Глава 4. Научное мышление как предмет изучения логики.
Переход к рынку, принципиально новые условия и содержание деловой активности, породили рассуждения об обесценивании фундаментальности, широты знаний, а также умения использовать инструментарий рациональности и формального анализа. Появились рассуждения о том, что способность логически обосновать выводы, как залог успеха в решении проблем и принятии решений, чуть ли ни атрибут прошлой, административно – командной системы. А в новых экономических условиях на место логике пришли интуиция и творчество.
Не отрицая интуицию, как чутье, озарение, проницательность, предсказывающие истинную сущность какого-либо факта, явления, нельзя забывать, что в науке, как доказательной форме познания, логика играет первостепенную роль. Логика позволяет мыслить объективно, предельно формализовать сам процесс мышления. Позволяет из множества высказываний, мнений, выводов, мыслей «вытянуть» некую основу, доминанту всех рассуждений, в которой четко выстраиваются причинно – следственные связи [1].
Текст любого научного исследования отличается от всякого другого своей логичностью. Истина и логика взаимосвязаны, поэтому значение логики невозможно переоценить.
Термин «логика» происходит от греческого слова logos, что значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность», и используется для обозначения как совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется [2].
Логика исследует мышление как средство познания объективного мира. Мышление рассматривается как в связи с пониманием истины, так и в плане изучения методов и форм научного познания.
Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класс однородных предметов.
Суждение – форма мышления, в которой что–либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Например: «Активы помещаются в левой части баланса».
Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Пример:
«Конкурентоспособность невозможно обеспечить без вовлечения в этот процесс государства и завершения кардинальной реформы российских фирм»
«Необходимо осуществлять коренную техническую реконструкцию морально и физически устаревшего производственного аппарата страны и - институциональную реформу предприятий»
_______________________________________________________________
«Требуется выработка национальной политики конкурентоспособности России, формируемой совместно представителями государства, бизнеса, науки и общества» [3]..
В процессе познания люди стремятся достичь истинного знания. Истина есть адекватное отражение в сознании человека явлений и процессов природы, общества и мышления. Выделяют следующие особенности рационального мышления:
1. Мышление отражает действительность в обобщенных формах. С помощью абстрактного мышления создаются научные понятия: «инновации», «инвестиции», «себестоимость», «ликвидность», «амортизация» и др.
2. Абстрактное мышление _ форма опосредованного отражения мира. Человек получает новую информацию без помощи органов чувств, лишь на основе имеющихся у него знаний. Например: Предприятие планирует вложить деньги в приобретение нового приспособления, которое стоит $3170 и имеет срок службы 4 года с нулевой остаточной стоимостью. Внедрение приспособления по оценкам позволяет обеспечить входной денежный поток $1000 в течение каждого года. Руководство предприятия позволяет производить инвестиции только в том случае, когда это приводит к отдаче хотя бы 10% в год. Произведем обычный расчет чистого современного значения.
Таблица 1. Традиционный расчет NPV (чистая приведенная стоимость)
Год(ы) | Сумма денег | Множитель дисконтирования | Настоящее значение | |
Исходная инвестиция | Сейчас | ($3170) | ($3170) | |
Годовой приток денег | (1-4) | $1000 | 3.170 | $3170 |
Таким образом, NPV=0 и проект принимается.
3. Абстрактное мышление – процесс активного отражения действительности. Человек, определяя цели, способы и ставя сроки осуществления своей деятельности, активно преобразует мир. Например: Сегодня в среднем калужский регион ежегодно посещают около 370 тысяч туристов. Однако потенциал въездного туризма пока используется недостаточно. Агротуризм может стать одним из перспективных направлений. На его развитие по целевой программе выделено 5 млн. рублей из бюджета области. Ставка будет сделана на грамотное развитие сельских территорий и сервисной сферы, занятости сельского населения. Для этого министерством разрабатывается концепция развития туристической отрасли. Стратегическая цель – увеличение туристского потока в Калужской области до миллиона человек к 2020 г. [4].
4. Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык – способ выражения мысли, средство закрепления и передачи мыслей другим людям. Например: Сегодня я обращаюсь к вам с ежегодным бюджетным посланием и представляю основные направления бюджетной и налоговой политики на предстоящий трехлетний период. Позади еще один год нашей совместной напряженной работы. Наши общие усилия, как и прежде, были направлены на достижение стратегической по масштабу, но вполне конкретной цели, которую мы объявил несколько лет назад. А именно, стать самодостаточным регионом, способным обеспечить свою финансовую самостоятельность и независимость.
За период с 2000 года удельный вес федеральной дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности сократился с 23 до 9%, а по плану этого года он составит уже 6,3%. И к 2010 году мы можем решить поставленную задачу войти в число регионов-доноров [5].
Формально логика – наука о законах и формах правильного мышления. В.С. Меськов пишет: «… Предметом науки логики являются рассуждения, а сама она есть, наука о рассуждениях Задачей логики как науки является установление законов и правил, которым подчиняются рассуждения» [6].
Свойства отдельных предметов или явлений люди отражают с помощью форм эмпирического познания – ощущений, восприятий, представлений. В понятии отражаются существенные признаки предметов. Основными логическими приемами формирования понятий являются:
- Анализ – мысленное расчленение предметов на составные части, мысленное выделение в них признаков.
- Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
- Сравнение – мысленное установление сходств или различия предметов по существенным и несущественным признакам.
- Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других.
- Обобщение – мысленное объединение однородных предметов в некоторый класс.
- Определение (дефиниция) понятия – логическая операция раскрытия содержания понятия или значения термина. С помощью определения понятий раскрывается содержание понятия и тем самым отличается круг определяемых предметов от других предметов [2].
Например: Большой экономический словарь определяет понятие «малое предпринимательство» как «совокупность мелких и средних частных предприятий, прямо не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике» [7]. Словарь обществознания трактует малое предпринимательство как «бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность частных предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий (с численностью работающих до 200 человек). Он характерен для некоторых видов и форм производства, торговли, сферы услуг, прежде всего такси, грузовых перевозок, оптовой и розничной торговли, рекламы, кафе, коммерческих медицинских и образовательных учреждений и др.» [1].
Закон мышления – это необходимая, существенная, устойчивая связь между мыслями. Наиболее простые и необходимые связи между мыслями выражаются следующими законами логики:
1. Закон тождества: «В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны сами себе». Тождество есть равенство, сходство предметов в каком – либо отношении. В мышлении закон тождества выступает в качестве нормативного правила (принципа). В процессе рассуждения нельзя подменять одну мысль другой, одно понятие другим. Тождественные мысли нельзя выдавать за различные, а различные за тождественные. Например, тождественными по объему будут четыре такие понятия: «Вложения в основной и оборотный капитал с целью получения дохода» [8]; «Совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли» [7]; «Долгосрочные вложения капитала в различные сферы экономики с целью его сохранения и увеличения» [9]; «Затраты денежных средств, направленные на воспроизводство капитала, его поддержание и расширение» [10] – все они обозначают одно и тоже (Инвестиции), но дают различную информацию о них.
2. Закон непротиворечия: «Если предмет А обладает определенным свойством, то в суждениях об А люди должны утверждать это свойство, а не отрицать его». Если же человек, утверждая, что-либо, отрицает то же самое или утверждает нечто несовместимое с первым, налицо логическое противоречие. Такие противоречия затрудняют познание мира. Мысль противоречива, если мы об одном и том же предмете в одно и то же время и в одном и том же отношении нечто утверждаем и то же самое отрицаем. Например: «Аннуитет – однонаправленный денежный поток с разными временными интервалами» и «Аннуитет – не является однонаправленным денежным потоком с разными временными интервалами». Или «Инфляция – процесс, характеризующийся повышением общего уровня цен в экономике или, что эквивалентно, снижением покупательной способности денег» и «Инфляция не является процессом, характеризующимся повышением общего уровня цен в экономике или, эквивалентно снижением покупательной способности денег».
3. Закон исключенного третьего: «Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, третьего не дано». Закон и в содержательном, и в формализованном виде охватывает один и тот же круг суждений – противоречащие, т.е. отрицающие друг друга. Например, если истинно суждение «Повысить темпы обновления технической базы можно лишь с помощью инвесторов», то суждение «Повысить темпы обновления технической базы невозможно лишь с помощью инвесторов» - ложно.
4. Закон достаточного основания: «Всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной». В качестве аргументов для подтверждения истинной мысли могут быть использованы истинные суждения, цифровой материал, статистические данные, законы науки, аксиомы, теоремы. Но постоянно следует помнить о действии другого закона - закона достаточного основания, или методологического принципа - «бритва Оккама». Принцип, получил название по имени английского монаха-францисканца, философа-номиналиста Уильяма Оккама. Упрощенно смысл «бритвы Оккама» иногда объясняют так: во всякой теории или гипотезе следует избегать создания новых понятий, суждений и т.п. сущностей. Если без них можно обойтись. Бритва срезает лишнее.
Умозаключения, как понятия и суждения, являются формой абстрактного мышления. С помощью многообразных видов умозаключений опосредовано мы можем получать новые знания. Умозаключать можно при наличии одного или нескольких суждений, поставленных во взаимную связь.
Приведем пример умозаключения:
Все банки России обязаны иметь лицензию на ведение банковской деятельности (банковская лицензия) – специальный документ, который позволяет субъекту хозяйственной деятельности привлекать депозиты, выдавать кредиты и вести иную банковскую деятельность.
«Сбербанк» имеет банковскую лицензию.
___________________________________________________________________
«Сбербанк» может привлекать депозиты, выдавать кредиты и вести иную банковскую деятельность.
В научной работе необходимо доказывать, обосновывать высказываемые суждения. Доказательность – важное качество правильного мышления. Доказательство связано с аргументацией, но они не тождественны.
Аргументация – способ рассуждения, включающий доказательство и опровержение, в процессе которого создается убеждение в истинности тезиса.
Доказательство – совокупность логических приемов обоснования истинности тезиса.
Тезис – суждение, истинность которого надо доказать.
Аргументы – истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса.
Демонстрация – способ логической связи между тезисом и аргументами.
Опровержение – логическая операция установления ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса.
Гипотеза – научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях, каких – либо явлений природы, общества и мышления.
В зависимости от степени общности научные гипотезы разделяются на общие, частные, и единичные [2].
В заключении необходимо привести слова академика Павлова И.П.: «Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как бы не тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь – он неизбежно лопнет и ничего, кроме конфуза, у вас не остается» [11].
Литература.
1. Лопухов А.М. Обществознание. Словарь. – Калуга ООО «Полиграф – Информ», 2003.
2. Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – Москва.: Омега – Л, 2007.
3. Крутиков В.К., Смолянский С.В. Предпринимательство и трансформации общества. – М.: Изд. – «Ноосфера», 2005.
4. Закон Калужской области от 05.10.2005 года № 128 – 03 «Об областной целевой программе развития туризма в Калужской области».
5.Доклад губернатора Калужской области А.Д. Артамонова «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики области на 2009 год и плановый период 2010 – 211 годов». Калуга, 2008 (19 июня).
6. Меськов В.С. Очерки по логике квантовой механики. М., 1986.
7. Большой экономический словарь/. Под ред. А.Н. Азрилияна.-3 – е изд. М.: Институт новой экономики. 1998.
8. Финансово – экономический словарь/. Под ред. М.Г. Назарова. – Мю: Финстатинформ, 1995.
9. Лишанский М.Л., Маслова И.Б. Финансы в сельском хозяйстве. –М.: Фмнансы, 1999.
10. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования. – М.: Финансы, 1999.
11.Павлов И.П. Письмо к молодежи// Избранные произведения. М.,1951.
Дополнительно рекомендуемая литература:
1. Вернадский В. И. О науке. Т.1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. – Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997. – 376с.
2. Вернадский В. И. Философия мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 520с.
3. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М., 1991.
4. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. – Новочеркасск: Агенство «Сагуна», 1994. – 357с.
5. Жоль К.К. Логика в лицах и символах. Научно – популярная книга. М., 1993.
6. Ивлев Ю.В. Логика. М., 2002.
7. Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. М., 1991.
8. Светлов В.А. Практическая логика. С.-Петербург, 1997.
9. Сен А. Об логике и экономике. М., 1996.
10. Сопер П. Основы искусства речи // Пер. с англ. М., 1992.
11. Субетто А. И. Проблема качества высшего образования в контексте глобальных и национальных проблем общественного развития. Геополитическая логика взаимодействия русской и мировой культур в контексте философии истории России как евразийской цивилизации: прошлое, настоящее, будущее. Проблемы методологии циклометрии и анализа социокультурной динамики. – СПб. – М.: ПАНИ, 2000. – 122с.
Контрольные вопросы
1 Соотношение интуиции и логики в современной рыночной экономике
2 Взаимосвязь истины и логики
3 Основные формы абстрактного мышления
4 Особенности рационального мышления
5 Основные логические приемы формирования понятий
6 Закон тождества
7 Закон непротиворечия
8 Закон исключенного третьего
9 Закон достаточного основания
10 Умозаключение как форма мышления
Темы для семинаров
1 Необходимость доказывания своего суждения в научной работе (на базе конкретных ситуаций):
- аргументация как способ рассуждения;
- доказательство как совокупность приемов;
- опровержение как операция установления ложности;
- гипотеза как научно обоснованное предложение.