высоких темпов роста объема производства в России. На развитие экономики и социальной сферы в 2007 году было направлено более 26 млрд. рублей. Это больше, чем объем всего консолидированного бюджета. Объем иностранных инвестиций составил 381 млн. долларов США. В круг инвесторов все активнее включаются крупнейшие мировые, европейские и отечественные компании. Одним из ключевых обязательств, взятых в 2007 году, являлось увеличение объема доходов областного бюджета на 50 %. Эта задача была выполнена. В 2007 году доходы областного бюджета составили 19,1 млрд. рублей, а консолидированного бюджета увеличились на 43% и достигли 25,7 млрд. рублей. Каждый пятый заработанный рубль направлялся на газификацию, строительство дорог, мостов, оснащение инженерной инфраструктурой индустриальных парков и территорий массовой жилищной застройки, укрепление материальной базы учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта.
Вместе с тем, несмотря на положительную макроэкономическую динамику последних лет, подлинной, глубокой модернизации всех сфер жизнедеятельности пока еще не произошло, а негативные явления, связанные с кризисом, реализация бюджетной политики в условиях неопределенности,