Главная причина такой ситуации заключается в отсутствии реальной долгосрочной стратегии развития предпринимательства в России.

К сожалению, различные федеральные и региональные программы развития малого предпринимательства разработаны и реализуются не по единому замыслу, вне рамок единой политико-экономической концепции в данной сфере. По своей сути, они представляют собой сметы на год-два, позволяющие получить какие-то, прежде всего, бюджетные ресурсы, а затем их более или менее эффективно распределить в чьих-то конкретных интересах.

Сегодня речь должна идти уже о том, что Правительству РФ совместно с предпринимателями необходимо выработать настоящую национальную доктрину развития предпринимательства, в которой основным ядром должен стать малый бизнес.

Необходимо разрабатывать не только и не столько текущие программы, сколько создавать долгосрочную стратегию, определяющую приоритеты направлений развития малого бизнеса на ближайшие 10 лет. После этого уже можно продвигаться от общего и долгосрочного к частному, краткосрочному.

Вторая причина непонимания во взаимодействии власти и бизнеса заключается в очень низком уровне самоорганизации предпринимателей.

Активного, напористого влияния малого и среднего бизнеса на законотворческий процесс, на процесс принятия решений Правительство России практически не ощущает, что объясняется отсутствием реальных инструментов для своевременного, непрерывного и эффективного влияния малого бизнеса на власть.

На фоне успешных действий отраслевых, аграрных, военно-промышленных и прочих лобби по обеспечению принятия нужных им решений, малый бизнес, по сути дела, не может выразить свои интересы. Это не может быть признано нормальным, так как даже иностранные компании через различные организационные структуры, например, Совет по иностранным инвестициям при Председателе Правительства России имеют возможность лоббировать, в хорошем смысле этого слова, принятие тех или иных законов и других правовых актов.

Существует три основных направления, реализация которых позволит исправить ситуацию.

Во-первых, это самоорганизация предпринимателей на общероссийском уровне, поскольку сегодня их многочисленные общественные организации, как в центре, так и на местах, еще достаточно разрозненны, зачастую бюрократизированы, имеют собственные, вполне понятные, коммерческие интересы и очень часто даже вступают между собой в здоровую, а иногда и в нездоровую конкуренцию.

Поэтому необходима самоорганизация предпринимателей на федеральном уровне. И, прежде всего, создание политической партии малого предпринимательства. Это настоятельное требование сегодняшнего дня, предъявляемое малому бизнесу, - идти во власть. При этом необходимо использовать и существующую ситуацию, и существующие блоки и движения.

Данное направление в самоорганизации малого предпринимательства весьма актуально и вполне реализуемо, поскольку практически все политические блоки на 30-40 % опираются на финансы малого бизнеса, на интеллект малого бизнеса, на конкретных представителей малого бизнеса. Следовательно, эти 30-40% необходимо привлечь к созданию партии предпринимателей. Предприниматели должны понимать, что если они сами не пойдут во власть, в Государственную Думу, в законодательные органы субъектов федерации, местного самоуправления, то можно проводить съезд раз в три года, раз в два года, ежегодно, но от этого мало что изменится. Только когда бизнесмен, знающий все сложности и тяготы своего дела, садится в то кресло, которое позволяет принимать решения, он в состоянии реально решить эти проблемы так, как он считает нужным. В связи с этим, в среде малых предпринимателей должна возникнуть и оформиться в соответствии с действующим законодательством организация, способная побороться за соразмерную долю депутатских мандатов, как в Государственной Думе, так и в других законодательных органах.

Во-вторых, наступила пора начинать переговоры с исполнительной властью, а не митинговать, дожидаясь инициативы от чиновников, от власти. В целях самоорганизации следует инициировать создание комиссий, советов, комитетов при президенте, при главах администраций, мэрах и так далее.

Например, в Белоруссии создан и реально действует Совет по предпринимательству при Президенте Республики Беларусь, благодаря которому высшие руководители страны получают реальную информацию о проблемах предпринимателей и их предложениях «из первых рук».

В-третьих, пора перестать активной части малого предпринимательства жить от съезда к съезду, необходимо переходить к более последовательной, постоянной работе: проводить, как минимум, раз или два в год специальные конференции представителей малого предпринимательства для рассмотрения конкретных вопросов, конкретных законопроектов, конкретных программ. Для этого необходимо создать некий постоянно действующий рабочий орган.

Третья причина, состоит в отсутствии координации развития малого предпринимательства между органами федерального и регионального уровней. Сегодня абсолютно очевидно, что центр тяжести работы с малым бизнесом должен быть перенесен в субъекты Российской Федерации и муниципалитеты, поскольку на федеральном уровне должны решаться в основном общесистемные, прежде всего, законодательные и отчасти финансовые вопросы. В то же время, финансы, предназначенные для поддержки малого бизнеса, должны направляться в основном только в регионы и муниципалитеты.

Примером правильности таких шагов является момент, когда в свое время в законодательстве была норма о том, что все налоги, поступающие от малых предприятий, должны оставаться в местных бюджетах. В результате число малых предприятий стало расти в геометрической прогрессии, так как администрации всемерно содействовали этому росту. Поэтому, необходимо реализовать и такие формы неявной поддержки малого бизнеса.

И, наконец, четвертая причина заключается в отсутствии целенаправленной пропаганды, причем пропаганды в хорошем смысле этого слова, потому что сегодня образ предпринимателя, который преподносят средства массовой информации, это, в лучшем случае, лавочник и торгаш, а в худшем - потенциальный преступник. Абсолютно отсутствует показ позитивного образа нормального предпринимателя, позитивных примеров создания и развития реального малого бизнеса, тех успехов, которых добиваются в малом бизнесе.

Необходима продуманная политика пропаганды предпринимательства и рекламирования бизнеса конкретных предпринимателей. Если эти четыре негативные причины удастся совместными усилиями устранить, то напряженность во взаимоотношениях власти и предпринимателей можно будет, если и не снять полностью, то, по крайней мере, значительно ослабить.

Второе направление состоит в совершенствовании законодательства в области поддержки малого и среднего бизнеса.


Налоговое законодательство, по мнению подавляющего большинства предпринимателей, сегодня настроено враждебно по отношению к предпринимателю. Здесь можно приводить массу примеров, касающихся конкретных статей налогового кодекса (ст. 120, 121, предусматривающие штрафные санкции, и другие). Можно говорить о ряде необоснованно высоких налогов, которые предприниматели достаточно легко обходят, склоняясь к теневой экономике. Например, налог на приобретение автотранспорта юридическими лицами или ряд других. Единый налог на вмененный доход вызвал неоднозначную реакцию предпринимателей: одни из них считают, что его вообще нужно отменить, другие – что нужно сделать добровольным, а не обязательным.


Практика показывает, что в данном случае законодатели субъектов федерации не смогли профессионально воспользоваться правами, данными им федеральным законом. Устанавливаемые на местах ставки налога зачастую не просчитаны и приводят фактически к параличу любой предпринимательской деятельности. Дело не в том, хорош или плох федеральный закон, а в том, как его применяют субъекты федерации, создающие на его базе свои законы. Закон об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности тоже требует, безусловно, доработки.


Есть целый комплекс проблем, связанных с финансовым законодательством. Это, прежде всего, уточнение законодательства о лизинге и его приведение в соответствие с Гражданским кодексом, законы о кредитных союзах, о франчайзинге. Безусловно, необходимо кардинальное изменение системы бухгалтерского учета.


Но главное, это введение специального раздела в Налоговый кодекс Российской Федерации, который касался бы налогообложения малого бизнеса. Вместе с тем, целесообразно изменить существующую в настоящее время практику направления отдельными регионами в адрес правительства и министерств общих фраз о необходимости смягчения налогового пресса, заменив их конкретными предложениями, содержащими подготовленные тексты статей соответствующих законов.


Другая, не менее важная проблема состоит в совершенствовании законодательства, обеспечивающего эффективную санацию данного сектора экономики. Это связано с объективной нестабильностью структуры предпринимательского сектора. Ежегодно в промышленно развитых странах возникает и прекращает свою деятельность большое количество субъектов малого и среднего бизнеса. Например, в США в первые два года после создания разоряется около 80 % малых предприятий. Большая их часть (примерно 70%) относится к сферам торговли, услуг и строительства. В наукоемком венчурном бизнесе доля банкротств ниже, но со временем не менее половины предприятий становятся также убыточными.


Существует закономерность, в соответствии с которой в промышленно развитых странах из вновь организуемых малых предприятий действующими остаются: через год – 50 %; через 3 года – около 8 %; через 5 лет – не более 3 % /14/. Примерно такая же тенденция существует и в России.


Другая проблема связана с нормативным обеспечением формирования и развития малых инновационных фирм. Для решения этой проблемы следует нормативно закрепить следующие вопросы:

- разделение полномочий и прав собственности, в том числе на сам продукт научной разработки. Иными словами, какие структуры будут претендовать на ожидаемые результаты (финансовые поступления в виде заказов на услуги, прикладные разработки, образцы новой продукции и т.д.);

- необходимость участия федеральных средств в виде безвозмездного финансирования не только фундаментальных исследований, но и подготовительных разработок, стартового финансирования самостоятельных субъектов инновационной деятельности (через систему типа бизнес-инкубаторов или технопарков);

- возможность участия региональных государственных структур в поддержке соответствующего малого предпринимательства через организацию льготных условий текущего консультирования, использования муниципального имущества и оплату коммунальных услуг; предоставление гарантий для коммерческого и некоммерческого (включая государственное) кредитования. Кроме того, поддержка соответствующей деятельности для региональных структур становится воплощением определенного курса на развитие социально-культурной среды региона;

- вовлечение отраслей реального сектора в процесс инновационного обновления с учетом возможностей отечественной инновационной сферы, а также создание организационно-экономического климата благоприятствования для высокорискового кредитования;

- собственная готовность отдельных индивидов или творческих коллективов встать на путь предпринимательской деятельности на свой страх и риск становится той формой самореализации, которая цементирует социально-культурную среду.

Третье направление заключается в совершенствовании механизмов, обеспечивающих малым предпринимательским структурам доступ к финансовым ресурсам


Здесь существует несколько проблем. Во-первых, это отсутствие свободных доступных бюджетных средств, постоянный дефицит консолидированного бюджета и отсутствие дешевых кредитных ресурсов. В России нет «дешевых» свободных денег, кроме бюджетных, да и тех не хватает на решение всех социально-экономических проблем. В этой связи, необходимо продолжать бороться за выделение ресурсов из бюджетов всех уровней, что весьма сложно. В этой ситуации руководителям субъектов федерации ни в коем случае нельзя увязывать свою позицию по отношению к малому бизнесу с проблемой выделения средств на развитие малого бизнеса из федерального бюджета. В конечном итоге малый бизнес функционирует и развивается в конкретном регионе, пополняя его налоговую базу.

Во-вторых, поскольку практика прямого бюджетного финансирования уже не применяется, поэтому сегодня бюджетные ресурсы должны использоваться не на поддержку конкретных проектов или конкретных предпринимателей, создавая тем самым огромное поле деятельности для коррупции, а на создание информационной, консалтинговой и прочей инфраструктуры малого и среднего бизнеса, либо должны направляться в гарантийные фонды. Такая практика существует в ряде регионов.

В-третьих, необходимо искать новые нетрадиционные источники финансирования, используя, прежде всего, лизинговые операции. Например, в Нижнем Новгороде и в Москве очень успешно работают лизинговые компании. Это дает возможность предпринимателю оплачивать приобретаемое оборудование в рассрочку и находить собственные источники кредитования. Другой пример – в Волгограде, в Чувашии создаются фактически кредитные кооперативы, которые помогают предпринимателям получить доступ к достаточно дешевым деньгам, эту практику можно применять и в других регионах.

Существуют еще два источника получения средств – это государственные заказы и международные финансовые ресурсы.

Российское законодательство предусматривает, что 15 % государственного заказа должно распределяться между малыми предприятиями. На практике эта норма практически нигде не выполняется, более того, даже сами лоты (например, при закупках продовольствия для Вооруженных Сил РФ) устанавливаются в таких размерах, что малому предпринимателю подобные объемы не по силам. Поэтому, очевидно, требуются усилия Правительства России, соответствующих министерств и отраслевых органов управления по нормализации этой ситуации.

Что касается использования зарубежных международных финансовых ресурсов, то настала пора, кроме предоставления грантов , технической помощи, кредитов Российской Федерации или ее субъектам, организовать непосредственное кредитование предприятий малого бизнеса через соответствующие коммерческие банки. И такой опыт есть, например, успешно реализуется программа по микрокредитованию Европейского банка реконструкции и развития.

Отдельно следует сказать о системе фондов поддержки малого предпринимательства. Сегодня Федеральный фонд практически не в состоянии в силу ряда причин выполнять возложенные на него функции по финансированию малого предпринимательства.

Во-первых, в течение последних лет он не финансируется из федерального бюджета, а собственных коммерческих программ у него практически нет, поиск иных финансовых ресурсов в требуемых объемах сегодня также пока не осуществляется.

Во-вторых, у Фонда огромная дебиторская задолженность. Это является главным аргументом Министерства финансов РФ, которое выступает против финансирования Фонда из федерального бюджета. Эту проблему нужно решать всем вместе, в том числе и региональным фондам, путем изъятия этих денег у соответствующих банков, финансовых организаций. Такая работа Фондом уже проводится.

Федеральный фонд кредитовал региональные фонды, и сегодня многие региональные фонды ставят вопрос о пролонгации этих кредитных взаимоотношений. Нельзя сегодня изымать эти средства из регионов, они должны оставаться в регионах, продолжая работать, потому что многие региональные фонды действительно реально и эффективно используют эти средства.

Четвертое направление заключается в снижении административных барьеров на пути развития малого предпринимательства.


Проблемы, которые должны решаться в этом направлении, наиболее сложные и болезненные. Существует необоснованно большое число органов, дублирующих проверяющие и контрольные функции в сфере малого предпринимательства. До последнего времени на федеральном уровне таких органов было больше 50. Зафиксирован национальный рекорд – одно малое предприятие в течение года 402 раза посещали различные проверяющие.


Данная проблема решается с помощью финансовых и организационных мер. Из 52 контролирующих организаций большую часть составляют федеральные органы, поэтому Правительство РФ поручило соответствующим министерствам провести детальный скрупулезный анализ функций, прав и обязанностей федеральных органов исполнительной власти, связанных с лицензированием, сертификацией, контрольными и иными функциями, и разработать предложения по их оптимизации. Остается надеяться, что административная реформа, начавшаяся в России в последнее время, принесет ожидаемые результаты и в сфере малого предпринимательства.

Резюме

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что малый и средний бизнес является важной частью экономической деятельности, осуществляемой в масштабах страны, региона, муниципального образования, а также существенным фактором, влияющим на их социально-экономическое состояние и перспективы развития, поскольку обеспечивает значительную часть регионального и местного валового продукта, наполняет их бюджеты, создает рабочие места.

Особая роль малого и среднего бизнеса в развитых странах заключается в обеспечении целостности и структурной завершенности их национальных экономик. Дело в том, что общество заинтересовано в полном удовлетворении своих потребностей, тогда как сверхприбыльные или узкоспециализированные производства сосредотачиваются, как правило, в крупном бизнесе и удовлетворяют только отдельный спектр рыночных потребностей в силу ограничений по рентабельности производства.


В этих случаях проблема решается малым и средним бизнесом, для которых экономически выгодно работать в секторах, нерентабельных для крупных предприятий. При этом в своей деятельности малые и средние предприятия вынуждены максимально учитывать особенности местных рынков, приспосабливаться к платежеспособности и потребительскому поведению различных слоев населения. Благодаря малому управленческому персоналу, простым организационным формам эти предприятия обладают гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, быстрой реакцией на требования потребителей, быстрее разрабатывают и внедряют инновационные технологии.


Другая роль малого и среднего бизнеса в развитых странах заключается в обеспечении конкурентоспособности национальных экономик. Это связано с тем, что крупные современные интегрированные компании имеют, в большинстве случаев, межотраслевой характер и производят, как правило, сложную и трудоемкую продукцию. В ряде случаев для снижения себестоимости конечной продукции выгодно размещать заказы на малых и средних предприятиях, способных производить полуфабрикаты и комплектующие изделия или осуществлять сборку отдельных составных частей.

Велика роль малого и среднего бизнеса в формировании здоровой конкурентной среды в стране, регионах и муниципальных образованиях. Это обусловлено тем, что основная цель малого и среднего предприятия заключается в выживании в условиях конкуренции со стороны высоко технически оснащенных крупных предприятий, задача же органов власти всех уровней состоит в определении условий и критериев целесообразности такого выживания. Как раз в этом смысле развитие малого и среднего бизнеса и является непременным условием формирования здоровой конкуренции.


Кроме того, представители малого и среднего бизнеса составляют средний класс, который определяет уровень социально-экономической и политической стабильности развитых в экономическом отношении стран.

К наиболее общим причинам, стимулирующих интенсивное развитие малого и среднего бизнеса в большинстве развитых стран мира, относятся следующие.

1) Крупные организационно-технологические изменения, в силу которых меняется соотношение между выгодностью крупномасштабного и мелкого производства.

2) Развитие транснациональных рынков, коммуникационных и транспортных систем, которое приводит к усилению конкуренции, изменениям международной схемы разделения труда.

3) Усиление конкуренции между предприятиями, что проявляет в полную силу достоинства малою бизнеса и, в первую очередь, способность приспосабливаться к специфической клиентуре и сложившимся стандартам качества.

4) Тенденция к усилению научно-технологической составляющей системы общественного производства.

5) Тенденция к усилению стремления людей к реализации себя как личности и наслаждению работой.

Данные тенденции должны учитываться при выборе приоритетов в деятельности по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса на региональном и муниципальном уровнях.

Так же как и в других развитых странах роль малого и среднего бизнеса в экономике России достаточна велика. На фоне общего спада производства и бедственного положения многих крупных отечественных предприятий в начале 90-х годов ХХ века развитие малого и среднего бизнеса спасло страну от массовой безработицы и показало возможности, каким образом за счет малых форм хозяйствования обеспечить экономическую самостоятельность значительной части населения.


Социально-экономическая роль малого и среднего бизнеса заключается, прежде всего, в возможностях занятости трудоспособного населения, более низкой стоимости создания нового рабочего места по сравнению с крупным бизнесом, особой роли в инновационном развитии экономики.


Кроме того, преобладание крупного бизнеса в России привело к снижению конкуренции и неравному распределению доходов. На этом фоне малый и средний бизнес является важной силой, которая обеспечивает занятость, активизирует состязательность, использует незанятые крупным бизнесом ниши на различных рынках (внешних и внутренних), приводит к техническому совершенствованию. Все это вместе взятое стимулирует экономическое развитие.


Следует отметить, что при всей значимости малого и среднего бизнеса в решении проблем, с которыми сталкивается современная Россия, его роль в экономики страны не следует преувеличивать. На сегодняшнее время в малом и среднем бизнесе сконцентрировано не более 3 % стоимости основных фондов, объем их работ достиг предела за счет экстенсивного развития, предприятия заняли все привлекательные для них экономические ниши.


Несмотря на мнение, усиленно пропагандируемое представителями экономического блока в Правительстве РФ, что возрождение России будет происходить в первую очередь за счет развития малого бизнеса (малого частного предпринимательства), который трактуется ни много, ни мало как единственная альтернатива «массовой стихии корысти, зависти и разрушения, нарастающей в стране», крупные промышленные предприятия незаменимы в обеспечении экономического роста.


Таким образом, дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса в России возможно только вслед за крупным бизнесом, как локомотивом промышленного развития. Сам по себе или взамен крупного бизнеса малый и средний бизнес двинуть экономику вперед не может. Это основная причина, по которой поддержка малого и среднего бизнеса в России в отрыве от промышленного развития страны оказалась неэффективной.


Однако, обладая определенными преимуществами, малый и средний бизнес является очень зависимым от общеэкономической ситуации и крупного бизнеса. Именно поэтому и необходимо принимать меры по его государственной поддержке.
При принятии решения о государственной поддержке малого и среднего бизнеса определяющее влияние на принятие решения, в первую очередь, оказывают социально-политические мотивы, а не просто экономическая эффективность. Но, что следует отметить, государственная поддержка не спасает от неустойчивости состояния малого предпринимательства. Даже в условиях развитой рыночной экономики малый и средний бизнес, как правило, с большими потерями проходит периоды экономических и финансовых кризисов, многие предприятия оказываются банкротами.


Поскольку в каждой стране имеются национальные и региональные особенности предпринимательской деятельности, модели поддержки малого и среднего бизнеса при всей общности задач имеют существенные различия. Однако в концептуальном плане модель взаимодействия местных органов с предприятиями малого и среднего бизнеса имеет общие типовые черты.


Как показал анализ, поддержка малого бизнеса в Японии и США носит существенно различный характер. В значительной степени это связано с социально-историческими особенностями национального развития, но эти модели поддержки в некотором смысле противостоят друг другу. В США приоритет отдается максимальному поощрению индивидуального действия и сугубо личной инициативы, в Японии – централизованному поощрению всяких кооперативных возможностей взаимной поддержки. Очевидно, что в России наиболее эффективным будет промежуточный вариант, учитывающий территориальные особенности организации малого бизнеса по регионам и даже муниципальным образованиям.


В качестве ключевых в государственной поддержке отечественного малого и среднего бизнеса выделяются следующие направления.

1) Совершенствование стратегии и тактики взаимодействия представителей малых предприятий и власти.

2) Совершенствование законодательства в области поддержки малого и среднего бизнеса.

3) Совершенствование механизмов, обеспечивающих малым предпринимательским структурам доступ к финансовым ресурсам.

4) Снижение административных барьеров на пути развития малого предпринимательства.

Вопросы для повторения

1. Раскройте основную роль малого и среднего бизнеса в развитых странах, перечислите общие причины, стимулирующие интенсивное развитие малого и среднего бизнеса в большинстве развитых стран мира.

2. Раскройте социально-экономическую роль малого и среднего бизнеса в России. Объясните, в чем заключаются особенности развития отечественного малого и среднего бизнеса и почему его развитие необходимо увязывать с развитием экономики России в целом ?

3. Перечислите общие экономические факторы развития, определяющие ситуацию в малой и средней фирме, которые должны быть учтены при разработке концептуальной модели их государственной поддержки.

4. Перечислите основные факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России и США, объясните различия в оценке их значимости предпринимателями указанных стран.

5. Перечислите основные трудности, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели при осуществлении своей деятельности? Определите их приоритетность на примерах результатов проведенных опросов, представленных в настоящем пособии.

6. Раскройте основные формы государственной поддержки малого бизнеса, используемые в Японии и США. Поясните в чем, заключаются существенные отличия между этими двумя моделями поддержки, и чей опыт наиболее подходит для России.

7. Перечислите ключевые направления в государственной поддержке отечественного малого и среднего бизнеса, раскройте основное содержание каждого направления.

8. Назовите главную причину взаимного недоверия предпринимателей и властей, раскройте пути разрешения сложившейся ситуации.

9. Раскройте основные проблемы в совершенствовании законодательства в области поддержки малого и среднего бизнеса и пути их решения.

10. Поясните, в чем заключаются проблемы обеспечения доступа малых предпринимательских структур к финансовым ресурсам, и как они могут быть решены?

11. Поясните, в чем заключаются административные барьеры на пути развития малого предпринимательства, и как они могут быть преодолены?

Наши рекомендации