В чем состоит сущность основных стадий и этапов продуктового инновационного цикла?
На первой стадии продуктового инновационного цикла, т.е. на стадии НИОКР (исследования), проводятся фундаментальные исследования (1 этап), прикладные исследования (2 этап) и проектно-конструкторские разработки (3 этап). Общность первых трех этапов состоит в том, что первичным материалом и результатом первой стадии инновационного цикла являются новые научные знания, идеи в форме открытий, изобретений.
Цель фундаментальных исследований (1 этап) – выявить наиболее существенные закономерности и раскрыть новые связи между явлениями. Фундаментальные исследования делятся на теоритические и поисковые. Результаты теоритических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий, также выявляются реальные возможности применения новых знаний. К поисковым относятся исследования, задачей которых являются открытие новых принципов создания изделий и технологий, новых, неизвестных ранее, свойств материалов и их соединений, методов управления. Завершаются поисковые фундаментальные исследования обоснованием и экспериментальной проверкой методов удовлетворения общественных потребностей.
На этапе прикладных исследований (2 этап) новые знания, полученные в результате фундаментальных исследований, материализуются в вещественной форме, т.е. в виде изобретений, промышленных образцов и полезных моделей. Результатом данного этапа являются новые оригинальные образцы техники и технологии, которые подтвердили свою экономическую эффективность и практическую применимость в тех или иных отраслях общественного производства.
Опытно-конструкторские работы (ОКР) – 3 этап. Связаны с разработкой аванпроектов, эскизно-техническим проектированием, выпуском рабочей конструкторской документации, изготовлением и испытанием опытных образцов. Основная задача ОКР – создание комплекта конструкторской документации для серийного производства. Проводится в специализированных лабораториях вузов, в конструкторских бюро, на опытных заводах.
Вторая стадия «производство» состоит из двух этапов: технологического освоения новшества (4 этап) и собственно производства новых продуктов (5 этап).
На 4 этапе основной целью является подготовка производства к практическому применению результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и обеспечение необходимых для этого условий. Именно на данном этапе осуществляется непосредственное взаимодействие науки и производства.
На 5 этапе происходит тиражирование новых продуктов, т.е. собственно производство нового продукта на серийных заводах. Степень удовлетворения общественных потребностей в новом продукте во многом определяется соответствием мировому уровню результатов разработок, выполненных на предыдущих этапах инновационного цикла.
На третьей стадии осуществляется потребление нового продукта, и выделяются 2 этапа: этап реализации на рынке (6 этап) и этап потребления (использования, эксплуатации) продукта (7 этап).
На 6 этапе происходит перераспределение новых продуктов между потребителем на основе правильного выбора места и условий последующей эксплуатации (потребления) новшества.
На 7 этапе происходит непосредственное потребление нового продукта, а, следовательно, и нового знания, овеществленного в нем. Именно на этом этапе выявляется фактическая эффективность проведенной инновационной деятельности, когда оцениваются достоинства и выявляются имеющиеся недостатки продукта, заинтересованность в устранении которых служит стимулом для создания нового инновационного цикла, поскольку возникает потребность в более совершенном продукте.
Для отдельных инноваций-продуктов выделяют этап замены в качестве отдельного элемента стадии потребления инновационного цикла. Поэтому последний этап (8 этап) – этап старения и замены – наступает тогда, когда наступает не только физический, но и моральный износ техники, обусловленный появлением новых, более эффективных образцов новой техники. Целью данного этапа является обеспечение замены устаревшей техники более производительной и экономичной с минимальными потерями для производства.
Существует и другая классификация жизненного цикла продуктовой инновации, предполагающая выполнение следующих стадий:
1) НИОКР по созданию продукта;
2) Технологическая подготовка и организация серийного производства продукта;
3) Масштабный выпуск продукта;
4) Снижение объемов выпуска и прекращение производства продукта.