Блок организационного обеспечения
Эффективность организации деятельности по государственной поддержке малого и среднего бизнеса во многом зависит от формирования и налаженной деятельности соответствующей системы управления, включающей:
- субъекты управления – представителей специально уполномоченные органов, прежде всего в системе исполнительной власти;
- объекты управления:
o различные категории субъектов малого и среднего бизнеса, относимых к объектам государственной поддержки,
o организации (учреждений) предпринимательской инфраструктуры, уполномоченные и (или) привлекаемые на конкурсной основе для поставок продукции, выполнения работ и услуг в рамках государственного или муниципального заказа.
Организационное обеспечение включает в себя выявление и анализ организационных структур, участвующих в деятельности по поддержке малого и среднего бизнеса, создание новых организационных структур (при необходимости), планирование, контроль и стимулирование их деятельности.
В нашей стране, несмотря на сравнительно небольшой срок развития предпринимательства, создана и действует определенная инфраструктура развития и поддержки предпринимательства.
Определяющее значение в структуре федеральных органов регулирования и поддержки малого предпринимательства занимают Президент и высшие законодательные и исполнительные органы власти: Федеральное собрание, Правительство РФ, министерства и ведомства, отвечающие за антимонопольную политику, поддержку и развитие малого и среднего бизнеса в стране.
На уровне регионов и муниципальных образований огромную роль по поддержке малого и среднего бизнеса играют специально уполномоченные органы региональной и местной власти.
Существенная роль в поддержке малого и среднего бизнеса отводится различным бюджетным и внебюджетным фондам, решающим определенные задачи в различных аспектах деятельности в данной области. Например, большое значение для становления и развития малого и среднего бизнеса сыграли «Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства», образованный в обеспечение реализации положений Федерального закона от 14.06 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», а также региональные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства.
Кроме того, поддержку инновационного предпринимательства оказывает Фонд содействия развитию малых форм в научно-технической сфере, созданный постановлением Правительства РФ от 3. 02 1994 г. № 65.
Важную роль по отстаиванию интересов и поддержке предпринимателей, в том числе малых, играет Торгово-промышленная палата РФ и другие общественные добровольные организации (объединения) предпринимателей, действующие в регионах и муниципальных образованиях.
Существуют различные схемы по созданию и оформлению организаций содействия экономическому развитию малого и среднего бизнеса.
Сравнительный анализ вариантов региональных и муниципальных (местных) организаций поддержки малого и среднего бизнеса
Вариант | Преимущества | Недостатки |
1. Уполномоченный по содействию экономическому развитию в структуре региональной (местной) администрации | - минимальные организационные изменения; - квалифицированный руководитель отдела | - достаточен для небольших районов или как первый этап в более крупных районах; - двойная нагрузка |
2. Отдел по содействию экономическому развитию в муниципальной администрации | - самостоятельность и особое назначение отдела; - внутренние перестановки персонала | - вопрос наделения полномочиями; - передача компетенций |
3. Муниципальный комитет по управлению имуществом как местная организация по содействию экономическому развитию | - незначительные организационные изменения - дополнительные задачи для существующей структуры | - передача компетенций из других подразделений; - возможно только в случае высокой компетентности сотрудников |
4. Агентство социально-экономического развития (АСЭР) | - предприятие города/района - в состав общества могут быть введен и другие организации (союзы предпринимателей, независимые специалисты) | - прежде всего, для крупных городов или как заключительная стадия развития - эффективно, но очень дорого (необходимы дополнительные специалисты) |
5.Координационно-методический совет при главе администрации | - соединение собственного опыта с опытом со стороны - комиссия экспертов для выработки рекомендаций (представители банков, аудиторы, ученые и др.) - возможна как дополнительная структура | - отсутствие полномочий для принятия решений |
Среди распространенных форм поддержки малого и среднего бизнеса можно выделить бизнес-инкубаторы, технопарки, ассоциации и фонды поддержки малого бизнеса, франчайзинг, международные и региональные маркетинговые информационные центры.
Распространенные формы поддержки малого бизнеса и среднего бизнеса
Форма поддержки | Преимущества для малых предприятий | Ограничения использования |
1. Ассоциации малого бизнеса | - организационные преимущества - увеличение кредитных возможностей | - недостаточная известность - ограниченные возможности |
2. Бизнес –инкубаторы, технопарки | - общая инфраструктура - оборудованные офисы | - эти организации могут иметь целевую направленность (например, только для наукоемких производств), что мешает диверсификации |
3. Франчайзинг | - торговая марка - управление - технологии - инвестиции (ограниченно) | - потеря самостоятельности - жесткое распределение прибыли - контроль за деятельностью |
4. МИЦ (маркетинговый информационный центр) | - консалтинг - информационное обеспечение - уменьшение издержек на внешние взаимодействия (расходы на поиск информации, постоянный обмен ею с партнерами, регулярный мониторинг действий конкурентов, изменения внешней среды) | - ограничения технологического характера (пропускная способность каналов связи и их надежность) - издержки использования (подключения к Интернету) - односторонность взаимодействия |
Примеры деятельности региональных и местных структур поддержки малого и среднего бизнеса
№ п/п | Виды деятельности | УСМБ | АПМБ | РФПП | ИАФ | ИФ | Технопарк | БИ | USAID | МП | ТАРП |
Проведение инвестиционных конкурсов | + | + | + | - | - | - | - | - | + | - | |
Разработка обшей стратегии и координации деятельности по развитию малого и среднего бизнеса | + | + | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Финансирование образовательных программ | - | + | + | - | - | - | - | + | - | - | |
Финансирование мероприятий по защите прав потребителей | - | - | + | - | - | - | - | - | - | - | |
Функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малого и среднего бизнеса | - | + | + | - | - | - | - | - | - | - | |
Финансирование и проведение конференций, симпозиумов | - | - | + | - | + | - | - | + | - | - | |
Содействие в осуществлении внешнеэкономической деятельности | - | - | + | - | - | - | - | + | - | - | |
Лизинг | - | - | + | - | - | - | + | - | - | - | |
Сбор и предоставление статистической информации | - | + | - | + | - | - | - | - | - | - | |
Издание методической литературы и рекламы | - | - | - | + | - | - | + | - | + | + | |
Социологические исследования рынка | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - | |
Маркетинговые исследования рынка | - | - | - | + | - | + | + | - | - | + | |
Разработка и экспертиза бизнес-планов | - | - | - | + | - | + | - | - | + | + | |
Поиск партнеров | - | + | + | + | - | + | - | + | - | - | |
Финансирование инновационной деятельности | - | - | - | - | + | + | - | - | - | - | |
Разработка и внедрение тренинговых программ | - | - | - | - | - | - | - | + | + | - |
Условные обозначения
СМБ – Управление содействию малому бизнесу администрации;
АПМБ – Ассоциация поддержки малого и среднего бизнеса;
РФПП - Региональный фонд поддержки предпринимательства;
ИАФ – Информационно-аналитический Фонд;
ИФ - Инновационный Фонд;
БИ – бизнес-инкубатор;
USAID – United States Agency for International Development (Агентство международного развития США);
МП (Морозовский проект) – Российско-американский учебно-деловой центр;
ТАРП – Территориальное Агентство развития предпринимательства.
Рассмотрим основные направления государственной и местной поддержки малого и среднего бизнеса, которые должны реализовываться органами власти и субъектами предпринимательской инфраструктуры на региональном и муниципальном уровнях.
Согласно Концепции «Государственной политики и развития малого предпринимательства в России», изложенной в /18/, для создания эффективной системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса необходима реализация следующих направлений.
1. Совершенствование законодательной и нормативной базы. Реализация направления предусматривает:
- принятие стимулирующего предпринимательскую активность и честный бизнес общего законодательства;
- создание самостоятельной законодательной и нормативной базы, определяющей специфические условия деятельности субъектов малого предпринимательства в их отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами;
- радикальное совершенствование налоговой системы, стимулирующей развитие малого и среднего бизнеса;
- минимизацию административно-разрешительной и контрольной практики;
- упрощение системы бухгалтерского учета и отчетности;
- обеспечение безопасности и защиты личности и собственности.
2. Создание и развитие специализированных институтов и механизмов. В данном направлении необходимо предусмотреть:
- создание государственных институтов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики, направленной на поддержку предпринимательства, включая органы государственной власти и управления;
- развитие инфраструктуры, обеспечивающей информационное и консалтинговое сопровождение начинающих и развивающихся предприятий малого и среднего бизнеса, включая бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационные центры, промышленные зоны, информационные центры;
- развитие специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтов и механизмов, совершенствование деятельности фондов поддержки малого предпринимательства, гарантийных и лизинговых учреждений, структур микрокредитования и взаимного кредитования.
3. Подготовка кадров для предпринимательской деятельности. Для реализации направления необходимо обеспечить:
- доступность качественного бизнес-образования для начинающих и действующих предпринимателей;
- создание распределенной сети образовательных учреждений на уровне регионов и муниципальных образований;
- приоритетность подготовки кадров при реализации программ поддержки малого предпринимательства.
4. Финансово-имущественная поддержка. Требуется создание механизмов, обеспечивающих:
- упрощенный доступ малых и средних предприятий к производственным площадям, земельным участкам и оборудованию;
- доступ к стартовому капиталу для перспективных проектов;
- финансово-кредитную поддержку развивающихся предприятий, в том числе за счет бюджетных средств;
- создание условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций в сферу малого и среднего бизнеса;
- содействие в развитии кредитных союзов, потребительских обществ взаимного кредитования;
- налоговые льготы фондам поддержки малого предпринимательства, банкам, страховым и лизинговым компаниям, осуществляющим кредитно-инвестиционное обслуживание малых и средних предприятий.
5. Разработка и реализация государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса. Государственные программы поддержки ориентируются на:
- оказание поддержки малым и средним предприятиям в приоритетных отраслях для страны, региона и (или) муниципального образования;
- привлечение сектора малого и среднего бизнеса к реализации иных смежных программ социально-экономического развития (реструктуризация промышленности, конверсия предприятий военно-промышленного комплекса, государственные инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных нужд);
- решение проблем занятости населения, в том числе при вынужденной миграции, через возможности малого и среднего бизнеса, в том числе путем предоставления налоговых льгот и различных преференций малым и средним предприятиям, создающим новые рабочие места;
- вовлечение в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения (женщин, молодежи, инвалидов, военнослужащих, уволенных в запас);
- поддержку малого предпринимательства в области культуры, спорта, медицины;
- развитие инновационных предприятий в научно-технической сфере и коммерциализацию новых технологий.
6. Система государственной поддержки малого предпринимательства. Система должна обеспечить:
- упрощение государственных регулирующих процедур в отношении малых и средних предприятий (упрощение порядка регистрации, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, унификация административных процедур, минимизация числа согласующих и контролирующих инстанций, упрощение порядка и форм отчетности и др.);
- формирование эффективной системы статистического учета деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, позволяющей оперативно анализировать его состояние и корректировать меры поддержки;
- организацию системы мер, направленных на стимулирование деятельности сектора малого бизнеса; подготовку и переподготовку желающих заниматься собственным бизнесом; формирование соответствующего общественного мнения и содействие устранению разобщенности предпринимателей, осознанию ими общих корпоративных интересов, объединению по отраслевым, региональным, профессиональным и другим признакам;
- предоставление дополнительных возможностей для сектора малого предпринимательства, способствующих преодолению специфических трудностей и проблем, объективно присущих данному сектору экономики (особая чувствительность к конъюнктуре, менее благоприятные условия доступа к факторам производства, медленные темпы накопления капитала и т.д.);
- наличие полной и гласной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки, установление открытых процедур распределения средств при участии представителей деловых кругов, введение практики публичной отчетности об использовании выделенных на поддержку средств и о деятельности соответствующих государственных институтов;
- внедрение эффективных механизмов взаимодействия крупных предприятий с малыми и средними, способными встраиваться в их технологические цепочки, производить необходимые комплектующие и оказывать всевозможные услуги;
- гибкость системы государственной поддержки, предусматривающую специфические меры применительно к различным этапам деятельности, особенностям каждой отрасли и отдельных групп (категорий) предпринимателей;
- создание нормативно-правовой и организационной базы для вовлечения в хозяйственный оборот и защиты интеллектуальной собственности, предусмотрев образование и развитие необходимых институтов (Фондов интеллектуальной собственности, институтов интеллектуальной собственности и др.);
- включение в состав себестоимости продукции или перенесение на себестоимость средств ускоренной амортизации затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, на приобретение авторских и иных прав, а также компьютерного и иного производственного оборудования; введение ускоренной амортизации;
- стимулирование инновационного предпринимательства, производства наукоемкой продукции с использованием «человеческого капитала» России - высококвалифицированных ученых, инженеров и рабочих;
- учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, кооперативных, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности; сезонных работ, самозанятости;
- постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности малых и средних предприятий к саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения во взаимодействии с государством;
- значительное расширение прав и возможностей субъектов федерации и местного самоуправления в сфере регулирования деятельности малых и средних предприятий и их государственной поддержки при сохранении единства стратегических целей, правовой базы и информационного пространства;
- использование имущества неэффективных и неплатежеспособных предприятий в качестве мощного источника ресурсного обеспечения малого и среднего бизнеса и создания объектов его инфраструктуры;
- пропагандирование идей и лучшей практики предпринимательства в целях формирования положительного общественного мнения, объективное отражение в средствах массовой информации мнения предпринимателей по вопросам государственной поддержки малого и среднего бизнеса, результатов реализации законов и решений;
- создание условий для эффективного развития связей и деловой кооперации на межрегиональном и межгосударственном уровнях со странами СНГ и дальнего зарубежья.
Основными направлениями деятельности местных органов власти по поддержке малого и среднего бизнеса, являются следующие /1/:
1. Устранение административных барьеров, препятствующих развитию действующих и выходу на рынок новых малых и средних предприятий. Для реализации направления необходимо обеспечить:
- проведение единой политики по развитию и поддержке малого предпринимательства на всей территории муниципального образования (далее – МО);
- предоставление комплекса льготных услуг по государственной регистрации вновь создаваемых субъектов малого предпринимательства;
- создание межведомственной комиссии при администрации МО по рассмотрению вопросов, связанных с выявлением и устранением административных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства, обусловленных распорядительными документами и действиями территориальных органов власти, а так же принятие конкретных мер по результатам рассмотрения обращений предпринимателей по должностным злоупотреблениям и затягиванию сроков решения вопросов с территориальными органами управления и контроля предпринимательской деятельности;
- пакетное оформление разрешительных документов (по землеотводу, разрешения на право торговли и т.п.) в согласующих инстанциях одновременно для группы малых предприятий (через фонд поддержки малых предприятий), что сэкономит время как предпринимателей, так и регулирующих организаций.
2. Информационное обеспечение управления малым и средним бизнесом включает в себя:
- учет вновь создаваемых, реорганизуемых, действующих и ликвидируемых различных категорий субъектов малого и среднего бизнеса, относимых к объектам государственной поддержки (например, путем ведения Реестра субъектов малого предпринимательства);
- проведение маркетинговых исследований по проблемам малого и среднего бизнеса для оценки и прогноза развития малого предпринимательства, представления органам власти обоснованных рекомендаций по дальнейшему развитию сферы потребительского рынка, своевременного реагирования на изменения внешней среды и факторов, влияющих на состояние различных сегментов рынка, в том числе на состояние и развитие различных категорий субъектов малого и среднего бизнеса;
- учет мнения предпринимательской общественности при принятии решений, затрагивающих интересы малого и среднего бизнеса (введение института советников глав администрации по вопросам малого предпринимательства или создание координационно-методических советов, проведение опросов);
- совместное формирование, обсуждение, реализация программ и планов развития территории (включение представителей малого и среднего бизнеса в рабочие группы по разработке проектов документов, привлечение специалистов в составе экспертных комиссий и т.д.);
- информирование о запланированных или планируемых к реализации крупных проектах для привлечения в качестве инвесторов субъектов внешней ближней среды малого и среднего бизнеса, а также самих предпринимателей.
3. Материально-финансовая поддержка малого и среднего бизнесазаключается в следующем:
- организация фонда нежилых помещений в МО для размещения субъектов малого предпринимательства;
- предоставление рассрочки оплаты права аренды нежилого помещения для субъектов малого предпринимательства (например, на срок не более 2 месяцев с единовременной оплатой первого взноса в размере 50% установленной суммы);
- разработка комплекса мероприятий по привлечению предприятий малого и среднего бизнеса для работы на свободных площадях промышленных предприятий в целях сохранения рабочих мест в производственной сфере и повышения эффективности работы предприятий МО;
- развитие финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства в следующих направлениях:
o льготная финансовая поддержка проектов субъектов малого предпринимательства, соответствующих стратегии развития МО;
o оказание финансовой помощи субъектам малого предпринимательства, разрабатывающим новые идеи и разработки, посредством финансирования их венчурных проектов, включая авансовое финансирование;
o использование механизма лизинга и аренды оборудования;
o привлечение внебюджетных источников финансирования проектов субъектов малого предпринимательства путем предоставления гарантий кредитно-финансовым организациям и инвесторам или создания венчурного паевого инвестиционного фонда малого предпринимательства;
o привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов посредством оказания содействия в подготовке и осуществлении эмиссии акций субъектами малого предпринимательства;
o компенсации снижения процентной ставки по банковским кредитам;
o разработка и внедрение механизма доступа субъектов малого предпринимательства к получению городских заказов.
- финансирование проектов в малом и среднем бизнесе путем:
o долевого участия в проектах (в акционерных обществах, коммерческих партнерствах и пр.);
o кредитования, дотирования или субсидирования проектов малых и средних предприятий, создающих новые рабочие места;
o предоставления гарантий кредитно-финансовым организациям (банкам) на всю сумму кредита или на часть ее;
o совместного финансирования с кредитно-финансовой организацией;
o полной или частичной компенсации кредитно-финансовым организациям недополученной прибыли при кредитовании субъектов малого предпринимательства по пониженной процентной ставке;
o предоставление льгот обществам взаимного кредитования и/или страхования субъектов малого предпринимательства (по арендной плате, местным налогам и пр.).
4. Развитие инфраструктуры для малого бизнесапутем:
- оказания информационно-консультационных услуг, включая упрощение процедуры регистрации и получения адреса местонахождения;
- создания бизнес-интернет центра для обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к деловым информационным ресурсам в Интернете, а также дистанционным средствам обучения и консультирования;
- создания консультационно-правового центра для обеспечения доступа малых и средних предприятий к квалифицированным юридическим услугам по доступным ценам в области гражданского, налогового, трудового законодательства;
- обеспечение взаимодействия между региональными структурами поддержки малого и среднего бизнеса и самими предприятиями;
- проведение конкурса «Лучший бизнес-проект» для систематизации и распространения опыта предприятий малого и среднего бизнеса в МО;
- разработка механизма функционирования системы «Институт-предприятие» по формированию банка вакансий для выпускников вузов с целью их трудоустройства на предприятиях МО;
- создание системы предоставления малым и средним предприятиям услуг централизованного бухучета и аудита на льготных условиях;
- подготовка, издание и распространение учебно-методических пособий по ведению бизнеса в различных сферах и областях хозяйственной деятельности, а так же по прохождению процедур регистрации, лицензирования, сертификации, оформления земельно-имущественных отношений и т.д.;
- обучение и переподготовка кадров для малого предпринимательства, методическое и аналитическое обеспечение (в том числе, по различным аспектам деятельности в различных отраслях и сферах бизнеса);
- развитие различных форм бизнес-инкубирования (включая технопарки, сервисные деловые центры малого предпринимательства) для снижения рисков при создании или расширении предприятий малого и среднего бизнеса путем предоставления малым предпринимателям комплексных услуг, необходимых для эффективного ведения бизнеса и обеспечения конкурентоспособности продукции.
5. Продвижение товаров, работ, услуг местных предприятийвключает в себя:
- помощь в установлении деловых контактов для внешнеэкономических связей путем:
o рекомендации местных предприятий зарубежным партнерам;
o разработки и внедрения системы частичной компенсации расходов субъектов малого предпринимательства по участию в международных выставках и ярмарках, а также по получению конъюнктурной и другой внешнеэкономической информации, включая доступ к корпоративным и международным информационным сетям (данное направление будет способствовать увеличению экспортно-импортного потенциала субъектов малого предпринимательства и снижению расходов субъектов малого предпринимательства по продвижению выпускаемой ими продукции (товаров, работ, услуг) на внешнем рынке);
- помощь в установлении деловых контактов для межотраслевого и межрегионального сотрудничества путем:
o проведения совместных совещаний и организации встреч с руководителями предприятий обрабатывающей или легкой промышленности и сбытовых организаций по расширению их делового сотрудничества;
o организации выставок-продаж промышленной продукции, рекламной продукции фирм;
o организация продовольственных ярмарок для обеспечения гарантированной закупки продовольствия, сельскохозяйственного сырья, а также формирования ресурсов непродовольственных товаров предприятиями торговли;
o школьных базаров для удовлетворения потребностей в школьно-письменных товарах перед началом учебного года, в период проведения которых магазины заключают договоры с промышленными предприятиями на поставку таких товаров;
- проведение семинаров с руководителями предприятий по налогообложению, бизнес-планированию, оформлению проектов, маркетингу, решению психологических проблем управления и др.;
- формирование благоприятного общественного мнения и популяризация идей предпринимательства;
- проведение конкурсов «Профессионал своего дела», «Лучшее предприятие малого и среднего бизнеса» (по критериям внутреннего и внешнего оформления, обслуживания клиента, качеству продукции и пр.), награждение победителей знаками отличия, выпуск рекламных брошюр о победителях и пр.);
- использование существующей инфраструктуры связей с общественностью местной администрации (СМИ, уличные щиты и стенды) для продвижения товаров, работ, услуг местных предприятий.
На примере бизнес-инкубатора рассмотрим основные виды государственных услуг, предоставляемых типовыми местными организациями (учреждениями), уполномоченными и (или) привлекаемыми на конкурсной основе для поставок продукции, выполнения работ и услуг в рамках выполнения государственного (регионального) или муниципального заказа в области поддержки малого и среднего бизнеса.
Помощь бизнес-инкубаторов начинающим бизнесменам выражается в предоставлении новым и создающимся фирмам помещений, доступных по стоимости аренды и имеющих развитую инфраструктуру (конференц-залы, офисная техника, услуги аудитора, нотариуса, управленческий консалтинг и пр.). Бизнес-инкубаторы могут иметь профильный характер, например, сервисных услуг (обучение парикмахерскому мастерству, ремесленничеству и т.п.), венчурного научно-производственные объединения и пр.
Именно в России создание бизнес-инкубаторов обещает успех. Во многих городах и районах имеются пустые, неиспользуемые производственные помещения, частично технически оснащенные, что намного дешевле осваивания новых промышленных зон.
Имеется ряд преимуществ функционирования бизнес-инкубаторов, заключающихся в следующем.
1. Предложение производственных площадей и аренда, которая включает в себя:
- предоставление всех коммуникаций (сети водо-, газо-, тепло- и энергоснабжения, но их потребление и соответствующие коммунальные услуги оплачиваются отдельно каждым арендатором);
- подключение телефона (но плата за телефонные переговоры взимается отдельно);
- использование совместных помещений (кухня, комната для переговоров и пр.);
- использование секретариата, включая работу общего секретаря (ежедневное почтовое обслуживание);
- консультации, обеспечение деловых встреч и прочих сервисных услуг со стороны руководства бизнес-инкубатора.
2. Привлекательная инфраструктура:
- гибкое, индивидуально сориентированное предложение площадей для размещения производства и оказания услуг;
- современная инфраструктура с современным секретариатом, где имеются служба приема гостей, машинописная служба, телефон, почта и т.п.;
- современная коммуникационная техника, общее подключение к Интернету;
- современные помещения для переговоров;
- совместные бытовые помещения;
- привлекательный внешний вид и положительный имидж.
3. Предложение сервиса и обслуживания включает:
- обеспечение контактов с потенциальными деловыми партнерами без непосредственного участия предпринимателей (например, с потребительскими союзами, торговыми палатками и т.д.);
- поддержка при решении административных и правовых проблем;
- получение и предоставление информации по актуальным вопросам (например, предоставление специализированных журналов, Интернета и т.д.);
- подготовка и сопровождение при переговорах с банками;
- предоставление возможности для повышения квалификации по вопросам предпринимательской практической деятельности, учебных программ и методических пособий по самостоятельному изучению производственно-экономических и правовых вопросов;
- организация совместного участия в выставках и ярмарках;
- поддержка при разработке бизнес-планов и предпринимательских стратегий.
Таким образом, посредством бизнес-инкубатора предприниматель попадает в среду, которая позволяет ему с самого начала сконцентрироваться на его собственных производственных задачах, за счет взаимодействия с другими предпринимателями, которые сталкиваются с похожими проблемами, снизить риски провала предприятия на начальной фазе. Конкретные примеры успешной деятельности бизнес-инкубаторов, их учредительные документы (Устав, положение и пр.) представлены в работе /33/.
Следует отметить, что указанные выше направления по поддержке малого и среднего бизнеса в России составляют основное содержание деятельности в данной области органов государственной и местной власти, а также организаций (учреждений), относящихся к предпринимательской инфраструктуре. Однако среди них есть направления, требующие первоочередных мер по их реализации.
В настоящее время некоторые из указанных ниже мероприятий, определенных в Концепции «Государственной политики и развития малого предпринимательства в России» как первоочередные, уже решены, некоторые находятся в стадии решения, другие должны стать приоритетными объектами в деятельности органов государственной и местной власти, отвечающих за развитие малого предпринимательства, в приоритетном порядке планироваться и реализовываться в рамках государственных и муниципальных программ поддержки и развития малого предпринимательства.