Фазы и этапы инвестиционного проекта в области поддержки малого и среднего бизнеса
Фазы цикла | Этапы цикла |
Прединвестицонная фаза | 1. Формирование инвестиционного замысла (идеи) |
2. Исследование инвестиционных возможностей | |
3. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта | |
Инвестиционная фаза | 4. Подготовка контрактной документации |
5. Подготовка проектной документации (данные сметно-финансовых расчетов) | |
6. Строительно-монтажные работы | |
Эксплуатационная фаза | 7. Эксплуатация объекта |
8. Мониторинг экономических показателей |
1. Формирование инвестиционного замысла (идеи) предусматривает:
- выбор и предварительное обоснование замысла;
- инновационный, патентный и экологический анализ технического решения (объекта техники, ресурса, услуги), развитие которого предусмотрено намечаемым проектом;
- проверку необходимости выполнения сертификационных требований;
- предварительное согласование инвестиционного замысла с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами;
- предварительный отбор предприятия (организации), способной реализовать проект;
- определение объемов ресурсов, необходимых для выполнения проекта;
- подготовку информационного меморандума получателя инвестиций (реципиента).
2. Предпроектное исследование инвестиционных возможностей включает:
- предварительное изучение спроса на продукцию и услуги, производимые в рамках проекта, с учетом необходимости и возможностей межрегиональной кооперации и (или) факторов экспорта и импорта,
- оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги);
- подготовку предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и составу участников;
- оценку предполагаемого объема необходимых инвестиций по укрупненным нормативам и предварительную оценку их коммерческой эффективности;
- разработку оптимальной с точки зрения прибыльности и надежности схемы финансирования проекта;
- подготовку исходно-разрешительной документации;
- подготовку предварительных оценок по разделам ТЭО проекта, в частности, прогнозной оценки эффективности проекта с учетом коммерческого, а при использовании бюджетных инвестиций - бюджетного и общественного аспекта;
- утверждение результатов обоснования инвестиционных возможностей;
- подготовку контрактной документации на проведение проектно-изыскательских работ;
- подготовку инвестиционных предложений для потенциальных инвесторов;
- решение о финансировании работ по подготовке ТЭО проекта.
3. ТЭО проекта предусматривает:
- проведение полномасштабного маркетингового исследования (спрос и предложение, сегментация рынка, цены, эластичность спроса, основные конкуренты, маркетинговая стратегия, программа удержания продукции на рынке и т.п.);
- подготовку программы выпуска продукции;
- подготовку пояснительной записки, включающей в себя данные предварительного обоснования инвестиционных возможностей;
- подготовку исходно-разрешительной документации;
- разработку технических решений, в том числе:
o генерального плана;
o технологических решений (анализ состояния технологии, состава оборудования; загрузка действующих производственных мощностей; предложения по модернизации производства; закупка зарубежных технологий; расширение производств, производственный процесс, используемые сырьевые и другие ресурсы, материалы, комплектующие изделия, энергоресурсы);
- градостроительные, архитектурно-планировочные и строительные решения;
- инженерное обеспечение;
- мероприятия по охране окружающей среды и гражданской обороне;
- описание организации строительства;
- данные о необходимости жилищно-гражданского строительства;
- описание системы управления предприятием, организации труда рабочих и служащих;
- сметно-финансовую документацию, в том числе:
o оценку издержек производства;
o расчет капитальных издержек;
o расчет годовых поступлений от деятельности предприятий;
o расчет потребности в оборотном капитале;
o проектируемые и рекомендуемые источники финансирования проекта (расчет);
o предполагаемые потребности в иностранной валюте;
o условия инвестирования;
o выбор конкретного инвестора, оформление соглашения;
- оценку рисков, связанных с осуществлением проекта;
- планирование сроков осуществления проекта;
- оценку коммерческой эффективности проекта;
- анализ бюджетной и/или экономической эффективности проекта (при использовании бюджетных инвестиций);
- формулирование условий прекращения реализации проекта.
Подготовленное ТЭО проходит вневедомственную технико-технологическую, экологическую и другие виды экспертиз. Утверждение ТЭО означает принятие инвестиционного решения.
После утверждения начинается реализация избранной финансовой схемы инвестирования (сбор средств по утвержденному графику, корректировка условий и источников инвестирования, отслеживание «контрольных точек» проекта и т.д.).
4. Подготовка контрактной документации включает:
- подготовку тендерных торгов и подготовку по их результатам контрактной документации;
- ведение переговоров с инвесторами;
- тендерные торги на дальнейшее проектирование объекта и разработку проектной документации.
5. Подготовка проектной документации предусматривает:
- подготовку сметно-финансовой документации;
- определение изготовителей и поставщиков нестандартного технологического оборудования.
6. Строительно-монтажные и наладочные работы предусматривают:
- строительно-монтажные работы, наладку оборудования;
- обучение персонала;
- подготовку контрактной документации на поставку сырья, комплектующих и энергоносителей;
- подготовку контрактов на поставку продукции и (или) услуг;
- выпуск «пилотной» партии продукции и (или) услуг.
7. Эксплуатация объекта и мониторинг экономических показателей, в частности, предусматривают:
- сертификацию продукции и/или услуг;
- создание сети распределения продукции и/или услуг;
- создание центров гарантийного обслуживания и ремонта;
- текущий контроль за экономическими показателями проекта.
На стадии подготовки и ведения инвестиционного проекта отдельные организационно-экономические и финансовые элементы его механизма могут закрепляться и конкретизироваться в договорах между участниками. Изменения (корректировки) организационно-экономических или финансового аспектов осуществления проекта, равно как любого другого раздела проектной документации рассматривается как изменение проекта в целом (разработка другого варианта проекта) и должно сопровождаться переоценкой эффективности.
На прединвестиционной фазе разработки проекта должны быть практически завершены все НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), в этом случае с достаточной степенью уверенности устраняется фактор неопределенно относительно основных технических параметров проекта.
В рамках инвестиционной фазы происходят со стороны инвесторов основные вложения средств в основные фонды. На стадии эксплуатации осуществляется финансирование оборотных средств и начинается возврат вложенных средств за счет коммерческих продаж продукции (товаров, работ, услуг).
Приоритетными направлениями повышения эффективности нормативно- правового и научно-методического обеспечения регулирования отношений, возникающих в деятельности по поддержке малого и среднего бизнеса, совершенствования нормативной и методической базы в данной области являются следующие:
1) нормативное закрепление классификации категорий субъектов малого и среднего бизнеса, дифференцированных по организационно-правовым формам, видам основной предпринимательской деятельности, численности работников и иным классификационным признакам, и критериев отнесения их к объектам государственной (региональной) и муниципальной поддержки;
2) нормативное закрепление механизма выявления, идентификации и согласования публичных интересов населения, региональной и (или) муниципальной администрации и частных интересов отдельных представителей или официально зарегистрированных общественных организаций малого и среднего бизнеса, обеспечивающего партнерские взаимоотношения на основе упорядоченной системы актов взаимной гражданской ответственности;
3) нормативное закрепление порядка и правил проведения оценки уровня привлекательности региона (муниципального образования) для деятельности малого и среднего бизнеса, в том числе установление соответствующих критериев, номенклатуры показателей характеристик основных элементов инфраструктуры, влияющих на деятельность территориальных предприятий малого и среднего бизнеса, методов их определения;
4) нормативное обеспечение формирования и проведения государственной (региональной) и муниципальной политики поддержки различных форм добровольных объединений субъектов малого и среднего бизнеса;
5) нормативное закрепление механизма управления поддержкой малого и среднего бизнеса в рамках соответствующих государственных (региональных) и (или) муниципальных программ или отдельных проектов (мероприятий), обеспечивающего их эффективность за счет системы планирования, организации, мотивации участников, контроля и оценки результатов.
Таким образом, правовое регулирование и научно-методическое обеспечение основываются на федеральном законодательстве и соответствующих нормативных актах, принятых на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, а также на научно-методических разработках, обеспечивающих проведение оценки состояния объектов регулирования и эффективности деятельности в рассматриваемой области с помощью соответствующих критериев и показателей.
Наряду с основополагающими организационно-методическими документами применяются нормы, правила и методики, позволяющие унифицировать терминологию и методы расчета показателей. При разработке критериев и показателей учитываются результаты анализа и идентификации мотивов и ожиданий всех участников деятельности по государственной поддержке малого и среднего бизнеса, а также различные виды эффектов, возникающие при реализации мероприятий в данной области.
Для оценки эффективности мероприятий по государственной поддержке малого и среднего бизнеса помимо показателей, определяющих коммерческий (финансовый) эффект, необходимо использовать показатели, определяющие бюджетные и общественные (социально-экономические) эффекты, поскольку в их инвестировании задействуются государственные и (или) муниципальные ресурсы.
Для коммерческой (финансовой) оценкиинвестиционных проектов используются следующие показатели:
- чистый доход;
- чистый дисконтированный доход (интегральный эффект);
- индекс доходности затрат и инвестиций;
- внутренняя норма доходности;
- срок окупаемости инвестиций.
Для оценки коммерческой (финансовой) эффективности деятельности по государственной поддержке малого и среднего бизнеса целесообразно использовать чистый доход, получаемый совместно инвесторами и реципиентами.
Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления деятельности по поддержке и развитию малого предпринимательства на доходы и расходы соответствующего консолидированного бюджета (федерального, регионального или местного).
В структуру доходов соответствующего бюджета могут быть включены финансовые потоки, формирующиеся за счет:
- налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды в соответствии с действующим законодательством;
- доходов от лицензирования, конкурсов и тендеров;
- платежей в счет погашения процентов за кредиты, выданные из соответствующего бюджета;
- платежей в счет погашения процентов за налоговые кредиты (в случае «налоговых каникул»);
- экономии выплат, связанных с переселением и трудоустройством граждан в другом регионе (муниципальном образовании) в случае невозможности администрации обеспечить минимальный уровень качества жизни населения на своей территории;
- экономии выплат пособий по безработице;
- экономии средств, выделяемых на профилактику правонарушений, наркомании и т.п.
К финансовым оттокам бюджетных средств относятся:
- субсидирование – предоставление бюджетных ресурсов на безвозмездной основе;
- предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
- бюджетные дотации, связанные с реализацией государственной политики в определенной области и обеспечением выполнения социальных обязательств;
- налоговые льготы;
- государственные гарантии займов и инвестиционных рисков;
- прямое финансирование организаций, участвующих в деятельности по поддержке и развитию индивидуального предпринимательства.
Для оценки общественной эффективности деятельности по государственной поддержке малого и среднего бизнеса используются показатели, устанавливаемые для программного периода реализации мероприятий и характеризующие различные виды эффектов, возникающих в масштабах страны (региона, муниципального образования):
- валовой внутренний продукт, произведенный различными категориями субъектов малого и среднего бизнеса, относимых к объектам государственной поддержки;
- количество вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего бизнеса, относимых к объектам государственной поддержки;
- количество граждан, относящихся к различным категориям населения, трудоустроенных в качестве работников на предприятиях малого и среднего бизнеса, относимых к объектам государственной поддержки;
- сумма штрафов, выплачиваемых субъектами малого и среднего бизнеса, относимых к объектам государственной поддержки, за нарушения законодательства, в том числе в области охраны окружающей природной среды и улучшения использования природных ресурсов, безопасности труда, качества и безопасности продукции;
- количество субъектов малого и среднего бизнеса, относимых к объектам государственной поддержки, получивших различные виды услуг в организациях (учреждениях) предпринимательской инфраструктуры в рамках государственного (муниципального) заказа или на коммерческой основе.
Таким образом, для оценки эффективности деятельности по государственной поддержке и развитию индивидуального предпринимательства целесообразно использовать интегральный показатель, характеризующий суммарный эффект и представляющий собой векторную величину.
В общем виде интегральный показатель имеет следующее математическое выражение:
Э = f (Бэ, ЧД, ВВП, Nип, Nз, Sш, Nоб)
где
Бэ – показатель бюджетного эффекта, полученной в результате деятельности по поддержке малого и среднего бизнеса, млн. руб.;
ЧД – показатель чистого дохода, получаемого совместно инвесторами и реципиентами, участвующими в деятельности по поддержке малого и среднего бизнеса, млн. руб.;
ВВП – валовой внутренний продукт, произведенный различными категориями субъектов малого и среднего бизнеса, относимых к объектам государственной поддержки, млн. руб.;
Nмсп – количество вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего бизнеса, относимых к объектам государственной поддержки, в единицах;
Nз – количество граждан, относящихся к различным категориям населения, трудоустроенных в качестве работников на предприятиях малого и среднего бизнеса, относимых к объектам государственной поддержки, чел.;
Sш – показатель законопослушности субъектов малого и среднего бизнеса, относимых к объектам государственной поддержки, обратно пропорциональный величине суммы штрафов, выплачиваемых ими за нарушения законодательства, 1/млн. руб.;
Nоб – количество субъектов малого и среднего бизнеса, относимых к объектам государственной поддержки, получивших различные виды услуг в организациях (учреждениях) предпринимательской инфраструктуры в рамках государственного (муниципального) заказа или на коммерческой основе, чел.
Величина интегрального показателя определяется площадью фигуры, ограниченной отрезками, соединяющими точки на осях, характеризующих величины составляющих его показателей.
Пример наглядного представления интегрального показателя
С помощью данных критериев и показателей органы государственной и муниципальной власти, участвующие в деятельности по поддержке малого и среднего бизнеса, могут оценить эффективность проводимых мероприятий в данной области, а также эффективно контролировать расходование бюджетных средств и оказывать регулирующее воздействие на состояние и развитие экономики регионов и муниципальных образований. Кроме того, эти показатели позволяют обоснованно выбирать наиболее привлекательные объекты для государственного и частного инвестирования.