Аппарат управления организационно строится таким образом, чтобы в его структуре можно было выделить звенья и ступени.
Звено аппарата управления — это структурное подразделение, выполняющее определенную функцию по осуществлению пронес управления.
Ступень представляет собой совокупность звеньев управления на одном иерархическом уровне управления. Во главе каждой ступени управления стоит руководитель, которому по отдельным направлениям деятельности создаются в помощь функциональные отделы и службы.
Количество звеньев и ступеней в аппарате управления организации определяется следующими факторами: производственной структурой; характером, номенклатурой и объемом выпускаемой продукции (оказываемых услуг); численностью работников; уровнем механизации и автоматизации (компьютеризации) труда менеджеров и специалистов; сложностью технологического процесса производства; уровнем специализации производства и степенью развития кооперирования.
При формировании структуры управления организацией необходимо учитывать ряд принципов:
• соответствие структуры управления задачам производственно-хозяйственной деятельности организации и ее производственных звеньев;
• четкое разделение труда внутри аппарата управления и его специализация;
• сокращение многоступенчатости управления, приближение оперативного руководства к производству;
• единство руководства всех звеньев управления и производственных участков;
• оснащение аппарата управления оргтехникой, вычислительной техникой и средствами автоматизации, сбора, хранения и передачи информации;
• создание условий для принятия оптимальных управленческих решений.
При формировании аппарата управления следует иметь в виду, что аппарат управления организацией должен быть: во-первых, оперативен, т.е. в установленные сроки выполнять возложенные на него функции; во-вторых, надежен, обеспечивая однозначное достоверное отображение фактического состояния производства и результатов принимаемых решений; в-третьих, оптимален, что означает обеспечение нахождения наилучших решений технико-технологических, организационно-экономических, социальных и экологических аспектов производственно-хозяйственной деятельности организации путем многовариантной их проработки; наконец, в-четвертых, экономичен, т.е. качественно выполнять возложенные на него функции с наименьшими затратами, обеспечивая одновременно снижение административно-управленческих затрат на производство и реализацию продукции (услуг).
В современном менеджменте выделяют два типа организационных структур управления — бюрократический и органический, каждый из которых имеет свои специфические черты и, следовательно, сферы своего развития.
18. + и – бюрократической структуры управления.
Бюрократический тип оргструктуры управ-я исторически сформировался первым.Главным в бюрократических оргструктурах управления является «должность», а не «чел» с его индивидуальностью.В результате орг-ия,использующая бюрократические оргструктуры управления,становится «жесткой»,ее развитие возможно исключительно благодаря мероприятиям,проводимым извне.
Бюрократический тип оргструктуры управления имеет разновидности,среди которых можно выделить наиболее часто встречающиеся:линейно-функциональную,линейно-штабную,дивизиональную структуры управления орг-ей.
Линейно-функциональная оргструктура строится по функциональным подсистемам.
Линейно-функциональные оргструктуры управ-я эффективны в условиях,когда аппарат управ-я выполняет рутинные,часто повторяющиеся,жестко связанные задачи.Недостатком явл: невосприимчивость к изменениям;жесткость системы отн.между звеньями и работниками аппарата управ-я,обязанными строго выполнять установленные правила;замедление принятия управленческих реш.по мере увеличения уровней иерархии управ-я.
Линейно-штабная(штабная)оргструктура управ-я также строится по принципу функциональной специализации управленческого труда,однако главной задачей мен-ров явл.координация действий функциональных служб в штабах различных ур.и этим самым направление этих действий в соответствии с общими интересами орг-ии.
Дивизиональная оргструктура управ-я применяется в крупных орг-ях,и это связано со стремлением разукрупнения гигантских орг-ий,повышения гибкости и приспосабливаемости к изменениям во внешней среде.Ключевыми фигурами в управ-и орг-ей при этом становятся не рук-ли функциональных подсистем,а мен-ры производственных отделений,которые усиливают вертикаль иерархии управ-я.
Как видно,всем оргструктурам управ-я бюрокр-го типа свойственны:четко опр-ная иерархия,установленная система обязанностей и прав,разделение общей задачи на составляющие части,обезличенность во взаимоотн. персонала,жесткое разделение ф-й.
19. + и – органической структуры управления
Органический тип оргструктур управления, представляя собой новый тип, возник как антипод бюрократическому типу организации. Он в своей основе предполагает: импровизацию управленческой деятельности вместо планирования; гибкость структур вместо жесткости, связанной правилами и нормативами; коллегиальность в принятии решений вместо авторитарности; доверие среди персонала вместо власти. Кроме того, интегрирующей целью такого типа организации является стратегия развития организации, правилами работы персонала аппарата управления являются принципы, распределение обязанностей и работы между персоналом определяется характером решаемых проблем и, наконец, в организации имеет место постоянная готовность к прогрессивным изменениям.
Такой тип оргструктуры управления эффективен в условиях, когда деятельность организации связана с активной работой по совершенствованию производимой продукции и услуге учетом новейших достижений науки и техники, поскольку в этом случае требуется новый подход к организационным проблемам. Органический тип оргструктур обеспечивает естественное адаптивное развитие организации, уникальность которой определяется возрастающим взаимодействием с окружающей средой и необходимостью решения возникающих, подчас новых проблем.